Научная статья на тему 'Взаимодействие ВолгГТУ с предприятиями реального сектора экономики в сфере дополнительного профессионального образования'

Взаимодействие ВолгГТУ с предприятиями реального сектора экономики в сфере дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / TECHNICAL SPECIALISTS / ANALYSIS OF DEMAND / ADVANCED TRAINING / INTERACTION OF UNIVERSITIES WITH ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеховцов В.В., Плотников А.С., Фетисова О.В.

В статье анализируются проблемы, с которыми столкнулась российская система дополнительного профессионального образования в постперестроечный период, указывается на важное значение этой системы для развития экономики, также и на зарубежном опыте, описываются меры, направленные правительством на повышение качества кадрового потенциала специалистов, в том числе внедрение «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста», приводятся итоги глобального мониторинга потребности Волгоградской области в специалистах и анализируются итоги деятельности системы дополнительного профессионального образования ВолгГТУ в 2017 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеховцов В.В., Плотников А.С., Фетисова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY WITH ENTERPRISES OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY IN THE SPHERE OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

The article analyzes the problems faced by the Russian system of additional vocational education in the post-perestroika period, points out the importance of this system for the development of the economy, as well as on foreign experience, describes measures taken by the government to improve the quality of the human resources of specialists, «Regional Standard of Staffing for Industrial Growth», the results of the global monitoring of the needs of the Volgograd Region in specialists and the results of the system of additional vocational education of VSTU in 2017 are presented.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ВолгГТУ с предприятиями реального сектора экономики в сфере дополнительного профессионального образования»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЛГГТУ

С ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ INTERACTION OF VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY WITH ENTERPRISES OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY IN THE SPHERE OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

в.в. шеховцов

Директор Института переподготовки и повышения квалификации Волгоградского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

10

v.v. shekhovtsov

Director of the Institute of Retraining and Professional Development of Volgograd State Technical University, Doctor of Technical Sciences, Professor

а.с. плотников

Заместитель директора Института переподготовки и повышения квалификации Волгоградского государственного технического университета, кандидат экономических наук

a.s. plotnikov

Deputy Director of the Institute for Retraining and Professional Development of Volgograd State Technical University, Candidate of Economic Sciences

о.в. фетисова

Доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Южного федерального университета, кандидат философских наук

o.v. fetisova

Associate Professor of the Department of Industrial and Applied Sociology, Southern Federal University, Candidate of Philosophy.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются проблемы, с которыми столкнулась российская система дополнительного профессионального образования в постперестроечный период, указывается на важное значение этой системы для развития экономики, также и на зарубежном опыте, описываются меры, направленные правительством на повышение качества кадрового потенциала специалистов, в том числе внедрение «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста», приводятся

итоги глобального мониторинга потребности Волгоградской области в специалистах и анализируются итоги деятельности системы дополнительного профессионального образования ВолгГТУ в 2017 году. ABSTRACT

The article analyzes the problems faced by the Russian system of additional vocational education in the post-perestroika period, points out the importance of this system for the development of the economy, as well as on foreign experience, describes measures taken by the government to improve the quality of the human resources of specialists, «Regional Standard of Staffing for Industrial Growth», the results of the global monitoring of the needs of the Volgograd Region in specialists and the results of the system of additional vocational education of VSTU in 2017 are presented.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Дополнительное профессиональное образование, технические специалисты, анализ востребованности, повышение квалификации, взаимодействие вузов с предприятиями. KEYWORDS

Additional vocational education, technical specialists, analysis of demand, advanced training, interaction of universities with enterprises.

1. Проблемы дополнительного профессионального

образования в постперестроечный период

В экономике каждой страны, а в особенности в экономиках развитых стран, дополнительному профессиональному образованию (ДПО) уделяется серьезное внимание. Причин тому несколько.

Во-первых, ежегодно в ряды специалистов предприятий реального сектора экономики вливается многотысячная армия выпускников вузов и колледжей, большинство из кото-

12

рых за время обучения получает достаточно современную теоретическую подготовку для работы по избранной специальности, но либо не имеет опыта практического приложения своих знаний и умений, либо этот опыт, полученный во время краткосрочных практик на предприятиях, чрезвычайно ограничен. Поэтому предприятия вынуждены организовывать доучивание, «доводку» молодых специалистов под специфику своего производства, что связано с потерей времени и средств.

Во-вторых, во всех отраслях машиностроения — в авиастроении, автостроении, судостроении, приборостроении и т.д. — постоянно возрастает сложность вновь создаваемых технических объектов. Механические системы заменяются мехатронными; в производственных процессов превалируют роботизированные комплексы. Та начальная подготовка, которую получили рабочие и специалисты этих компаний, с течением времени все более быстро оказывается недостаточной. Необходимо постоянное повышение уровня их квалификации для приобретения современных знаний, умений и навыков, и это становится все более и более актуальным. Во всем мире задачи «доводки» молодых специалистов и доведения до современного уровня квалификации действующего персонала решаются через систему дополнительного профессионального образования. Отсюда постоянное внимание к этой сфере со стороны передовых компаний. Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, так как (по опыту американских фирм) каждые 35 тысяч долларов, вложенные в образование, приносят прибыль в 1 миллион долларов [1, с. 33]. Американские компании расходуют на образование и профессиональную подготовку своего пер-

сонала не менее 60 миллиардов долларов в год [2, 3]. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность. Не меньшие в процентном отношении расходы на эти цели предусматривают также бюджеты Японии и Китая.

В СССР существовала развитая сеть специальных учреждений ДПО, которая в соответствии с утвержденными отраслевыми планами осуществляла периодическое повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров. Значительная часть этого дополнительного профессионального образования реализовывалась через специальные структурные подразделения вузов и ссузов. В целом система нормально функционировала и обеспечивала потребности народного хозяйства. Но распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к «спонтанному разрушению» отраслевой системы дополнительного профессионального образования. При этом обозначились следующие проблемы:

• недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (либо даже его полное отсутствие) для обучения персонала государственных корпораций или учреждений; отсутствие этого финансирования для обучения персонала частных компаний;

• сокращение вследствие этого прямых заказов на повышение квалификации или профессиональную переподготовку кадров руководителей и специалистов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;

• низкая оплата труда преподавательского состава институтов повышения квалификации, вынуждающая

614

их подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб росту профессиональной квалификации;

• недостаток средств на обновление материально-технической базы учебных заведений дополнительного профессионального образования и специальных подразделений вузов, вследствие этого — все меньшее соответствие имеющейся базы современным требованиям;

• переход от дополнительных профессиональных программ продолжительностью от 12 до 24 месяцев, в течение которых можно было по-настоящему довести квалификацию слушателей до современного мирового уровня, к краткосрочным программам из-за недостатка средств на обучение у предприятий и низкой платежеспособности населения.

Появилось множество негосударственных вузов, которые готовили специалистов главным образом экономических и гуманитарных направлений. Оплата труда технических специалистов на предприятиях снизилась. Технические специальности перешли в разряд непрестижных.

Как следствие, на работающих предприятиях стал резко ощущаться недостаток специалистов с современным уровнем подготовки, в особенности специалистов технического профиля.

2. Меры, направленные на повышение качества

кадрового потенциала специалистов

Нельзя сказать, чтобы правительство не видело этих проблем и не занималось ими. Так, в 2012 году утверждена Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 594 Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы. Ее целью было повышение

качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, — развитие индустрии наносистем, перспективных видов вооружения, военной и специальной техники, стратегических информационных технологий, ядерных технологий, транспортных и космических систем, повышение энергоэффективности и ресурсосбережения на предприятиях реального сектора экономики. Программа предусматривала совместную разработку программ обучения учеными вузов и специалистами предприятий и представление их на конкурс. По программам, успешно прошедшим конкурс, предусматривалось покрытие половины расходов на обучение из госбюджета. В России обучение по программе прошло 15 тысяч специалистов, по 5 тысяч в 2012-2014 годах, далее ее действие продлевалось еще на несколько лет. К сожалению, все наши попытки участия в этой программе закончились неудачей из-за того, что предприятия, вначале проявлявшие интерес к участию, в результате не находили даже половину средств на обучение персонала.

В настоящее время большую надежду на помощь в формировании в эффективной системы ДПО мы возлагаем на внедрение в регионе созданного Агентством стратегических инициатив «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» (разработан в соответствии с п. 16 протокола заседания Правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2). Активное внедрение этого стандарта осуществляется в наиболее промышленно развитых регионах России. Стандарт предполагает:

• разработку стратегии кадрового развития региона (обеспечивают Координационный совет при главе субъекта РФ и Департамент внутренней кадровой политики);

• глобальный мониторинг экономики региона, определение перечня и количественной потребности в необходимых профессиях для каждого предприятия, фирмы, компании на ближайшие 5-7 лет;

• разработку «Дорожной карты» по содействию в обеспечении промышленных предприятий региона кадрами (разрабатывает Комитет промышленности регионального правительства);

• заключение Соглашений о сотрудничестве между предприятиями и учебными организациями о повышении квалификации и профессиональной переподготовке персонала (особую роль здесь призваны сыграть опорные региональные университеты);

• разработку совместно с предприятиями в соответствии с их потребностями необходимых программ дополнительного образования и их реализацию.

3. Взаимодействие системы ДПО ВолгГТУ

с бизнесом и властными структурами региона

Для реализации этих задач в ВолгГТУ ведется работа по выстраиванию системы взаимодействия с бизнесом и властными структурами области [4, 5]. Создание такой системы предусматривается программой стратегического развития региона.

Комитетом промышленности и торговли Волгоградской областной администрации, возглавляемым Р.С. Бековым, в 2016 году проведен глобальный мониторинг экономики ре-

гиона, в результате чего определен перечень и количественная потребность в необходимых профессиях для каждого предприятия, фирмы, компании на ближайшие 6 лет. Обследованию было подвергнуто 96 наиболее значимых предприятий области. Наиболее общие результаты мониторинга отражены в табл. 1.

Таблица 1

Потребность Волгоградской области в рабочих и специалистах в 2016-2021 гг.

Отрасль 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Е

1. Добыча полезных ископаемых 60 48 50 51 53 52 314

2. Пищевые производства 70 68 86 67 62 63 416

3. Текстильное и швейное производства 165 131 120 119 134 140 809

4. Производство кокса и нефтепродуктов 9 10 4 8 8 10 49

5. Химическое производство 304 328 361 376 353 367 2089

6. Производство резиновых и пластмассовых изделий

7. Металлургическое производство 630 892 97 90 93 92 1894

8. Производство неметаллических минеральных продуктов 90 85 80 79 78 79 491

9. Производство машин и оборудования 437 581 599 595 599 605 3416

10. Производство электрического, электронного и оптического оборудования 25 44 46 53 45 44 257

11. Прочие производства 148 152 159 131 139 137 866

12. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 235 166 198 158 133 99 989

Итого по отраслям: 2173 2505 1800 1727 1697 1688 11590

618

Таким образом выявлено, что ежегодная потребность области в подготовке, повышении квалификации и профессиональной переподготовке составляет от 1700 до 2500 специалистов, а всего за 6 ближайших лет должно быть обучено 11590 работников.

На основе анализа этого материала сделаны выборки для учебных центров Института переподготовки и повышения квалификации (ИПиПК) по количеству необходимых специалистов в соответствии с профилем их программ и подготовлены письма на предприятия с предложениями по обучению.

Начиная с 2016 года активно ведется работа по заключению с компаниямирегиона соглашений о сотрудничествев области подготовки кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. На настоящий момент заключено 16 соглашений с крупными компаниями, среди которых — ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ОАО «Сады Придонья», АО «РИТЭК», ООО «Волгограднефте-маш», ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», ОАО «Себряковцемент», АО «Волжский трубный завод», АО СУАЛ, «Волгоградский алюминиевый завод», ПАО «МРСК Юга» — «Волгоградэнер-го», ОАО «ВолтайрПром», ООО «Концессии водоснабжения», ООО «Концессии теплоснабжения». На основе этих соглашений в 2017 году заключены договоры и обучено по дополнительным профессиональным программам 377 специалистов и руководящих работников.

Однако следует отметить, что эта цифра далека от ежегодной потребности региона, которая, в соответствии с данными таблицы 1, составляет не менее 1700 специалистов в год. Таким образом, процесс взаимодействия с предприятиями развивается медленно. Только часть из перечисленных компаний достаточно активно проводит

переобучение своих сотрудников. Это ОАО «Себряковце-мент», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». Рядом компаний — ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», АО «Волжский трубный завод», АО СУАЛ, «Волгоградский алюминиевый завод», ПАО «МРСК Юга» — «Волгоградэнерго» — обучено ограниченное число специалистов. Достаточно сложно налаживается сотрудничество с одним из самых крупных в Европе химических комбинатов, с ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», на котором, в соответствии с мониторингом, должны пройти переобучение свыше 1000 рабочих и специалистов, однако производственные проблемы постоянно отодвигают вопросы переобучения на второй план. С рядом компаний, которые проявили интерес к сотрудничеству и с которыми заключены соглашения, в 2017 году заключить договора не удалось, хотя осуществлять повышение квалификации специалистов необходимо на каждом предприятии.

4. Итоги деятельности системы ДПО ВолгГТУ в 2017 году

Итоги деятельности в 2017 году по предоставлению структурами ВолгГТУ населению и работникам предприятий Волгоградской области и других регионов России услуг дополнительного образования можно охарактеризовать как удовлетворительные. Общий объем поступлений по всему вузу с филиалами достиг рекордной за все годы суммы в 65,76 миллиона рублей, что на 3% превышает сумму поступлений в 2016 году.

Положение представляется удовлетворительным потому, что хотя и минимальный прирост в 3%, но все же имеется. В действительности для вуза желательна цифра не менее 10%. Однако современная сложная финансо-

вая ситуация, затянувшийся выход из демографической ямы способствовали тому, что финансовые результаты деятельности вуза по основным образовательным программам оказались ниже прошлогодних, причем в ряде случаев — существенно ниже. Практически прекращает существование вечерняя форма обучения. Все меньше обучается студентов, получивших среднее профессиональное образование и продолжающих в нашем вузе обучение по ускоренной форме. Число студентов, желающих получить одновременно с первым второе высшее образование, упало вдвое. Серьезно упала численность контрактников. Таким образом, контингент студентов на основных образовательных программах постоянно уменьшается. Причиной тому — продолжительная многолетняя демографическая яма и многолетнее же падение уровня подготовки в средней школе в связи с использованием ЕГЭ. Как итог, в вузе ежегодно осуществляется процедура «оптимизации» численности преподавательского состава, от чего тает кадровый потенциал вуза.

Как один из возможных выходов из этой ситуации усилия преподавателей возможно было бы перенаправить на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников предприятий и фирм региона, зарабатывать таким образом средства для вуза и повышать средний уровень зарплаты, но заключение договоров на обучение с предприятиями все более и более затрудняется. Предприятия объясняют это сложной собственной финансовой ситуацией.

Промышленность Волгоградского региона в настоящее время преодолевает последствия депрессии. Во времена Советского Союза в Волгоградской области был сосредоточен

целый ряд промышленных гигантов в области машиностроения и производства химической продукции — крупнейший в Европе завод по производству гусеничных сельскохозяйственных тракторов (ВгТЗ), крупный моторный завод (ВМЗ), один из крупнейших в Европе металлургических комбинатов («Красный Октябрь»), крупнейший алюминиевый завод, для которого и была возведена Волжская ГЭС, производственное объединение «Химпром» и многие другие предприятия. Все они или полностью прекратили существование, или работают на мизерную часть своих былых мощностей. В области был развит агропромышленный комплекс — большие территории отводились под орошаемое земледелие, в Заволжье большие площади занимали плантации помидоров, огурцов, цветной капусты и других овощей. На полную мощность работало судостроение. Волгоградский аэропорт был крупным транспортным узлом, осуществлявшим авиасообщение со многими городами страны. В настоящее время эти отрасли экономики перестраиваются и преодолевают последствия депрессии.

Вследствие того, что на протяжении длительного времени многие предприятия машиностроительной и других отраслей не работали, кадровый потенциал опытных производственных специалистов региона существенно упал. Ввиду отсутствия работы по специальности они переключились на другие виды деятельности либо стали работать в других регионах. Поэтому теперь, когда экономика области пытается возрождаться, ощущается существенный недостаток специалистов, в особенности специалистов технического профиля. В стране и в области наблюдается переизбыток выпускников вузов экономических и гуманитарных направлений, но недостаток технических специалистов. За годы

22

депрессии и в технических вузах Волгограда их выпуск сократился. Техническим специалистам стало негде работать. На оставшихся предприятиях существовала острая потребность в таких специалистах, но они, как правило, могли предложить выпускникам работу по специальности с уровнем зарплаты, который тех не устраивал. Экономическая ситуация до сих пор не способствует повышению престижности труда технических специалистов и нивелирует усилия вузов по их подготовке.

Тем не менее, ведется постоянная работа руководства системы дополнительного образования вуза и руководителей отдельных учебных центров, направленная на установление контактов с директорами предприятий и фирм региона и заключение договоров на повышение уровня профессиональных знаний и компетентности их специалистов и руководящих работников. Так, в 2017 году были заключены договора и выполнены повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников 193 фирм, среди которых — 3 ПАО («РусГидро», «Волжский Оргсинтез» и «Международный аэропорт Волгоград»), 11 АО (среди них — «РИТЭК», «Лукойл-Энергосети», «Транс-нефть-Приволга», «Каустик», «Завод Метеор», ВМК «Красный Октябрь», «Волгоградниигипрозем», «Волжский трубный завод», «ВолгоградНИПИнефть»), 126 ООО, 32 госучреждения и фирмы с другим юридическим статусом. В таблице 2 приведены данные, показывающие, какое количество программ реализовано по каждой из укрупненных групп специальностей, и отражающие распределение слушателей по этим программам, а также показывающие, сколько слушателей обучено по договорам с физическими лицами и сколько — с юридическими.

Таблица 2

Направление Количество программ Количество обученных

Физические лица Юридические лица

Физико-математические науки 3 419 0

Гуманитарные науки (изучение иностранных языков) 38 421 0

Гуманитарные науки (юриспруденция и правоведение) 10 43 59

Социальные науки 10 153 0

Экономика и управление 18 241 222

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 30 231 920

Информатика и вычислительная техника 29 424 143

Транспортные средства 12 159 118

Информационная безопасность 1 0 36

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 6 3 49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлургия, машиностроение и материалообработка 5 885 0

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1 228 0

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 1 82 0

Химическая и биологическая технологии 2 19 0

Здравоохранение(физическая культура и спорт) 1 450 0

Архитектура и строительство 10 130 78

Представленные данные свидетельствуют о том, что обучение по физико-математическим, социальным и гуманитарным наукам с изучением иностранных языков

624

оплачивают сами слушатели. В постперестроечные времена многие фирмы оплачивали обучение своих сотрудников иностранным языкам. Теперь обстановка изменилась. Желающие освоить или подтянуть иностранный язык для продвижения по карьерной лестнице должны сами заботиться об оплате обучения. Тем не менее интерес к этому направлению сохраняется, так как проведено обучение по 38 программам, свыше 400 слушателей по своей инициативе повысили уровень своих знаний и разговорных навыков. Эти 38 программ предусматривают обучение слушателей с разным уровнем владения языком, от нулевого до профессионального. Соответственно, и объем программ может быть и 20 часов, и 1500. Слушатели проявляют интерес главным образом к английскому языку, но постоянно реализуются также программы по обучению немецкому, французскому, испанскому и даже китайскому языкам.

По направлению «Юриспруденция и правоведение» обучение оплачивают как сами слушатели, так и заинтересованные фирмы. За год по 10 программам обучено чуть больше 100 слушателей. Слушатели проявляют интерес в основном к программам по прикладному правоведению, таким, например, как юриспруденция в сфере здравоохранения, в сфере ЖКХ, в аграрной и других сферах.

Направление «Экономика и управление» также продолжает вызывать интерес у слушателей, причем многие фирмы оплачивают обучение своих сотрудников. За прошедший год реализовано 18 программ и обучено около 500 слушателей. Следует отметить, что в постперестроечные времена интерес к этому направлению был существенно большим.

Традиционно существенный интерес проявляют и физические, и (в большей степени) юридические лица к обучению

по направлению «Безопасность жизнедеятельности, приро-дообустройство и защита окружающей среды». Это не удивительно. Действующие машиностроительные, строительные предприятия и другие фирмы реального сектора экономики должны иметь в своем составе специалистов этого направления, причем они в соответствии с законодательством обязаны периодически проходить повышение квалификации. Этим объясняется тот факт, что обучение большинства слушателей оплачивают юридические лица. По 30 программам этого направления обучено свыше 1000 слушателей.

По «Информатике и вычислительной технике» количество слушателей в прежние годы также было значительно большим. По данным таблицы, только 143 человека обучено за корпоративные средства, а 424 человека сами оплатили свое обучение. По этому направлению существует несколько сотен разработанных программ, а обучение прошло по 29 программам. Направление на протяжении многих лет остается одним из самых перспективных; количество слушателей по его программам должно быть существенно большим. По видимости, недостаточную активность проявляют руководители соответствующих учебных центров вуза.

Такое же заключение можно сделать и по транспортному направлению. С большими перебоями работают вузовские автошколы — ранее объем предоставляемых ими услуг был в 2-3 раза больше. Совсем прекратилось обучение по транспортной логистике. Новые, перспективные для рынка образовательных услуг программы по этому направлению предлагаются крайне редко. В итоге по всем программам за год прошло обучение всего 277 человек, что очень мало для вуза, в котором транспортное направление присутствует на 3 факультетах и в 1 филиале.

По «Информационной безопасности» обучение ведется только по одной программе, что недопустимо мало. Во многих ведущих вузах по этому направлению реализуется множество программ, имеются лаборатории, оснащенные современным оборудованием, и поток слушателей насчитывает где сотни, а где даже и более тысячи человек. Законодательством определен круг лиц, которые на предприятиях должны с заданной периодичностью проходить обучение по программам этого направления. Однако среди них большую долю составляют госучреждения, а они крайне редко получают средства на обучение. Закон требует, а средства не выделяются. Поэтому пока результаты по этому направлению более чем скромные. Для развития нужны вложения на оборудование, нужно создание и утверждение новых программ.

Направление «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» не является профильным для нашего вуза, поэтому не удивительно, что обученных не много.

По 5 программам направления «Металлургия, машиностроение и материалообработка» прошло обучение 885 слушателей. Этот контингент составляют студенты, которые по этим программам получают дополнительные знания.

По программам, тематика которых касается технологий пищевых производств, многие годы обучения по дополнительным программам организовать не удавалось. Фактически это первая удачная проба.

Неудачно обстоят дела с обучением слушателей по программам энергетического машиностроения и электротехники. В регионе достаточно предприятий и фирм, деятельность которых связана с этим направлением. Главным препятствием неэффективной деятельности по этому направлению является отсутствие инициативы у препода-

вателей и руководителя соответствующего центра, которые должны быть в постоянном контакте с руководством энергетических компаний и предлагать современные программы для повышения квалификации их сотрудников.

Довольно плохо выглядит ситуация с обучением по химическому направлению. В вузе имеется современное химическое оборудование, кадровый потенциал кафедр очень высокий, имеется как минимум несколько учебных центров с готовыми программами. Причина — в дефиците инициативных сотрудников, которые могли бы организовать повышение квалификации специалистов-химиков.

По программам физической культуры прошло обучение 450 слушателей — это в основном студенты, которые изъявили желание получить дополнительные спортивные умения и навыки.

Направление «Архитектура и строительство» — одно из важных направлений обучения по дополнительным профессиональным программам. Как видно из таблицы, наряду с физическими лицами по 10 программам прошли обучение также специалисты, направленные строительными предприятиями и фирмами. В городе все больше строительных объектов, возводятся сложные здания и сооружения. Ожидается, что это направление будет постоянно развиваться.

Анализ совокупности представленных в таблице 2 данных позволяет судить об эффективности действий отдельных подразделений ИПиПК и намечать перспективные направления их развития.

Заключение

1. Дополнительное профессиональное образование является в настоящее время и останется на длительную перспективу

628

одним из важнейших звеньев подготовки специалистов, обеспечивающим «доводку» молодых специалистов под специфику производства и необходимое периодическое повышение профессионального уровня работающих кадров.

2. Для планомерного обеспечения профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников региона до современного мирового уровня необходимо внедрение созданного Агентством стратегических инициатив «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста», в соответствии с которым осуществляется мониторинг потребности предприятий в специалистах и их своевременное качественное обучение по согласованным с предприятиями программам.

Опорный региональный Волгоградский государственный технический университет ведет активную работу по сотрудничеству с предприятиями реального сектора экономики области в сфере повышения профессионального уровня их работников. Желательно более пристальное внимание руководства предприятий к этому сотрудничеству и внедрение плановой системы систематического переобучения специалистов.

Библиографический список

1. Гордеева М. Учусь как хочу/ М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2008. — № 37. — С. 33.

2. Шеховцов В.В. Дополнительное профессиональное образование в ВолгГТУ / В.В. Шеховцов // Актуальные вопросы профессионального образования. — 2015. — № 1 (декабрь). — C. 46-56.

3. Фетисова О.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России / Фетисова О.В., Шеховцов В.В. // Гуманитарий Юга России. — 2017. — Т. 6, № 5. — C. 288-297.

4. Попкова Е.Г. Дополнительное образование в вузах России (на примере Волгоградского государственного технического университета) / Попкова Е.Г., Шеховцов В.В., Новакова Е.И. // Интернационализация современного российского образования: матер. междунар. науч.-практ. конф. (7-9 окт. 2010 г.) / ГОУ ВПО ВГТА [и др.]. — Воронеж, 2010. — С. 150-155.

5. Шеховцов В.В. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования / Шеховцов В.В., Гоник И.Л. // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2017. — Т. 9, № 3. — С. 102-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.