Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАСЕЛЕНИЕМ / ПРИНЦИПЫ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Евгений Алексеевич, Чепиков Евгений Валерьевич

Представлен анализ общественного мнения сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в Хабаровском крае, по вопросам их взаимодействия с населением региона. Анализируется и обосновывается мотивационная структура поведения сотрудников различных категорий в отношениях с гражданами. Особый акцент делается на соотношении восприятия интеракций с населением сотрудниками подразделений с различными функциональными задачами (подразделения полиции, следственные, обеспечивающие подразделения). Сформулирован вывод о том, что чем больше и интенсивнее сотрудники непосредственно работают с населением, тем более критично они воспринимают такое взаимодействие. Обозначены направления устранения выявленного противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клеймёнов Евгений Алексеевич, Чепиков Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH CITIZENS IN THE PUBLIC OPINION OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES (REGIONAL ASPECT)

The article analyses the public opinion of employees of the internal affairs bodies serving in Khabarovsk region on the issues of their interaction with population of the region. The motivational structure of behavior of employees of various categories in relations with citizens is analyzed and proved. Special emphasis is placed on the ratio of perception of interaction with population by employees of units with various functions (police units, investigative, providing units). The conclusion is made that the more and more intensive the employees work directly with population, the more critical they perceive such interaction. The directions of elimination of the revealed contradiction are indicated.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

POLITICAL AND LEGAL PROCESSES

УДК 316.455

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

INTERACTION WITH CITIZENS IN THE PUBLIC OPINION OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES (REGIONAL ASPECT)

Е. А. Клеймёнов, Е. В. Чепиков

E. A. Kleimenov, E. V. Chepikov

Key words:

employees' opinion; interaction with population; principles of service in internal affairs bodies; police; investigative and providing divisions

Одним из поводов, послуживших началу реформы МВД России в 2009 году, стали резонансные нарушения сотрудниками органов внутренних дел (ОВД) законности и служебной дисциплины, которые вызвали обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляли авторитет власти1. В связи с этим значительное внимание в преобразованиях правоохранительного ведомства было уделено вопросам совершенствования взаимодействия сотрудников ОВД с обществом. Это нашло свое выражение в закреплении и реализации ряда принципов деятельности данных правоохранительных органов: соблюдение и уважение прав и сво-

1 Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1 468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95462/).

Ключевые слова:

мнение сотрудников; взаимодействие с населением; принципы службы в органах внутренних дел; полиция; следственные и обеспечивающие подразделения

бод человека и гражданина; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество2.

Оценка населением воплощения данных принципов в практике деятельности ОВД представлена в результатах исследований общественного мнения ведущих социологических центров страны [1-3]. Однако для адекватного понимания того, насколько сегодня сотрудники ОВД готовы выполнять свои служебные обязанности в соответствии с названными принципами, важен взгляд изнутри — мнения самих сотрудников о практиках взаимодействия с населением, об их расположенности к соблюдению и уважению прав и свобод человека и гражданина, открытости и публичности, обеспечению доверия со стороны граждан. Вместе с тем на федеральном уровне подобные исследования в силу отсутствия нормативной обязательности не проводятся, на региональном уровне — организуются редко. В Хабаровском крае такое исследование (далее — Исследование) было проведено в 2016 году Дальневосточным юридическим институтом МВД России (социологический опрос «Удовлетворенность сотрудников органов внутренних дел Российской федерации служебной деятельностью (на примере УМВД России по Хабаровскому краю)»; объект исследования — сотрудники подразделений полиции, следственных, обеспечивающих подразделений). Научный руководитель — кандидат социологических наук Е. А. Клеймёнов. Проведен анкетный опрос с использованием многоступенчатой квотной случайной выборки, позволяющей при массовых опросах достичь желаемой точности и достоверности информации, п = 374; статистическая погрешность не превышает 5 %.

Вышеизложенные положения предопределили цель нашей работы — на основе социологических данных проанализировать общественное мнение сотрудников ОВД, проходящих службу в Хабаровском крае, о практиках их взаимодействия с населением в пореформенный период для МВД России.

Исследование показало, что главными принципами в служебной деятельности для сотрудников подразделений УМВД России по Хабаровскому краю являются законность (79,4 %), профессионализм и компетентность (76,7 %), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (69,5 %), добросовестность (59,4 %). Кроме того, каждый пятый опрошенный (19,5 %) полагает, что в основе его деятельности должен лежать принцип невмешательства других лиц в законную деятельность сотрудника. Для каждого десятого (11,5 %) значимым является принцип неукоснительного исполнения приказов прямых на-

2 Федеральный закон «О полиции» от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: ■www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165.

чальников. Принцип открытости и публичности, по мнению только 7,2 % респондентов, преимущественно должен определять деятельность сотрудника ОВД.

Из представленного видно, что необходимость надлежащего исполнения служебных обязанностей на профессиональной, законной основе прочно встроена в сердцевину коллективного сознательного сотрудников, тогда как важность информирования общества о деятельности ОВД, отчетность перед населением не получили должного закрепления в общественном мнении сотрудников.

На наш взгляд, данная диспропорция обусловлена осознанием первостепенной необходимости выполнения ведомствообразующих задач (борьба с преступностью, охрана общественного порядка и т. д.). Кроме того, преградами для осознания важности открытости и публичности в деятельности ОВД могут быть большой объем документооборота, сопровождающий выполнение служебных обязанностей, и недостаточная штатная численность подразделений (нехватка сотрудников). Именно об этих общих препятствиях в служебной деятельности заявило наибольшее число респондентов: 57,2 и 45,7 % соответственно.

Исследование выявило, что выбор принципов служебной деятельности, определенная заданность на взаимодействие с населением обусловлены статусными характеристиками сотрудников. Так, на законность, профессионализм и компетентность, на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в наибольшей степени ориентированы сотрудники обеспечивающих подразделений (тыловых, финансовых, кадровых и т. д.), то есть тех служб, которые в наименьшей степени контактируют с населением (рис. 1).

Законность Профессионализм Уважение прав

человека и гражданина

□ Полиция ■ Следствие □ Обеспечивающие службы

Рис. 1. Распределение ответов о приоритетности в служебной деятельности принципов законности, профессионализма и компетентности, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина по виду подразделений (в % от числа опрошенных соответствующего вида подразделения)

Кроме того, была выявлена следующая зависимость: чем старше сотрудники правоохранительных органов, тем для них менее значимым является принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов о приоритетности в служебной деятельности принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина по возрасту сотрудников (в % от числа опрошенных соответствующей возрастной категории)

Примерно такая же закономерность наблюдается и при восприятии указанного принципа сотрудниками с различным стажем службы в ОВД (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов о приоритетности в служебной деятельности принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в зависимости от стажа службы сотрудников (в % от числа опрошенных соответствующей возрастной категории)

Представленные данные свидетельствуют о том, что чем больше и интенсивнее сотрудники непосредственно работают с населением, тем более критично они воспринимают такое взаимодействие. Вместе с тем такой вывод справедлив лишь в разрезе функциональной принадлежности сотрудников и не находит своего подтверждения при распределении ответов респондентов по возрасту или стажу службы.

Знаковым в плане иллюстрации вышеназванного заключения является распределение ответов на вопрос «Как бы Вы охарактеризовали Ваше типичное отношение как сотрудника к гражданам при исполнении Вами служебных обязанностей?» по подразделениям. Так, в наибольшей степени уважение к гражданам испытывают сотрудники обеспечивающих (67,7 %) и следственных подразделений (65,8 %). Среди сотрудников полиции респондентов с типичным уважительным отношением к гражданам меньше (55,4 %).

Также Исследование позволило установить, что только каждый пятый опрошенный сотрудник полиции (20,3 %) относится к гражданам при исполнении служебных обязанностей с доверием, среди следователей — четверть (26,3 %), а среди сотрудников тыловых, финансовых и кадровых служб — треть (32,3 %).

Здесь следует отметить, что уровень доверия жителей Хабаровского края к полиции в два раза выше, чем у сотрудников к населению. Согласно социологическому опросу Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (2016 год), в регионе полиции доверяли 38,4 % населения [3, 4].

Дополнительно укажем, что только сотрудники полиции признались в том, что при взаимодействии с гражданами испытывают злость (4,6 % от числа опрошенных сотрудников данной категории).

Любопытно, что сотрудники полиции и более скептически оценивают те чувства, которые к ним испытывают граждане при взаимодействии с ними. Так, например, если среди опрошенных сотрудников полиции только каждый третий полагает, что их уважают, то среди сотрудников обеспечивающих служб таковых более половины (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов о представлениях сотрудников о типичном отношении к ним как к сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей со стороны граждан по видам подразделений (в % от числа опрошенных соответствующих подразделений)

Причины такого неодинакового отношения к населению и формирования представлений о настроениях населения при взаимодействии с сотрудниками различны.

Во-первых, действительно, сотрудники полиции и следственных подразделений в силу природы, функциональной предназначенности контактируют с наиболее проблемными слоями населения, и подчас чрезмерное доверие к представителям таких групп может быть сопряжено не только с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, но и угрозой нарушения прав как самих сотрудников, в том числе прав на здоровье и жизнь, так и других граждан.

Во-вторых, условия службы сотрудников полиции, следственных органов и сотрудников обеспечивающих подразделений различаются. Служба первых, как правило, имеет выездной характер, сопряжена с ношением огнестрельного оружия, специальных средств и потенциальным их применением, для таких сотрудников зачастую устанавливается ненормированный служебный день, включая суточные дежурства. Кроме этого, согласно результатам Исследования, главные трудности при прохождении службы, большой документооборот и недостаточная численность штатных сотрудников характерны, прежде всего, для сотрудников полиции и следственных подразделений (рис. 5).

Рис. 5. Доли сотрудников, полагающих, что главными препятствиями при исполнении служебных обязанностей являются большой объем документооборота и низкая штатная численность, в различных подразделениях УМВДРоссии по Хабаровскому краю (в % от числа опрошенных в соответствующих подразделениях)

Исследование также определило более благоприятное восприятие материально-технической оснащенности, «текучки» кадров и, как следствие, более высокий уровень удовлетворенности от прохождения службы именно у сотрудников обеспечивающих подразделений.

В-третьих, более негативный настрой в отношении населения может быть вызван также и несовершенством законодательного регулирования характера и объема полномочий следователей и сотрудников полиции при их реализации при взаимодействии с обществом. На это указывает то, что каждый третий сотрудник полиции (34 %), а также 15 % опрошенных следственных подразделений признались в правовой незащищенности перед гражданами при исполнении служебных обязанностей. В то же самое время о данной проблеме совсем не сообщают сотрудники обеспечивающих служб.

Вместе с тем близость к народу для сотрудников полиции имеет не только негативный отпечаток в коллективном сознательном. Об этом можно судить по причинам, в силу которых сотрудники различных категорий не оставили бы службу, если бы им была предложена иная работа с такой же заработной платой.

Исследование позволило установить, что среди сотрудников полиции больше всего тех, кто не оставил бы службу в случае поступления вышеназванного предложения, в силу желания быть полезным обществу: каждый четвертый опрошенный (23,4 %) от числа тех, кто не оставил бы службу. При этом аналогичная доля респондентов обеспечивающих подразделений составила 6 %, а среди сотрудников следственных подразделений в силу обозначенного основания, напротив, на службе не остался бы ни один опрошенный.

Возвращаясь к зависимости коллективных представлений сотрудников о взаимодействии с гражданами от стажа службы и возраста, отметим, что чем более опытным в профессиональном отношении и более мудрым в жизненном плане является сотрудник, тем более позитивно он воспринимает работу с населением.

Так, если среди сотрудников в возрастных категориях до 29 лет и 30-39 лет доли испытывающих уважение к гражданам составляют 53 и 55 % соответственно, то среди тех, чей возраст составляет 40-49 лет и старше 50 лет, таковых уже 72 и 75 % соответственно.

Если среди сотрудников, чей стаж службы в ОВД не превышает 15 лет, число доверяющих гражданам не превышает 20 %, то у сотрудников со стажем службы от 15 до 20 лет и более 20 лет уровень доверия составляет 28 и 30 % соответственно.

Однако не только возраст и стаж службы предопределяют восприятие отношений между сотрудниками и обществом. Анализ результатов Исследования

дал возможность установить, что в глазах сотрудников женского пола население относится к ним более благоприятно, чем к сотрудникам мужчинам.

Так, например, если среди сотрудников мужского пола о неприязни со стороны граждан сообщили 40 % опрошенных, то среди женщин сотрудников подобное отношение зафиксировали в 2,5 раза меньше респондентов (16 %). Также сотрудники женщины по их субъективным представлениям пользуются несколько большим уважением, чем их коллеги мужчины. Соответствующие доли респондентов в указанных категориях составляют 40 и 33 %.

Такое восприятие продиктовано, на наш взгляд, во многом тем, что сотрудники женского пола сами проявляют более человечное отношение к населению. Так, об уважении к гражданам сообщили 63 % опрошенных женщин и 55 % респондентов-мужчин, в жалости признались каждая пятая опрошенная женщина (21,4%) и в два раза меньше участвовавших в опросе мужчин (11,2 %).

Таким образом, можем заключить, что в целом в коллективном сознательном сотрудников подразделений УМВД России по Хабаровскому краю в пореформенный период сложились правильные установки на реализацию принципов службы в ОВД. Наиболее значимыми принципами для сотрудников являются законность, профессионализм и компетентность, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Наряду с этим значимость этих принципов, набор типичных эмоций, отношение к гражданам и восприятие соответствующего эмоционального фона со стороны населения при выполнении служебных обязанностей у сотрудников различных половозрастных и профессиональных категорий неоднородны.

Главным выявленным противоречием является своеобразная перевернутая пирамида ценностей в общественном мнении сотрудников.

Правоохранители, призванные по долгу службы наиболее интенсивно взаимодействовать с населением, непосредственно обеспечивать общественные безопасность и порядок, раскрытие преступлений (сотрудники полиции и следственных подразделений), менее, чем сотрудники обеспечивающих подразделений (тыловых, кадровых, финансовых служб), ориентированы на то, чтобы такое взаимодействие осуществлялось на законной, уважительной, доброжелательной основе.

Исследование показало, что «переворачивание» данной пирамиды будет зависеть от совершенствования правовой базы, определяющей характер и объем полномочий сотрудников полиции и следствия, материально-технического обеспечения их службы и кадровой работы в этих подразделениях.

Библиографический список_

1. Работа полиции: доверие и оценки [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3239. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115938 (дата обращения: 12.12.2017).

2. Работа полиции и отношение к полицейским [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784 (дата обращения: 12.12.2017).

3. Исследование общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] / Российский государственный социальный университет. - Режим доступа: http://rgsu.net/netcat_files/1159/2560/mvd.pdf. (дата обращения: 12.12.2017).

4. Доклад о состоянии и развитии гражданского общества в Хабаровском крае. 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opkhv.ru /files/files/2017/c958c43ddf79c4958497.pdf (дата обращения: 28.12.2017)._

Сведения об авторах Клеймёнов Евгений Алексеевич,

к. социол. н., доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, тел. 89098734365, e-mail: yevgeni-k1@yandex.ru

Чепиков Евгений Валерьевич,

к. филос. н., доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, тел. 89147734034, e-mail: chepikov_ev@mail.ru

Information about the authors Kleimenov Evgeny A., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian and Economic Disciplines, Far Eastern Law Institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk, phone: 89098734365, e-mail: yevgeni-k1 @yandex.ru

Chepikov Evgeny V., Candidate of Philosophy, Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian and Economic Disciplines, Far Eastern Law Institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk, phone: 89147734034, e-mail: chepikov_ev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.