JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 343.985.1
https: //doi. org/10.24412/2073-0454-2023-7-81-84 NIION: 2003-0059-7/23-899
EDN: https://elibrary.ru/mubkze MOSURED: 77/27-003-2023-07-098
Взаимодействие следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании элитарных преступлений
Давид Кромвелович Григорян
Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия, davo-davo23@mail.ru
Аннотация. Анализируется актуальная на сегодня тема элитарной преступности. Обозначаются проблемные моменты, затрудняющие процессы раскрытия и расследования преступлений, которыми совместно занимаются следственные и оперативные подразделения. Во главу угла ставится вдумчивое и инициативное сотрудничество следственных и оперативных подразделений, поскольку лишь такой формат взаимодействия позволит установить истину и привлечь к ответственности виновного. Неукоснительное соблюдение законности также является обязательным условием, однако оно не должно опираться лишь на формализм. Автор исследования считает необходимым создать специализированные нормативные правовые акты, касающиеся раскрытия и расследования элитарных преступлений, а также ужесточить наказание за совершение противоправных деяний данной категории. Итогом системной исследовательской работы стало формулирование конкретной рекомендации, адресованной законодателю.
Ключевые слова: элитарная преступность, государство, власть, криминалистика, взаимодействие, следствие, оперативно-розыскная деятельность, государственная власть
Для цитирования: Григорян Д. К. Взаимодействие следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании элитарных преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 81-84. https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2023-7-81-84. EDN: MUBKZE.
Original article
Interaction of investigative and operational units in the detection and investigation of elite crimes
David K. Grigoryan
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russia, davo-davo23@mail.ru
Abstract. The current topic of elite crime is analyzed. The problematic points that complicate the processes of disclosure and investigation of crimes, which are jointly handled by investigative and operational units, are identified. Thoughtful and proactive cooperation of investigative and operational units is at the forefront, since only such a format of interaction will allow to establish the truth and bring to justice the culprit. Strict observance of the rule of law is also a prerequisite, but it should not be based only on formalism. The author of the study considers it necessary to create specialized regulatory legal acts concerning the disclosure and investigation of elite crimes, as well as to toughen the punishment for committing illegal acts of this category. The result of the systematic research work was the formulation of a specific recommendation addressed to the legislator.
Keywords: elite crime, state, power, criminology, interaction, investigation, operational and investigative activity, state power
For citation: Grigoryan D. K. Interaction of investigative and operational units in the detection and investigation of elite crimes. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):81-84. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2023-7-81-84. EDN: MUBKZE.
В любые известные историкам периоды развития нашего общества оно не было однородным. Всегда существовали четко дифференцированные категории населения, обладающие различными правами, возможностями, целями и амбициями. Даже советская эпоха, когда с партийных трибун громогласно провозглашались идеи равенства и братства, на деле характеризуется устойчивым расслоением социума на товарищей и номенклатуру. Правящая элита в СССР состояла из лиц, являющихся членами ЦК ВКП(б). Принадлежность к этой организации давала возможность получать большие блага из разнообразных сфер и направлений, обеспечивала крепкими связями
© Григорян Д. К., 2023
с представителями подобного рода привилегированными людьми всевозможных уровней [1, с. 32]. Что примечательно, рассуждать вслух о том, что в советском идеальном обществе существует неравенство, и партия светит кому-то ярче, и уж тем более привлекать общественное внимание к этому вопросу, было не принято. Власть не терпела критики и жестко боролась с теми, кто позволял себе подобную вольность.
Естественно, касательно того времени, в котором живем и создаем научные исследования мы, расслоение общества есть, оно очевидно, а также зафиксировано учеными (главным образом — социологами) и о нем активно говорят. Вполне логично сделать вывод
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
такого свойства: социальное неравенство является неотъемлемой характеристикой общества, поскольку отражает и естественное человеческое стремление к конкуренции, и желание главенствовать, и наличие разницы в интеллектуальных способностях, материальных и финансовых возможностях, у разных людей, и расхождение в жизненных целях и мотивациях.
В научной работе нас интересуют негативные черты, присущие представителям элитарных сообществ — то, когда член касты избранных стал субъектом преступной деятельности. Поскольку данное явление крайне опасно для государства в целом и каких-либо отдельно взятых сфер его жизни, нас интересует то, каким образом следственные и оперативные подразделения в результате совместных усилий противостоят ему.
Раскрытие и расследование преступлений в принципе и элитарных в частности — процессы сложные, многоэтапные, регулируемые уголовно-процессуальным и уголовным законодательством, требующие четкой и взвешенной планируемости [2]. Для выполнения главной общей цели этих двух масштабных звеньев одной цепи необходимы слаженность, грамотность и стремление не только соблюсти формальности, но и дойти до сути. Магистральной целью следственных и оперативных подразделений, которые вовлечены в раскрытие и расследование элитарных преступлений, явление реализация торжества закона, провозглашение справедливости, что, в конечном счете, укрепляет авторитет государственной власти и убеждает граждан в том, что их жизни, здоровье, права и законные интересы действительно находятся под надежной защитой правоохранительных органов [3].
Лексическое значение слова «взаимодействие» отражает взаимную связь и взаимную же поддержку явлений [4]. Действующие ныне в Российской Федерации уголовное судопроизводство ставит перед следственными и оперативными органами общие задачи, и эффективное их исполнение напрямую зависит от того, насколько слаженно их взаимодействие. Стоит заметить, что взаимодействие это должно носить не фрагментарный и не временный характер, оно системно и перманентно. Специалисты из следственных и оперативных подразделений не в праве самостоятельно осуществлять выбор на предмет того, стоит ли в данном случае взаимодействовать качественно и вдумчиво, а в ином — соблюсти минимальные формальности по обмену краткими депешами.
Итак, правовую платформу для продуктивного и легитимного сотрудничества следственных и оперативных подразделений составляют уголовно-процессуальное законодательство РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также различные специализированные приказы, уставы, положения и другие подзаконные нормативные акты МВД России и СК РФ. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, среди прочего, сказано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений [5]. Стало быть, и следователь, и оперуполномоченный, занимаясь одним делом, обязаны иметь в виду, что от результата их труда зависит, будет ли исполнено данное законное назначение.
В рамках взаимодействия сотрудники следственных и оперативных подразделений объединяют усилия, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего их работу. Совместная деятельность направлена на установление всех обстоятельств произошедшего преступления, установление личности того, кто его совершил, а также на формирование достоверной и убедительной доказательственной базы. Эффективность взаимодействия достигается при соблюдении ряда условий. Например, стоит упомянуть о необходимости соблюдения всеми участниками уголовного судопроизводства по делу об элитарном преступлении законности, разделении компетенции следователя и оперуполномоченного, связанном со специфичностью их деятельности. Силы и средства, находящиеся в распоряжении должностных лиц, необходимо использовать комплексно и своевременно. Следователь играет организующую и главенствующую роль, а также обладает процессуальной независимостью. Оперуполномоченные самостоятельно выбирают тактические приемы и способы (разумеется, в рамках действующих законодательных норм), благодаря которым осуществляются оперативно-розыскные мероприятия. Кроме того, необходимо осуществлять согласованное планирование. При этом специалисты следственных и оперативных подразделений совместно составляют планы неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, не в стандартном толковании, а применительно к конкретному уголовному делу, с учетом нюансов, присущих данному криминальному случаю.
Стоит учесть, что в российской нормативной правовой базе, на основе канонов которой и строится процесс организации взаимодействия следователей и опер-
уполномоченных, нет четкого дифференцирования «раскрытие и расследование преступлений» и «раскрытие и расследование элитарных преступлений». Между тем их необходимо не только разделить формально, но и обязать специализированные службы соблюдать повышенную степень ответственности при каждом шаге. На наш взгляд, в свете данного факта явственно определяются некоторые негативные факторы. Поскольку следственная и оперативно-розыскная функции разделены, ими занимаются разные специалисты, стало быть, широк круг тех, кто занят установлением истины. Каждый участник процесса при этом вносит свой серьезный вклад, необходимый для общего результата. Человек, являющийся членом элитарного сообщества и преступивший дозволенное законом, чтобы избежать наказания, попытается оказать воздействие на кого-либо из участников обозначенного выше процесса — благо, выбор из персон достаточно велик. Вполне возможно, что ему удастся задуманное, ведь совершенное им преступление не находится на особом контроле, раскрытие и расследование не поручено особенному органу. Значит, что элитарное преступление, которое угрожает безопасности всего общества и государства, разлагает структуру власти, культивирует коррупцию и подрывает авторитет страны на международной арене, потеряется в потоке рядовых. Какие-то крайне важные данные не будут фигурировать в материалах уголовного дела, что позволит преступнику уйти от ответственности. Специалисты по линии следствия и оперативных служб, ежедневно занятые, по большей части, однообразной и типовой работой, могут попросту не заметить, если кто-нибудь из их взаимодействующего коллектива недостаточно тщательно подойдет к исполнению своих обязанностей.
К слову о воздействии на должностных лиц, принимающих участие в раскрытии и расследовании элитарных преступлений. Отечественный криминалист А. Варданян упоминает в своих исследованиях, что действия и поступки субъекта преступления после совершения им противоправного деяния стоит расценивать как способ сокрытия преступления и способ противодействия расследованию [6, с. 47]. Данные явления криминалисты называют посткриминальной деятельностью. Мы видим в высшей степени целесообразным, чтобы подобная посткриминальная деятельность, совершаемая субъектами элитарных преступлений, считалась законодателем отягчающим вину обстоятельством и сгущала краски в итоговом вердикте суда.
В случае, если бы существовали специальные нормы законодательства, а также органы, которые занимаются сугубо элитарными преступлениями, и, в свою очередь, строго контролирующие их профильные инстанции, статистика качественно расследованных уголовных дел была бы гораздо выше. Логично рекомендовать законодателю предусмотреть для элитарных преступников более жесткую ответственность, чем для рядовых граждан; т. е. за совершение любого преступления, уже только потому, что осужденный является представителем привилегированной касты, он должен нести более суровое наказание. За то, что он причинил непоправимый вред имиджу того сообщества, частью которого является (государственные или коммерческие структуры, сфера культуры, политики, общественная деятельность и прочие), это было бы закономерным и справедливым. Естественно, что высокая вероятность ответить по всей строгости закона стала бы серьезным сдерживающим фактором для потенциальных элитарных преступников. Иными словами, ужесточение ответственности за совершение элитарных официально определенных преступлений, явилось бы эффективной превентивной мерой для подобной категории противоправных деяний.
В настоящее время, в эпоху развитых массовых коммуникаций, социальных сетей, Интернета, бло-гинга и прочих ресурсов, позволяющих максимально быстро распространять информацию, существует благоприятный катализатор справедливого и неотвратимого наказания. Уголовные дела, вызвавшие колоссальный общественный резонанс, гарантированно получают пометку «особый контроль» у руководства самых высоких уровней. Стало быть, в целях предупреждения попыток элитарного фигуранта повлиять на качество раскрытия и расследования преступления, необходимо обеспечить освещение в средствах массовой информации каждого этапа работы над уголовным делом. Пристальное внимание контролирующих служб, а также общественное наблюдение гарантировали бы если не полное исключение намеренно небрежного отношения к проведению мероприятий по раскрытию и расследованию элитарных преступлений, то хотя бы значительную минимизацию.
Элитарные сообщества, состоящие из действительно выдающихся, образованных, талантливых, сильных духом людей, занимающих ключевые должности, способных принимать своевременные и адекватные решения, имеют важное значение в жизни нашего государ-
JURISPRUDENCE
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ства. В том случае, если высокий уровень их компетенций направлен на созидание, на дела и свершения, полезные для страны и проживающих в ней людей. России есть, кем гордиться, есть, кого назвать истинной элитой в достоверном и объективном значении этого слова. Однако кроме гордости, которая порой уводит к ложному выводу о том, что элита — люди особые, неприкосновенные и априори не могут быть не правыми, корыстными или нравственно испорченными, крайне важно сохранить трезвый и объективный подход. Современная элитарная преступность часто обладает и профессионализмом, и опирается на технизацию, и хорошо осведомлена о том, как противостоять правосудию [7]. Нам, нашему государству и социуму остро необходимо признать, что элита кроме повышенного уважения достойна и такого же контроля. Поэтому необходимо разработать и утвердить специальные нормативные правовые акты, касающиеся раскрытия и расследования такого рода преступлений, а также ужесточить ответственность тем, кто, являясь «особенным» и владея многими ресурсами, позволил себе игнорировать нормы и правила, принятые «для всех». «Прежде закон, потом благодать» — такой призыв к порядку прозвучал еще в эпоху Ярослава Мудрого [8, с. 30]. Актуален он и по сей день.
Список источников
1. Фельдман М. А. Советская элита 1930-х гг.: проблема идентификации // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. № 4. С. 29-45.
2. Варданян А. В., Айвазова О. В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Толковый словарь Ожегова // URL://https://slo-varo zhegova.ru/word .php?wordid=3017.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Варданян А. В. Развитие систем знаний о криминалистической характеристике посткриминальной деятельности как закономерный результат поступательного развития науки криминалистики // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 1 (17).
7. Варданян А. В. Современные проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 2 (89).
8. Федорова М. Е., Сумникова Т. А. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1974.
References
1. Feldman M. A. The Soviet elite of the 1930s: the problem of identification // Discourse-Pi. 2021. Vol. 18. No. 4. Р. 29-45.
2. Vardanyan A. V., Aivazova O. V. Principles of formation of private forensic techniques: current state and ways of improvement // Proceedings of Tula State University. Economic and legal sciences. 2016.
3. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» // LRS «ConsultantPlus».
4. Ozhegov's Explanatory Dictionary // URL://https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=3017.
5. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of December 18, 2001 // LRS «Con-sultantPlus».
6. Vardanyan A.V. The development of knowledge systems about the criminalistic characteristics of post-criminal activity as a natural result of the progressive development of the science of criminalistics // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2021. № 1 (17).
7. Vardanyan A.V. Modern problems of the use of special knowledge in criminal proceedings // Jurist-Pra-voved. 2019. № 2 (89).
8. Fedorova M. E., Sumnikova T. A. A textbook on Ancient Russian literature. M., 1974.
Информация об авторе
Д. К. Григорян — доцент кафедры криминалистики и оперативно-розыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России, кандидат политических наук, доцент.
Information about the author
D. K. Grigoryan — Associate Professor of the Department of Criminology and Operational Investigative Activities of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Political Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 18.12.2023. The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.