УдК 008(517.3) ББК Ч1(5Мон)4
Хухэ Маньдула,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30)
e-mail: [email protected]
Традиционные спортивные игры в культуре народов Центральной Азии и их роль в сохранении традиционного наследия
Статья посвящена вопросам культурологического анализа традиционного спортивного праздника (Эрын гурбан Найр-Наадам» («Три мужских состязания»), занимающего в структуре монгольского праздничного календаря важнейшее, системообразующее положение. Единство человека, природы и общества отражалось в празднике как важнейшем механизме сохранения традиций культуры и обеспечения её изменчивости.
Автор статьи разделяет точку зрения китайских учёных о том, что праздник Найр-Наадам является самым массовым народным праздником монголов, актуализирует идею о том, что праздник Найр-Наадам относится к категории системообразующих праздников степной кочевой культуры, роль которого строго определена. Актуальность изучения роли праздников в культуре монгольских народов имеет огромное практическое значение для понимания механизмов обеспечения историко-культурной преемственности; влияния длительной культурной традиции на способы социокультурного воспроизводства ведущих культурных паттернов; определения подлинности и достоверности традиций, обладающих культурно-воспитательным потенциалом, обеспечивающим формирование этнокультурной и социальной идентичности.
Изучаемый в статье праздник является культурным инструментом сохранения традиционных ценностей, обеспечения преемственности и динамичности развития степной культуры. Анализируется влияние представления о времени и пространстве в кочевой культуре. Отсутствие в кочевой культуре привязанности к определённому месту проживания и способность адаптироваться к сложным условиям жизни, обширное пространство степи, большой разброс населения на огромных пространствах степи оказал сильное влияние на формирование холистического образа мироустройства, тэнгрианского мировоззрения. Взаимозависимость образа жизни и образа мироустройства создали неповторимые особенности праздника Найр-Наадам как доказательства уникальности кочевой культуры.
Ключевые слова: культура, монгольский народ, праздник, монгольский «Найр-Наадам», игры, традиции.
Hukhe Mandula,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]
Traditional Sports Games in the Central Asia Peoples' Culture and their Role in the Traditional Heritage Preservation
This article is devoted to cultural analysis of the traditional sports festival («Eryn Gurban Naira-Naadam » («Three games of men»)), which occupies essential, system role in the structure of the Mongolian festive calendar. The unity of human, nature and society is reflected in festival as the most important mechanism to preserve the traditions of culture and ensure its variability.
The author shares position of Chinese scientists about Naadam festival as the most massive Mongols festival and actualizes the idea of Naadam festival belongs to the category of steppe nomadic culture's system festivals, which role is strictly defined. Relevance of festival cultural role research has a great practical importance for understanding the mechanics of the historic and cultural continuity; influence of continuous cultural tradition on socio-cultural reproduction of leading cultural patterns; determination of traditions authenticity, which have cultural and educational potential providing ethno-cultural and social identity organization.
The holiday studied in article is the cultural instrument of preservation of traditional values, ensuring continuity and dynamic development of the steppe culture. Influence of idea of time and space in steppe culture is being analyzed. The lack of nomadic culture attachment to a particular
146
© Хухэ Маньдула, 2014
place of residence and the ability to adapt to difficult conditions of life, the vast expanse of steppe, wide dispersion of the population over the huge territory of steppe had a strong influence on the formation of a holistic way of world order, tengrism. Interdependence of way of life and world view created unique features of Naadam festival as proof nomadic culture uniqueness.
Keywords: culture, Mongol people, festival, Mongol Naadam, games, traditions.
Для монгольского народа игры являются такой же неотъемлемой частью культуры, как и для любого другого народа. Основными видами традиционных спортивных состязаний монгольских народов являются «Эрын гурбан Найр-Наадам» («Три мужских состязания»). Монгольские скотоводы называют этот праздник «Найр», что в прямом переводе означает «Празднество». В состав этих игр входят: стрельба из лука, борьба, конные соревнования, спортивные состязания, обусловленные основными занятиями монголов: охотой и кочевым скотоводством. Эти игры сопровождаются целым комплексом сопутствующих ритуальных действий -совершение ритуального прохождения по кругу, исполнение мистических танцев при выходе на борцовское поле, исполнение «танца победителя», хвалебных песен «соло». Все эти действия по существу, являются способами десакрализации образа мироустройства и механизмом культурной интерференции образа мироустройства в параметры поведения и сознания, они связаны по смыслу и несут определённое символическое значение в культуре народа.
В первых рядах списка нематериального культурного наследия Китая, включенного в список ЮНЕСКО, стоит праздник Найр-Наадам, зафиксированный в группе «народного фольклора». Данный праздник определён как «Традиционное монгольское массовое праздничное гуляние», имеющее длительную историю и являющееся частью уникальной культуры кочевников Центральной Азии. «Первые исторические описания этих спортивных игрищ относятся к временам возникновения монгольского государ-ства.Первое упоминание о празднике высечено на камне стелы Чингисхана, где содержится текст о том, что «Найр-Наадам» возник в ранний период Монгольской империи, в начале нашей эры» [4, с. 3]. В 1206 году Чингисхан, избранный монгольским ханом, пересматривает устройство и организацию своих войск, решает вопросы сохранения и распределения пастбищ на подвластной ему территории. Также было принято решение каждый год проводить большое собрание,
где должны будут принимать участие лидеры различных племён. Это было необходимо для поддержания дружеских отношений и единства, для совместных молебнов и также для проведения «Найр-Наадам».Монгол должен владеть борьбой, верховой ездой, стрельбой из лука как тремя базовыми навыками кочевника, поэтому ещё в раннем средневековье были определены три главных вида состязаний: стрельба из лука, конные бега и борьба. С этого времени начинают устанавливаться определённые правила, регламенты и комбинации видов игр, которые могут усовершенствоваться в случае необходимости. Степные народы всегда уважали закон, монголы как представители степной культуры очень серьезно относились к законам, установлениям и правилам. Их образ жизни достаточно жёстко был регламентирован. С одной стороны, большое значение придавалось обычному степному праву и родовым установлениям, нарушители подвергались строгому наказанию. С другой стороны, сфера законодательства развивалась очень активно и сравнительно успешно. Чингисхан во время своих походов издал и ввёл в обращение свод законов «Военный устав», в котором отражался принцип «действия на основе закона» [4, с. 4]. Регламентации по поводу проведения праздника совершенствуются и дополняются. Эта черта вытекает из национального характера монголов, считает Чен Гуанлинь. Жизнь в согласии с природой воспитала в кочевых племенах открытость и прямодушие, сформировала открытость культуры и отношение их к внешнему миру. Он пишет о монголах: «они не только смело мыслят и претворяют свои мысли в жизнь, но и готовы «отпускать старое и принимать новое», активно впитывать полезное влияние новых веяний, тем самым продвигая развитие национальной культуры» [1]. Умение сохранить традиции и развивать их проявилось и в изменениях, которые произошли в организации и проведении национального праздника Найр-Наадам.
В настоящее время игры проводятся с целью организации развлекательных куль-
турных мероприятий во многих административных единицах Внутренней Монголии» [3, с. 12]. В сомонах, уездах, посёлках такие игры проводятся два раза в год. Большой «Найр-Наадам» проводится один раз в год или один раз в 3 года. Эти традиции сохраняются до настоящего времени. «Найр-Наадам-ярмарки» делятся на три типа: крупные, средние и малые. «Найр-Наадам» считается большим, если количество борцов более 512 человек, а в скачках участвует не менее 300 лошадей. В таком случае праздник длится от 7 до 10 дней. Существует так называемый Большой Найр-Наадам, который включает в себя: 256 борцов, от 100 до 150 лошадей, а сам праздник длится от 5 до 7 дней. В противовес Большому выделяют Малый Найр-Наадам, который включает в себя от 64 до 128 борцов, исло лошадей составляет от 30 до 50, а праздник проводится в течение от 3 до 5 дней. Подать заявку на участие в «Найр-Наадаме» и участвовать могут все, независимо от этнической и религиозной принадлежности. В последнее время проводятся крупномасштабные Найр-Наадам-ярмарки с расширенными программами, куда входят фестивали, освещение ладаном, пение песен Будды, молитвы о благодати, о преодолении трудностей, о здоровье. Теперь «Найр-Наадам-ярмарка охватывает не только традиционные монгольские национальные виды спорта, но и шахматы, лёгкую атлетику, перетягивание каната, волейбол, баскетбол и др.Кроме того, проводится еще Найр-Наадам-ярмарка боевых искусств, поло, езда на мотоциклах и другие состязания.С наступлением вечера на лугу организуются праздничные гуляния. Под мелодичные звуки моринхура у костра исполняют песни и танцы молодые мужчины и женщины. Все люди погружаются в праздничное веселье» [5, с. 13].
Однако хотя праздник Найр-Наадам проводится в основном в летний период, когда равнина пышно расцветает, а пастухи имеют массу свободного времени для досуга, при этом конкретная дата, содержание, тема, масштабы, форма проведения, организаторы и участники праздника никогда не определены строгими правилами. Поэтому в разных районах этот праздник проходит по-разному. Кроме того, за один сезон в соседних районах праздник Найр-Наадам может пройти не один раз. Если говорить только о Хулунбуире, здесь Найр-Наадам проходит каждые пять лет, и называется «Собранием в честь праздника Найр-Наадам».
Современные учёные по-разному подходят к определению праздника Найр-Наадам, истории и традициям которого посвящены десятки исследований учёных из Монголии, Китая и России. В социальной и культурной антропологии изучены самые широкие аспекты социальных отношений, проявленных в праздничном круге, тем не менее феномен данного праздника продолжает оставаться традиционной темой для этнографов, историков, археологов, других представителей научных дисциплин в силу и богатства проявления и продолжающегося его развития. В целом существует несколько точек зрения исследователей в отношении этого праздника, его места в жизни монголов, выполняемых функций, содержания. Одни (Синь Ли, Нагун Данфу) рассматривают и исследуют праздник Найр-Наадам как «традиционное праздничное собрание» [8, с. 6], как символ единства и устойчивости нации, позиционирование культурного наследия. Другие исследователи (Хухэ Баоин, Сие Гоува) подходят к этому вопросу функционально и определяют Найр-Наадам как простое и ординарное «культурное мероприятие» [9, с. 672]. Третья группа учёных (Ха Даньбичжалашэнь, Батыр) отмечают физическую, спортивную привлекательность праздника и определяет его как «народное спортивное мероприятие» [9, с. 387]. Существует группа исследователей, которые характеризуют праздник как «комплексное общественное мероприятие» [7], подчёркивая его интеграционный характер.
Проанализировав данные позиции и историю данного праздника, мы считаем, что Найр-Надаам имеет глубокие исторические корни, которые уходят глубоко вглубь в монгольскую историю. Все это подчёркивает особый статус этого праздника, это не просто спортивное мероприятие или летняя забава, а отражение монгольского менталитета, характера, человеческих качеств, монгольского образа жизни. Исследуя традиции и обряды Найр-Надаама, мы увидим в нем множество сакральных особенностей, элементы монгольской культуры, традиционные верования, которые характеризуют народ в целом. Изучение праздника Найр-Надаам поможет понять монгольский народ в разрезе времён: от дня зарождения праздника до наших дней. Кроме того, праздник может популяризовать историческую монгольскую культуру, напоминать молодому поколению об обычаях и традициях своего этноса.
Все согласны с тем, что истоки монгольского «Найр-Наадам» кроются в далекой древности. Праздник представляет собой отражение и социальную референцию совокупности обрядов поклонения природным и космическим силам, ритуалы демонстрации силы духа военных дружин и преимуществ охотничьего быта. Отражение образа мироустройства проявляется в синхронизации ритуального поведения с космогоническим и повседневным мировоззрением кочевника. С давних времен монголы поклонялись силам природы, планетам, веря в то, что они постоянно воздействуют на жизнь человека. Одним из элементов их верования был ритуал поклонения Солнцу, который проводился летом до дня летнего солнцестояния» [2]. Поэтому именно стрельба из лука является системообразующим ритуальным действием. Стрельба - это стрельба из лука по деревянному колышку, обёрнутому в кожу («сур»), и украшенному по верхнему основанию красными кистями. Вместе с тем это действо символизировало поклонение мужскому отцовскому началу. Важнейшим компонентом «Найр-Наадам» является стрельба из лука. С древнейших времен занятия охотой с луком в руках, умение использовать его как боевое оружие, выработали у монголов необычайную способность владения этим орудием. Даже бедные кочевники, не имеющие скота, независимо от этого умели пользоваться луком и заниматься охотой. Луку и стрелам монголы всегда придавали сакральное значение. Натянуть тетиву или отпустить её поручали, как правило, мужчинам. За месяц до соревнований лучник мог уйти от семьи и жить в отдельной юрте, чтобы помолиться, очиститься энергетически, правильно психологически настроиться.
«Монгольские соревнования по стрельбе из лука состоят из статической стойки (с 25 шагов, 50 шагов, 100 шагов и на более большие расстояния) или с верховой езды. Конкурс проводится для всех возрастов. У всех участников свои лошади, луки и стрелы, своя манера вытаскивать лук и стрелы, свой стиль стрельбы» [3, с. 9]. Длина и вес стрел и лука не ограничены. Соревнования проводятся в три раунда (9 стрел). Каждый человек может запустить только три стрелы в каждом раунде. Победитель определяется по количеству стрел, попавших в мишень в первой тройке.
Со временем к стрельбе из лука добавились такие виды состязаний как национальная борьба и конные скачки. Монгольская степь всегда славится своими известными скакунами, которые отличаются необычайной выносливостью. «С древних времен монголы с особым чувством относились к лошадям. Монголы с детства росли на коне, славились умением обращаться с лошадьми. В 3-4 года, когда ребенок мог дотянуться до стремени оседланного коня, его сажали в седло» [2]. Неспроста появилась фраза о том, что монгол рождается на коне. Монгольский пастух, как правило, владеет всеми способами и приёмами обучения лошадей, правилами и тонкостями подготовки коней к скачкам. Это характерная коренная особенность центральноазиатских кочевников-пастухов (кочевой культуры).
Что касается природы обретения наблюдаемой целостности самого Найр-Наадама, интегрирующего все виды состязаний среди монгольских народов, нет единого мнения по этому поводу. Согласно опросу, который проводился в университете Внутренней Монголии 20 июля 2006 года ученым Чжан Шугуаномна на празднике Найр-Наадам, посвященном Обо Вангай, 87,4 % опрошенных монголов, присутствовавших на празднике, считают Найр-Наадам национальным монгольским праздником, из которых 82,8 % считают, что его корни уходят еще глубже в старину.
Исследователь Ли Чи считает, что праздник Найр-Наадам имеет множество различных функций, и самой главной из них является социальная организация порядка посредством организации времени и социального пространства. Согласно определению школы Эмиля Дюркгейма, «праздник является одним из способов расстановки и организации времени в жизни общества, который вытекает из особенностей организации труда и отдыха на определённой местности» [11].
Системообразующий характер праздника в праздничном круге монголов проявляется в том, что подготовка к нему осуществляется в течение всего года. На протяжении всего года проводятся турниры и спартакиады, кроме этого ведется набор школьников и студентов в спортивные организации и дома досуга, направленные на сохранение культурных традиций. Ставка делается, в большой степени, не на результаты соревнований, а на приобщение молодёжи к традициям и формирование национальной идентичности.
Список литературы
1. Бату, Ли Фэн Сянь. Монгольский Найр-Наадам в разрезе цивилизации: история и современность // Газета педагогического Университета Внутренней Монголии. 199G. 4 мая.
2. Бату, Чжао Юнь Сиань. Найр-Наадам: происхождение и распространение культуры // Монголия, социальные науки. 1998. № 6. 275 c.
3. Батээр, Баиньдаоэрцзи. Исследование традиционного спорта в республике Монголия. Университет Внутренней Монголии. «Образование», 2GG6. 356 с.
4. Вань Маньдула. Генеральная Ассамблея Монгольского Найр-Наадам // Газета Центрального университета национальностей города Пекина. 2GG7. 27 октября.
5. Ли Июань. Кругозор человечества. Шанхай: Шанхайское литературное издательство. 1996. 25G с.
6. Ли Фэнсинь. Найр-Наадам и региональная экономика. Пекин: Пекинский университет спорта. 2GG7. 187 с.
7. Сарэньгова. Монгольская «Найр-Наадам» и его культурное значение // Газета факультета искусств университета Внутренней Монголии. 2GG6. 28 сентября.
8. Синь Ли. Монгольский праздник «Найр-Наадам» в условиях современности. Центральный университет по делам национальностей (философии и социальных наук). 2GG7. 229 с.
9. Ха Даньбичжалашэнь. Фольклор Монголии. Шэньян, Ляонин. Этническое издательство, 1995. 688 с.
1G. Чен Гуанлинь. Рассуждение о значении степной культуры для современной цивилизации. Издательство Образования Внутренней Монголии. 2GG6. 256 с.
11. Чжан Юнсянь. Найр-Наадам происхождение и распространение культуры // Внутренняя Монголия, общественные науки (Китайское издание).1998. № 5. 48 с.
12. Шэнь Хунбо. Путь культурной глобализации и культурное исследование сферы международных отношений: матер. культурных исследований Национального Университета Китая. 2GG8. № 9. 593 с.
13. Энциклопедия Китая // Пекин. Изд-во Энциклопедия. 2GG9. 535 с.
References
1. Batu, Li Fen Syan'. Mongol'skii Nair-Naadam v razreze tsivilizatsii: istoriya i sovremennost' // Gazeta pedagogicheskogo Universiteta Vnutrennei Mongolii. 199G. 4 maya.
2. Batu, Chzhao Yun' Sian'. Nair-Naadam: proiskhozhdenie i rasprostranenie kul'tury // Mongoliya, sotsial'nye nauki. 1998. № 6. 275 c.
3. Bateer, Bain'daoertszi. Issledovanie traditsionnogo sporta v respublike Mongoliya. Universitet Vnutrennei Mongolii. «Obrazovanie», 2GG6. 356 s.
4. Van' Man'dula. General'naya Assambleya Mongol'skogo Nair-Naadam // Gazeta Tsentral'nogo universiteta natsional'nostei goroda Pekina. 2GG7. 27 oktyabrya.
5. Li lyuan'. Krugozor chelovechestva. Shankhai: Shankhaiskoe literaturnoe izdatel'stvo. 1996. 25G s.
6. Li Fensin'. Nair-Naadam i regional'naya ekonomika. Pekin: Pekinskii universitet sporta. 2GG7. 187 s.
7. Saren'gova. Mongol'skaya «Nair-Naadam» i ego kul'turnoe znachenie // Gazeta fakul'teta iskusstv universiteta Vnutrennei Mongolii. 2GG6. 28 sentyabrya.
8. Sin' Li. Mongol'skii prazdnik «Nair-Naadam» v usloviyakh sovremennosti. Tsentral'nyi universitet po delam natsional'nostei (filosofii i sotsial'nykh nauk). 2GG7. 229 s.
9. Kha Dan'bichzhalashen'. Fol'klor Mongolii. Shen'yan, Lyaonin. Etnicheskoe izdatel'stvo, 1995. 688 s.
1G. Chen Guanlin'. Rassuzhdenie o znachenii stepnoi kul'tury dlya sovremennoi tsivilizatsii. Izdatel'stvo Obrazovaniya Vnutrennei Mongolii. 2GG6. 256 s.
11. Chzhan Yunsyan'. Nair-Naadam proiskhozhdenie i rasprostranenie kul'tury // Vnutrennyaya Mongoliya, obshchestvennye nauki (Kitaiskoe izdanie).1998. № 5. 48 s.
12. Shen' Khunbo. Put' kul'turnoi globalizatsii i kul'turnoe issledovanie sfery mezhdunarodnykh otnoshenii: mater. kul'turnykh issledovanii Natsional'nogo Universiteta Kitaya. 2GG8. № 9. 593 s.
13. Entsiklopediya Kitaya // Pekin. Izd-vo Entsiklopediya. 2GG9. 535 s
Статья поступила в редакцию 10.04.2014