Научная статья на тему 'Взаимодействие высшего и общего образования'

Взаимодействие высшего и общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОДГОТОВКА ФИНАНСИСТОВ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛЕКЦИИ / МАСТЕР-КЛАССЫ / СЕМИНАРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО СО ШКОЛАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафуанов Рафаэль Махмутович, Фархтдинов Ринат Танзлгилимович, Колганов Евгений Алексеевич

Статья посвящена актуальным проблемам создания модели взаимодействия между высшим и общим образованием, повышению финансовой грамотности школьников, их родителей, педагогов.Университет активно вовлекает в движение по повышению финансовой грамотности финансовые структуры и государственные органы.Развивается сотрудничество со школами в онлайн-среде, проводятся вебинары со школами всех районов города.Осуществляется взаимодействие высшего и общего образования в различных образовательных проектах, олимпиадах и иных интеллектуальных состязаниях.Раскрывается опыт совместной работы с организациями общего образования в целях повышения финансовой грамотности детей: в школах города Уфы читаются лекции, проводятся открытые уроки, мастер-классы, деловые игры, конкурсы для школьников. В рамках Проекта Министерства финансов России и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» проводятся Всероссийская неделя сбережений и Неделя финансовой грамотности.Большой потенциал для взаимной работы по повышению финансовой грамотности школьников имеет добровольческое студенческое движение.Проводятся семинары для учителей истории, обществознания и экономики; русского языка и литературы; биологии и экологии; немецкого языка; родных языков; химии; физики; географии; а также для заведующих дошкольными образовательными учреждениями Уфы.Финансовый университет рассматривает повышение финансовой грамотности школьников, их родителей, педагогов в качестве своей естественной задачи. Многое из того, что делается, это ответ на вызовы риски, с которыми население страны сталкивается в повседневной деятельности. Филиал считает, что успешность человека и коллектива заключается в том, насколько адекватно и эффективно он реагирует на меняющиеся условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафуанов Рафаэль Махмутович, Фархтдинов Ринат Танзлгилимович, Колганов Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF HIGHER AND GENERAL EDUCATION

The article is devoted to the actual problems of creating a model of interac-tion between higher and general education, improving the financial literacy of students, their parents and teachers.The University actively involves financial institutions and public authorities in the movement to improve financial literacy.Cooperation with schools in the online environment is developing, webinars are held with schools in all districts of the city.Interaction of higher and general education in various educational projects, competitions and other intellectual competitions is carried out.The experience of joint work with organizations of general education in or-der to improve the financial literacy of children is revealed: lectures, open les-sons, master classes, business games, competitions for students are held in schools of Ufa. Within the framework of the project of the Ministry of Finance of Russia and the International Bank for Reconstruction and Development«Promotion of financial literacy of the population and development of financial education in the Russian Federation» All-Russian Savings Week and Financial Literacy Week are held.The volunteer student movement has a great potential for mutual work to improve the financial literacy of students.Seminars are held for teachers of History, Social Science and Economics; Russian language and Literature; Biology and Ecology; German language; native languages; Chemistry; Physics; Geography; as well as for heads of pre-school educational institutions of Ufa.The Financial University considers the improvement of financial literacy of schoolchildren, their parents, teachers as its natural task. Much of what is be-ing done is a response to the challenges: risks faced by the population in their daily activities. The Branch believes that the success of a person and a team consists in their adequate and effective reaction to changing conditions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие высшего и общего образования»

Развитие образования

Сафуанов Р.М. Safuanov R.M.

доктор экономических наук, профессор, директор Уфимского филиала ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Уфа, Российская Федерация

Фархтдинов Р.Т. Farkhtdinov КТ.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Уфимского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Уфа, Российская Федерация

Колганов Е.А. Kolganov E.A.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Уфимского

филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 378.189.063

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам создания модели взаимодействия между высшим и общим образованием, повышению финансовой грамотности школьников, их родителей, педагогов.

Университет активно вовлекает в движение по повышению финансовой грамотности финансовые структуры и государственные органы.

Развивается сотрудничество со школами в онлайн-среде, проводятся вебинары со школами всех районов города.

Осуществляется взаимодействие высшего и общего образования в различных образовательных проектах, олимпиадах и иных интеллектуальных состязаниях.

Раскрывается опыт совместной работы с организациями общего образования в целях повышения финансовой грамотности детей: в школах города Уфы читаются лекции, проводятся открытые уроки, мастер-классы, деловые игры, конкурсы для школьников. В рамках Проекта Министерства финансов России и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» проводятся Всероссийская неделя сбережений и Неделя финансовой грамотности.

Большой потенциал для взаимной работы по повышению финансовой грамотности школьников имеет добровольческое студенческое движение.

Проводятся семинары для учителей истории, обществознания и экономики; русского языка и литературы; биологии и экологии; немецкого языка; родных языков; химии; физики; географии; а также — для заведующих дошкольными образовательными учреждениями Уфы.

Финансовый университет рассматривает повышение финансовой грамотности школьников, их родителей, педагогов в качестве своей естественной задачи. Многое из того, что делается, это ответ на вызовы — риски, с которыми население страны сталкивается в повседневной деятельности. Филиал считает, что успешность человека и коллектива заключается в том, насколько адекватно и эффективно он реагирует на меняющиеся условия.

Ключевые слова: взаимодействие высшего и общего образования, модели взаимодействия,

Development of education

подготовка финансистов, финансовая грамотность, лекции, мастер-классы, семинары для учителей, сотрудничество со школами.

INTERACTION OF HIGHER AND GENERAL EDUCATION

The article is devoted to the actual problems of creating a model of interac-tion between higher and general education, improving the financial literacy of students, their parents and teachers.

The University actively involves financial institutions and public authorities in the movement to improve financial literacy.

Cooperation with schools in the online environment is developing, webinars are held with schools in all districts of the city.

Interaction of higher and general education in various educational projects, competitions and other intellectual competitions is carried out.

The experience of joint work with organizations of general education in or-der to improve the financial literacy of children is revealed: lectures, open les-sons, master classes, business games, competitions for students are held in schools of Ufa. Within the framework of the project of the Ministry of Finance of Russia and the International Bank for Reconstruction and Development «Promotion of financial literacy of the population and development of financial education in the Russian Federation» All-Russian Savings Week and Financial Literacy Week are held.

The volunteer student movement has a great potential for mutual work to improve the financial literacy of students.

Seminars are held for teachers of History, Social Science and Economics; Russian language and Literature; Biology and Ecology; German language; native languages; Chemistry; Physics; Geography; as well as for heads of pre-school educational institutions of Ufa.

The Financial University considers the improvement of financial literacy of schoolchildren, their parents, teachers as its natural task. Much of what is be-ing done is a response to the challenges: risks faced by the population in their daily activities. The Branch believes that the success of a person and a team consists in their adequate and effective reaction to changing conditions.

Keywords: interaction of Higher and General education, financial literacy, lectures, master classes, seminars for teachers, cooperation with schools.

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации имеет значительный опыт совместной работы с организациями общего образования в целях повышения финансовой грамотности школьников, педагогов и родителей [1].

Наиболее значительной с точки зрения создания самой модели взаимодействия между высшим и общим образованием для филиала является работа в рамках федеральных образовательных проектов [2].

Безусловно, одной из важнейших целей взаимодействия со школами является эффективная профориентация, в результате которой у школьников должны сформироваться четкие представления о будущей профессии.

Отбор и подготовка молодёжи к профессиональной деятельности в этой важной и интересной сфере должна начинаться задолго до поступления в вуз, а обучение должно быть

многоуровневым, постоянным [3].

В этих целях мы обратили особое внимание на поиск и внедрение новых форм взаимодействия и сотрудничества со школами республики.

Филиал уже несколько лет является официальным партнером проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в рамках которого проводятся Всероссийские недели сбережений и Недели финансовой грамотности [1].

Взаимодействие высшего и общего образования в различных образовательных проектах является широко известной практикой [4]. Филиал не просто взаимодействует с образовательными организациями республики, но и активно вовлекает в движение по повышению финансовой грамотности школьников, педагогов и родителей финансовые структуры

Bulletin USPTU. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 3 (25), 2018

и государственные органы. В тесном сотрудничестве с Министерством образования, Министерством финансов Республики Башкортостан, Администрацией городского округа город Уфа филиалу удалось сформировать структуру взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений финансового сектора и образовательного сообщества. Филиал наработал опыт выполнения задач от формирования общей стратегии и единого плана действий до методической и консультационной поддержки, распространения передовых практик. Это позволило вывести движение по развитию финансовой грамотности в регионе на федеральный уровень. Значимая часть этой работы проводится в городе Уфе.

В рамках IV Всероссийской недели сбережений, проходившей в октябре 2017 года при поддержке Управления образования Администрации городского округа город Уфа, преподавателями филиала были проведены семинары по тематике Недели для 888 учителей истории, обществознания и экономики; русского языка и литературы; биологии и экологии; немецкого языка; родных языков; химии; физики; географии; а также — для заведующих дошкольными образовательными учреждениями Уфы.

В рамках Недели финансовой грамотности с 9 по 12 апреля 2018 года филиал совместно с Управлением образования Администрации городского округа город Уфа и Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан организовали масштабный «образовательный десант». Лекции, открытые уроки, мастер-классы, деловые игры были проведены в 115 школах города Уфы для 3309 школьников 5-11 классов. Занятия охватывали широкий спектр тем, формирующих активную сознательную позицию в отношении собственного финансового благополучия.

Для увлеченных экономическими знаниями школьников филиалом был организован турнир по финансовым боям — «Финтур». В нем приняли участие школьники из 7 районов города Уфы. Они состязались в знаниях о финансовых услугах, функциях финансовых организаций, мерах противодействия финансовым мошенничествам, во владении финан-

Развитие образования

совыми терминами. Некоторые руководители команд обратились к нам с предложением сделать турнир систематическим, ежегодным. Планируется развивать это направление работы со школами.

Филиал развивает сотрудничество со школами и в онлайн-среде. 11 и 19 апреля 2018 года был проведен вебинар для школьников «Ты в мире экономики: типичные ошибки и правила финансового поведения». К ве-бинару подключились 68 школ всех районов города Уфы, его прослушали почти 3 тысячи школьников.

Большой потенциал для взаимной работы по повышению финансовой грамотности школьников имеет добровольческое студенческое движение [5]. Общение студентов с детьми имеет иную эмоциональную окраску, чем с преподавателями. Они ближе друг к другу. Эмоциональная близость особенно важна для ребят, оказавшихся в непростых жизненных условиях. Студенты-волонтеры Уфимского филиала предложили свои возможности и знания руководителям Детского дома № 1 и Детского дома № 9 города Уфы, Республиканского инженерного лицея-интерната, Центра образования № 10 и провели в этих учреждениях уроки по личному финансовому планированию.

В 2017 учебном году в филиале работала общедоступная бесплатная «Школа молодого финансиста». И хотя она была организована для старшеклассников, в ней с удовольствием занимались школьники начиная с 6 класса.

Важным направлением вовлечения детей в область финансовых знаний педагогический коллектив считает организацию интеллектуальных состязаний для школьников. Уфимский филиал Финуниверситета является площадкой для проведения олимпиады Финуниверситета «Миссия выполнима. Твое призвание — финансист!», а также отборочных и заключительных этапов Междисциплинарной олимпиады школьников имени В.И. Вернадского и Межрегиональной экономической олимпиады имени Н.Д. Кондратьева. Талантливые школьники 8-11 классов имеют возможность продемонстрировать свои знания, наработать весомые преференции для поступления в высшие учебные заведения [1].

- 149

Development of education

Для продвижения финансовых знаний среди школьников филиал использует возможности образовательных выставочных площадок. С 23 по 26 октября 2017 года Уфимский филиал Финуниверситета принял участие в Уфимском международном салоне образования «Образование будущего». В рамках салона преподавателями филиала были проведены для школьников, посетивших выставку: интерактивная игра «Школа молодого бухгалтера», психологическое тестирование «Определение профессионального профиля», мастер-класс «Блок-чейн технология» [1].

Студенты филиала продемонстрировали действующий макет мини-фермы для май-нинга валюты. Филиал награжден дипломом II степени Уфимского международного салона образования и дипломом победителя в номинации «За высокий уровень организации финансовой грамотности с абитуриентами». Также мы используем возможности выхода на аудиторию школьников в рамках специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера. Спорт».

Ежегодно Уфимский филиал Финуни-верситета принимает участие во Всероссийском фестивале науки «NAUKA 0+». 26-27 октября 2018 года на центральной площадке Академии наук Республики Башкортостан

Список литературы

1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Об утверждении Перечня олимпиад и иных интеллектуальных состязаний в Финансовом университете на 2017/2018 учебный год. [Электронный ресурс]: [приказ Финансового университета от 13.10.2017 г. №1858/о] / Сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. - Режим доступа: www.fa.ru

2. Йылмаз Е.В., Иванов М.В. Разработка системы государственных мер по повышению финансовой грамотности населения в сфере банковской деятельности // Реструктуризация экономики и инженерное образование: Проблемы и перспективы развития: Сборник трудов науч. практ. конф. с международным участием. - СПб., 2015. - С. 157-163.

состоялась презентация Уфимского филиала Финуниверситета. На площадках филиала прошли открытые лекции на актуальные темы о кейс-технологиях в образовательной деятельности и современных альтернативах банковскому потребительскому кредиту. Научно-практические семинары помогают участникам сделать первые шаги в науке, а конференция с выступлениями преподавателей, студентов и магистрантов открывает двери в мир управленческих знаний. На фестивале науки участники могли пообщаться друг с другом, с преподавателями, студентами и магистрантами филиала.

Важной формой организационного оформления совместной работы со школами является предоставление им статуса базовых и партнерских школ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что перечисленные направления и формы работы не исчерпывают всего арсенала взаимодействия Финансового университета с системой общего образования. Уфимский филиал наряду с улучшением взаимодействия по упомянутым направлениям, будет предлагать партнерам новые направления и формы сотрудничества.

3. Терещенко Е.А. Институциональные механизмы повышения финансовой грамотности молодежи и эффективности защиты прав потребителей // Гуманитарные и юридические исследования. - 2017. - № 3. - С. 185-190.

4. Моисеева Д.В., Дулина Н.В., Плешакова И.Г. Повышение финансовой грамотности населения как новая задача высшего образования // Актуальные вопросы профессионального образования - 2017. - № 4 (9). - С. 66-71.

5. Мусаева З.И. Повышение финансовой грамотности: актуальность в условиях экономической нестабильности // Финансы. - М., 2016. - № 5. - С. 76-79.

6. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие. - М.: РУ-САЙНС, 2016. - 140 с.

7. Фахруллина А.Р. Информационная поддержка управления процессами взаимодействия в образовательно-производственной

ВШкйп USPTU. Science, е^сайоп, есопоту. Series есопоту. № 3 (25), 2018

среде: дис. ... канд. тех. наук. - Уфа, 2015.

- 168 с.

8. Артемьев А.А., Порошков И.В. Необходимость выделения и развития принципа формирования финансовой грамотности населения в банковской сфере // Российское предпринимательство - 2008. - Том 9. - № 11.

- С. 16-20.

References

1. The Russian Federation. The Ministry of Education and Science. Financial University under the Government of the Russian Federation. On the Approval of the List of Olympiads and Other Intellectual Contests at Financial University for 2017/2018 academic year. [Electronic resource]: [the order of Financial University of 13.10.2017 №1858 / o] / The website of Financial University un-der the Government of the Russian Federation.

- Mode of access: www.fa.ru

2. Yilmaz E.V., Ivanov M.V. The Development of a System of State Measures to Improve Financial Literacy of the Population in the Field of Banking // The Restructuring of the Economy and Engineering Education: Prob-lems and Perspectives of Development: Collection of Scientific Works of the Practical Conference with International Participation. - St. Petersburg, 2015. - P. 157-163.

Развитие образования

3. Tereschenko E.A. Institutional Mechanisms for Improving Financial Literacy of Young People and Effectiveness of Consumers' Protection / Humanitarian and Legal Research - 2017.

- № 3. - P. 185-190.

4. Moseeva D.V., Dulina N.V., Pleshakova I.G. Improving Financial Literacy of the Population as a New Objective of Higher education // Topical Issues of Professional Education. - 2017. - № 4 (9). - P. 66-71.

5. Musayeva Z.I. Improving Financial Literacy: Relevance in Conditions of Economic Instability // Finance. Publishing House: Financial University under the Government of the Russian Federation. - M., 2016. - № 5. - P. 76-79.

6. Igonina L.L. The Financial System and Economic Development. - M.: RUS-YNS, 2016.

- 140 p.

7. Fakhrullina A.R. Information Support of Management of Interaction Processes in the Educational and Production Environment : Thesis of Candidate of Technical Sciences. - Ufa, 2015.

- 168 p.

8. Artemyev A.A., Poroshkov I.V. The Necessity of Selection and Develop-ment of the Principle of Forming Financial Literacy of the Population in the Banking Sector // Russian Entrepreneurship. - 2008. - Vol. 9. - № 11. - P. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.