Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и общественных организаций при воспитании детей из неполных семей в США'

Взаимодействие семьи и общественных организаций при воспитании детей из неполных семей в США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Отравенко О. В.

Статья посвящена воспитанию детей из неполных семей в США. В ней раскрываются принципы взаимодействия неполных семей с различными общественными организациями, такими как Интернет сайты, церковные организации, местные некоммерческие организации и объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и общественных организаций при воспитании детей из неполных семей в США»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В США

© Отравенко О.В.*

Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина, г. Луганск

Статья посвящена воспитанию детей из неполных семей в США. В ней раскрываются принципы взаимодействия неполных семей с различными общественными организациями, такими как Интернет сайты, церковные организации, местные некоммерческие организации и объединения.

Институт семьи теряет свою актуальность. Семейные ценности были подорваны мнением общества, которое покорно смирилось с появлением неполных семей ввиду развода и рождения детей вне брака. США лидирует по количеству неполных семей среди развитых стран. Все больше женщин хотят быть самостоятельными и независимыми от мужчин. Они идут на сознательный выбор воспитывать ребенка самостоятельно. Феминизм в США является очень распространенным явлением. Подавляющее большинство неполных семей состоит из женщины с ребенком или несколькими детьми.

Много американских ученых таких как Д. Квейль обвиняют масс-медиа, одобряющие свободные сексуальные отношения и аморальный стиль жизни. Не все ученые разделяют его мнение. Гиель Дж., Сколник А., Кранцлер М. и другие приводят аргумент, что большинство одиноких родителей прилагают все усилия, чтобы хорошо воспитывать своих детей и обеспечивать их всем необходимым. Другие считают взгляд Д. Квейля на традиционную семью ностальгическим и нереальным, не соответствующим действительности жизни в современной Америке. Среди таких ученых М. Геллегер, Ф. Додсон, К. Кенистон и др.

Неполные семьи разделяются на семьи с одним отцом и одной матерью. Материнские неполные семьи распределяются дальше на неполные семьи, созданные из-за развода родителей, неполные семьи матерей-одиночек (никогда не пребывавших в браке) и неполные семьи, образованные вследствие смерти отца. Неполные семьи с одним отцом очень редко образуются в связи с разводом родителей, самой частой причиной является смерть или болезнь матери. По статистике на 2010 год в США было около 11,7 миллионов неполных семей, среди которых материнских семей было 85,2 % [10]. При этом 45 % материнских семей состоят из женщин, родивших ребенка (детей) вне брака, 55 % женщин разведенные, живущие отдельно от мужей или вдовы [8].

* Преподаватель кафедры Английской филологии.

Дениелс C. считает, что состав семьи не имеет особого значения. Если ребенка любят, тогда этот ребенок будет иметь успех в жизни [1, с. 19].

Бытует мнение, что разрушение семьи не наносит продолжительного ущерба детям, а может и обогатить их жизнь. Кранцлер Г. считает, что дети могут выдержать любой семейный кризис без больших проблем. Неполные семьи или семьи с мачехой или отчимом создают еще большую сеть родственности, которая окружает ребенка теплыми отношениями, чем семья не-разведенных родителей [4, с. 51].

Консерваторы, выступающие за традиционную семью, считают, что отсутствие отца - очень вредная демографическая тенденция, причина снижения детского благополучия в обществе, приводящая к различным проблемам социального характера [7, с. 34].

Так, детям из неполных семей приписывается ряд проблем. Среди них ухудшение успеваемости в школе, повышение уровня преступности, бедность, невозможность получить хорошее образование, проблемы с противоположным полом и т.д. Многие из этих проблем отрицаются. Макланахан С., например, считает, что даже если бы все дети жили в полных семьях, большая часть проблем все равно имела бы место [5, c. 87]. Некоторые ученые утверждают, что, причинная связь между неполными семьями и социальными проблемами неясна. Однако большинство экспертов признают, что дети из неполных семей чаще других страдают от бедности. Дети в неполных семьях имеют в шесть раз больше вероятности быть бедными. Хотя и здесь ошибочно автоматически предполагать, что эти трудности вызваны отсутствием отца.

Мужчины уже не занимают роли кормильца в семье. Отец должен не только зарабатывать на жизнь, но также заниматься и воспитанием [5, с. 67]. Вместо того, чтобы освободить отца от участия в воспитании детей, он должен взять на себя по меньшей мере половину от всех забот по воспитанию и часть домашнего хозяйства.

Многие люди видят обсуждение неполных семей как нападение на матерей-одиночек и их детей: Однако предъявлять им обвинение не является разумным, так как они хотят только дать лучшее своим детям [9].

Неполная семья стала неминуемым атрибутом американского общества, время назад уже не вернуть. Необходимо понимать родителей из неполных семей, а не подвергать их критике. Вместо этого нужно уважать их решение и оказывать всяческую поддержку [5, c. 88].

Государство поддерживает одиноких родителей в США и предоставляет им социальную защиту. Акт «No Child Left Behind» был принят 2001 году [6, с. 15]. Его основными принципами являются сотрудничество родителей и учителей и расширенные возможности для родителей. Одинокие родители так же, как и их дети, нуждаются в помощи, ведь когда плохо взрослым, плохо и ребенку. Государство предоставляет возможность получать гранты на обучение. Такие университеты, как Grantham University, Kaplan University и Florida Metropolitan University предлагают дистанционное обучение для

одиноких родителей. Еп&сой CoИedge предоставляет одиноким матерям возможность учиться и проживать вместе с детьми. В колледже есть специальные комнаты, в которых дети находятся вместе с воспитателями и педагогами, пока их матери учатся. Государство предлагает гранты для обучения в этом колледже. Высшее образование открывает новые горизонты для семей, так как помогает улучшить их благосостояние и самооценку родителей. Финансовая же помощь государства невысокая по сравнению с другими странами. Социальные выплаты предоставляются семьям на общих основаниях.

Школа так же настроена на сотрудничество родителей и учителей [2, а 107]. Привлечение к учебному и воспитательному процессу родителей имеет положительные следствия для детей в плане их академической успеваемости, улучшения взаимоотношений в семье, установления доверительных отношений между ребенком и родителем. Учителя не акцентируют внимания на неполных семьях, помощь предлагается только в случае выявления проблем. Может проводиться как индивидуальная работа с родителями, так и различные школьные конференции, собрания и др.

Кроме того, существуют общественные организации, готовые протянуть руку помощи неполным семьям. Среди них много Интернет сайтов, групп поддержки, некоммерческих общественных организаций местного или национального уровня, религиозных организаций и т.п. Все они имеют большую роль в воспитании детей и оказании помощи неполным семьям. Самообразование всегда служило основой общего образования. Библиотеки, Интернет ресурсы, книжные магазины предлагают большой выбор публикаций для повышения педагогического образования родителей.

Интернет паутина помогает неполным семьям находить поддержку. В США существует большое количество сайтов, где семьи с одним родителем могут найти поддержку различного рода. Среди них такие сайты, как:

- http://singleparents.about.com;

- www.netmums.com;

- www.singlerose.com;

- http://www.parentswithoutpartners.org;

- www.spfm.org;

- http://singleparent411.org;

- http://www.singleparentproject.org;

- http://strongsinglemoms.com/ и т.д.

Там родители знакомятся с другими неполными семьями, находят единомышленников и друзей для дальнейшего общения, делятся воспитательными секретами, а также находят полезную информацию относительно педагогического воспитания. Общественные организации часто имеют свои психологические службы, которые помогают повысить образование родителей, оказывают поддержку в воспитательной работе с детьми из неполных семей и психологическую поддержку.

Большинство интернет организаций имеют реальное местонахождение на локальном и государственном уровне. Они проводят встречи участников, семинары, конференции, различные мероприятия для детей, предлагают услуги няни бесплатно или по сниженным ценам, предоставляют различные скидки в магазинах или на оплату сервисов для членов организации, а так же могут оказать материальную помощь особо нуждающимся. Одинокие родители здесь находят поддержку и расширяют свой круг друзей. Данные организации как абсолютно бесплатны, так и с оплатой членства (как правило, небольшой взнос ежемесячно или ежегодно).

Религиозно-направленные организации так же предлагают свою поддержку. Особого внимания заслуживает организация Center for Single Parent Family Ministry, возглавляемая священнослужителем Гари Спрагом (www.spfm.org). Деятельность центра направлена на психологическую и духовную помощь родителям и детям, живущим в неполной семье. Эта некоммерческая организация возникла в 1997 году. Гари и его команда проводят семинары с родителями, занятия с детьми, распространяют литературу по неполным семьям. Они предоставляют психологическую помощь. Рабочие тетради Г. Спра-га Kids Hope for Children, Kids Hope For Teens для детей и подростков помогают им справиться с различными психологическими проблемами, связанными с появлением неполных семей, и оказывают неоценимый вклад в благополучие детей [12].

Ввиду того, что поддержкой старшего поколения заручиться очень тяжело, так как бабушки и дедушки в США оказывают мало помощи в воспитании внуков, некоторые матери-одиночки объединяются для совместного проживания с другими матерями, чьи дети примерно одного и того же возраста с их детьми. Они ведут совместное хозяйство, поочередно занимаются воспитанием детей [11]. Таким образом, финансовая нагрузка на одного родителя снижается. А так же психологический климат в такой семье благоприятный и доброжелательный. Существует специальный сайт (www.co-abode.com), где одинокие родители могут размещать свои объявления и находить семьи по интересам для совместного проживания и ведения общего хозяйства. На страницах сайта уже размещено более 1500 подобных объявлений. Так же они могут просто общаться по вечерам на форуме сайта.

В силу обесценивания семейных ценностей все больше взрослых людей в США воспринимают семью только как институт для рождения детей. Неполные семьи становятся распространенным явлением и воспринимаются как нормальные семьи. Поддержка таких семей разными общественными организациями и государством имеют большое значение. Родители имеют возможность получить педагогическое образование, финансовую и психологическую помощь, моральную поддержку и полноценно воспитывать своих детей. Этот опыт США является очень важным для других стран. Раз невозможно изменить ситуацию с неполными семьями, необходимо изменить отношение общества к неполным семьям и оказать им поддержку.

Список литературы:

1. Daniels C. Lost Fathers: The Politics of Fatherlessness in America / C. Daniels. - NY: Palgrave Macmillan, 2000. - 208 p.

2. Henry M. Parent-School Collaboration: Feminist Organizational Structures and School Leadership / M. Henry. - N.Y.: State University of New York Press, 2006. - 231 p.

3. Liu S., Is My Parent's Divorce to Blame for My Failure in Life / S. Liu. -N.Y. - 2003. - 193 p.

4. Krantzler M. Creative Divorce: A New Opportunity for Personal Growth / M. Krantzler. - NY: Signet, 1975. - 240 p.

5. McLanahan S., Sandefur G. Growing Up with a Single Parent: What Hurts, What Helps / S. McLanahan. - Harward university press, 1994. - 156 p.

6. No child left behind: Text, Interpretation and Changes / D. Olivert (editor). -N.Y.: Nova Science Publishers, 2008. - 93 p.

7. Popenoe D. Life without father / D. Popenoe. - New York: Free Press, 1996. - 288 p.

8. Single Motherhood in the United States - A Snapshot [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: www.legalmomentum.org/our-work/women-and-poverty/resources--publications/single-mothers-snapshot.pdf.

9. Sun Y. Family Environment and Adolescents' Well-being Before and After Parents' Marital Disruption: a longitudinal analysis [Электронный ресурс] // Journal of Marriage and Family. - 2001. - № 63 (3). - P. 697-713.

10. Wolf J. What Does the U.S. Census Tell Us About Single Parent Statistics? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://singleparents.about.com/ od/support/a/US-Census-Single-Parent-Statistics.htm.

11. Zaslow J. Families: Communal Living: Single Moms Unite [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.time.com/time/magazine/article/ 0,9171,1002240,00.html.

12. http://www.spfm.org/store.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ

© Савчик Е.А.

Средняя общеобразовательная школа № 39, г. Тула

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.