Научная статья на тему 'Взаимодействие управляющих органов как фактор обеспечения безопасности мегаполиса'

Взаимодействие управляющих органов как фактор обеспечения безопасности мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление / безопасность мегаполиса / управляющие органы / обеспечение безопасности / социально-управленческие проблемы / management / safety of the megalopolis / the operating bodies / safety / social and administrative problems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дильбар Рафкатовна Борисовец

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия управляющих органов в обеспечении безопасности мегаполиса, выявлены пути решения социально-управленческих проблем безопасности и определены факторы, влияющие на обеспечение безопасности мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Interaction of Management Structures as a Factor in Ensuring the Security of a Megacity

In article questions of interaction of the operating bodies in safety of the megalopolis are considered, solutions of social and administrative security concerns are revealed and the factors influencing safety of the megalopolis are defined.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие управляющих органов как фактор обеспечения безопасности мегаполиса»

УДК 316.43 ББК 6G.5

DOI 1G.24411/2G73-33G5-2G19-1GG19

Взаимодействие управляющих органов как фактор обеспечения безопасности мегаполиса

The Interaction of Management Structures as a Factor in Ensuring the Security of a Megacity

Дильбар Рафкатовна БОРИСОВЕЦ,

аспирант общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук

Московского городского педагогического университета

E-mail: [email protected]

Рецензент: Н.М. Твердынин, доктор философских наук, профессор кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия управляющих органов в обеспечении безопасности мегаполиса, выявлены пути решения социально-управленческих проблем безопасности и определены факторы, влияющие на обеспечение безопасности мегаполиса.

Ключевые слова: управление, безопасность мегаполиса, управляющие органы, обеспечение безопасности, социально-управленческие проблемы

Аbstract. In article questions of interaction of the operating bodies in safety of the megalopolis are considered, solutions of social and administrative security concerns are revealed and the factors influencing safety of the megalopolis are defined.

Key words: management, safety of the megalopolis, the operating bodies, safety, social and administrative problems

У правленческая деятельность в современном мире, несомненно, играет чрезвычайно важную роль, ведь от принятия правильного и оптимального решения зависит эффективность развития любой структуры — организации в частности и мегаполиса в целом. Управленческую деятельность можно представить как процесс координации и целенаправленной интеграции труда разных людей с целью обеспечения эффективности и результативности деятельности всей структуры. Управление — достаточно сложное, многофакторное и многогранное явление, связанное с деятельностью человека.

Под термином «управление» мы подразумеваем совокупность скоординированных действий, направленных на достижение поставленных целей. Эти действия включают определение цели, ее разработку, мотивирование к достижению цели, реализацию и принятие верных решений. Кроме того, требуются непрерывность и систематичность действий, так как без этого достичь

поставленной цели будет довольно непросто. Стоит заметить, что вся управленческая деятельность наполнена интеллектуальным содержанием и направлена в первую очередь на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, которые призваны менять состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и, наконец, повседневную деятельность рядовых граждан.

Как отмечает в своих трудах известный американский специалист в области менеджмента Генри Минцберг, отличительной особенностью труда руководителей является большое разнообразие конкретно выполняемой ими работы, на которую во многих случаях они затрачивали немного времени, а также необходимость и умение принимать решения по определенным фрагментам проблем. «Эта работа рождает людей, способных к адаптации, умеющих манипулировать информацией, предпочитающих действовать в живой, конкретной ситуации» [6, с. 38]. Управление, по его словам, — по-настоящему не-

84

Образование. Наука. Научные кадры 2G19 / № 1

легкая работа, ее внутреннюю природу хорошо определяют два выражения — «просчитанный хаос» и «контролируемый беспорядок». Выводы американского ученого подтверждает практика управления.

Вместе с тем управленческая деятельность отражает социальную действительность и все, что в ней происходит, находит наиболее оптимальные пути решения и способы совершенствования этой деятельности и перевода ее на совершенно иной, новый уровень. Главный ее смысл — получение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. К сожалению, в управленческой деятельности еще много рутинного, однообразного, формального, отчего и объективные результаты ее бывают весьма низки. В связи с этим в настоящее время становится актуальным вопрос координации действий управляющих органов не только для решения социально-управленческих проблем, но и для обеспечения безопасности. Ведь все усилия, направленные на решение исключительно управленческих проблем, без учета вопроса обеспечения безопасности, оказываются напрасными.

Понятие безопасности является многомерным и находится в стадии постоянного развития. Поэтому сначала определимся, что же вложено в понятие «безопасность». Прежде всего, безопасность человека — это такое состояние личности, когда никакие внешние и внутренние факторы не приводят к смерти или нарушению комфортного существования, не ухудшают психическое и физическое здоровье, не создают преград для осуществления человеком его целей. Безопасность человека — состояние, когда он может строить свою жизнь, не опасаясь угроз и опасностей. Это становится возможным в обществе, где деятельность всех управленческих структур направлена на создание безопасного социума.

В контексте нашего исследования таким социумом является столичный мегаполис. Как отмечается в Федеральном законе «О безопасности», принятом Госдумой 28 декабря 2010 г., «деятельность по обеспечению безопасности включает в себя координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности» [9]. Таким образом, только при осуществлении тесного взаимодействия всех органов власти возможно эффективно реализовать задачу по обеспечению безопасной жизнедеятельности столицы. В Кон-

цепции комплексной безопасности города Москвы обозначено, что «обеспечение безопасности — комплекс социально-экономических, политико-психологических, информационно-аналитических и иных мер, принимаемых субъектами обеспечения безопасности, и позволяющих с помощью всех совокупных сил и средств выявлять и предупреждать угрозы в отношении личности, общества и города в целом, создавать систему защиты, обеспечивающую условия для нормального функционирования всех систем мегаполиса, а также жизни и деятельности москвичей и гостей столицы» [4, с. 3—11].

В основном данная проблема освещается многими зарубежными и отечественными учеными только с точки зрения отдельно взятого компонента безопасности — социального, техногенного, экологического, продовольственного, экономического, информационного или культурного. Не до конца исследованным остается сам управленческий аспект в решении проблем безопасности, что в определенной степени дает неполное представление о взаимодействии и координации действий управляющих структур города в обеспечении безопасности. Отсутствует системный подход в описании целей и задач взаимодействия управляющих органов для обеспечения безопасности столичного мегаполиса. Ученые в основном выделяют лишь частные проблемы, не позволяющие увидеть целостную картину явления.

В этом ключе, как нам представляется, интересно поговорить о том, как в исследованиях разных авторов прослеживается проблема взаимодействия управляющих структур с учетом того или иного компонента безопасности. Так, В.М. Рода-чин и А.Ю. Чмыхало в своих исследованиях выявляют закономерности, характеризующие функции безопасности, и напрямую связывают их с развитием социума, подчеркивая, что «недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но в конечном счете неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов)» [8, с. 28].

Некоторые исследователи, в частности В.М. Глущенко, основное внимание уделяют стратегии социально-экономической безопасности. Он подчеркивает, что «под стратегией обеспечения безопасности города понимаются выявление проблем стратегического уровня, всесторонний анализ проблемных ситуаций, определение целевой установки на их разрешение, разработка путей достижения этих целей и реализа-

ция мер, позволяющих преодолеть проблемные ситуации в жизнедеятельности и безопасности города. Важнейшее значение при стратегическом управлении по обеспечению безопасности города Москвы имеет осмыслении механизма образования ущерба, а также знание теоретических основ обоснования комплекса мер по обеспечению безопасности» [3, с. 83].

Многие исследователи данной проблемы основной акцент делают на различных составляющих компонентов безопасности, например транспортной как части экономической безопасности. Зоной внимания других становятся вопросы социологического подхода к проблематике информационной безопасности. С.Н. Бабурин, С.Д. Урсул и другие ученые уверены, что «государственные органы, призванные обеспечить безопасность в различных сферах, сами отчасти дезорганизованы и в сегодняшней ситуации не способны полностью справиться со всем многообразием задач обеспечения безопасности. Остро чувствуя свою незащищенность, общество напрямую, без посредничества государства, пытается предпринимать шаги в плане обеспечения собственной безопасности» [1]. При этом везде управленческий аспект упоминается только вскользь.

Однако все авторы едины во мнении, что только комплексный подход в решении проблемы обеспечения безопасности столичного мегаполиса может иметь действенное значение. Учитывая смену парадигмального развития любого мегаполиса, инновационную активность, усиленную концентрацию высокотехнологического бизнеса, экспоненциальный рост населения и другие факторы, возрастает и роль управляющих структур. А значит, должны измениться и мышление тех, от кого зависит принятие решений, и сами подходы к формированию городской политики в области обеспечения безопасности.

Выбор определенной стратегии взаимодействия и траектории продвижения этой стратегии позволит управляющим органам разработать такую концепцию координации, которая будет основана на нескольких принципах. В частности, на принципе вовлеченности и заинтересованности всех «игроков» в формировании оптимальной, комфортной и безопасной жизнедеятельности, принципе сохранения баланса, умении критически и трезво оценивать ситуацию, а также способность инвестировать в людские ресурсы, развивать гибкость мышления и формировать требуемые знания и умения.

Вполне очевидно, что крупный мегаполис — это сложная социальная система, на функцио-

нирование которой огромное влияние оказывает человек. Как показывают исследования, мегаполисы как объекты управления чрезвычайно непросты и уязвимы к угрозам, различным факторам риска. Именно поэтому выработка наиболее оптимального механизма управления и использование эффективного инструментария взаимодействия управляющих органов в обеспечении безопасности мегаполиса выведет развитие столицы на новый уровень.

Для поиска оптимальных путей решения этой задачи требуется, по нашему мнению, в первую очередь проведение всестороннего системного анализа существующих объективных и субъективных социально-управленческих проблем. После проведенного анализа необходимо выделить и ранжировать ключевые проблемы в каждой управленческой отрасли с обязательным учетом угроз, усилить информационную составляющую управленческих решений, ликвидировать диспропорцию между принятием решений и внедрением этого решения в жизнь, реализовать потребность населения участвовать в принятии решений посредством существующих систем и технологических платформ. Вместе с тем требуется осуществлять более активный мониторинг общественного мнения, так как резко возрастают угрозы манипуляции общественным мнением и поведением социальных страт, происходит разрушение базовых нравственных ценностей, определяющих саму сущность социального бытия. Кроме того, необходимо использовать комплексные меры по обеспечению безопасности и минимизации рисков, угроз и вызовов во всех сферах общественной жизни. Для согласованных действий важным представляется единый взгляд в понимании проблем обеспечения комплексной безопасности мегаполиса через полное формализованное описание рисков и угроз безопасности города. Следует также применять механизмы стимулирования позитивных эффектов взаимодействия культур и культурной конверсии, которые приводят к культурной аккумуляции, росту творческой активности, инновационности, развитию науки. В свою очередь, механизмы культурной безопасности направлены на предотвращение многих негативных социальных последствий культурной деградации, таких как националистический экстремизм, терроризм, разрушение культурного наследия и т.д.

В заключение следует отметить, что безопасность российского общества и населения московского мегаполиса включает не только законодательные, организационно-экономические условия формирования целей, задач и механизмов ее ре-

86

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

ализации, способствующих обеспечению защищенности личности и общества, безопасному и комфортному проживанию всех граждан столицы, но и эффективные действия всех управленческих структур. Дальнейшее плодотворное сотрудничество, интеграция и результативное взаимодействие всех заинтересованных государственных институтов, на наш взгляд, непременно должны способствовать обеспечению безопасности граждан столичного мегаполиса.

Список литературы

1. Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография. М.: Магистр: Инфра-М, 2012.

2. Безопасность мегаполисов и крупных городов: правовые и технологические аспекты, библиодосье, управление библиотечных фондов парламентской библиотеки, М., 2013.

3. Глущенко В.М. Методология обеспечения безопасности столичного мегаполиса в социально-экономической сфере // Национальная инте-

ресы: приоритеты и безопасность. 2008. № 9 (30). С. 82—86.

4. Концепция комплексной безопасности от 16 апреля 2010 г. № 707-РП.

5. Минцберг Г., Алъстранд Б., Лампелъ Ж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017.

6. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2011.

7. Назаров А.Д. Продовольственная безопасность столичного мегаполиса в условиях финансово-экономического кризиса // Геополитика и мегаполис. 2010. № 2. С. 76—82.

8. Родачин В.М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. 2004. № 4. С. 13.

9. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

10. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность: Учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Внешнеэкономическая деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Под ред. В.Б. Манту-сова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 303 с.

Раскрываются основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Рассмотрены вопросы организации ВЭД предприятия, в том числе организационно-правовые и экономические аспекты выбора иностранного партнера, качество ВЭД предприятия, валютно-фи-нансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами, вопросы страхования.

Особое внимание уделяется основам составления и исполнения внешнеторговых контрактов и их документационному обеспечению, внешнеторговым операциям по передаче результатов интеллектуальной собственности, арендным операциям в ВЭД.

Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов.

Внешнеэкономическая деятельность Учебник

¿'"с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.