9.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЮРИДИЧЕСКИМИ КЛИНИКАМИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Кульмашева Индира Фатыхзяновна, аспирантка. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры РФ. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем взаимодействия органов прокуратуры с «юридическими клиниками» при реализации правопросветительской функции. В настоящее время федеральным законодательством не регламентирована деятельность прокуратуры по правовому просвещению, правовому разъяснению, основные моменты отражены лишь в приказах Генерального прокурора РФ. Однако практикой формируются и внедряются все более разнообразные методы и формы участия прокуратуры в формировании правосознания граждан, в том числе и во взаимодействии с «юридическими клиниками». Прослеживается двоякая роль прокуратуры: с одной стороны она является субъектом оказания бесплатной юридической помощи, а с другой - осуществляет надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
Ключевые слова: «юридическая клиника», правовой нигилизм, квалифицированная юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, правопросветительская и праворазъяснительная деятельность.
INTERACTION WITH LEGAL CLINICS AS ONE OF FORMS OF
REALIZATION OF RIGHT EDUCATIONAL FUNCTION OF BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE
Kulmasheva Indira Fatykhzyanovna, postgraduate student. Place of study: Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation: Article is devoted to research of problems of interaction of bodies of prosecutor's office with «legal clinics» at realization of right educational function. Now the federal legislation didn't regulate activities of prosecutor's office for legal education, a legal explanation, the main moment are reflected only in orders of the General prosecutor of the Russian Federation. However practice more and more various methods and forms of participation of prosecutor's office in formation of sense of justice of citizens, including in interaction with «legal clinics» are formed and take root. The double role of prosecutor's office is traced: on the one hand she is the subject of rendering of a free legal aid, and with another - carries out supervision of performance of laws in the field of providing citizens with a free legal aid.
Keywords: «legal clinic», the legal nihilism, the qualified legal aid, a free legal aid, right educational and right explanatory activity.
После принятия действующей Конституции РФ1, человек, его права и свободы считаются высшей ценно-
1 Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря
стью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства2. Вместе с тем общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали частью нашей правовой системы3, что соответствует международным стандартам, в том числе касающимся защиты прав и свобод человека и гражданина. Принятые мировым сообществом нормы международного права, регулирующие права человека, в том числе и в сфере оказания юридической помощи, соответственно, являются частью Российского законодательства.
Конституция РФ в статье 48 содержит норму общего характера о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, и в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Принятые в последние годы законы и подзаконные акты это право детализируют.
Решительным шагом на пути преодоления правового нигилизма в стране стало утверждение Президентом РФ Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан4 (далее Основы). В данном документе впервые сформулирована государственная стратегия целенаправленного и поступательного противодействия деформациям правового сознания, в том числе посредством обеспечения доступа граждан к квалифицированной юридической помощи.
В частности ст.7 Основ предусмотрено, что государство создает условия, обеспечивающие доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. В силу п.9 ст.12 Основ на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние, в том числе, и доступность для граждан квалифицированной юридической помощи. Одним из направлений государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе - создание эффективной системы бесплатной юридической помощи5. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства РФ, в том числе в сфере обеспечения доступности всем слоям населения юридических услуг6.
Так, во исполнение намеченной государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи, а также повышения правовой культуры общества в целом, был принят федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»7 (далее ФЗ о бесплатной юридической помощи), который вступил в силу 15 января 2012г. Указанный федеральный закон устанавливает основные гарантии реализации права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в РФ и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. В законе определен круг
2 ст.2 Конституции РФ
3 ч.4 ст.15 Конституции РФ
4 Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан утверждены Президентом РФ 28 апреля 2011г. Пр-1168 //Российская газета от 14 мая 2011 г.
5 см.: п.6 ст.15 Основ
6 см.: ст.16 п.5 Основ
7 Федеральный закон от 21 ноября 2011г. №324-ФЗ «О бес-
платной юридической помощи в Российской Федерации» , текст
опубликован в «РГ» №263, 23.11.2011
субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь (он не является исчерпывающим) и требования, предъявляемые к ним8.
До принятия ФЗ о бесплатной юридической помощи понятие «квалифицированная юридическая помощь» было неоднозначным. В ст. 48 Конституции РФ прямо не указано, что бесплатная юридическая помощь должна быть квалифицированной. Однако бесплатная юридическая помощь оказывается в случаях, предусмотренных законом, соответственно гарантируется государством. А той же статьей Конституции РФ гарантируется каждому право на получение именно квалифицированной юридической помощи. Следовательно, любая оказываемая юридическая помощь, гарантированная государством, в том числе и бесплатная, должна быть квалифицированная. С принятием ФЗ О бесплатной юридической помощи квалифицированными должны быть все виды бесплатной юридической помощи, в том числе и оказываемые участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
В свое время рассматривался законопроект «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», которым устанавливались критерии оценки квалификации оказываемой юридической помощи. Однако в силу ряда обстоятельств данный законопроект не был принят.
Анализ законодательства и научных публикаций позволяет принять следующую формулировку понятия квалифицированной юридической помощи: «конституционно гарантированная каждому возможность самостоятельно выбирать и получать необходимое, отвечающее государственным стандартам качества, информационно-консультативное и практическое правовое содействие в оптимальном осуществлении и эффективной защите его прав, свобод и законных интересов, которое может оказываться на договорной (возмездной и безвозмездной) основе либо субъектами, публично обязанными к этому»9.
Вместе с тем, Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности, ряд приказов Генерального прокурора РФ10 возлагают на органы прокуратуры обязанность систематически и регулярно осуществлять правопросветительскую и праворазъяснительную деятельность. Таким образом сама прокуратура является субъектом, оказывающим бесплатную юридическую помощь как в рамках реализации непосредственно правопросветительской функции, так и при рассмотрении и разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при обращении в определенных случаях в суд с исковыми заявлениями как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве. При реализации правопросветительской и праворазъяснительной деятельности, проводимой с целью предупрежде-
8 см. ст. 8 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»
9 Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования (российский и зарубежный опыт): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.
10 Приказы Генерального прокурора РФ: от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению", от 23.10.2009г. №341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации», от 7 мая 2010г. №195 «О мерах по совершенствованию взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры» и др.
ния преступлений и иных правонарушений, органы прокуратуры широко взаимодействуют с органами государственной власти и институтами гражданского общества, в том числе с участниками систем бесплатной юридической помощи. Учитывая многообразие субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, было бы неверным призывать прокуроров в обязательном порядке организовать взаимодействие со всеми из них.
В настоящее время набирает популярность такой участник негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи как «юридическая клиника», что объясняется их доступностью («юридические клиники» располагаются на базе высших учебных заведений) и многочисленностью. Кроме того в сфере юридического образования намечается рост практической, компетентностной составляющей, а российским обществом осознается необходимость увеличения числа субъектов оказания бесплатной, но качественной юридической помощи.
Истоки этого юридического феномена в нашей стране относятся к середине Х1Х столетия и связаны с именем профессора Казанского университета Д.И. Мейером. По мнению цивилиста, устройство юридических клиник должно быть самое простое: бедные люди, нуждающиеся в совете и помощи, обращаются к профессору, который заведует практикой. В присутствии студентов он дает советы, разбирая правовые казусы обратившимся за юридической помощью гражда-нам11. «Юридическая клиника», первоначально называвшаяся «юридической консультацией», появилась в Казанском университете в 1861 году. Об этом новшестве сообщалось в июльском номере «Журнала министерства юстиции» того же года12.
Юридические клиники в современной России призваны осуществлять две функции: образовательную, направленную на профессиональную подготовку квалифицированных юристов и социальную, связанную с оказанием бесплатной юридической помощи населению. Отвечая вызовам времени, они возникли и получили распространение, не дожидаясь законодательной регламентации. Первые приказы Министерства образования РФ, одобрившие практику создания в юридических ВУЗах «правовых консультаций (правовых клиник)», появились только в 1999-2001 годах13. Однако они не были обеспечены финансированием, а также включены в официальные образовательные стандарты, и не сопровождались разработкой методической и учебной литературы.
Федеральным законом о бесплатной юридической помощи впервые официально признана «юридическая клиника» как участник негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи14. Сам этот факт означает признание того, что юридические клиники способны оказывать качественную юридическую помощь на надлежащем профессиональном уровне, и в достаточном объеме, хотя на данном этапе и не во всех сферах правовых отношений.
11 подробнее об этом см: Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С.31
12 Подробнее см: Галай Ю.Г. «Юридические клиники» в дореволюционной России //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 2000, №6(1), с. 257-262.
13 Приказы от 30 сентября 1999 года № 433; от 7 августа 2001 года № 2909 и от 25 декабря 2001 года № 4592
14 См. ст. 22, 23 ФЗ о бесплатной юридической помощи.
Однако законодательством определены только цели создания и вид деятельности «юридических клиник». Отдельным нормативным актом должны быть регламентированы принципы организации и функционирования «юридических клиник», формы взаимодействия их с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями, средствами массовой информации, круг прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в «юридических клиниках» и т.д. Также необходимо четко регламентировать процедуру финансирования «юридических клиник»15.
С 2002г. действует веб-сайт "Клиническое юридическое образование", который был создан в рамках информационной программы Центра клинического юридического образования Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского при поддержке Фонда Форда. На данном сайте размещены примерные правила организации и деятельности «юридических клиник», а также списки действующих «юридических клиник» России16 и стран СНГ.
Вопрос о должной квалификации юридической помощи, оказываемой юридическими клиниками, довольно успешно решается во многих регионах - в работе юридических клиник принимают участие органы прокуратуры, одновременно выполняя возложенную на них приказами Генерального прокурора РФ обязанность «систематического правового воспитания и просвещения населения». Взаимодействие органов прокуратуры и юридических клиник позволяет решать сложные жизненные ситуации людей, носящие правовой характер, качественно и эффективно оказывать правовую помощь населению и обеспечивать его правовое просвещение. Вместе с тем, наряду с профессиональными навыками, сотрудники органов прокуратуры обладают сильными моральными качествами, что оказывает значительное влияние как на отношение населения к правоохранительным структурам, обеспечению законности и правопорядка, так и на сознание подрастающих юристов, их профессиональную ориентацию. Уже не редкость, когда студенты-консультанты одновременно трудятся общественными помощниками в органах прокуратуры либо проходят производственную практику в прокуратуре. Они присутствуют на приеме граждан прокурором и проводят вслед за опросом прокурора вторичное интервьюирование посетителя. Далее этот вопрос берется параллельно на рассмотрение «юридической клиникой»; под контролем преподавателя студентами составляется проект заключения, а при необходимости - проекты юридических документов, которые, уже за подписью руководителя «юридической клиники», представляются на рассмотрение прокурора.
15 В ч.1 ст. 29 ФЗ лишь указано, что мероприятия, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно.
16 Согласно списка, размещенного на сайте «Клиническое юридическое образование» www.lawclinic.ru в Российской Федерации действуют 173 «юридические клиники»
Формы взаимодействия прокуратуры с юридическими клиниками могут быть разнообразными и, поскольку, нет единых законодательно регламентированных стандартов, в каждом регионе формируется своя практика. Кроме того, в рассматриваемом процессе взаимодействия органы прокуратуры могут участвовать на различных уровнях: Генеральной прокуратурой РФ; прокуратурами субъектов РФ, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами; прокуратурами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокуратурами.
Однако основные принципы взаимодействия: законность, согласованность усилий и самостоятельность каждой из сторон взаимодействия - должны строго соблюдаться; только тогда взаимодействие, о котором идет речь, принесет ожидаемые результаты. При взаимодействии органов прокуратуры с «юридическими клиниками» в качестве объединяющего в их совместной деятельности критерия выступают единые для этих субъектов цели: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.
Так, например, в прокуратуре Ставропольского края действует выездная Приемная для оперативного разрешения личных обращений граждан, которая осуществляет прием граждан, в том числе и на базе Юридической клиники Ставропольского государственного университета, которая существует с 2003 года. Только за первое полугодие 2011г. сотрудниками прокуратуры Ставропольского края дано более 100 юридических консультаций на базе Юридической клиники СГУ17.
В июле 2010г. в целях реализации задач правового просвещения населения, повышения уровня юридической защищенности граждан, а также оказания правовой помощи прокуратура Республики Татарстан открыла в городе Казани общественные правовые приемные: на базе юридической клиники Института экономики, управления и права, на базе юридической клиники Академии управления ТИСБИ. Уже за первый день работы общественных приемных к прокурору обратились девять человек по вопросам социального обеспечения, земельного и гражданского законода-тельства18.
Сотрудники прокуратуры Республики Марий Эл в рамках сотрудничества с юридическим факультетом Марийского госуниверситета с ноября 2010 г. активно участвуют в работе юридической клиники, где прокурорские работники оказывают помощь жителям республики по различным правовым вопросам, помогают студентам в принятии квалифицированного решения по обращениям граждан19.
В целях реализации задач правового просвещения населения, а также оказания юридической помощи 23 апреля 2010 года на базе Орловского государственного университета состоялось открытие «Юридической клиники» - второй общественной правовой приёмной прокуратуры Орловской области20.
С 2009г. прокуратурой г. Калуги еженедельно ведется прием граждан в юридической клинике, открытой на
17 См: годовой и полугодовой отчет о проделанной работе Юридической клиники Ставропольского государственного университета за 2011 г. на сайте: www.lawclinic.stavsu.ru
8 http://www. pravo. ru/news/view/33593/
19Официальный сайт Управления Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе http://www.prokpfo.ru/ru/133/?nid=155&a=entry.show
20 Официальный сайт прокуратуры Орловской области http://prokuratura.infoorel.ru/news_echo.php?id=1072
базе Центральной городской библиотеки им.
Н.В.Гоголя21.
С октября 2011 года работники прокуратуры Хабаровского края и г. Хабаровска принимают регулярное участие в работе юридической клиники ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»22.
05.03.2012 прокуратурой Ростовской области и Ростовским филиалом Российской академии правосудия заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере оказания правовой помощи гражданам в юридической клинике ВУЗа, с 15 марта 2012 года в работе юридической клиники принимают участие сотрудники прокуратуры Ростовской области. Основной целью соглашения является правовое просвещение населения, оказание ему юридической помощи с участием прокурорских работников в деятельности юридической клиники Ростовского филиала Российской академии правосудия23.
В работе юридических клиник принимают также участие сотрудники прокуратур Рязанской области, Саратовской области, Смоленской области, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и других субъектов РФ.
Очевидно, что сотрудничество органов прокуратуры и «юридических клиник» с каждым годом расширяет свои границы, становится все более тесным. Объясняется это наличием общих целей, а также взаимной необходимостью: бесплатная юридическая помощь становится все более квалифицированной, а прокуратура использует потенциал «юридической клиники» для более эффективного укрепления состояния законности и правопорядка.
Вместе с тем, придавая особое значение правовому просвещению и преодолению правового нигилизма в деле построения правового государства, законодатель включил в содержание ФЗ о бесплатной юридической помощи норму, обязывающую прокурора осуществлять надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью24. Тем самым усиливается взаимодействие прокуратуры на правовоспитательный и праворазъяснительный процесс формирования правовой осведомленности граждан и укрепления их правопослушного поведения. Однако, как указывалось выше, правопросветительская и праворазъяснительная деятельность, которая осуществляется как самостоятельная функция прокуратуры, федеральным законодательством не регламентирована, а регулируется лишь приказами Генерального прокурора РФ. Однако в силу ч.2 ст.1 и ч.2 ст.3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»25 функции прокуратуры должны быть установлены федеральными законами, выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами не может быть возложено на прокуратуру РФ.
Список литературы:
21 Официальный сайт прокуратуры Калужской области: http://prokuror.kaluga.ru/news/3916/
2 Официальный сайт прокуратуры Хабаровского края.
23 Официальный сайт прокуратуры Ростовской области: http://www. prokuror. rostov.ru/ne_4788196
4 См. ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // РГ" - Федеральный выпуск №5639 23 ноября 2011 г.
25 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 /"Российская газета", N 39, 18.02.1992.
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря
Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом РФ 28 апреля 2011г. Пр-1168 //Российская газета от 14 мая 2011 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // «РГ» №263, 23.11.2011.
Приказ Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению".
Приказ генерального прокурора РФ от 23.10.2009г. №341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации».
Приказ Генерального прокурора РФ от 7 мая 2010г. №195 «О мерах по совершенствованию взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры».
Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования (российский и зарубежный опыт): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2008. - 28 с.
Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855.
Галай Ю.Г. «Юридические клиники» в дореволюционной России //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 2000, №6(1), с. 257-262.
Электронный ресурс: официальный сайт «Клиническое юридическое образование» www.lawclinic.ru
Электронный ресурс: официальный сайт Юридической клиники Ставропольского государственного университета: www.lawclinic.stavsu.ru
Электронный ресурс: официальный сайт Управления Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе http://www.prokpfo.ru/ru/133/7nicN 155&a=entry.show
Электронный ресурс: официальный сайт прокуратуры Орловской области http://prokuratura.infoorel.ru/ news_echo.php?id=1072
Электронный ресурс: официальный сайт прокуратуры Калужской области: http://prokuror.kaluga.ru/
news/3916/
Электронный ресурс: официальный сайт прокуратуры Ростовской области: http://www.prokuror.rostov.ru/ ne_4788196
Literature list:
Constitution of the Russian Federation on December 12, 1993//Russian newspaper. - 1993. - No. 237. - On December 25
Bases of a state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of the citizens, approved as the President of the Russian Federation on April 28 2011г. Pr-1168//the Russian newspaper from May 14 2011г.
The federal law from November 21 2011г. No. 324-FZ «About a free legal aid in the Russian Federation»//"RG" No. 263, 23.11.2011.
The order of the General prosecutor of the Russian Federation from September 10, 2008 of N 182 "About the organization of work on interaction with the public, to an explanation of the legislation and legal education".
The order of the general prosecutor of the Russian Federation from 23.10.2009г. No. 341 «About interaction of bodies of prosecutor's office with mass media».
The order of the General prosecutor of the Russian Federation from May 7 2010r No. 195 «About measures for interaction improvement with public organizations of veterans and pensioners of prosecutor's office».
Lyubovenko E.S. A constitutional law on receiving the qualified legal aid and the mechanism of its guaranteeing (the Russian and foreign experience): Autoref. Diss... cand. leg. sciences. - M, 2008. - 28 pages.
Activities of bodies of prosecutor's office for ensuring observance of constitutional laws of citizens on receiving the qualified legal aid: method. recommendations / [V. G. Bessarabov, etc.]; Gen. prosecutor's office of Dews. Federations; Akkad. Gen. of prosecutor's office of Dews. Federations. - M, 2010. - 68 pages.
Meyer D. About value of practice in system of sokvre-menny legal education. Kazan, 1855.
Galay Yu.G. «Legal clinics» in pre-revolutionary Rus-sia//the Messenger of the Nizhny Novgorod university of N.I.Lobachevsky, 2000, No. 6 (1), page 257-262.
Electronic resource: official site «Clinical legal education» www.lawclinic.ru
Electronic resource: official site of Legal clinic of the Stavropol state university: www.lawclinic.stavsu.ru
Electronic resource: an official site of Management of the Prosecutor General's Office of Russia in the Volga federal district http://www.prokpfo.ru/ru/133/?nid=155&a=en-try.show
Electronic resource: official site of prosecutor's office of the Oryol region http://prokuratura.infoorel.ru/news_echo. php?id=1072
Electronic resource: official site of prosecutor's office of the Kaluga region: http://prokuror.kaluga.ru/news/3916/
Electronic resource: official site of prosecutor's office of the Rostov region: http://www.prokuror.rostov.ru/
Рецензия
на статью «Взаимодействие с юридическими клиниками как одна из форм реализации правопросветительской функции органов прокуратуры» аспирантки Академии Генеральной прокуратуры РФ Кульмашевой Индиры Фатыхзяновны
Статья посвящена вопросам взаимодействия органов прокуратуры с юридическими клиниками как одной из форм осуществления правопросветительской деятельности.
Актуальность и новизна статьи не вызывает сомнения, поскольку проблема преодоления правового нигилизма (определенная Президентом РФ как первоочередная на пути построения правового государства), правовой безграмотности и участие в этом процессе органов прокуратуры, в частности в форме взаимодействия с «юридическими клиниками», в научной литературе в должной мере не освещена.
Теоретическая значимость проведенного автором исследования заключается в выявлении сущностных и содержательных характеристик взаимодействия прокуратуры и «юридических клиник» в сфере оказания бесплатной юридической помощи, а также правового просвещения граждан.
Практическая значимость состоит в том, что освещенные в статье вопросы затрагивают деятельность как органов прокуратуры, так и лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь в «юридических клиниках», а также всех граждан, нуждающихся в получении бесплатной юридической помощи.
Статья соответствует всем предъявляемым требованиям, может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель
Главный научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор Рябцев Валерий Петрович