МОДЕРНИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
19
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Бондырева Ирина Борисовна
кандидат экономических наук, доцент. Ярославский государственный технический университет,
кафедра «Экономика и управление»
г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В представленной статье отмечается необходимость развития интеграционных форм, объединяющих потенциал образовательных и производственных структур, формирования эффективных экономических отношений между предприятиями и вузами, повышение роли государства в кадровом обеспечении инновационной деятельности.
Ключевые слова: предприятие; воспроизводство кадров; экономические интересы; формы взаимодействия; целевая подготовка кадров; образовательные проекты
Код УДК: 378.14
Annotation. The article is about the necessity of the development of integration forms that unite the potential of educational and production structures, the necessity of the formation of effective economic relations between enterprises and institutes of higher education, the necessity of the increasing state participation in providing personnel for innovative activity.
Keywords: enterprise; reproduction of staff; economic interests; forms of cooperation; training of staff; educational projects
В период модернизации экономики России актуальной проблемой является совершенствование системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием. Современное развитие экономики требует перестроения системы образования. Это объясняется, во-первых, тем, что необходимо восстанавливать материальное производство, которое требует в условиях научно-технического прогресса новых знаний и навыков; во-вторых, нужно ликвидировать диспропорции в территориальном развитии и уменьшить отток жителей с периферии и, в-третьих, обязательным условием разностороннего и масштабного перестроения страны является развитие инфраструктуры (дорог, транспорта, связи, коммуникаций и т.д.), связанное с тем же оттоком жителей из сельской местности.
Современная научно-техническая революция значительно изменила материально-технические условия производства и жизни. Важным следствием научно-технического прогресса является глубокое изменения в структуре, содержании и характере запаса знаний, навыков рабочей силы. В условиях усложнения технологий и расширения объема научно-технической информации, которая должна использоваться в процессах массового производства продукции, значение сферы образования в развитии производства существенно повышается. Пока промышленность
использовала неквалифицированный труд, система образования была слабо связана с производством. По своей сути подготовка инженеров, техников и квалифицированных рабочих не носила организованного характера. Как правило, она осуществлялась на самом предприятии в процессе производства. Положение изменилось, когда организация производства стала невозможным без использования высококвалифицированной рабочей силы. В России в эпоху индустриализации при крупных промышленных предприятиях были созданы базовые профессиональные училища, техникумы, втузы. Прорывы в науке, производстве, культуре были созданы благодаря строго централизованной государственной системе образования. В период перестройки систему попытались усовершенствовать. Был введен, например, такой механизм, как целевая подготовка специалистов на основе договоров с соответствующими министерствами и ведомствами. Но задуманные нововведения до конца осуществить не удалось.
Современная ситуация на рынке труда предъявляет серьезные требования к подготовке кадров в системе высшего профессионального образования. Все более востребованными становятся компетентные выпускники ВУЗов, способные эффективно работать в новых динамически изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе их подготовки главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность.
При переходе к инновационному развитию экономики обеспечение новых требований к кадровому потенциалу становится ключевым направлением воспроизводства работников с высшим образованием. Среди этих требований можно выделить, на наш взгляд, основные: компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность.
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями и навыками, но и способен реализовать и постоянно реализует их в работе.
Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, обладает творческим потенциалом саморазвития. Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентаций.
Компетентность предполагает наличие у человека внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей работе как к ценности. Любая модель компетенций останется нежизненной без сильного желания специалиста преуспеть и его стремления идти к намеченной цели, невзирая на субъективные и объективные сложности. Поэтому основной задачей системы образования является формирование у студентов самомотивации, что позволит им в дальнейшем максимально раскрыть индивидуальные способности и претендовать на достойную занятость.
Адаптивность - это способность человека быстро приспособиться к изменяющимся внешним условиям, новой ситуации и требованиям. Речь идет о гибкости, выносливости, умении выполнять задания достаточно быстро, но не опережая время, действуя по обстановке.
Под мобильностью понимается способность гражданина к перемене его трудовых функций по форме, содержанию и местоприложению на основе сознательного выбора и условий для его реализации. Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и в пространстве одновременно.
Закон перемены труда, введенный в научный оборот К. Марксом в первом томе «Капитала», устанавливает объективную, непрерывно усиливающуюся зависимость между уровнем развития производительных сил, с одной стороны, и функциями работников, общественными комбинациями процесса труда - с другой [1, с. 498-499]. Этот закон вступает в полную силу на стадии крупной
крупной промышленности и, по мере развития индустриального, а затем и постиндустриального общества, заявляет о себе все более мощно.
Сегодня действие закона перемены труда проявляется как в вертикальной, так и в горизонтальной профессиональной мобильности. При этом условия российской экономической жизни в последние годы были таковы, что, наряду с восходящей мобильностью, проявлялись довольно сильные тенденции к мобильности нисходящей.
Инновационность - это способность к усовершенствованиям, созданию нового в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый метод, прием и т.д.), обладание навыками участия в проектных мероприятиях. Развитие инновационности происходит в пространстве всей мировой цивилизации, при этом решающая роль в этом процессе принадлежит высшему образованию, которое имеет возможность создать предпосылки для того, чтобы личность, ориентируясь на образцы, нашла свое место, научилась преобразовывать традиции, видеть перспективу.
Основные факторы, обуславливающие значимость инновационной деятельности и развитие инновационности в образовании достаточно подробно изложены в монографии наших соседей, ученых из Костромы В.В. Чекмарева и Ю.В. Беляевой, посвященной исследованию закономерностей развития экономического потенциала и инновационной активности образовательных систем [2, с. 83-104]. Однако, в связи с развитием инновационности, следует обратить внимание и на тот факт, что в ходе реформ в нашей стране произошли большие потери в целях и ценностях, которые вкладываются в массовое сознание. В студенческой среде постепенно проявляются негативные тенденции: складывается утилитарный тип мышления, невостребованные творческие способности в условиях культа потребления постепенно угасают, торжествует идеология индивидуализма, отрицающая высокие достижения человеческого интеллекта и соответственно сам дух инновационности.
И это происходит в тот период, когда Россия стала активно включаться в глобализационные процессы, а руководство страны выступило с рядом инициатив, рассматривая стимулирование инновационной деятельности как важное средство активизации здоровых источников экономического роста. Полнее реализовать свои возможности, повысить качество жизни возможно только при условии, если люди умеют встроиться в те требования, которые выдвигает интернационализация социально-экономических отношений.
С одной стороны, приведенные выше требования можно рассматривать в рамках нормативной экономики по принципу «как должно быть», но вместе с тем они фиксируют императивы реальной жизни, в которой все сильнее просматриваются черты постиндустриального общества.
Большое влияние на выравнивание социально-экономического положения регионов оказывает местоположение вузов, поскольку сохраняется тенденция оттока наиболее квалифицированной части специалистов в регионы с более высоким уровнем жизни.
Межрегиональная «утечка мозгов» из периферии в центр, как и отсутствие возвратной миграции после окончания ВУЗа из столичных городов в провинцию, объективна, так как в их основе лежат существенные территориальные неравенства в уровне жизни центра и периферии. Одним из основных факторов при выборе центра получения образования выступает транспортная доступность. Зачастую, только исходя из транспортной доступности, выпускник средней школы, а чаще его родители производят выбор ВУЗа. Вместе с тем, более низкий конкурс, обеспеченность общежитиями, наличие родственников могут компенсировать худшую территориальную доступность и, в конечном счете, оказать определяющее воздействие на направление миграции. В настоящее время многие столичные технические вузы открывают свои филиалы в регионах,
где активно работают предприятия топливно-энергетического комплекса. То есть можно сказать, что идет процесс адаптации вузовской сети к потребностям производства.
Достижение положительных результатов реформ в области высшего образования возможно при достижении соответствия между структурой выпуска из вузов и структурой спроса на кадры высшей квалификации на рынке труда. В свою очередь, это может быть достигнуто только за счет совершенствования планирования приема в высшие учебные заведения.
На основе требований современной экономики можно выдвинуть ряд предложений по модернизации высшей школы, а именно:
• устанавливать связь и усиливать взаимодействие между промышленными предприятиями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования не только по подготовке планов приема, но и по последующему трудоустройству;
• ввести систему распределения выпускников высших учебных заведений, получивших образование на бюджетной основе. В современной России, несмотря на наличие большого числа по сути региональных высших учебных заведений (педагогических, сельскохозяйственных, медицинских и т.д.), такой политики, по существу, нет, как нет и эффективной региональной политики в сфере подготовки кадров высшей квалификации. В результате высшие учебные заведения зачастую работают без учета ситуации на региональных рынках труда, а их выпускники остаются маловостребованными;
• ввести систему возврата выпускником государству потраченных бюджетных средств на его обучение, в случае если выпускник отказывается работать по месту распределения;
• проводить мониторинг рынка труда, прогнозировать потребности в квалифицированных кадрах и корректировать планы приема в зависимости от показателей трудоустройства.
В настоящее время можно отметить наметившуюся тенденцию к интеграции предприятий и образовательных учреждений высшего профессионального образования Ярославской области по подготовке кадров для инновационного развития. Такое сотрудничество предполагает совместную деятельность, при которой согласовываются интересы и (или) цели сотрудничающих сторон для более полного использования каждой своих и совместных потенциальных возможностей. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения ученых-экономистов о том, что на пороге XXI века сотрудничество оказывается «и условием выживания и фактором всестороннего прогресса» [3, с. 123]. Ниже приведены примеры сотрудничества крупных предприятий с учебными заведениями Ярославской области (табл.1).
Увеличивается число договоров о целевой подготовке кадров, а также возникают учебные центры совместно с иностранными компаниями («Комацу» (Япония), «Никомед» (Дания)). Иностранные предприятия стремятся не только к расширению экспорта продукции, но и к созданию своего производства в России. Как правило, они приходят в перспективные отстающие отрасли промышленности, например, в производство строительных и дорожных машин, фармацевтическую промышленность, полиграфию и т.д. Создание производства на развивающихся рынках с невысокой конкуренцией и снижение затрат невозможно обеспечить без квалифицированных кадров всех уровней подготовки.
В свою очередь для осуществления таких проектов требуется объединение усилий ученых разных научных направлений, в Ярославской области организована ассоциация трех вузов: Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославского государственного технического университета и Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева. Сравнительная оценка позволяет сформулировать вывод о предпочтительности ассоциации вузов, ориентированных на обеспечение не только системы образования,
но и экономики региона в целом. Ассоциация, имеющая сетевую структуру, позволяет эффективно обеспечивать достижение положительного эффекта синергии [4].
Таблица 1
Интеграция предприятий и вузов по подготовке кадров
Наименование учебного заведения Наименование предприятия Формы сотрудничества (количество учащихся)
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П. А. Соловьева ОАО «НПО «Сатурн» Договоры о целевой подготовке (150 человек)
ОАО «Ярославский радиозавод»
ОАО «Автодизель»
ОАО «Ростовский оптико-механический завод»
Ярославский государственный технический университет ОАО «Славнефть-ЯНОС» Договоры о целевой подготовке (10 и 25 человек)
ОАО «Ярнефтехимстрой»
Завод «Комацу» в г. Ярославле Создание учебного центра на базе ЯГТУ (60 человек)
Ярославская государственная медицинская академия ЗАО «Р-фарм» Создание учебного центра (совместно с ЯГТУ)
Компания «Никомед»
Таким образом, сотрудничество можно рассматривать как метод активной адаптации во внешней среде и как фактор конкурентного преимущества для взаимодействующих организаций, позволяющий получать обоюдную пользу.
Анализ опыта сотрудничества предприятий с учебными заведениями позволил выявить основные предпосылки возникновения корпоративного заказа на подготовку кадров:
• предприятие является крупной структурой, занимающей устойчивое положение на рынке и имеющее перспективы дальнейшего развития;
• высокий профессиональный уровень первых лиц компании, ориентирующих работу кадровых служб на решение перспективных задач;
• развитие интереса у молодежи к технике и техническому творчеству, повышение престижности инженерного образования. Как справедливо указывают многие исследователи (Галагян А.И., Дятлов С.А., Пузыня К.Ф.), особая роль в развитии инновационной экономики принадлежит высшей технической школе, которая призвана обеспечивать формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала общества. Это основа для перехода страны на новый технологический уклад. Экономический потенциал страны зависит от способности общества, главным образом молодежи, творчески мыслить, быть научно и технически образованной, уметь ставить цели и добиваться их достижения;
• государство через систему институтов побуждает предприятия к заключению договора с образовательными учреждениями о подготовке кадров (лицензирование, введение обязательных норм и др.).
Выгоды для высшего учебного заведения при реализации образовательных проектов очевидны: повышение уровня трудоустройства выпускников, их более быстрая адаптация к производственной жизни; рост квалификации преподавательского состава; обновление материально -технической базы; расширение возможности проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ.
Однако на сегодняшний день реализация образовательных проектов, внедрение корпоративного заказа вызывает у многих скептицизм, недоверие и даже открытое противодействие. Причин такой ситуации несколько:
• во-первых, многие предприятия возлагают задачу подготовки кадров полностью на государство, считая, что сложившуюся десятилетиями систему государственного заказа не нужно менять. Такой иждивенческий подход вряд ли позволит решить задачу обеспечения непрерывного образования в большинстве профессий;
• во-вторых, первые руководители не уделяют должного внимания перспективным направлениям деятельности, подготовке кадров для будущего, так как озабочены решением проблемы выживания в связи с падением спроса на продукцию и преодолением последствий финансового кризиса;
• в-третьих, существующее недоверие к системе высшего образования как социальному институту. За период реформ высшая школа во многом утратила присущий ей инновационный потенциал, в ряде исследований отмечается ее консерватизм, укоренившееся небрежение к вопросам применения знаний [5, с. 304];
• в-четвертых, высшее образование само не прилагает достаточных усилий, чтобы получить корпоративный заказ. Нет рекламы деятельности, действенной мотивации профессорско-преподавательского состава [6, с. 98].
Анализ факторов, препятствующих реализации корпоративного заказа и разработка основных направлений смягчения этих факторов должны стать предметом пристального рассмотрения ученых, озабоченных проблемами модернизации высшего образования. Изучение имеющегося опыта, разработка организационных форм взаимодействия высшего образования и производства, развитие эффективных экономических отношений между субъектами производства и потребления образовательных услуг позволят создать предпосылки для решения задачи подъема российской экономики на основе нового технологического уклада.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; [предисловия Ф. Энгельса]. - М.: Политиздат, 1988. - Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала. - 891 с. .
2. Чекмарев В.В. Исследование закономерностей развития экономического потенциала и инновационной активности образовательных систем / В.В. Чекмарев, Ю.В. Беляева. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н А. Некрасова, 2008. - 383 с.
3. Экономическая теория на пороге XXI века - 3: Экономическая цивилизация и научная экономия / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой. - М.: Юристъ, 2000. - 620 с.
4. Захаров П.Н. Синергия стратегий развития университетского комплекса региона: монография / П.Н. Захаров. - Владимир: Издательство ГОУ ВПО «ВГГУ», 2009. - 180 с.
5. Экономика знаний: монография / В.П. Колесов [и др. ]; отв. ред. В.П. Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 431 с.
6. Стратегии России: общество знаний или новое средневековье?: материалы международной научной конференции, 3-4 апреля 2008 года, г. Москва / под общ. ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - 248 с.