SCIENCE TIME
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Жданова Лилия Ульфатовна, Машутина Наталья Юрьевна, Сергеева Татьяна Александровна, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет », г. Стерлитамак
E-mail: lilia-1111@mail.ru
Аннотация. В статье «Взаимодействие школы и семьи» рассматриваются особенности взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения, типы семей, основная цель и задачи совместного воспитания, результативность совместного воспитания. Так же раскрывается то, какими науками изучается данная проблема и какие проблемы необходимо учитывать при осуществлении взаимодействия школы и семьи.
Ключевые слова: семья, школа, воспитание, типы воспитания, нравственность, функции воспитания, содержание воспитания, коммуникативный барьер.
Во взаимодействии семьи и школы есть свои особенности. Они обусловлены в большей мере типами воспитания в семье. В психолого-педагогической литературе представлена широкая классификация типов семей:
- традиционная (главным в семье является отец);
- детоцентрическая (дети - центр Вселенной);
- сотрудничество (оценивается мнение всей семьи) [1, с.25].
Правильное определение типа семьи, в которой воспитывается ученик,
даст учителю направление в работе с родителями, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего ученика. А также воспитательная работа будет эффективнее, если учитель воспользуется положительным опытом в семейном воспитании.
Нравственность ребенка его мировоззрение формируется в основном в семье, т.к. она занимает центральное место и играет главную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. Основная цель совместного воспитания семьи и школы заключается в том, чтобы создать необходимые условия
индивидуального развития и роста ребенка, воспитывать в нем лучших человеческих сторон.
Взаимодействие школы и семьи будет результативным только тогда, когда они имеют полные представления о функциях и содержании процесса воспитания друг - друга. При этом подразумеваются доверия между родителями и педагогами. Сотрудничество родителей и педагогов должно способствовать тому, чтобы у родителей возник интерес к делу воспитания, желание и уверенность в успехе, при котором педагог и родители дополняют друг - друга. Единый воспитательный процесс взаимодействия школы и семьи базируется на единых основаниях, где осуществляется одинаковые функции: информационная, воспитательная [2, с.231].
Проблемы семейного воспитания изучаются многими науками (экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др.), которые выявляют отдельные особенности функционирования и развития семьи. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи, определяя целей и средств, прав и обязанностей родителей при их взаимодействии с образовательными учреждениями, а так же резервы и издержки в семейном воспитании, взаимодействие родителей в воспитательном процессе детей.
Семья обеспечивает взаимодействие индивида и общественности, определяет приоритеты их интересов и желаний. Именно семья является первоисточником для индивида в получении представлений о целях и ценностях в жизни, знаний и норм поведения повседневной жизни, практических навыков во взаимодействии с другими членами общества. Личный пример родителей, обстановка и атмосфера в семье влияет на выработку у ребенка умений оценивать доброту и зло, достойность и недостойность, справедливость и несправедливость. Ребенок станет личностью и человеком тогда, когда он получит требуемый минимум общения в семье. Другими словами уникальность воспитания в семье, которое является частью общественного воспитания, объясняется тем, что она дает «первые жизненные уроки», что закладывает основу будущей жизни.
Рациональная организация быта, режима жизни в семье - это главные условия правильного воспитания в семье. И семья, и школа, и общество стремятся воспитать всесторонне развитого и образованного, физически здорового и нравственного, трудолюбивого индивида.
Семья - социальный институт, осуществляющий формирование личности целенаправленно в процессе воспитания. Но при этом необходимо отметить, что стремительные социальные изменения в России не оставляют семье времени для длительной адаптации: смена воспитательных ориентиров подготовки ребенка к самостоятельной жизни требует адекватной современным условиям, идеологии воспитания.
Снятие всех видов коммуникативных барьеров ставит перед семьей новые воспитательные задачи, которые связаны с формированием у детей устойчивого отношения к отрицательным влияниям средств массовой информации. Родители оказались не готовыми к такому интенсивному «штурму» их детей. Противодействие агрессивному наступлению информации, проповедующей безграничную свободу поведения, включением насилия и убийства, сексуальную распущенность, обыденное употребление алкоголя и наркотиков, не входит в круг воспитательных задач семьи. Оно ограничивается запретами, наказаниями и мнениями.
Опытные учителя и внимательные родители понимают и знают то, что нормы, правила и требования поведения детей не зависит от настроения взрослых. Учитель с начала должен разъяснить учащимся, какие требования ставится перед ними, показывает детям отличительные стороны их новых позиций, прав и обязанностей от того, что было ранее - до школы. Воспитанник воплощает в себе все, что связано с учением, характером взаимоотношений с окружающими, отдельными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.
В заключении надо отметить, что при осуществлении взаимодействия школы и семьи необходимо учитывать следующие проблемы: воспитание одного ребенка, особенности воспитания ребенка в неполной семье, недостаточное общение родителей с ребенком. А также необходимо выделить, то, что взаимодействие школы и семьи необходимо, т.к. любой родитель хочет видеть в своем ребенке достойного гражданина общества.
Литература:
1. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 335с.
2. Подласый И. П. Педагогика. Т. 2 - М.: ВЛАДОС, 2007. - 231 с.