Научная статья на тему 'Взаимодействие с вузами как способ формирования квалифицированного кадрового состава предприятия'

Взаимодействие с вузами как способ формирования квалифицированного кадрового состава предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1563
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВУЗАМИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / INTERACTION ENTERPRISES WITH UNIVERSITIES / PRACTICAL TRAINING / INTENTIONAL LEARNING / BASIC UNIVERSITIE'S DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломоец Е.Н., Гриб Е.В.

В статье рассматривается организация взаимодействия предприятия с профильными вузами, оценивается эффективность используемых способов взаимодействия. Анализируется отношение студентов, работодателей и сотрудников вузов к производственной практике и целевому обучению. Изучается возможность создания базовых кафедр на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломоец Е.Н., Гриб Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH UNIVERSITIES AS A WAY OF FORMATION OF A QUALIFIED STAFF OF THE ENTERPRISE

The article deals with the organization of interaction of the enterprise with a specialized universities, evaluates the effectiveness of used methods of interaction. The relation of students, employers and university's staff to practical training and intentional learning is analyzed as well as the possibility of the creation of the basic departments at the enterprise.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с вузами как способ формирования квалифицированного кадрового состава предприятия»

УДК 65

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО КАДРОВОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Коломоец Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУВПО «Московский авиационный

институт», e-mail: kolomoetc_elena@mail.ru Гриб Е.В., к.ф.н., доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУ ВПО «Московский авиационный

институт»

В статье рассматривается организация взаимодействия предприятия с профильными вузами, оценивается эффективность используемых способов взаимодействия. Анализируется отношение студентов, работодателей и сотрудников вузов к производственной практике и целевому обучению. Изучается возможность создания базовых кафедр на предприятии.

Ключевые слова: взаимодействие предприятия с вузами, производственная практика студентов, целевое обучение, базовая кафедра.

INTERACTION WITH UNIVERSITIES AS A WAY OF FORMATION OF A QUALIFIED

STAFF OF THE ENTERPRISE

Kolomoets E., Ph.D., associate professor, Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEIHPE «Moscow Aviation Institute» Grib E., Ph.D., associate professor, Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEI HPE «Moscow Aviation Institute»

The article deals with the organization of interaction of the enterprise with a specialized universities, evaluates the effectiveness of used methods of interaction. The relation of students, employers and university's staff to practical training and intentional learning is analyzed as well as the possibility of the creation of the basic departments at the enterprise.

bywords: Interaction enterprises with universities, practical training, intentional learning, basic universitie's departments.

Кадровый состав предприятия может формироваться и поддерживаться двумя основными путями: через найм специалистов с соответствующими знаниями, навыками и опытом, а также через систему подготовки нужных работников с непосредственным участием самой организации. Второй путь является более затратным и длительным, но в условиях дефицита требуемых специалистов на рынке труда, именно он может решить кадровые проблемы предприятия.

На российском рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на услуги труда инженерно-технических работников определенной квалификации значительно превышает предложение. По данным Росстата потребность российских организаций в специалистах в области естественных и инженерных наук растет. Если в 2012 г. она составляла 48,6 тыс.чел., то в 2014 г. - 52,4 тыс.чел. [7]. В то же время выпускники технических вузов не всегда могут и хотят трудоустраиваться в соответствии с направлением обучения. «Несбалансированность спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию невостребованных работников на рынке труда, а с другой стороны, к дефициту работников конкретных профессий, специальностей и квалификаций на промышленных предприятиях...» [3].

В ситуации, когда система высшего образования не готовит в достаточном количестве профессиональных инженеров требуемой квалификации, многие крупные предприятия непосредственно участвуют в подготовке нужных специалистов через различные формы взаимодействия с вузами. Это и целевое обучение, и предоставление возможности прохождения практики на предприятии, участие в проектной деятельности, в проведении исследований, организация различного рода конкурсов студенческих работ и др.

Студенты получают возможность непосредственного практического применения результатов обучения, знакомятся с возможным местом своей будущей работы, со спецификой организационной культуры предприятия, с трудовым коллективом. Предприятие, в свою очередь, оценивает возможности конкретных студентов, определяет их заинтересованность, профессиональный потенциал, может совместно с вузом участвовать в формировании учебных программ и в постоянной корректировке методов и форм обучения.

Потребность в совершенствовании взаимодействия с вузами возникла на одном из предприятий ракетно-космической отрасли. Предприятие столкнулось с ситуацией, когда знания и навыки вы-

пускников - инженеров таковы, что необходимо тратить время и средства на "доучивание" молодых специалистов, которые лишь через несколько лет приобретают квалификацию, требуемую для выполнения инженерных функций на данном предприятии.

Интервью с руководителями подразделений, в которых работают выпускники - инженеры, показали явный разрыв между требованиями предприятия и профессиональной подготовкой студентов (таблица 1). 1

Эксперты выражали одно и то же мнение - разрыв в уровне и содержании подготовки студентов и требованиях организации к профессионалам - инженерам существует, мешает деятельности организации, и даже приносит убытки. Все они считают, что для ликвидации разрыва необходимо более активно принимать участие в подготовке будущих специалистов.

В течение последних лет предприятие использует такие формы взаимодействия с вузами, как производственная, преддипломная и другие виды практик, а также целевую подготовку студентов. Эти виды деятельности направлены на то, чтобы сформировать специалиста, который будет адаптирован к организации и сможет выполнять необходимую работу.

Опрос студентов двух факультетов профильного вуза (выпускники именно этих факультетов наиболее востребованы в исследуемой организации) показал, что прохождение различных видов практики оценивается ими преимущественно негативно. При этом почти 80% респондентов (из числа проходивших практику) отметили, что практика не улучшила их знания и навыки. Основным преимуществом практики (рисунки 1и 2) студенты обоих факультетов (условно обозначенные нами как факультет 1 и факультет 2) называют "знакомство с предприятием". На одном из факультетов почти 50% респондентов указали, что практика не дала им "никаких плюсов".

Студенты факультета 2 оценивают итоги практики менее негативно. Расхождение во мнениях объясняется тем, что студенты этого факультета в результате практики получили опыт участия в

1 Эксперты (руководители подразделений) определили перечень требований к знаниям, умениям и навыкам студентов нескольких специальностей и проставили баллы (от 1 до 5, где 1 соответствует минимальному уровню требований, а 5 - максимальному) по определенному набору критериев.

Таблица 1. Среднее значение уровня соответствия знаний, умений, профессиональных качеств, требованиям работодателя

Требования к уровню подготовки студентов Реальный уровень подготовки студентов Разрыв между требованиями работодателя и реальным уровнем подготовки студентов

Знания 4,00 2,83 1,17

Умения 3,75 2,94 0,81

Профессиональные качества 3,67 2 1, 67

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 | 59

Рис. 1. Преимущества прохождения практики (по мнению студентов факультета 1)

Рис. 2. Преимущества прохождения практики (по мнению студентов факультета 2)

В Перспектива карьерного роста

■ Более глубокое усвоение

практических навыков и Трудоустройство п о специальности

■ Никаких плюсов нет

Рис. 3. Преимущества обучения на базовых кафедрах (по мнению студентов 1 факультета)

технологическом процессе, а студенты 1 факультета были почти не задействованы в реальном производстве, ограничиваясь лишь знакомством с предприятием.

Во время прохождения производственной практики студентов просят выполнить ту работу, на которую не находят времени специалисты организации. Это чаще всего работа, не требующая инженерных знаний и навыков. Как правило, практика проходит летом, она кратковременна (1 - 3 месяца) и за это время необходимые навыки сформировать невозможно.

Аналогичная ситуация сложилась и с использованием целевого обучения студентов. Предприятие уже несколько лет применяет такую форму взаимодействия с вузами, однако руководство оценивает ее скорее негативно. «....Ясчитаю, что сейчас и студенты - целевики, и студенты, которые проходят производственную практику, не мотивированы на трудоустройство в организации, они просто отрабатывают часы практики или ждут пока за них заплатит организация», - комментирует ситуацию руководитель одного из подразделений предприятия.

По мнению руководителей отделов, студенты рассматривают целевое обучение как возможность получить диплом о высшем образовании за счет предприятия и как залог гарантированного трудоустройства. "Поступление в вузы по целевому набору становится все более популярным... Тем не менее, несмотря на разработанную законодательную базу, в этой сфере существует целый ряд проблем, заключающихся в том, что поступившие по целевому набору абитуриенты не стремятся работать на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (это касается и многих других отраслей - пояснение авторов) после окончания вуза, а те, кто пришел на предприятие отрабатывать оговоренный договором срок, демонстрируют слабый уровень подготовки, не удовлетворяющий запросы работодателя" [6].

и Перспектива карьерного роста

Ы Более глубокое усвоение

практических навыков и Трудоустройство по специальности

Ы Никаких плюсов нет

Рис. 4. Преимущества обучения на базовых кафедрах (по мнению студентов 2 факультета)

На основании полученных данных можно сделать два вывода: 1) после прохождения практики студенты не обладают актуальными знаниями и не могут их применять в реальной деятельности. Поэтому производственная практика, которая должна была стать способом преодоления разрыва между требованиями работодателя и уровнем подготовки студентов, в имеющемся виде себя не оправдывает; 2) возможность обучаться по целевому направлению оказывает на студентов скорее демотивирующее воздействие, так как расценивается ими как система дополнительного финансирования и других гарантий, не требующая каких-либо усилий с их стороны.

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий могут стать базовые кафедры. Базовая кафедра — это подразделение вуза, находящееся не в учебном заведении, а на предприятии, создаваемое для сотрудничества вуза с конкретной компанией (обучение студентов, проведение исследований, реализация проектов и т.п.).

Порядок создания базовых кафедр в организациях утвердило Министерство образования и науки [1].

Согласно Приказу Министерства образования и науки, решение о создании базовой кафедры для прохождения студентами обучения принимает Ученый совет вуза. Учебная организация заключает договор с предприятием. Сотрудники предприятия ведут лекционные, семинарские и лабораторные занятия, руководят курсовыми работами и дипломными проектами, практиками и стажировками, привлекают студентов к участию в научных исследованиях и конкурсах.

Для вузов основные выгоды заключаются в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а, в конечном счете, — в том, чтобы образование максимально соответствовало потребностям экономики и запросам общества. Предприятия также заинтересованы в таком способе взаимодействия с вузами: благодаря работе базовых кафедр они

Таблица 2. Связь между обучением на базовых кафедрах и умением применять практические навыки

Обучаетесь ли Вы на базовой кафедре (посещение лекций, семинаров на территории организации)? Всего

Да Нет

Я вполне способен (-на) применять комплексные знания и навыки на практике 53,3% 17,0% 37,4%

В некоторых случаях я могу применять знания и навыки 28,3% 53,2% 39,3%

Совсем не умею 18,3% 17,0% 17,8%

Затрудняюсь ответить 0% 12,8% 5,6%

60 ТЯЛШРОЯТ БШТКБЗЗ Ш ЯШБТЛ | №1 2017 |

получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны.

Базовые кафедры на предприятиях могут создаваться по любому профилю и направлению обучения. Наиболее активно базовые кафедры создаются в технических вузах.

Сегодня лидером по количеству базовых кафедр является Московский физико-технический институт - у него их 134. На втором месте - Московский инженерно-физический институт - 49 кафедр, на третьем - Томский государственный педагогический университет - 45 кафедр [4]. В Московском Авиационном Институте функционирует 25 базовых кафедр.

Многие опрошенные студенты обучаются на базовых кафедрах различных предприятий, другие же, проходя обучение не на базовых кафедрах, осведомлены о возможностях такого обучения.

Исследование показало, что студенты исследуемого вуза видят преимущества обучения на базовых кафедрах (рисунки 3 и 4).

Студенты обоих факультетов отмечают такие преимущества, как усвоение практических навыков, возможность трудоустройства по специальности и перспективы карьерного роста. Такие оценки можно объяснить формой организации учебного процесса на базовых кафедрах. Обучение проходит на территории предприятия, вместе с сотрудниками вуза преподавание ведут и сотрудники предприятия. Студенты работают на актуальном оборудовании, получают опыт. Учебный процесс на базовых кафедрах продолжается в течение 1 - 5 лет, что действительно позволяет сформировать практические навыки.

Студенты, которые прошли обучение на базовых кафедрах, утверждают, что именно базовая кафедра и НИР (научно-исследовательская работа) помогают им сформировать практические навыки и тем самым приблизить подготовку к требованиям работодателя (таблица 2).

При этом подавляющее большинство студентов, обучающихся на базовых кафедрах, считают, что у них есть преимущества при трудоустройстве на работу (73% респондентов с 1 факультета и 88% - со 2 факультета). Они хотели бы и в дальнейшем осуществлять свою трудовую деятельность на базовом предприятии (54,2% респондентов 1 факультета и 51,7% респондентов 2 факультета). Студенты, не обучавшиеся на базовых кафедрах, не ориентированы на предприятие, где проходили производственную практику.

«Для предприятия создание базовых кафедр выгодно и целесообразно с момента получения выпускника, так как с момента выпуска студента 10 лет требуется, чтобы он на должном уровне выполнял работу. Базовая кафедра снижает до нуля этот срок. Он закончил ВУЗ и сразу работает как нам необходимо», - заявляет руководитель отдела подготовки и переподготовки кадров. С точки зрения руководства исследуемой организации использование

базовых кафедр будет эффективным в том случае, если принять во внимание следующие условия:

- базовыми кафедрами реализуются те направления подготовки, которые отвечают кадровым запросам предприятия;

- проект базовой кафедры формируется на основе анализа имеющихся моделей базовых кафедр с учетом особенностей организации;

- учебные планы, программы, методические материалы разрабатываются вузом совместно с предприятием;

- предприятие обеспечивает возможность обучения студентов на актуальном оборудовании и их привлечение к реальной проектной и исследовательской деятельности;

- преподаватели вуза имеют возможность периодически проходить стажировку в компании;

- образовательный процесс осуществляется как преподавателями вуза, так и ведущими специалистами компании.

На исследуемом предприятии выявлена потребность в организации базовых кафедр в таких вузах как МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ. Создание базовой кафедры позволит обеспечить приток специалистов-инженеров с требуемым набором компетенций и уровнем практических навыков, сократит время на подбор персонала и уменьшит сроки адаптации выпускников.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 марта 2013 г. № 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53.

2. Бондырева И.Б. Взаимодействие вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития // Теоретическая экономика, 2011, № 3.

3. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (1).

4. Студентам устроят стажировку на предприятиях // Российская газета. - https://rg.ru (дата обращения: 01.02.2017).

5. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий // Ученые записки тихоокеанского государственного университета. - Хабаровск, 2014, том 5, № 4.

6. Ткаченко Т.В., Перкова Е.П. Организация целевого обучения для предприятий оборонно-промышленного комплекса // Транспортное дело России, 2016, № 4.

7. Труд и занятость в России. 2015. Статистический сборник. - М., Росстат, 2015.

ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №1 2017 | 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.