ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ И КОНТРОЛИРУЮЩИМИ
ОРГАНАМИ НА МЕСТАХ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
1 2 Алехин Д.В. , Гусельникова О.В.
Email: Alekhin [email protected]
1Алехин Дмитрий Владимирович - кандидат юридических наук, доцент; 2Гусельникова Ольга Владимировна - магистрант, кафедра криминалистики, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации,
г. Москва
Аннотация: авиационное происшествие является крупномасштабным событием, которое несет большое количество последствий: гибель людей и ущерб для компании и государства. Поэтому для проведения осмотра места авиационного происшествия привлекается помощь других правоохранительных и контролирующих органов и подразделений. В этой связи в статье анализируется порядок взаимодействия следственных органов СК России с подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, представлена характеристика основных форм сотрудничества. Ключевые слова: авиационное происшествие, катастрофа, воздушное судно, взаимодействие с правоохранительными органами, осмотр места происшествия, МЧС России, СК России.
INTERACTION OF FOLLOWERS WITH LAW ENFORCEMENT AND CONTROLLING BODIES ON THE AERONAUTICAL
ACCIDENTS Alekhin D.V.1, Guselnikova O.V.2
1Alekhin Dmitry Vladimirovich - PhD in Jurisprudence, Associate Professor; 2Guselnikova Olga Vladimirovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF CRIMINALISTICS, MOSCOW ACADEMY OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION,
MOSCOW
Abstract: аn aviation accident is a large-scale event that has a large number of consequences: loss of life and damage to the company and the state. Therefore, to conduct an inspection of the accident site, assistance is sought from other law enforcement and supervisory bodies and units. In this regard, the article analyzes the order of interaction between the investigative bodies of the Russian Federation and the units of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, and describes the main forms of cooperation.
Keywords: aviation accident, catastrophe, aircraft, interaction with law enforcement agencies, inspection of the scene, EMERCOM of Russia, SK of Russia.
УДК 343.983
Авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель людей, требует большого количества привлекаемых сил и средств для проведения расследования и проведения осмотра места происшествия, что требует от следователя способностей организовать конструктивное взаимодействие. Как отмечает Д.В. Алехин, от качественно организованного взаимодействия следователя во многом зависит эффективность
производства отдельных следственных действий, этапов расследования и предварительного следствия в целом, обоснованность принятия многих процессуальных решений (особенно в условиях информационной неопределенности и тактического риска) [1, с. 47].
Взаимодействие следственных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, в том числе, и с подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Взаимодействие осуществляется в форме: совместная работа на месте транспортного происшествия; оперативный обмен информацией о произошедших катастрофах, авариях или иных чрезвычайных ситуациях техногенного характера; организация и проведение совместных учебно-практических занятий, в том числе по вопросам использования специалистов и специальной техники подразделений МЧС, особенностям осмотра места авиационного происшествия и др.; привлечение штатных психологов МЧС России для работы с потерпевшими и свидетелями для их подготовки к участию в следственных действиях; получение сведений из различных баз данных и информационных систем МЧС России, привлечение сотрудников ведомства к проведению судебных экспертиз и исследований.
Основной формой взаимодействия следственных органов с подразделениями МЧС России является совместная работа на месте авиационного происшествия. Они оказывают содействие в доставке следственной группы и криминалистического оборудования на место происшествия, его охране, оборудовании мобильных лагерей, поиске и извлечении, как пострадавших, так и предметов, имеющих доказательственное значение.
Так, в августе 2015 года следователями совместно с сотрудниками МЧС России осуществлялись работы на месте столкновения над акваторией Истринского водохранилища в Московской области вертолета «Robinson - R44» с гидропланом «Cessna 206 F», в результате которого погибли пилоты и пассажиры обоих воздушных судов (всего 9 человек) [2].
Сотрудники МЧС России прибыли на указанное место происшествия раньше следственной группы, как это часто бывает по объективным причинам. Однако, благодаря достигнутым соглашениям, оперативно были проведены совместные действия по фиксации и сохранения возможных следов события. Сразу же на месте был организован межведомственный штаб, который планировал и корректировал поисково-спасательные работы и действия следственно-оперативной группы.
Для предотвращения утраты доказательственной базы было незамедлительно оцеплено место крушения и примыкающий к воде участок суши, организованы масштабные поисковые мероприятия с применением средств фиксации. Скоординирована работа со средствами массовой информации и органами местного самоуправления.
Полученные сотрудниками МЧС России до прибытия следственной группы видеозаписи в последующем были переданы следствию. Их просмотр позволил смоделировать события происшествия, получить ценную информацию для обработки специалистами Росавиации и Межгосударственного авиационного комитета (далее - МАК).
При осмотре места происшествия сотрудниками ГУ МЧС России по Московской области было задействовано 122 единицы техники, в том числе вертолет. Указанное воздушное судно было безвозмездно предоставлено в распоряжение следствия.
Так, вертолет использовался следственной группой для масштабного осмотра места авиационного происшествия, благодаря чему было установлено непосредственное место столкновения над участком водной поверхности Истринского водохранилища. Помимо этого, вертолет применялся при проведении с очевидцем столкновения следственного эксперимента. Полученные доказательства, в
том числе и результаты фото и видеосъемки с вертолета, непосредственно на месте происшествия позволили установить точку столкновения и крушения в воду, что способствовало отысканию фрагментов судов и тел погибших.
Водолазами, состоящими в штате МЧС, производились поисковые мероприятия, направленные на установление и извлечение из воды тел погибших и фрагментов воздушных судов.
Немаловажно отметить, что ими было организована работа с психологами МЧС, работа с родственниками погибших и очевидцами столкновения. Они помогли снизить интенсивность стрессовых реакций у пострадавших и риск негативных массовых реакций, что способствовало подготовке потерпевших и свидетелей, ставших очевидцами произошедших событий, к проведению с ними следственных действий, в том числе опознанию тел.
Помимо работы на месте авиационного происшествия осуществляется взаимодействие и в других моментах. В целях повышения оперативности поступления информации о произошедших на обслуживаемой территории происшествиях заключено соответствующее Соглашение. Полномочия сотрудников транспортной полиции ограничены Приказом МВД России от 28 марта 2015 года № 381. Информация обо всех происшествиях, произошедших не на объектах транспорта, поступает не в линейные, а в территориальные отделы полиции, которые уведомляют о случившемся исключительно дежурных следователей территориальных органов Следственного комитета.
Таким образом, ранее имели место случаи несвоевременного уведомления следователей управления о произошедших происшествиях, чаще всего с объектами легкомоторной авиации. При этом спасательным службам такая информация зачастую поступает одновременно с органами МВД России.
Соглашением определены порядок оперативного обмена информацией, вопросы координации деятельности сторон в сфере обеспечения безопасности населения и территорий в Центральном федеральном округе, организация совместной работы по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых следственным управлением объектах транспортной инфраструктуры.
Поскольку наиболее значительная часть происшествий, где требуется взаимодействие следствия с органами МЧС России, совершается на территории Московского транспортного региона, аналогичные соглашения уже в текущем году заключены следственным управлением с ГУ МЧС России по Московской области, а также с ГУ МЧС России по городу Москве, не входящим в структуру ЦРЦ МЧС России.
Подписаны совместные соглашения и с иными региональными управлениями МЧС России, в том числе по Брянской, Смоленской, Орловской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Белгородской и Калужской областям.
Оперативный обмен информацией о произошедших катастрофах, авариях или иных чрезвычайных ситуациях техногенного характера между следственным управлением осуществляется и с иными органами.
Так, отдел дежурно-диспетчерского обеспечения УГАН ежедневно присылает посредством электронной почты оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях федерального значения за прошедшие сутки, в которой содержится информация о внештатных ситуациях на объектах авиационного транспорта.
Помимо этого, в части взаимного обмена информацией дежурной частью УТ МВД России по ЦФО ежедневно представляется экземпляр оперативной сводки по происшествиям, зарегистрированным на территории обслуживания, в которой наряду с другими отражаются сообщения об авиационных происшествиях.
Еще одной из форм взаимодействия с подразделениями МЧС является организация и проведение совместных учебных мероприятий, направленных как на повышение согласованности работы на местах аварий и происшествий, так и на формирование у
следователей устойчивых теоретических знаний и практических навыков при проведении неотложных следственных действий по фактам различного рода катастроф.
К примеру, в июле 2015 года на базе учебного полигона 40-го Российского центра подготовки спасателей МЧС России проведено учебно-практическое занятие на тему: «Осмотр места авиационного происшествия».
В ходе учебного занятия на макетах воздушного судна ТУ-134 и вертолета МИ - 8 проведены осмотры места происшествия с имитацией их жесткой посадки с применением всех стоящих «на вооружении» специальных средств и криминалистической техники. Данное мероприятие проводилось с участием специалиста МАК, который на практике разъяснил следователям методики осмотра места авиационных происшествий. Указанное учебное мероприятие записано на видео и используется в качестве учебного пособия.
В апреле 2016 года проведено тактико-специальное учение совместно с органами МЧС Московской и Тверской областей в дер. Чернятино Клинского муниципального района Московской области по ликвидации последствий лесных и торфяных пожаров, в том числе падения воздушного судна (вертолета) в лесном массиве, в результате чего произошло возгорание.
Проверить готовность следственных органов и спасательных формирований Московской области к незамедлительному и эффективному реагированию при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера запланировано и во втором полугодии текущего года.
Подобные совместные мероприятия повышают уровень межведомственного взаимодействия в подобных случаях, позволяют на практике отработать алгоритм совместных действий, особенно важны для молодых следователей, так как не у всех из них имеется опыт работы по уголовным делам такой категории. Кроме того, следственным управлениям СК России в каждом регионе необходимо заключать соглашения с подразделениями МЧС России для закрепления основных положений о взаимодействии [3].
Список литературы /References
1. Алехин Д.В. Взаимодействие следователя с органами дознания по делам о преступлениях прошлых лет, связанных с безвестным исчезновением людей // Раскрытие и расследование преступлений серийных и прошлых лет: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 16 марта 2017 года) / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. М.: Московская академия Следственного комитета, 2017.
2. Уголовное дело № 2/1971 // Архив московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации за 2015 год.
3. МЧС России и Следственный комитет подпишут соглашение об оперативном обмене информацией. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/8094188/ (дата обращения: 20.09.2017).