Научная статья на тему 'Взаимодействие традиционной и современной праздничной культуры в Республике коми'

Взаимодействие традиционной и современной праздничной культуры в Республике коми Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
332
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ / ПРАЗДНИК / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волокитина Н.А.

В настоящий момент наблюдается феномен актуализации и реанимации образов традиционной культуры в современных культурных практиках. Элементы традиционной этнической культуры активно включаются в современную массовую. В этой ситуации востребованной оказалась традиционная праздничная культура. Традиционный праздник меняет форму, структуру, признаки и функции, превращаясь в массовое зрелище, но сохраняет живой этническую традицию. В статье рассмотрены модели включения традиционного праздника в современную социокультурную ситуацию на материалах Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие традиционной и современной праздничной культуры в Республике коми»

УДК 391/395

Н.А. Волокитина

Взаимодействие традиционной и современной праздничной культуры в Республике Коми

В настоящий момент наблюдается феномен актуализации и реанимации образов традиционной культуры в современных культурных практиках. Элементы традиционной этнической культуры активно включаются в современную массовую. В этой ситуации востребованной оказалась традиционная праздничная культура. Традиционный праздник меняет форму, структуру, признаки и функции, превращаясь в массовое зрелище, но сохраняет живой этническую традицию. В статье рассмотрены модели включения традиционного праздника в современную социокультурную ситуацию на материалах Республики Коми.

Ключевые слова: коми, праздник, традиционная культура, современная культура, праздничная культура

Volokitina N.A. Cooperation of traditional and modern festival culture in the Komi Republic

At the moment there is a phenomenon of actualization and renewal of the traditional culture's images. The elemets of the traditional ethnic culture are actively included in the modern mass culture. Taditional festival culture is in demand in the modern situation. The traditional festival changes form, structure, characteristics and functions. It turns into a mass entertainment event, but retains a lively ethnic tradition. The ways of inclution of the traditional festival in a modern cultural and social situation are considered in the article on the material of the Komi Republic.

Keywords: komi, festival, traditional culture, modern culture, festival culture

На сегодняшний день исследователями фиксируется разрыв между традиционной и современной культурами, что порождает ряд проблем, связанных прежде всего с формированием этнической идентичности современного человека. Современная культура от-

© Волокитина Н.А., 2018

бросила традиционные формы, она не ориентируется исключительно на собственное культурное наследие. В то же время в современной культуре наблюдается возросший интерес к традиционной этнической культуре или ее элементам. Как ни странно, традиционная культура и ее ценности, которые, казалось, уже не жизнеспособны в современном обществе, оказалась весьма востребована. В современных практиках активно воспроизводятся, реконструируются и возрождаются образы традиционного народного искусства и культуры. Традиционная культура превратилась в удобный носитель, который наполняется новым современным значением. Однако в современных культурных практиках элементы традиционной этнической культуры привлекаются для выполнения функций, не свойственных им в аутентичной среде, характерна потеря символов, претендующих на ориентиры и признаки этнокультурной идентичности - в силу изменения социокультурной ситуации.

Сама этническая традиция на сегодняшний момент утратила свою целостность. Для традиционной культуры было характерно возобновляемое смыслообразование с использованием культурных традиций, культурные ценности в такой ситуации оказывались практически неизменными. На данный момент реанимация этнических ценностей носит несистематический характер и зачастую сводится к внешней атрибутике, возрождаются отдельные элементы - ритуалы, обычаи и пр. Особенность, уникальность культуры воспринимается через своеобразие внешних атрибутов и символов. При этом элементы и образы традиционной этнической культуры, привлекаемые для современного массового потребления в основном вторичны, они являются результатом трансформации и изменения контекста их существования [2, с. 21-22].

В этой ситуации в России оказались востребованными традиционные этнические праздники, которым нашлось место в современной массовой культуре. Праздники занимают важное место в жизни любого общества, как традиционного, так и современного. Они сопровождает жизнь каждого человека. В традиционной культуре праздник является наиболее устойчивым, постоянно воспроизводящимся элементом, который выполнял в традиционном обществе целый ряд функций, например воспитательную и интегратив-ную. На данный момент накоплен достаточно объемный материал

как по описанию традиционных праздников у различных народов, так и по созданию его теоретических моделей. Исследователи изучают историю праздника и его типологию, структуру и функции, но до сих пор достаточно мало работ посвящено бытованию традиционного праздника в современной культуре. Механизмы трансформации традиционного праздника, его функции и роль в современном обществе, варианты интерпретации современным человеком праздничной традиционной культуры изучены не в полной мере. Для осмысления происходящих процессов прежде всего необходимо привлечь конкретный региональный материал.

Уже в XIX веке формируются концепции праздничной культуры, которые отмечают схожесть систем и структур праздников различных народов. Важной особенностью традиционного праздника является его сакральный характер. Так же неоднократно исследователями отмечалось, что для всех народов характерно противопоставление праздников будням. Во время праздников обычное течение жизни прерывалось, привычная упорядоченность мира нарушалась. В праздничные дни мир как бы находился на грани жизни и смерти, и земная его сторона входила в противоречие со стороной высшей, сакральной. На время праздника воцарялся хаос, обусловливающий особенное мироощущение и поведение людей. При этом праздник способствовал сохранению единства поколений, обеспечивая тем самым преемственность в жизни общества [1, с. 103].

Исследователи, изучающие феноменологию праздника, отмечают, что особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, карнавальные элементы, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным вымыслом. Психологический механизм воздействия праздника близок к катарсическому воздействию искусства [4, с. 64].

В празднике идеальные нормы и ценности не представляются в виде абстрактных схем, а непосредственно переживаются людьми как часть их реальной жизни. Этим, в свою очередь, объясняется специфика праздничного поведения, которая проявляется в его иносказательности.

В празднике каждый играет некоторую роль и вместе с тем созерцает себя в этой роли, доставляет радость окружающим и сам испытывает от этого удовольствие. В целом праздник означает смену психологического стереотипа жизни, когда люди чувствуют и думают «не как всегда», не забывая, впрочем, о проблемах повседневности. Праздник воспринимается как радостное и волнующее событие. Праздник создает особый условный, ирреальный мир, в котором существуют свои правила и законы, присущие индивидуально каждому празднику. И человек, попадая в сконструированный мир, начинает «жить» в нем, согласуясь с предлагаемыми условиями.

В современной социокультурной ситуации традиционный праздник начинает приобретать другие характерные черты и признаки. Прежде всего, происходит процесс десакрализации традиционного праздника. Праздник превращается в массовое зрелище. Модель традиционного праздника становится вторичной. Основной функцией становится увеселение, происходит утрата сакрального значения, нарушается переход от профанного к сакральному состоянию.

Но при этом важной функцией становится трансляция опыта прошлого поколения и презентация своей культуры, поскольку через яркое массовое увеселение это сделать проще. Участвуя в праздничных мероприятиях, с одной стороны, сами носители традиционной культуры (аутентичные коллективы] чувствуют свою востребованность, с другой — молодежь начинает интересоваться своими традициями, празднично-обрядовой культурой, хранившейся до сих пор в памяти жителей старшего поколения. Праздник, который выходит за рамки традиционной повседневной (в какой-то мере скучной для современного человека] культуры, сразу привлекает к себе внимание. Он наполнен событиями, яркими участниками, представляет возможность современному человеку ощутить активную сопричастность к своей этнической культуре или узнать новое о чужой традиционной культуре. Насыщенная событийность традиционного праздника реализует также потребность современного человека презентовать себя, свою сопричастность к событию в информационном пространстве и социальных сетях.

В таких условиях актуализируется значение интегративной и консервативной функций праздников, так как праздники обеспечивают консолидацию и самоидентификацию людей в коллективе че-

рез их непосредственное совместное участие в праздниках. Кроме того, они способствуют выработке общих идеалов и ценностей, придают чувство защищенности и солидарности с коллективом [1, с. 247].

В современном обществе традиционный праздник утратил еще один важный признак, он перестал быть саморегулирующимся. Безусловно, на праздничную культуру в современной России наложила свой отпечаток советская эпоха, когда массовые мероприятия и праздники проходили по контролируемому сценарию. Теперь участники праздника привыкли, что праздник должен быть организован, отрежессирован, спроектирован. Роли, в том числе зрителей, а не только активных участников, должны быть четко обозначены, организаторы контролируют процесс, лишая праздник стихийности и игрового начала.

При обращении к конкретному региональному материалу можно выделить несколько вариантов взаимодействия традиционной и современной праздничной культуры. Собственно, в Республике Коми наблюдается две модели бытования традиционной праздничной культуры в современной.

Первая модель нацелена на возрождение традиционных аутентичных праздников, но в соответствии с изменившейся реальностью, с изменением их функций и содержания. Самый яркий пример в Республике Коми — ижемский традиционный праздник Луд, который называют брендом Ижемского района Республики Коми, где проживает локальная группа коми - ижемцы. Этот праздник сохранил важные признаки, он проходит в то же время и в том же месте, что и раннее. Традиционно жители села Ижма в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). В середине 1930-х годов эта традиция прервалась, возобновили гулянье в 1997 году. В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. А в настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Сейчас празднование принято начинать с многокилометрового ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству [6].

Наблюдается попытка реконструировать или возродить существовавший традиционный праздник, но уже с внедрением абсолютно чуждых традиционным празднествам элементов, например, в последние несколько лет праздник сопровождается рок-концертом. Сам праздник идет по подготовленному сценарию, утратив признак самоорганизации, сопровождается поздравлениями от официальных лиц, танцевальных коллективов и пр. Традиционный праздник превращается в массовое зрелище, в котором участвует не только население самого села Ижма, но других районов Коми и даже соседних регионов.

В других регионах России наблюдается тот же процесс, например, празднование удмуртского праздника Гербер или марийский обрядово-календарный праздник Агавайрем. На праздниках выступают профессиональные ансамбли, мероприятия проводятся по заготовленному сценарию, проходят мастер-классы и дегустации блюд традиционной кухни, ведется активная продажа сувениров, определяются различные площадки для зрителей, в том числе интерактивные.

При таком варианте существования традиционных праздников в современной культуре можно говорить о том, что традиционная праздничная культура открывается для восприятия современных элементов. Традиционный праздник постепенно трансформируется, учитывая изменившуюся ситуацию, потребности современного человека, его вкусы и запросы.

Вторая модель сводится к конструированию новых по форме и содержанию праздников на основе традиционной культуры (символов, кодов, приемов, сценария, элементов и пр]. Примерами подобных праздников в Коми могут служить: фестиваль «Люди Леса», фестиваль кузнечного мастерства «Корт Айка», молодежные зимние игрища Йиркапа, праздник рыбного пирога «Черинянь гаж» и многие другие. Так, например, фестиваль «Люди леса» проходит в столице Республики Коми, городе Сыктывкаре с 2014 года. «Люди леса» — это целый комплекс мероприятий, раскрывающих традиции «лесных» культур с ярко выраженным экосознанием. Программа построена по принципу интерактивности, вовлечения участников в процесс мероприятия. В 2016 году концепция этнофестиваля была основана на мифе народа коми о происхождении мира, согласно которо-

му прародительницей всего живого является утка-мать (чож) [7]. На фестивале можно было поучаствовать в национальных спортивных забавах, приобрести одежду в этническом стиле, приобщиться к созданию арт-объекта. Специально к фестивалю был подготовлен мультфильм на основе мифа коми о сотворении мира. Проект интересен тем, что информация о концепции фестиваля распространяется заблаговременно, тем самым организаторы подготавливают публику к восприятию этнических элементов и образов, заложенных в нее, пропогандируя культуру коми (зырян).

Еще одним примером может служить фестиваль в Корткеросском районе Республики Коми, где бытовала легенда о колдуне Корт Айке («Железный человек»). Эта легенда легла в основу концепции проведения фестиваля кузнечного мастерства в селе Корткерос (проходит с 2014 года). Продвижение фестиваля вызвало и рост популярности и известности фольклорного персонажа, и прочную ассоциацию его со всем районом, а не только с фестивалем. Интересно, что Корт Айка в коми фольклоре является злым и вредным персонажем, однако это не вызывает отторжения у населения, вокруг этого мифического персонажа выстраивается не только новый праздник, с ним теперь прочно ассоциируется само село Корткерос.

Надо отметить, что благодаря таким проектам идет широкое информирование о традициях титульного народа республики, повышается интерес современного поколения к мифологии и традициям коми. Информация о традициях народа, ценностях, героях подается не в скучной форме, а через яркую праздничную составляющую. Однако информация при такой популяризации сильно упрощается, искажается и подается поверхностно. Как отмечает Л.Н. Лазарева, в практике внедрения традиции в современные праздники наблюдается много стихийного и случайного, что связано с отсутствием или недостаточностью знаний в этой области. Внедрение элементов традиционной культуры в современные праздники должно быть продуманным и целесообразным [5, с 16]. Понятно, что элементы традиционной культуры, привлекаемые для современного массового потребления, вторичны, они являются результатом кодификации, адаптации, изменения контекста их существования. Современные праздники, основанные на элементах традиционной культуры, безуслов-

но, не равнозначны понятию традиционного праздника, однако они помогают сохранять культурную самобытность этнических групп.

При такой модели современная праздничная культура готова использовать элементы и готовые формы традиционной, привлекая тем самым к мероприятиям внимание населения. Уникальность мероприятия реализуется через этнокультурный компонент. Праздничное событие, даже современное, требует мировоззренческой установки, содержания, а не только хорошей технологической составляющей. Возможно, именно поэтому современная праздничная культура черпает содержание из традиционной.

Сегодня традиционный праздник в полной мере может быть использован в решении современных антропологических проблем, в частности сохранения ценностных, этнических, культурных компонентов в социальной организации современного мира. Через праздники этносы сохраняют свою культурную самобытность, и в национальных праздниках в полной мере проявляются их интегративная и консервативная функции. Трансформация праздника уже не столь важна, важно ощущение живости традиции и передачи опыта.

Решение проблемы унификации культуры возможно через сохранение и организацию традиционных, пусть и неаутентичных праздников. Весьма успешной может стать модель реализации такой культурной практики, в основе которой заложена интеграция в социально-культурное пространство традиционных праздничных форм этнических групп.

Подводя итоги, надо сказать, что современная культура широко использует символический код традиционного искусства и культуры, наполняя их актуальным смыслом, что прекрасно видно на примере современных культурных практик в Республике Коми, где крайне востребованными стали традиции и образы титульного народа. Данный процесс можно рассматривать с точки зрения включения этнокультурных компонентов в современную массовую культуру.

Традиционная этническая культура как целостный феномен не применим во всей полноте к современной культуре и реалиям, однако элементы традиционной культуры являются весьма жизнеспособными и востребованными в современной практике. Для сохранения и воспроизведения традиционной этнической культуры (или хотя бы ее внешней атрибутики] в современной ситуации необходимо

создавать новые современные механизмы передачи традиционного материала, как показывает практика, праздничная культура представляет такие возможности.

***

1. Бурменская Д.Б. К вопросу о роли глобализации в функционировании традиционного праздника // Вестник БГУ 2009. № 6. С. 244-247.

2. Волокитина Н.А. Традиционная культура на современном этапе: направления и формы воспроизведения (на примере Республики Коми) // Человек. Культура. Образование. 2017. № 2 (24). С. 21-29.

3. Дёмина Л.В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник ЧГАКИ. 2011. № 1 (25). С. 103-107.

4. Курбатов В.П., Верещагина И.М. Феноменология праздника // Концепт. 2015. № 6. С. 60-69.

5. Лазарева Л.Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти. Избранные статьи. Указатель трудов Л.Н. Лазоревой. Челябинск, 2015. 245 с.

6. Праздник Луд // Официальный сайт Постоянного представительства Республики Коми при Президенте Российской Федерации. URL: http:// pp.rkomi.ru/page/7922/ (дата обращения: 11.05.2018)

7. Этнофестиваль «Люди Леса». URL: http://ludilesa.com/?id=ru (дата обращения: 25.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.