Научная статья на тему 'Взаимодействие с предприятиями при обучении программистов на опыте Высшей школы итис'

Взаимодействие с предприятиями при обучении программистов на опыте Высшей школы итис Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРАНТОВЫЙ ПОДХОД / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / PROJECT LEARNING / GRANT APPROACH / ENGINEERING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насрутдинов Марат Фаритович

В статье представлен краткий обзор опыта подготовки кадров в Высшей школе информационных технологий и информационных систем КФУ, накопленный в сотрудничестве с промышленными партнерами. Обсуждается выделение грантов для обучения студентов как наиболее эффективный способ финансовой поддержки образования. Рассмотрено несколько форматов лабораторий в структуре института, созданных совместно с ИТ-компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The report gives a short overview of the experience the Higher Institute for Information Technology and Information Systems of Kazan Federal University has gained in the collaboration with the industrial partners. The report promotes the grants as the most suitable form of financial support of the education. The place for the organizational unit introduced in collaboration with the industry within the structure of the university is discussed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с предприятиями при обучении программистов на опыте Высшей школы итис»

Взаимодействие с предприятиями при обучении программистов на опыте Высшей школы ИТИС

Насрутдинов Марат Фаритович к.ф-м.н., заместитель директора Высшей школы ИТИС КФУ по образовательной

деятельности, Казанский федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, (843) 221 34 33 marat.nasrutdinov@kpfu.ru

Аннотация

В статье представлен краткий обзор опыта подготовки кадров в Высшей школе информационных технологий и информационных систем КФУ, накопленный в сотрудничестве с промышленными партнерами. Обсуждается выделение грантов для обучения студентов как наиболее эффективный способ финансовой поддержки образования. Рассмотрено несколько форматов лабораторий в структуре института, созданных совместно с ИТ-компаниями.

The report gives a short overview of the experience the Higher Institute for Information Technology and Information Systems of Kazan Federal University has gained in the collaboration with the industrial partners. The report promotes the grants as the most suitable form of financial support of the education. The place for the organizational unit introduced in collaboration with the industry within the structure of the university is discussed.

Ключевые слова

проектное обучение, грантовый подход, инженерные кадры; project learning, grant approach, engineering staff.

Введение

Чрезвычайно бурное развитие информационных технологий ставит перед вузами новые задачи в подготовке ИТ-специалистов. "Преподаваемые сегодня в вузах практические знания и навыки существенно отстают от требований передовых предприятий, использующих современные ИТ. Российская система образования обладает определенной инертностью, которая мешает тому, чтобы на рынке труда вовремя появлялись специалисты, владеющие нужными современными технологиями. Пока образовательные учреждения внедряют, адаптируются и начинают использовать новые стандарты, они уже начинают отставать от тех достижений современных информационных технологий, которые появляются на рынке." [1]. Предприятия вынуждены тратить время и средства на переподготовку выпускников вуза. Поэтому предприятия предпочитают брать сотрудников, имеющих опыт работы от одного года до трех лет [2], а не только что закончивших обучение. Все более актуальным становиться вопрос о кадрах для преподавания в высшей школе, так как уровень зарплат в ^-отрасли не позволяют вузам достойно конкурировать за кадры.

Для решения этих проблем в 2011 году в Казанском федеральном университете при активном участии Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк» был

создан новый факультет - Высшая школа информационных технологий и информационных систем (ИТИС). ИТИС создавался как инновационная площадка, разрабатывающая новые подходы и методы работы с предприятиями в подготовке инженерных кадров.

Сейчас в ИТИС обучается порядка 800 бакалавров по направлению подготовки "Прикладная информатика" и 30 магистров по направлению подготовки "Программная инженерия".

Первоначально студенты ИТИС обучались только на платной основе, часть из них оплачивало обучение самостоятельно, часть получали грант от правительства Республики Татарстан. Сейчас примерно треть студентов обучается на бюджетных местах, треть получает гранты на обучение от правительства РТ, треть оплачивает обучение самостоятельно. Несколько студентов получает гранты от промышленных компаний.

Как показал опыт, грантовая система финансирования - очень эффективный механизм мотивирования студентов и повышения качества обучения.

Начиная со второго курса, студенты прикрепляются к промышленным лабораториям компаний-партнеров ИТИС. В этих лабораториях студенты к концу третьего курса начинают работать на позициях стажеров в компаниях, а к концу обучения компания получает специалиста с необходимым опытом работы.

Ежегодно для студентов ИТИС совместно с Бизнес-инкубатором ИТ-парка организуются тренинги по технологическому предпринимательству.

Грантовая система

Опишем кратко суть грантовой системы (см. также [3] и [4]). Все обучение строится на коммерческой основе. Но наиболее успевающие студенты получают возможность обучаться бесплатно (или платить меньше). Источниками грантов могут выступать как государство (или региональные бюджеты), так и предприятия.

При поступлении абитуриентов гранты распределяются на основании баллов ЕГЭ. На старших курсах гранты перераспределяются на основании академических рейтингов студентов. Таким образом, студент, не получивший грант на первом курсе, может претендовать на грант на старших курсах и наоборот, студент, сдавший сессию на тройки, перестает его получать.

Договор о выделении гранта подразумевает отработку в ИТ-отрасли Республики Татарстан столько лет, сколько лет выделялся грант, или возврат денег, затраченных грантодателем.

Тем самым решаются несколько задач. Во-первых, это достаточно серьезный стимул хорошо учиться в течение года. Во-вторых, грантодатель получает необходимое количество специалистов. В-третьих, ИТИС привлекает особый тип студентов: мотивированных, не боящихся брать на себя ответственность, с гарантированными честными результатами ЕГЭ.

Формат промышленных лабораторий компаний-партнеров

В стандарте Software Engineering Curricula 2004 по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах особое внимание уделено производственной практике и работе над проектами, подчеркивается важность коллективной работы над дипломным проектом [5]. Для реализации этих рекомендаций в ИТИС создаются промышленные лаборатории компаний-партнеров.

Начиная со второго курса, студенты прикрепляются к промышленным лабораториям. Выбор лаборатории фактически определяет стек технологий, который студент будет изучать в качестве курсов по выбору.

Промышленные лаборатории отчасти похожи на формат базовых кафедр (см., например, опыт ФГУП МОКБ «Марс» и МАИ (НИУ), описанный в работе [6]). Однако в наших условиях создание базовых кафедр оказалось не эффективным в силу отсутствия предприятий, по масштабу сопоставимых с ФГУП МОКБ «Марс».

Обычно на втором курсе инженеры компаний дают необходимые знания студентам, а на старших курсах студентов начинают привлекать во внутренних проектах компаний.

Создание промышленной лаборатории происходит на основе рамочного договора с компанией.

Что дает формат промышленных лабораторий:

инженеры компаний обучают студентов актуальным технологиям, применяемым непосредственно в компании;

студенты приобретают опыт работы в реальных проектах и приобщаются к корпоративной культуре;

часть финансовых расходов на обучении студентов ложится на промышленные компании, что позволит удерживать специалистов в вузе;

компании в качестве экспертов участвуют в изменениях учебного плана;

компании на базе университета ведут свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Как показал опыт, решение подобных задач посильно только крупным компаниям, обладающим достаточным финансовым и кадровым ресурсом.

Самый большой вклад в развитие формата промышленных лабораторий вносит группа компаний которая традиционно вкладывает средства в развитие высшего образования в регионе и обладает своим учебным центром. Компания выделяет своих инженеров для ведения занятий, активно участвует в изменениях учебного плана. Компания стимулирует сотрудников, ведущих занятия в университете.

По несколько иной схеме работает компания АО «БАРС Груп»: компанией оплачивается преподавание специальных курсов студентов, прикрепленных к лаборатории. Это позволяет привлекать к преподаванию высококлассных специалистов. На старших курсах каждый студент работает в проектах компании.

К сожалению, количество крупных игроков в регионе мало, и большинство компаний не обладает достаточным ресурсом, чтобы выделять инженеров для обучения студентов или софинансировать учебный процесс. Не всегда компания может обеспечить студенту исследовательскую тему дипломных работ. Для многих компаний трехлетний цикл работы со студентом слишком велик.

Даже для крупных компаний невозможно организовать большое количество "реальных" проектов для обучения студентов. Решение этой проблемы на кафедре Системного программирования Санкт-Петербургского государственного университета описывается статье профессора, заведующего кафедрой СпбГУ, генерального директора ЗАО "Ланит-Терком" А.Н. Терехова [7]: 10-15 лучших студентов с каждого курса приглашаются на практику в ЗАО "Ланит-Терком", где им предлагаются проекты, от которых никто не ждет коммерческих результатов, но с "настоящими" требованиями к разработке. К сожалению, подобный опыт не всегда может быть тиражирован и охватывает достаточно малое количество студентов.

Для решения этих проблем в ИТИС созданы внутренние лаборатории.

Формат внутренних лабораторий

В настоящее время в ИТИС созданы несколько внутренних лабораторий. Эти лаборатории работают с несколькими промышленными компаниями. Руководители лабораторий отвечают за привлечение средств в лабораторию и поддержку приемлемого уровня зарплат своих сотрудников. Финансирование деятельности лаборатории складывается из оплаты учебной деятельности, участия в грантах и хозяйственных договорах.

Подобная модель имеет ряд преимуществ перед форматом промышленных лабораторий, так как идет накопление компетенций внутри вуза и снижается риск ухода партнера, при котором студентам необходимо искать новые лаборатории.

В качестве примера внутренней лаборатории можно привести лабораторию визуализации и разработки компьютерных игр ИТИС (руководитель В.В. Кугуракова). Среди проектов лаборатории — мультимедийная система, позволяющая совершать 3D-экскурсии по историческим местам. Сейчас реализована реконструкция зданий древнего города Билярска и Булгара (http ://kpfu. ru/itis/nastalo -vremva-priotkrvt-zavesu-39istoricheskoi39.html ). Проект реализуется совместно с Академией наук РТ, КФУ и Институтом археологии АН РТ. В создании реконструкции принимали участие археологи, геофизики, специалисты по аэрокосмической дешифровке материалов из КФУ, архитекторы из КГАСУ, сотрудники консерватории — специалисты по этнографической музыке. На рисунке 1 представлен фрагмент из проекта "Булгар" (http://kpfu.ru/itis/podarok-kfu-ko-dniu-rozhdeniva-mintimera.html ).

Рис. 1. Техническая демо-версия проекта "Булгар"

Среди партнеров лаборатории - создатель гибкой и

высокопроизводительной платформы для разработки и создания 3D- и 2D-приложений компания Unity Technologies (https://unity3d.com/ru/company) и российский разработчик игр Elephant Games (http://elephant-games.com/company/). Проекты задействуют большое количество студентов, которые получают не только знания технологий, но и навыки работы в командах.

На рисунке 2 представлен фрагмент короткометражного анимационного фильма из серии "Книги мира" творческого объединение «Самрух» и лаборатории (https://vimeo.com/136215861).

Рис. 2. Тизер-версия "Книги мира"

Еще одним примером является лаборатория интеллектуальных транспортных систем, которая создана при поддержке Управления ГИБДД МВД по РТ. Специалисты Управления курируют и консультируют деятельность лаборатории. Для работы над проектами привлекаются бакалавры и магистры. На рисунке 3 представлен фрагмент работы кроссплатформенного онлайн-инструмента для обучения вождению Driver 3D - призера Республиканского молодежного форума-2013.

Рис. 3. Онлайн-инструмент для обучения вождению Driver 3D

Фактически во внутренних лабораториях учебный процесс неразрывно связан с производством.

Сейчас апробируется еще несколько форматов внутренних лабораторий.

В стадии становления лаборатория по высокопроизводительным вычислениям, которая строится по модели центра компетенций, способного оказывать консультационные услуги для компаний, использовать высокопроизводительные вычисления в своей деятельности, и выполнять хозяйственные договоры.

Для нужд малых и средних компаний запланировано создание лабораторий, "предоставляющих сервисы". Это означает, что компании, которым необходимы кадры, оплачивают подготовку студентов в течение года. Лаборатория гарантирует подготовку по необходимым компетенциям в течение года.

Заключение

Описан опыт Высшей школы ИТИС КФУ взаимодействия с ГТ-предприятиями при подготовке специалистов для ГТ-отрасли. Часть из этих подходов могут применяться в организации подготовки ГТ-специалистов в других вузах и техникумах.

Литература

1. Хомерики Л. В погоне за кадром [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2729047 (дата обращения: 29.08.15).

2. Рынок труда Москвы в июне 2015 г. (обзор рынка труда компанией HeadHunter).

- URL: http://tatarstan.hh.ru/article/17069 (дата обращения: 29.08.2015).

3. Хасьянов А.Ф. Опыт Высшей школы ИТИС: грантовая система, сотрудничество с индустрией/Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Двенадцатой открытой Всероссийской конференции (1516 мая 2014 г). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. - 369 с. ISBN 978-5-00019-200-9 . - C. 160-164.

4. Хасьянов А.Ф., Шаронова А.А. Опыт сотрудничества с индустрией в Высшей школе ИТИС Казанского федерального университета//Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 15-й международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании" (Применение технологий "1С" для формирования инновационной среды образования и бизнеса), 3-4 февраля 2015 г./Под ред. Чистова Д.В. Часть 1.- М.: ООО "1 С-Паблишинг". - 2015. - C. 83-85.

5. Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering. Русский перевод - URL:

http://www.apkit.ru/files/se2004r.pdf (дата обращения: 29.08.2015).

6. Попов Б.Н., Порешин П.П., Синицын С.В., Сыров А.С. Организационные и технологические приемы подготовки разработчиков бортовых систем управления космическими аппаратами// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) "

- 2014. - V.17. - №3. - С. 667-680. - URL:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i3/pdf/20.pdf (дата обращения: 29.08.2015).

7. Терехов А. Н. Что такое программная инженерия //Программная инженерия. -2010. - № 1. - С. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.