Научная статья на тему 'Взаимодействие систем «Личность» – «Социум»'

Взаимодействие систем «Личность» – «Социум» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3268
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИУМ / МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ЭЛЕМЕНТ / УРОВЕНЬ / PSYCHOLOGY / SOCIOLOGY / PERSONALITY / SOCIETY / METHODOLOGY / SYSTEM / STRUCTURE / ELEMENT / LEVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна

На основе системной структурно-уровневой концепции психики, сформулированной Б. Ф. Ломовым, М. С. Роговиным и Г. В. Залевским, обозначены социально-психологические механизмы взаимоотношений личности и социума. Приведены определения термина «социум», данные зарубежными и отечественными исследователями. На основании сопоставления и анализа имеющихся в науке определений понятия «социум» предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику. Охарактеризованы функционирование личности в социальной среде, структура социума, специфические особенности социума, влияние социума на формирование и развитие личности, интеграция отдельных индивидуумов в социум. В результате анализа литературных источников разработаны авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру социума в контексте системных исследований и интеграцию отдельных индивидуумов в социум. Приведенные материалы дополняют существующие теоретические представления о личности и ее интеграции в системы микрои макросоциума; являются теоретическим базисом для разработки оптимальных моделей личностного развития и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SYSTEMS “PERSONALITY” – “SOCIUM”

This article focuses on psychosocial mechanisms of relations between person and society, formulated on the basis of the systemic structural-level concept of the psyche by B. F. Lomov, M. S. Rogovin and G. V. Zalevsky. The study of personality in the context of the systemic structural-level concept of the psyche can not be called comprehensive without the characteristic of the interaction of the “personality” and “society” systems. The article gives definitions of the term “society” given by foreign and local researchers. Based on the comparison and analysis of the definitions of the concept of «society» in science, the author’s view of the problem is proposed. In the context of the systemic structural-level conception of the psyche, society is a system that has developed in the course of historical development and is characterized by an internal hierarchy (intra-individual, interindividual, metaindividual levels) reflecting the main spheres of social life (kinship, spiritual, economic, social, political, managerial spheres). The functioning of the personality in the social environment, the structure of the society, the specific features of society, the influence of society on the formation and development of the personality, the integration of individuals into society are characterized. As a result of the analysis of literary sources, the author’s graphic images (diagrams) illustrating the structure of the society in the context of systemic studies and the integration of individuals into the society are elaborated. The materials of the article supplement the existing theoretical ideas about the personality and its integration into the microand macro-community systems.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие систем «Личность» – «Социум»»

УДК 159.9 + 159.9.01; 159.9:001.8 + 159.922 + 316.37 + 159.923:316.6 йО! 10.23951/2307-6127-2017-3-117-126

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ «ЛИЧНОСТЬ»-«СОЦИУМ»

И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова

Томский государственный педагогический университет, Томск

На основе системной структурно-уровневой концепции психики, сформулированной Б. Ф. Ломовым, М. С. Роговиным и Г. В. Залевским, обозначены социально-психологические механизмы взаимоотношений личности и социума.

Приведены определения термина «социум», данные зарубежными и отечественными исследователями. На основании сопоставления и анализа имеющихся в науке определений понятия «социум» предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику.

Охарактеризованы функционирование личности в социальной среде, структура социума, специфические особенности социума, влияние социума на формирование и развитие личности, интеграция отдельных индивидуумов в социум.

В результате анализа литературных источников разработаны авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру социума в контексте системных исследований и интеграцию отдельных индивидуумов в социум.

Приведенные материалы дополняют существующие теоретические представления о личности и ее интеграции в системы микро- и макросоциума; являются теоретическим базисом для разработки оптимальных моделей личностного развития и социализации.

Ключевые слова: психология, социология, личность, социум, методология, система, структура, элемент, уровень.

Изучение личности в контексте системной структурно-уровневой концепции психики нельзя назвать полным без характеристики взаимодействия систем «личность» - «социум» [1-4]. Известный советский психолог Б. Ф. Ломов относил такие исследования к высшему уровню исследований человека и его психики. Он указывал, что рассмотрение личности в системе социальных отношений позволяет выделить психологические закономерности, связанные с иерархией уровней психического и раскрыть его отдельные аспекты [5].

В научной литературе представлено значительное количество определений социума. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал социум как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях [6].

Американский социолог Т. Парсонс определял социум как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности [7].

В словаре по социальной педагогике Л. В. Мардахаев дает следующее определение: «Социум (от лат. $оешт - общее, совместное) - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры» [8].

Российский исследователь Л. А. Зеленов рассматривает социум как совокупность людей с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами [9].

В словаре иностранных слов содержится такое определение: «Социум (лат. 5ое1т - товарищ, компаньон) - общество, социальная среда человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей» [10].

По мнению В. С. Торохтия, социум представляет собой самое большое по масштабам множество людей, которое можно рассматривать как единый субъект исторического действия (в то время как отдельный человек составляет наименьшее из таких множеств) [11].

На основании сопоставления и анализа имеющихся в науке определений понятия «социум» предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику.

В контексте системной структурно-уровневой концепции психики социум представляет собой сложившуюся в процессе исторического развития систему, характеризующуюся внутренней иерархией (внутрииндивидный, интериндивидный, метаиндивидный уровни), отражающую основные сферы социальной жизни (родство, духовная, экономическая, социальная, политическая, управленческая).

Первичным структурным элементом социума является личность. В контексте социальных отношений выделяют три уровня взаимодействия личности и социума (табл. 1).

Таблица 1

Функционирование личности в социальной среде

Уровни социальной жизни Структурные элементы уровня социальной жизни Взаимодействие систем «личность» - «социум»

Внутрииндивидный Социальные способности, социальные потребности, социальные ценности Отражает социальные аспекты личности на индивидуальном уровне. Проявляется в социальных способностях, потребностях, ценностях. Общение со своим я

Интериндивидный Социальные отношения, социальная деятельность Отражает социальные аспекты личности на межличностном уровне. Проявляется в социальной коммуникации, деятельности, отношениях. Характеризуется непосредственным общением «личность» - «личность»

Метаиндивидный Социальные институты Отражает социальные аспекты личности на уровне взаимодействия с социальными институтами. Проявляется посредством персонализации в научном, творческом, культурном, политическом, историческом наследиях. Взаимодействие личности и социальных институтов может осуществляться как непосредственно (личное общение), так и опосредованно (с помощью письменного текста и технических средств связи)

Социум как система, имеющая внутреннюю организацию и содержащая различные уровни, представлен на рис. 1.

В системе социума выделяют вертикальную и горизонтальную подструктуры. Рассмотрим их более подробно.

Вертикальная подструктура социума отражает содержательную часть жизни общества и порожденные ею социальные явления. Охарактеризуем элементы вертикальной структуры социума.

Социальные ценности - объекты или явления, имеющие значение в семейно-брачном, духовном (преимущественно в области морали, искусства, культуры, религии), экономическом, социальном, политическом, управленческом отношениях. Ценности положительно оцениваются и рассматриваются как эталоны истины, красоты, благополучия. Особенностью социальных ценностей является их бессознательный характер - в силу всеобщего признания, отдельными индивидуумами они воспринимаются как очевидные и безусловные, отражаясь в социально значимых поступках. Элементы культуры социума, в том числе соответствующие ценности и нормы-регуляторы жизни общества, внедряются в

Горизонтальная структура социума

>

0 и

ГС

о.

>

I>

а

I-

и

ОС ГС

1 л с;

ГС

а. и со

Социальные институты

Социальные отношения

Социальная деятельность

3 3

Социальные способности

I С

Социальные потребности

Социальные ценности

э

Э

# /

/

/ #

#

5€ о

X -О

с;

пз

о

о о.

#

Сг

£

Сферы социальной жизни Рис. 1. Структура социума в контексте системных исследований структуру личности в процессе социализации, что позволяет рассматривать их как интро-екты. Следует отметить важность социальных ценностей - они являются базисом для объединения отдельных индивидуумов в общество.

Социальные потребности - эндогенный фактор, побуждающий к активности. Социальные потребности формируются в процессе воспитания и взаимосвязаны с системой ценностей. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных влечений и желаний, направленности и стремлений.

Социальные способности - свойства личности, позволяющие успешно овладеть каким-либо видом деятельности. Социальные способности формируются в процессе воспитания (что дает определенные основания рассматривать их как производное черт характера), образования, формирования знаний, умений, навыков и профессиональных представлений.

Социальные отношения - совокупность связей, прав, обязанностей, обязательств, ограничений социальных субъектов в ходе их совместной деятельности. Характеристики социальных отношений (типы, характер, интенсивность) соответствуют специфике сфер социальной жизни.

Социальная деятельность - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (индивидуумом, социальной группой, социумом). Социальная деятельность основана на соответствующих ей ценностях, потребностях, способностях. Социальная

деятельность генерирует соответствующие ей социальные отношения, которые возникают в процессе совместной деятельности индивидуумов или социальных групп. Функциональным стержнем социальной жизни является деятельность. Она выражается во взаимодействии людей с реальностью (субъективной, объективной) и формирует шесть сфер жизни общества (родство, духовную, экономическую, социальную, политическую, управленческую).

Социальные институты - исторически сложившиеся или созданные целенаправленными усилиями формы организации общественной жизни. Существование социальных институтов диктуется необходимостью удовлетворения специфических потребностей общества или его части.

Сфера родства является базисом для важнейших социальных институтов: семьи, брака, родительства. Под термином «родство» понимают основанные на происхождении от одного предка или возникшие в результате заключения брака отношения между индивидуумами. Родство подразумевает не только семейные (нуклеарная или патриархальная семья), но и более отдаленные отношения, объединяющие людей в род (клан). Следует отметить, что семья относится к числу значимых социальных ценностей [12, 13].

Характеристика метаиндивидного уровня социума, отражающего различные сферы деятельности человека (социальной жизни) и включающего порожденные ими социальные институты, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Сферы социальной жизни и социальные институты

Сфера социальной жизни Социальные институты Функции социальных институтов

Родство Семья и брак, родительство (материнство, отцовство) Регуляция отношений между родственниками и супругами, деторождение, уход за детьми, воспитание, социализация

Духовная Воспитание, образование, наука, искусство, культура, религия Регуляция отношений, связанных с духовными ценностями: их создание, сохранение, распространение, потребление, передача последующим поколениям

Экономиче ская Материальное производство, рынок, финансовые институты, собственность (частная, государственная, муниципальная) Регуляция отношений, связанных с циклом воспроизводства материальных благ (производство - распределение -обмен - потребление)

Социальная Семья, народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защита, физкультура и спорт, досуг Регуляция отношений между различными возрастными и социальными группами, обеспечение социальных гарантий

Политическая Политические партии, общественные организации, сообщества, профсоюзы Постановка целей, задач, путей развития общества, выработка программ деятельности политических институтов, получение и использование власти

Управленческая 1 осударство, государственная власть (президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации), власть местного самоуправления (городского поселения, сельского поселения), системы права, армия и флот, силовые структуры, политические партии Регуляция отношений между человеком и социумом, гражданским обществом и государством, политическими партиями и государством, государством и международным сообществом

Шести сферам общественной жизни соответствуют детерминированные социальные институты. Для их социально-психологического анализа особое значение имеет ряд характеристик:

- статус социального института;

- полномочия и возможности социального института;

- условия и возможности входа и выхода из социального института;

- социальная направленность деятельности;

- открытость или закрытость социального института в социуме.

Следует отметить, что отдельные социальные институты находятся в сложных взаимоотношениях, характеризующих полиаспектность социальной жизни.

Таким образом, вертикальная структура социума представлена тремя уровнями (вну-трииндивидным, интериндивидным, метаиндивидным), включающими шесть социальных образований (социальные ценности, социальные потребности, социальные способности, социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты).

Горизонтальная структура социума. В любом обществе независимо от исторической эпохи и географического положения страны (или территориального образования) выделяются шесть константных сфер социума (родство, духовная, экономическая, социальная, политическая, управленческая). Данная подсистема отражает значимые для общества аспекты жизни, которые являются функциональным базисом социума.

Специфические особенности социума. Система социума обладает рядом характерных особенностей:

1. Социум может быть охарактеризован на основании значительного числа классификационных признаков: особенности государства, доминирующий способ производства, преобладающие национальности, специфика культуры и религии, временные и территориальные границы.

2. Основными системообразующими факторами, обеспечивающими единство социума, являются взаимные обязательства, возникающие между отдельными уровнями социальной жизни.

3. Согласование и регламентация различных сфер человеческой жизни именно в социуме максимальны и всеобъемлющи (касаются всех аспектов существования человека). Социум задает нормы, регулирующие жизнь общества; регламентирует семейные взаимоотношения, проявления духовной жизни, производство и распределение материальных благ, обеспечивает образование, воспитание, оказание медицинской помощи, регулирует гражданские права и обязанности.

4. На низших уровнях организации человеческого общества проявляются отдельные аспекты жизни субъектов деятельности, тогда как в социуме жизнь индивидуума наиболее полноценна.

5. Членство в социуме наследственно, подневольно и нерасторжимо. Человек как физическое или юридическое лицо по своей воле может выйти из общественной организации или прекратить трудовые отношения, но не может покинуть социум.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. На основании общих значимых признаков в социуме выделяются формальные или неформальные социальные группы.

7. Члены отдельных социальных групп оказываются психологически близкими, испытывают друг к другу личную привязанность и солидарность, значительно превосходящую средние показатели близости между людьми. Для подавляющего большинства людей дифференциация «свой» - «чужой» («мы» - «они») проходит по границе своей социальной группы.

8. Социум имеет историю, изучаемую исторической наукой и рядом специальных дисциплин (антропологией, культурологией, этнологией, религиоведением, социологией, политологией).

Приведенные характеристики раскрывают основные особенности структуры и функционирования социума.

Взаимодействия систем «личность - социум». Большинство современных исследователей сходятся во мнении о социальной природе личности. Ее формирование и развитие следует рассматривать как целенаправленный процесс, где особое значение имеет внедрение в структуру личности интроектов [14]. Наиболее значимые аспекты взаимоотношения систем «личность» - «социум» представлены в табл. 3.

Таблица 3

Влияние социума на формирование и развитие личности

Основные социальные институты Функции социальных институтов

Семья. Родительство (материнство и отцовство). Здравоохранение. Социальная защита. Детские дошкольные учреждения Обеспечение биологических потребностей организма: питание, уход, оказание медицинской помощи

Воспитание, образование, искусство, культура, религия Передача индивидууму исторически накопленного опыта, не наследуемого генетически; развитие личности; формирование готовности к социальной деятельности

Управленческая сфера Создание условий для трансформации личностного потенциала в поведенческие реакции и социальную деятельность

Семья. Родительство (материнство и отцовство). Государство, государственная власть, власть местного самоуправления, системы права, армия и флот, силовые структуры Обеспечение нормативной оценки и социального контроля (предписание, дозволение, запреты, поощрение, наказание)

Возникшие в конкретной общественно-экономической формации личности являются первичными структурными элементами социума [11]. На процесс формирования и развития личности оказывает влияние совокупность социальных институтов, создавая типичного представителя определенной культуры и исторического периода [13, 15].

Представляется значимым отметить, что рассмотрение личности в контексте системной структурно-уровневой концепции психики позволяет наглядно проиллюстрировать значение интериндивидного и метаиндивидного уровней взаимоотношений для слияния отдельных индивидуумов в социум (рис. 2).

Интеграция отдельного индивидуума в социум может осуществляться только при выполнении ряда условий:

- ценностно-потребностная сфера личности в целом соответствует системе социальных ценностей, доминирующим культурно-духовным, идеологическим особенностям, сформировавшимся в процессе исторического развития данного социума;

- поведенческие реакции соответствуют системе норм-регуляторов жизни общества;

- наличие личностных установок на включение в систему социальных ролей, отношений и защиты интересов общества.

Рис. 2. Интеграция отдельных индивидуумов в социум

Процесс интеграции не вызывает затруднений, если индивидуум соответствует установленным требованиям. При наличии соответствующих личностных качеств человек имеет возможность войти в состав среднего, а в ряде случаев - и высшего слоя социального пространства [16].

В ином случае социум применяет в отношении индивидуума негативные санкции. При несоответствии требованиям общества он опускается в низший слой социального пространства, а в случаях выраженных отклонений - на социальное дно, представленное деклассированными слоями населения (опустившимися личностями и уголовными элементами).

В контексте системной структурно-уровневой концепции психики социум представляет собой сложившуюся в процессе исторического развития систему, характеризующуюся внутренней иерархией (внутрииндивидный, интериндивидный, метаиндивидный уровни), отражающую основные сферы социальной жизни (родство, духовная, экономическая, социальная, политическая, управленческая).

В любом обществе независимо от исторической эпохи и географического положения страны (или территориального образования) выделяются шесть константных сфер социума (родство, духовная, экономическая, социальная, политическая, управленческая).

Совокупность социальных институтов создает типичного представителя определенной страны и исторического периода. Данный механизм детерминирует самовоспроизводство социума, обеспечивая преемственность и передачу опыта и национальных ценностей (семейных, культурных, религиозных, социальных) последующим поколениям.

Индивидуум успешно интегрируется в средние и высшие слои социального пространства в случае соответствия особенностей личности и поведенческих реакций нормам - регуляторам жизни общества.

Для формирования и развития личности наибольшее значение имеют такие социальные институты, как семья, материнство, отцовство, воспитание, образование, наука, искусство, культура, религия, государство.

Рассматривая влияние социума на репродуктивное поведение и материнскую функцию, особое значение имеют такие социальные институты, как семья и брак, родительство, воспитание, образование, искусство, культура, религия, здравоохранение, социальное обеспечение и защита, государство.

Статья подготовлена по материалам научной работы в проекте государственного задания № 27.4344.2017/НМ «Совершенствование механизмов трудового наставничества в работе с несовершеннолетними гражданами, в том числе из неблагополучных семей» (2017 г.).

Список литературы

1. Шелехов И. Л. Системный подход как методологический базис личностно ориентированных психологических исследований // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 9-20.

2. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79 с.

3. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск: Том. гос. ун-т, 1988. 233 с.

4. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, в норме и патологии). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2004. 446 с.

5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания

A. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.

7. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1966. 120 p.

8. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. 388 с.

9. Зеленов Л. А. Социология города: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.

10. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2006. 669 с.

11. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. д-ра пед. наук

B. С. Торохтия. М.: Юрайт, 2015. 451 с.

12. Ivankina L. I., Berestneva O. G., Shelekhov I. L. View of young people of the modern russian society on predominant values of partnership in marriage (on the basis of survey) // PROCEDIA - social and behavioral sciences. 2015. Т. 166. С. 2-6.

13. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. 366 с.

14. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Личностные аспекты адаптации в исследовании образов, символов, сюжетов сновидений. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 420 с.

15. Шабанов Л. В., Шелехов И. Л., Мороденко Е. В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 3. С. 74-79.

16. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.-метод. комплекс. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.

Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук (МАПН), доцент кафедры психологии развития личности факультета психологии, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: brief@sibmail.com

Белозёрова Галина Викторовна, магистр психологии, начальник редакционно-издательско-го отдела издательства Томского государственного педагогического университета (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: 2ww2@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 10.05.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-117-126 INTERACTION OF SYSTEMS "PERSONALITY" - "SOCIUM"

I. L.Shelekhov, G. V. Belozerova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

This article focuses on psychosocial mechanisms of relations between person and society, formulated on the basis of the systemic structural-level concept of the psyche by B. F. Lomov, M. S. Rogovin and G. V. Zalevsky. The study of personality in the context of the systemic structural-level concept of the psyche can not be called comprehensive without the characteristic of the interaction of the "personality" and "society" systems.

The article gives definitions of the term "society" given by foreign and local researchers. Based on the comparison and analysis of the definitions of the concept of «society» in science, the author's view of the problem is proposed.

In the context of the systemic structural-level conception of the psyche, society is a system that has developed in the course of historical development and is characterized by an internal hierarchy (intra-individual, interindividual, metaindividual levels) reflecting the main spheres of social life (kinship, spiritual, economic, social, political, managerial spheres).

The functioning of the personality in the social environment, the structure of the society, the specific features of society, the influence of society on the formation and development of the personality, the integration of individuals into society are characterized.

As a result of the analysis of literary sources, the author's graphic images (diagrams) illustrating the structure of the society in the context of systemic studies and the integration of individuals into the society are elaborated.

The materials of the article supplement the existing theoretical ideas about the personality and its integration into the micro- and macro-community systems.

Key words: psychology, sociology, personality, society, methodology, system, structure, element, level.

References

1. Shelekhov I. L. Sistemnyy podkhod kak metodologicheskiy bazis lichnostno orientirovannykh psikhologicheskikh issledovaniy [Systematic approach as methodological basis of personality-oriented psychological research]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 2 (16), pp. 9-20 (in Russian).

2. Rogovin M. S. Strukturno-urovnevye teorii v psikhologii: metodologicheskiye osnovy [Structural-level theories in psychology: methodological foundations]. Yaroslavl, YarSU Publ., 1977. 79 p. (in Russian).

3. Rogovin M. S., Zalevskiy G. V. Teoreticheskiye osnovypsikhologicheskogoipatopsikhologicheskogoissledovaniya [Theoretical bases of psychological and pathopsychological research]. Tomsk, TSU Publ., 1988. 233 p. (in Russian).

4. Zalevskiy G. V. Fiksirovannye formy povedeniya individual'nykh i gruppovykh sistem (v kul'ture, obrazovanii, nauke, v norme i patologii) [Fixed forms of behavior of individual and group systems (in culture, education, science, in norm and pathology)]. Tomsk, TSU Publ., 2004. 446 p. (in Russian).

5. Lomov B. F. Sistemnost'vpsikhologii [Systematicity in psychology]. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh, NGO "MODEC" Publ., 1996. 384 p. (in Russian).

6. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Eyo predmet, metod, prednaznacheniye [Sociology. Its subject, method, purpose]. Translation from Fench, compilation, afterword and notes by A. B. Gofman. Moscow, Kanon Publ., 1995. 352 p. (in Russian).

7. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, 1966. 120 p.

8. Slovar'po sotsial'noy pedagogike [Dictionary of Social Pedagogy]. Author-originator L. V. Mardakhaev. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 388 p. (in Russian).

9. Zelenov L. A. Sotsiologiya goroda: uchebnoye posobiye [Sociology of the city: textbook]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 192 p. (In Russian).

10. Komlev N. G. Slovar' inostrannykh slov [Dictionary of foreign words]. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 669 p. (in Russian).

11. Sotsial'naya pedagogika: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Social pedagogy: textbook and tutorial for academic bachelor's degree]. Under general ed. of dr. ped. sci. V. S. Torokhtiy. Moscow, Yurayt Publ., 2015. 451 p. (in Russian).

12. Ivankina L. I., Berestneva O. G., Shelekhov I. L. View of young people of the modern russian society on predominant values of partnership in marriage (on the basis of survey). PROCEDIA - social and behavioral sciences, 2015, vol. 166, pp. 2-6.

13. Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Reproduktivnoye zdorov'ye zhenshchiny: psikhologicheskiye i sotsial'nye aspekty [Reproductive health of women: psychological and social aspects]. Tomsk, TPU Publ., 2013. 366 p. (in Rusian).

14. Shelekhov I. L., Belozerova G. V. Lichnostnye aspekty adaptatsii v issledovanii obrazov, simvolov, syuzhetov snovideniy [Personal aspects of adaptation in the study of images, symbols, dreams]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. 420 p. (in Rusian).

15. Shabanov L. V., Shelekhov I. L., Morodenko E. V. Sotsial'naya adaptatsiya lichnosti: metodologiya psikhologicheskogo issledovaniya [Social adaptation of the person: methodology of psychological research]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya - Theoretical and Experimental Psychology, 2011, vol. 4, no. 3, pp. 74-79 (in Russian).

16. Shelekhov I. L., Grebennikova E. V., Ivanichko P. V. Metody aktivnogo sotsial'no-psikhologicheskogo obucheniya: uchebno-metodicheskiy kompleks [Methods of active social-psychological training: teaching complex]. Tomsk, TSPU Publ., 2014. 264 p. (in Rusian).

Shelekhov I. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: brief@sibmail.com

Belozerova G. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: 2ww2@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.