Научная статья на тему 'Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования авиационных происшествий'

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования авиационных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ / АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / INVESTIGATION SITUATION / INVESTIGATION / AVIATION ACCIDENT INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуельникова Ольга Владимировна

В расследовании любого преступления возникает своя следственная ситуация. В данной статье раскрыты типичные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования авиационных происшествий. Также указаны какие следственные действия должен осуществить следователь в данных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A typical investigation situation at the initial stage of investigation of aviation incidents

The investigation of any crime has its own investigative situation. In this article typical situations arising at the initial stage of investigation of aviation accidents are revealed. Also specified what investigative actions the investigator in these situations should carry out.

Текст научной работы на тему «Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования авиационных происшествий»

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования авиационных

происшествий

A typical investigation situation at the initial stage of investigation of aviation incidents

Гуельникова Ольга Владимировна

магистрант 2 курса

Московской Академии Следственного комитета Российской Федерации

Россия, г. Москва e-mail: olya.gv. 25@gmail. com

Guselnikova Olga Vladimirovna

master of 2 course Moscow Academy The investigative Committee Russian Federation Department of criminology Russia, Moscow e-mail: olya.gv. 25@gmail. com

Аннотация.

В расследовании любого преступления возникает своя следственная ситуация. В данной статье раскрыты типичные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования авиационных происшествий. Также указаны какие следственные действия должен осуществить следователь в данных ситуациях.

Annotation.

The investigation of any crime has its own investigative situation. In this article typical situations arising at the initial stage of investigation of aviation accidents are revealed. Also specified what investigative actions the investigator in these situations should carry out.

Ключевые слова: следственная ситуация, расследование, авиационные происшествия, следственные действия.

Keyword: investigation situation, investigation, aviation accident investigation.

Первоначальный этап расследования авиационных происшествий требует от следователя максимальной оперативности действий. Приступая к расследованию, он должен составить себе представление о случившемся событии, выявить и собрать как можно больше доказательств, которые могут быть утеряны или уничтожены, установление и задержание виновных, обеспечение возможности возмещения ущерба, причиненного преступления, а также меры по предотвращению данных преступлений. Для этого следователь должен обладать сведениями о типичных следственных ситуациях и путях их решения.

Профессор А.Н. Колесниченко определил следственную ситуацию как, определенное положение в расследовании преступлений, характеризуемое наличием тех или иных доказательств и информационного материала и возникающими в связи с этими конкретными задачами его собирания и проверки [1]. Интересно также определение следственной ситуации, данное Л.Я. Драпкиным, который утверждал, что следственная ситуация - это динамическая информационная система, отражающая с различной степенью адекватности многообразные факторы [2]. Представляется наиболее простым и объективным определение следственной ситуации, которое высказывает Р.С. Белкин, считающий, что следственная ситуация - это совокупность условий, в которых на данный момент осуществляется расследование, т. е. та обстановка, в которой протекает процесс расследования [3]. Далее следует обратить внимание на содержание следственной ситуации, составляющие компоненты которой были приведены в работах И.Ф. Герасимова. Он отнес к ним обстоятельства, известные в данный момент; имеющиеся по делу доказательства; информацию, имеющую тактическое и организационное значение; следственные действия и другие мероприятия, намеченные и уже выполненные; запланированные, но еще не

выполненные следственные и другие действия; возможности, которыми следователь располагает; сведения о поведении лиц, заинтересованных в исходе дела; оценку всех перечисленных факторов [4].

На момент возбуждения уголовного дела по факту авиационного происшествия складывается определенная следственная ситуация, проанализировав ее следователь определяет программу действий. Исходя из нами изученных уголовных дел, опроса следователей можно выделить три типичные следственные ситуации.

Первая следственная ситуация возникает в 9% случаев, когда к началу предварительного следствия следователю известно, кто и какая причина повлияла на авиационное происшествие. Такая ситуация возникает после окончания ведомственного расследования и получения органом следствия заключения комиссии, в котором установлены факты нарушения в действиях конкретных должностных лиц. В этой ситуации основной задачей предварительного следствия является проверка выводов ведомственной комиссии о причинах авиационного происшествия следственным путем и доказывание виновности конкретных лиц в произошедшем авиационном происшествии.

Представляется, что порядок действий следователя должен быть следующий. Получив материалы из ведомственного органа, в котором указаны нарушения, а также виновные лица, следователь его рассматривает, оценивает изложенные в них обстоятельства, доказательства совершившегося события соотносит их с нормами уголовного кодекса с целью установлении признаков преступления в действиях виновных. Как правило, возбуждается уголовное дело по статье 238 либо по статье 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Далее, на первоначальном этапе следователь проводит следственные действия для получения информации изобличающей виновных такие как, допрос потерпевших, свидетелей, подозреваемых, осмотр предметов (документов), выемка, обыск, назначение судебных экспертиз (авиационно-техническая, физико-химическая, трасологическая).

Вторая следственная ситуация происходит в 51% случаев характеризуется тем, что к началу предварительного следствия имеются данные только о последствиях авиационного происшествия. Условия, при которых произошло данное происшествие, а тем более, его причины неизвестны. Такая следственная ситуация возникает при возбуждении уголовного дела незамедлительно после катастрофы или аварии воздушного судна, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления (а именно гибель людей, тяжкие телесные повреждения, значительные разрушения авиационной техники, зданий, строений, сооружений и пр.). Она порождает сложную задачу по изучению обстановки, предшествовавшей авиационному происшествию, поскольку ее решение позволяет выявить условия, при которых развивалось то или иное событие. Затем исследуется механизм происшествия, что дает возможность определить, какие из неблагоприятных условий стали его причинами.

В такой ситуации необходимо оперативно организовать группу следователей для одновременного выезда на места происшествия, место стоянки самолета и место вылета воздушного судна. Данные действия необходимо для оперативного осмотра и изъятия предметов (документов) во избежание утраты и уничтожения доказательств. Руководителю следственной группы на месте происшествия воздушного судна необходимо скоординировать работу следователей по сбору информации о случившемся событии, привлечь к осмотру места авиационного происшествия сотрудников МЧС России, МВД для сбора обломков, пострадавших, а также для оцепления территории. Наиболее эффективные следственные и оперативно-розыскные мероприятия: осмотр места происшествия, выемка документов, допрос потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обыск помещений, проведение судебных экспертиз (медицинская, физико-химическая, авиационно-техническая, пожарно-техническая, трасологическая, молекулярно-генетическая).

В качестве примера действий можно привести недавнее крушение самолета АН-148 авиакомпании «Саратовские авиалиния» выполнявший рейс по маршруту Москва-Орск (Оренбургская область) 11 февраля 2018 года. После сообщения о крушении было возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц. Были организованы группы следователей: первая группа осматривала место авиационного происшествия, вторая группа проводила обыски и выемки документации

в офисе «Саратовских авиалиний», третья группа осуществляла обыски и выемки документации в аэропорту «Домодедово». В аэропорту города Орска был организован пункт по получению генетического материала родственников погибших для проведения молекулярно-генетической экспертизы. Следователи взаимодействовали на месте происшествия с Межгосударственным авиационным комитетом (далее - МАК), МЧС России и МВД России по обнаружению бортовых самописцев, обломков и нахождению фрагментов тел. Сотрудники МАК на второй день обнаружили «черные ящики» и были направлены в лабораторию для расшифровки. К моменту окончания осмотра места происшествия проводившееся 7 дней специалисты МАК сообщили о возможной причине крушения [5].

Третья следственная ситуация возникает в 40% случаев, когда к началу предварительного следствия причина лётного происшествия и лицо, нарушившее правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта не известны. Указанная следственная ситуация, порождает тактическую задачу, связанную с познанием механизма развития происшествия, что позволяет определить его причины и круг лиц, которые могут быть причастны к совершению преступления. В последующем изучается действия каждого из проверяемого круга лиц на соответствии их действий с нормативными документами. В этом случае следователь после получения сообщения об авиационном происшествии выезжает на данное место происшествие, проводит его осмотр, обыски и выемку документации в аэропорту вылета и у собственника воздушного судна, осмотр предметов (документов), допрос потерпевших, свидетелей, подозреваемого. Назначаются судебные экспертизы (медицинская, физико-химическая, авиационно-техническая, пожарно-техническая, трасологическая).

Так, 31.07.2015 около 18:15 воздушное судно Embraer-120 VQ-BBX, выполнявшее рейс РГ-226 сообщением Ульяновск -Москва (Домодедово), по причине отказа выпуска передней стойки шасси произвело аварийную посадку в аэропорту Домодедово на основные стойки шасси с гашением скорости в процессе пробега и опусканием носовой части фюзеляжа на взлетно-посадочную полосу. Были проведены осмотр места происшествия, допросы свидетелей, осмотр документации [6].

Таким образом, от следователя зависит дальнейший ход расследования, от того на сколько оперативно и качественно следователь провел первоначальный этап. Информация, получаемая в ходе проведения следственных действий, является основной составляющей следственной ситуации, на которой строится предварительное расследование.

Список использованной литературы:

1. Колесниченко А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений. Дисс. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1967. С. 509.

2. Драпкин Л.Я. Следственная ситуация. М., 1985. С. 57.

3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М., 1988. С. 91-92.

4. Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975. С. 41.

5. В момент падения Ан-148 был цел // Газета.Ш. URL: https: // www.gazeta.ru/social/2018/02/11/11646247.shtml7updated

6. Уголовное дело № 2/1968 // Архив Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации за 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.