Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов в процессе межкультурной коммуникации'

Взаимодействие субъектов в процессе межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пылаева Е. Г.

В статье анализируется процесс взаимодействия субъектов межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов в процессе межкультурной коммуникации»

риалов и конструкции является основной задачей формообразования в костюме. Таким образом, знание особенностей и использование тектоники материалов для одежды позволяют грамотно осуществлять проектную деятельность и создавать гармоничное трехмерное решение костюма.

Список литературы:

1. Гильберт К., Кун Г. История эстетики. - М.: Иностранная литература, 1960.

2. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2006.

3. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

4. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. - М.: Академия Моды, 2001.

5. Таиров А. Я. Сборник. - М.: ВТО, 1970.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© Иылаева Е.Г.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье анализируется процесс взаимодействия субъектов межкультурной коммуникации.

Человечество в современном мире развивается по пути расширения и интенсификации взаимосвязи между представителями различных культур во всех сферах человеческой жизнедеятельности, будь то политика, экономика или культура, происходящей на разных уровнях - от личного общения до международных встреч. Глобализационные процессы, охватывающие каждую сферу общественной жизни, приводят к возникновению проблем и конфликтов разного уровня и степени остроты. В условиях трансформации современного общества возникает необходимость осознания важности ведения межкультурного диалога, результатом которого должно стать достижение наиболее полного взаимопонимания между субъектами коммуникации, и, как следствие, предотвращение многих возможных конфликтов и катастроф.

Межкультурная коммуникация представляет собой социальный феномен, в процессе которого передается и усваивается социокультурный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, и формирование новых личностных качеств. Это сложный и довольно медленный процесс, предполагающий изменение действующих установок и оценок.

* Старший преподаватель кафедры Делового иностранного языка.

Межкультурное взаимодействие происходит ме^ду различными типами субъектов, будь то отдельные индивиды разных стран и культур, или же различные социальные группы как на макросоциальном уровне (коммуникация между народами, нациями, классам), так и микросоциальном уровне (коммуникация на уровне различных трудовых и учебных коллективов, семей, государственных институтов).

Становясь участниками межкультурных контактов, субъекты-представители разных культур вступают в тесное взаимодействие. Многие культуры существенно отличаются друг от друга и имеют каждая свое мироощущение, свои ценности. Основная проблема, препятствующая взаимопониманию между субъектами различных культур, состоит в том, что они воспринимают другие культуры через призму своей, применяя к ним свою систему ценностей и нормы поведения. В связи с этим, «пристальное внимание к специфике, к особенному в культуре может быть плодотворно только в том случае, если оно свободно от стереотипов, которые возникают в следствие ряда причин, в том числе недостаточного знания соответствующей культуры, «измерения» ее исключительно мерками собственного миропонимания, высокомерно исключающего или уничижающего допустимость, а тем более равноценность иных культурных ценностей» [3, с. 282].

Отношение к другой культуре всегда имеет двойственный характер. С одной стороны, это неприятие, непонимание всего чужого. С другой, это стремление узнать и понять своеобразие другой культуры, не отрицая уникальность своей собственной. Основная сложность здесь в том, чтобы субъект воспринимал другую культуру не как «чужую», а как «иную». Для этого необходимо, чтобы взаимодействующая культура воспринималась как самоорганизующаяся система, обладающая специфическим набором кодов. Если принять во внимание тот факт, что в культурах не существует абсолютно оригинальных кодов, становится очевидно, что в процессе межкультурной коммуникации возможно достижение взаимопонимания между взаимодействующими культурами.

Препятствием на пути успешной межкультурной коммуникации помимо языкового барьера являются национально-специфические особенности. К таковым относятся следующие:

а) традиции, обычаи и обряды;

б) бытовую культуру, тесно связанную с традициями;

в) повседневное поведение и связанные с ним мимический и панти-мимический коды;

г) «национальные картины мира», отражающие специфику окружающего мира, особенности мышления представителей той или иной культуры;

д) художественную культуру, отражающую культурные традиции того или иного этноса [1, с. 79].

Традиционно выделяют коллективистский и индивидуалистский вид культуры. Коллективистский вид культуры является господствующим у народов Японии, Китая, России и большинства африканских стран. Главной ценностью этой культуры является отождествление себя с коллективом. Представители коллективистских культур ставят интересы коллектива выше своих личных. В китайском языке даже нет точного слова, которое бы передавало смысл понятия личность.

В японском языке существует понятие индивидуум, но тем не менее оно означает часть целой группы, которая, по убеждению японцев, является наиболее устойчивым и постоянным явлением общественной жизни. В связи с этим японцам чрезвычайно сложно понять американцев, которые с легкостью образуют различные группы, переходят из одной в другую, меняя свои убеждения. Трудовой коллектив является для японцев центром культурной и соци-альной жизни. Члены коллектива проводят вместе свое свободное время, отпуск, даже отмечают события личной жизни, такие как свадьба или развод.

В индивидуалистских культурах, в большей степени распространенных на западе, наоборот, личность выдвигается на передний план, главной ценностью является индивидуализм. В этих культурах каждый человек имеет свои принципы и убеждения. Яркими представителями индивидуалистской культуры являются американцы.

В США человек в первую очередь считает себя индивидом, а уже потом членом социума. В Японии же, наоборот, человек в первую очередь считает себя членом социума и только потом индивидом. Зачастую, в момент общения представителей культур с кардинально противоположными ориентациями возникают ситуации непонимания. Например, во время деловых переговоров с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение. В случае если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме царит коллективная ответственность за результаты любого дела, поэтому здесь никогда не выделяют кого-либо из общей массы.

Между культурами существуют большие различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Представители индивидуалистских культур уделяют большое внимание содержанию сообщения, беглости речи, точности использования понятий и логике высказываний.

В коллективистских культурах восточного типа, напротив, существует тенденция обращать внимание на контекст сообщения. Именно поэтому коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, японцы во время деловых переговоров обычно ведут разговор «вокруг да около», что позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров [1].

Как правило, особенности собственной культуры по большей части не осознаются субъектом и воспринимаются как само собой разумеющееся.

Это происходит потому, что значительную часть норм и правил поведения субъект усваивает подсознательно в процессе инкультурации. Осознание же ценностей своей культуры наступает лишь при взаимодействии с представителями других культур, когда обнаруживаются существенные различия в ценностных ориентациях. Знание особенностей ценностных ориентации партнера по общению позволяет исключить непонимание и добиться положительных итогов в межкультурных контактах.

В процессе межкультурной коммуникации обнаруживается огромная разница в восприятии одних и тех же ценностей представителями разных культур. Однако можно выделить группу ценностей, совпадающих как по характеру оценок, так и по содержанию. Такие ценности называются универсальные, или общечеловеческие. Универсальный характер таких ценностей обусловлен биологической природой человека и всеобщими свойствами социального взаимодействия. Так, например, ни в одной культуре не возможна положительная оценка убийства, лжи или воровства.

Роль межкультурной коммуникации возрастает в стремительном меняющемся мире. От способности представителей различных культур уважать иные культурные и социальные особенности, от желания понять и сотрудничать друг с другом, искать пути урегулирования межэтнических, межконфессиональных и межкультурных конфликтов зависит стабильность и благополучие мира в третьем тысячелетии.

Список литературы:

1. Антипов Г.А., Донских O.A., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. - Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1989.

2. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Гру-шевицкая, В.Д. Попков, А.Д. Садохин; под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИ-ТИ-Дана, 2002. - 352 с.

3. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. B.C. Степин, A.A. Гусейнов; Ин-т философии. - М.: Наука, 2005. - 428 с.

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье затрагиваются актуальные проблемы современного музы -кального образования в историко-культурологическом контексте.

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.