Научная статья на тему 'ПОЛИЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ МОЛОДЕЖИ'

ПОЛИЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
545
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОВЕРИЕ / КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клеймёнов Евгений Алексеевич

В статье на основании качественных социологических опросов представлены отдельные аспекты общественного мнения учащейся молодежи Хабаровского края о деятельности полиции, реальных и потенциальных формах взаимодействия сотрудников полиции и молодежи, о направлениях гармонизации отношений названных социальных групп. Исследование показало, что оценки молодежи по названным аспектам неоднородны. В коллективном сознании молодежи полиция преимущественно вызывает положительные ассоциации. Связано это, прежде всего, с наличием опыта личного позитивного взаимодействия обучающихся с сотрудниками полиции, в том числе в качестве потерпевших, или с опытом друзей, знакомых, родственников опрошенных. Наличие аналогичного опыта, но содержательно негативного, предопределило распространение скептических оценок деятельности данного правоохранительного органа в студенческой среде. Существенное влияние на формирование неблагоприятного мнения о полиции также оказывают средства массовой информации, сеть Интернет, слухи. Несмотря на наличие негативного восприятия деятельности полиции, многие опрошенные взаимодействовали с полицией не только в качестве потерпевших или правонарушителей, но и в роли тех, кто содействовал полиции в решении задач, стоящих перед ней. Преобладающее число опрошенных выразили готовность помочь полиции в случае необходимости. Главные направления оптимизации взаимодействия молодежи и полиции, повышения доверия к ней опрошенные видят в преобразованиях полиции как социального института, но не общества в целом или российской молодежи, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE IN THE PUBLIC OPINION OF YOUTH

On the basis of qualitative sociological surveys, the article presents certain aspects of public opinion of students of the Khabarovsk territory about the activities of the police, real and potential forms of interaction between the police officers and youth, directions of harmonizing relations between these social groups. The study showed that assessments of young people in these aspects are not uniform. In the collective consciousness of young people, the police mostly evoke positive associations. This is due, first of all, to the experience of personal positive interaction of students with the police officers, including as victims, or the experience of friends, acquaintances, relatives of respondents. Presence of similar experience, but substantively negative predetermined the spread of skeptical assessments of the activities of this law enforcement body in the student environment. The media, the Internet, and rumors also have a significant impact on the negative opinion of the police. Despite the presence of an unfavorable perception of the police, many respondents acted in cooperation with the police not only as victims or offenders, but, above all, in the role of those who assisted the police in solving the tasks facing it. The overwhelming majority of respondents expressed their readiness to help the police if necessary. The respondents see the main directions for optimizing interaction between young people and the police and increasing confidence in the latter in transforming the police as a social institution, but not in the society as a whole or Russian youth in particular.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ МОЛОДЕЖИ»

DOI 10.22394/1818-4049-2021-94-1-139-147 УДК 316.65

Е. А. Клеймёнов

Полиция в общественном мнении молодежи

В статье на основании качественных социологических опросов представлены отдельные аспекты общественного мнения учащейся молодежи Хабаровского края о деятельности полиции, реальных и потенциальных формах взаимодействия сотрудников полиции и молодежи, о направлениях гармонизации отношений названных социальных групп. Исследование показало, что оценки молодежи по названным аспектам неоднородны. В коллективном сознании молодежи полиция преимущественно вызывает положительные ассоциации Связано это, прежде всего, с наличием опыта личного позитивного взаимодействия обучающихся с сотрудниками полиции, в том числе в качестве потерпевших, или с опытом друзей, знакомых, родственников опрошенных. Наличие аналогичного опыта, но содержательно негативного, предопределило распространение скептических оценок деятельности данного правоохранительного органа в студенческой среде. Существенное влияние на формирование неблагоприятного мнения о полиции также оказывают средства массовой информации, сеть Интернет, слухи. Несмотря на наличие негативного восприятия деятельности полиции, многие опрошенные взаимодействовали с полицией не только в качестве потерпевших или правонарушителей, но и в роли тех, кто содействовал полиции в решении задач, стоящих перед ней. Преобладающее число опрошенных выразили готовность помочь полиции в случае необходимости Гла^вны1^е направления оптимизации взаимодействия молодежи и полиции, повышения доверия к ней опрошенные видят в преобразованиях полиции как социального института, но не общества в целом или российской молодежи, в частности

Ключевые слова: полиция, молодежь, Хабаровский край, социальное взаимодействие, доверие, качественное исследование.

Актуальность изучения общественного мнения молодежи о полиции.

Одной из приоритетных задач, поставленных руководством страны в период реформирования МВД России, стало повышение доверия населения к органам внутренних дел (далее - ОВД), центральное место в системе которых занимает полиция.

Ключевое значение при решении указанной задачи имеет увеличение доверия молодежи, поскольку представители именно данной возрастной категории, с одной стороны, наиболее активны в социальной деятельности как созидательной, так и деструктивной, а с другой -молодежь формирует наше завтра, и от её установок, восприятия правоохранительных органов сегодня во многом будет зависеть не только развитие народного

хозяйства, демографическая ситуация, но и уровень правопорядка в государстве в будущем.

Количественных общероссийских и региональных исследований, посвященных изучению отношения молодежи к правоохранительным органам [Нехай, 2010; Отчет ..., 2006; Пашин, Назаркни-на, 2019] и к полиции [Бочкарев, 2017; Гайдай, Гальцев, 2019; Передня, 2015], в частности, немало. При этом региональные массовые опросы показывают, что наиболее критично к деятельности полицейских относятся представители именно молодого поколения [Макарова, 2011. С. 64]. Несмотря на это, качественные социологические опросы, позволяющие значительно расширить палитру представлений о взаимодействии полиции и молодежи и одновременно показать

Евгений Алексеевич Клеймёнов - канд. социол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный институт МВД России (680020, Россия, Хабаровск, пер Казарменный, д. 15). Е-шай: yevgeni-k1@yandex.ru

основания настороженного отношения молодежи к полиции, практически не проводятся ни на всероссийском, ни на региональном уровнях [Ходжаева, 2011].

Эмпирическая база исследования. В связи с изложенным нами была поставлена цель - провести фокус-групповые интервью (далее - Исследование) студентов образовательных организаций высшего образования Хабаровского края (далее - вузы), направленные на изучение отношения учащейся молодежи к полиции.1

Полиция в фокусе общественного мнения молодежи. Исследование показало, что большинство опрошенных положительно воспринимают деятельность стражей порядка, относятся к ним с доверием и уважением: «... отношусь положительно, с уважением», «... с доверием отношусь к сотрудникам», «Они молодцы, они защищают нас так же, как и всех».

Причин для такого отношения несколько. Большинство опрошенных свое положительное отношение к полиции связывают с несколькими факторами.

Во-первых, на позитивное восприятие деятельности сотрудников оказало влияние понимание значимости их деятельности по обеспечению правопорядка и законности в государстве: «понимаю важность и нужность их деятельности», «Я люблю нашу полицию - они стражи закона», «Я отношусь к полиции положительно. Они занимаются благим делом, защищают закон и правопорядок».

Во-вторых, многие объясняют положительное отношение к полиции опытом личного позитивного взаимодействия с сотрудниками, в том числе в качестве потерпевших, или опытом своих друзей, знакомых, родственников: «. с доверием отношусь - помогали во многом», «У меня недавно маленькая сестра потерялась в парке, и сотрудники полиции быстро помогли мне её найти», «У меня как-то сня-

ли большую сумму с кредитной карты. Я думала, что этого человека не найдут, но его нашли за 10 дней, я была очень рада», «В Солнечном районе изрезали человека ... даже органы приехали из Хабаровска для разбирательства . быстро раскрыли».

При этом опрошенные выделяют сотрудников конкретных подразделений, с которыми сложились благоприятные отношения. Опрошенные упоминают сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного жвижения (далее - ГИБДД) и Патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП). Ключевым фактором для такого восприятия стала корректность, вежливость в общении сотрудников с опрошенными: «с сотрудниками ГИБДД и ППСП у меня сложился положительный опыт. Вежливо относятся к гражданам», «Отношусь скорее положительно. Из личного опыта могу сказать: я общался с сотрудниками ППС, общение было корректное».

Некоторые связывают свое положительное отношение с наличием знакомых и родственников, проходящих или проходивших ранее службу в полиции или других правоохранительных органах, военную службу: «У меня отец работает в полиции. И к нему я отношусь с большим уважением, потому что он очень ответственный», «У меня дядя работал оперативником, к нему я отношусь с уважением», «У меня тренер сам из полиции, капитан, и он очень хороший человек».

Единичные мнения свидетельствуют о том, что позитивное восприятие сотрудников обусловлено их красивым форменным обмундированием: «У меня хорошее отношение к сотрудникам полиции, потому что мне нравится их форма».

Меньшинство объясняют свое позитивное восприятие сотрудников полиции отсутствием негативного взаимодействия с полицией или отсутствием взаимодей-

1 Фокс-групповые интервью по вопросам взаимодействия полиции и молодежи проведены в период с февраля по июнь 2019 г. В них приняли участие 72 студента из 8 вузов, расположенных в г. Хабаровске: Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС (апрель 2019 года, п = 12), ДВГАФК (июнь 2019 года, п = 7), ДВГМУ (март 2019 года, п = 8), ДВГУПС (апрель 2019 года, п = 7), ДВФ ФГБОУВО «РГУП» (апрель 2019 года, п = 11), Педагогического института ТОГУ (апрель 2019 года, п = 11), ХГИК (июнь 2019 года, п = 7), ХГУЭП (апрель 2019 года, п = 9). Фокус-групповые интервью проведены доцентом кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России Е. А Клеймёновым., курсантами 2 курса факультета юриспруденции ДВЮИ МВД России - Д. Д. Никитиной, П. О. Тригуб.

ствия как такового: «С доверием отношусь - плохого опыта не было», «У меня никакого негативного опыта не было, сама отношусь очень положительно».

Вместе с тем отсутствие опыта общения с полицией, прежде всего, влияет на нейтральное восприятие её молодежью: «. нейтральное отношение - личного опыта взаимодействия не было», «. нейтрально, так как не сталкивалась с сотрудниками в повседневной жизни».

Исследование позволило установить, что тех, кто относится к полиции нейтрально, среди опрошенной молодежи меньше, чем тех, кто относится положительно, но они составляют значительную часть от общего числа респондентов: «. нейтрально отношусь», «Я безразлично отношусь к этой структуре», «Я еще не сформировала до конца свою позицию».

Главная причина сбалансированного восприятия деятельности правоохранителей заключается в понимании того, что в любой профессии есть те, кто добросовестно исполняет свои обязанности, и те, кто подходит к их выполнению ненадлежащим образом: «Один человек может с ответственностью относиться к своей работе, а другой - наоборот, злоупотреблять своими полномочиями и не быть доблестным защитником России», «Встречаются такие личности, которые любят пользоваться своими служебными полномочиями и даже превышать их, а некоторые несут свою службу хорошо», «Все зависит от человека: как он относится к своей работе, так и люди к нему будут относиться».

Единичные мнения свидетельствуют, что нейтральное восприятие обусловлено положительной практикой взаимоотношений с сотрудниками полиции: «Я нейтрально отношусь, потому что я сам недавно сталкивался с сотрудниками, и никаких претензий у меня к ним не было».

Меньшинство опрошенных относятся к полиции отрицательно: «. у меня негативное мнение», «. в целом у меня негативное отношение к сотрудникам полиции», «... отношусь с недоверием».

Главная тому причина - опыт личного взаимодействия с сотрудниками: «Был личный негативный опыт», «Опыт взаи-

модействия у меня был..., и у меня сложилось впечатление, что они недобросовестно относились к своей работе», «Я сталкивалась по работе. В последнее время был печальный опыт».

Исследование показало, что отсутствие положительных оценок деятельности полиции нередко предопределено статусом взаимодействующих с полицией респондентов (нередко последние являлись реальными или потенциальными правонарушителями): «Штрафовали на дороге», «Я с полицией встречалась только раз в своей жизни. в школе подралась. Неоднозначное отношение», «Меня в 10 классе вызывали на воспитательную беседу. Там был завуч и сотрудник, но сложилось не очень приятное впечатление», «Я с друзьями отдыхал на квартире, и к нам пришли по поводу того, что мы шумели», «Было часто, что сидел в участке за превышение скорости или за то, что документы не в порядке были».

Вместе с тем не самое лучшее впечатление о полиции сложилось у некоторых обучающихся тогда, когда они выступали во взаимодействиях с ней в качестве заявителей, потерпевших или свидетелей, но не находили, по их мнению, должной помощи, поддержки: «У меня был опыт взаимодействия с участковым - его долго не было на рабочем месте», «пару раз приходилось обращаться, результат был нулевой, потрачено много моего времени на рассмотрение дела», «затяжной характер процесса поиска пропавшей вещи».

Некоторые опрошенные слышат о негативном опыте взаимодействия с сотрудниками от своих друзей, знакомых: «У меня много знакомых, которые взаимодействовали с полицией. В большинстве случаев был негативный опыт», «Претензии к полиции могут быть только из-за халатности и недобросовестности некоторых сотрудников, потому что такие ситуации встречаются - слышала от знакомых».

Как и при объяснении положительного отношения к сотрудникам полиции по результатам непосредственного взаимодействия с ними, отрицательное их восприятие также, согласно мнениям опрошенных, зависит от характера общения правоохранителей с гражданами: «Неко-

торые сотрудники неуважительно разговаривают», «Мне не понравилась манера общения оперуполномоченных со мной».

При этом любопытно, что единицы из числа респондентов склонны оправдывать некорректное общение полицейских сложностью их профессии и влиянием тех социально неблагополучных людей, с которыми сотрудникам приходится взаимодействовать: «В их защиту хочу сказать, что порой они могут грубо разговаривать, поскольку им часто приходится общаться с негативным контингентом».

Некоторые формируют свое негативное мнение о сотрудниках под воздействием средств массовых информации, сети Интернет, слухов: «Много видео в соцсетях с различных митингов, где полицейские грубо обращаются с пожилыми или женщинами. От этого складывается негативное мнение», «Грубости как таковой я не встречал, но из СМИ слышишь иногда информацию о каких-то негативных моментах».

Единичные мнения респондентов объясняют недоброжелательное отношение к полиции тем, что сотрудники являются людьми, которые выполняют приказ, и вынуждены в силу своих должностных обязанностей негативно воздействовать на граждан: «Сотрудники - люди подневольные. Был мирный митинг. Им сказали людей разогнать., вот они и выполняют свою работу».

Представленное соотношение положительных, нейтральных и отрицательных оценок сотрудников полиции во многом является статичным, поскольку для относительного большинства опрошенных представления о полиции за последние год-два не претерпели каких-либо серьезных изменений: «... всё осталось неизменным», «. я не наблюдал кардинальных изменений», «... у меня не поменялось мнение о сотрудниках полиции».

Меньшинство же респондентов представлено примерно равными по упоми-наемости мнениями, иллюстрирующими как положительную («сотрудники полиции стали более вежливыми», «отноше-

ние к полиции несколько улучшилось., потому что улучшился имидж полиции»), так и отрицательную динамику восприятия полиции («сильно изменилось - придираться много стали», «хорошего ничего не добавляется., растут штрафы, даже обычный патруль штрафует за то, что гуляешь поздно по улице»).

Отсутствие выраженной трансформации в общественном мнении опрошенных студентов о деятельности полиции тесно коррелирует с результатами общероссийских социологических опросов. Так, согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», проведенному в марте 2020 г., относительное большинство российской молодежи (48%) в последнее время не видит ни улучшений, ни ухудшений в деятельности полиции, при том, что каждый пятый молодой человек в России (22%) сообщает о позитивных изменениях в работе отечественной полиции, а каждый десятый (12%), напротив, - об изменениях негативных.2

Несмотря на наличие негативного восприятия деятельности полиции у отдельных опрошенных, некоторые обучающиеся взаимодействовали с полицией не только в роли правонарушителей (реальных или потенциальных), а также по своей инициативе - в качестве заявителей, но и по инициативе стражей правопорядка - в статусе понятого, свидетеля: «Летом меня попросили быть понятым. Надо было подтвердить, что мужчина был пьян и нарушал общественный порядок», «Я был понятым, ... поймали подростка 16-летнего с наркотиками. При мне его досмотрели и отвезли в участок», «Сотрудничала., помогала в поисках человека, был положительный опыт, ситуация разрешилась».

Потенциал солидарного взаимодействия с полицией у молодежи достаточно высок - опрошенных, которые выразили готовность оказать содействие сотрудникам в решении их оперативно-служебных задач оказалось гораздо больше тех, кто реально помогал сотрудникам: «Помог бы, потому что это помощь не только са-

2 Еженедельный опрос <ФОМнибус» 29 февраля - 1 марта 2020 года. 53 субъекта Российской Федерации, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,6% // [Электронныйресурс], Сайт Фонда «Общественноемнение», режим доступа: https://fom.ru/Bezopas-nost-i-pravo/14363

мому полицейскому, но и человеку, у которого что-то случилось», «Если бы меня остановили и попросили быть понятым для осмотра той же самой машины, то я бы, конечно же, остановился, потому что всякое может быть.».

Однако такая помощь у абсолютного большинства опрошенных ставится в зависимость от наличия свободного времени и/или отсутствия неотложных дел: «Если я свободен, и у меня нет дел, то, конечно, помогу», «Если бы меня попросили, а я бы спешил, то я бы вежливо отказался», «Я бы тоже помог, если бы не было никаких дел. Они же не могут заставить?».

Отчасти нежелание содействовать правоохранителям для некоторых опрошенных продиктовано имеющимся опытом солидарного взаимодействия с ними, в ходе которого опрошенные или их знакомые потратили значительно больше своего времени, чем ожидали: «Не особо хочется помогать, зная, что это надолго всё затянется», «Насколько я знаю, это занимает очень много времени ... Это, конечно, доброе дело помогать полиции, но своё время дороже», «Я помню меня позвали на 15 минут побыть понятым. В итоге я пробыл там 2 часа. Я больше не хочу тратить столько времени».

Также очень многие студенты свою помощь соизмеряют с её формой, характером и степенью общественной опасности (вредности) правонарушения, которое может послужить поводом для их привлечения к содействию полиции. Чем более опасным для опрошенных выглядит содействие сотрудникам ОВД, чем больше они ощущают угрозу для себя, тем меньше вероятность того, что они пришли бы правоохранителям на помощь: «. от ситуации зависит. Вдруг там убийство, расчленение тела, то тут бы я, конечно же, отказался», «Если какое-нибудь мелкое дело, грабёж, например, я бы помогла ., если какое-нибудь убийство, я бы вряд ли стала помогать, потому что я боюсь за свою жизнь, знаю насколько люди мстительные...», «Исходя из гражданского долга я помогла бы, но важно, чтобы потом не было проблем у меня».

Некоторые опрошенные готовы прийти на помощь стражам правопорядка только тогда, когда она требуется для близких людей, друзей, знакомых, но не тогда, когда необходимо защитить интересы посторонних лиц: «Если это мой знакомый, то я бы помогла, а если нет, то почему я должна тратить свое время на чужого человека?», «Если нужно идти в суд, и это дело какого-то незнакомого мне человека, то, скорее всего, нет. Если же это знакомый мне человек, тогда согласилась бы».

Единичные мнения опрошенных показывают, что содействие полиции зависит от характера обращения сотрудников за помощью - чем более оно корректно и уважительно, тем более вероятно, что молодежь откликнется на соответствующую просьбу: «... в зависимости от обстоятельств и как бы ко мне обратились. Если в вежливой форме, то я бы помогла», «Отношение к гражданину играет важную роль. Если бы ко мне обратились с уважением, то я бы сделала все, что в моих силах».

Единичные мнения респондентов также свидетельствуют о нежелании некоторых из них поступиться имущественными благами в государственных, общественных интересах. В частности, обучающиеся не готовы предоставить свое транспортное средство, право на использование которого в случаях, не терпящих отлагательства, предоставлено сотрудникам полиции федеральным законодательством3: «если побыть понятым, то я бы, скорее всего, согласился, но если, необходимо предоставить свой автомобиль для погони, то я, скорее всего, не дал бы его».

К сожалению, студентов, которые бы пришли на помощь полиции безусловно, не считаясь ни со временем, ни с неотложными делами, ни с другими личными интересами, меньшинство, и в установках этого меньшинства доминирует не желание помочь сотрудникам полиции в силу самого факта обращения правоохранителей, в силу доверия и уважения к ним, а стремление выполнить свой гражданский долг, стать борцом за справед-

3 См.. : пункт 37 части статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. Ш З-ФЗ «О полиции».

ливость, помочь другим людям, таким же как и сами респонденты. Как ни странно, большинство опрошенных из таких надежных «общественных союзников» полиции - женского пола: «Я бы помогла. Я бы сделала всё, что в моих силах ... например, в поимке преступника», «Я бы помогла, так как я за справедливость, и считаю, что людям надо помогать в проблемах», «Я бы помогла, так как люблю помогать людям», «Я бы однозначно помог ... обокрали соседа, а завтра могут обокрасть и тебя».

Исследование позволило установить, что предложения респондентов по оптимизации взаимодействия молодежи и полиции, совершенствованию отношений между представителями данных социальных групп во многом нацелены на устранение тех причин, по которым опрошенные обучающиеся воспринимают работу полиции и самих полицейских негативно. Напомним, что большая часть этих причин, по мнению опрошенных, лежит, главным образом, в плоскости деятельности самих сотрудников.

В связи с этим большинство опрошенных, прежде всего, предлагают полиции повысить результативность своей работы, увеличить в сфере своей компетенции объем реальной помощи гражданам, людям: «Нужно, чтобы они реально помогали людям ... на вызов быстрее приезжали», «. оказывать быструю помощь тем, кто к ним обращается», «. знание и выполнение своих обязанностей».

Достижение этой главной цели большинство опрошенных студентов видят в решении трех задач.

Во-первых, по их мнению, необходимо отладить механизмы кадровой инженерии, в том числе по линии профессиональной подготовки и кадрового отбора: «Должна быть проведена большая работа по подготовке грамотных специалистов», «... хороший отбор сотрудников», «... ужесточить отбор в полицию, чтобы люди шли не за деньгами или властью, а за идею, по зову сердца».

Во-вторых, респонденты убеждены в необходимости улучшения морально-нравственного облика сотрудников, укоренения в их коллективном сознании идеи служения обществу, людям: «Со-

трудники должны быть порядочными и высоконравственными людьми, добросовестными», «Чтобы не было таких ситуаций, когда к полицейскому подходишь и просишь о помощи, а он равнодушен к сложившейся ситуации», «Они должны думать о том, какое у них призвание, и работать на благо общества».

Третья задача, которую предлагают решить многие опрошенные, состоит в повышении уровня культуры общения сотрудников ОВД, уровня их коммуникативных навыков: «Изучать необходимо не только право, важно также формировать навык общения с потерпевшими», «Полицейский должен общаться с гражданами уважительно и корректно», «... проводить работу с сотрудниками полиции, которые наиболее часто контактируют с населением (ППС, ДПС, участковые) по поводу характера общения с гражданами. она должна быть направлена на снижение числа конфликтных ситуаций с гражданами и выработку навыков мирного выхода из них», «. в работе сотрудника важна стрессоустойчивость».

Некоторые опрошенные также предлагают бороться с правонарушениями в среде самих сотрудников, с коррупцией, усилить наказание за их совершение: «... чтобы не превышали свои полномочия», «. чтобы не было коррупции в системе правоохранительных органов», «... проводить проверки и чтобы сотрудники полиции, допустившие какие-то ошибки или халатность, несли соответствующее наказание».

Единичные мнения показывают важность обеспечения увеличения штата ОВД или его полного укомплектования для эффективного выполнения задач полиции: «Увеличить штат сотрудников. Если участковый работает на своем участке и на соседнем, то он физически не сможет все охватить и тщательно выполнить свою работу. Необходимо равномерное распределение нагрузки, и качество работы тогда улучшится», «ОВД должны быть полностью укомплектованы, чтобы нагрузка равномерно распределялась на личный состав».

Меньшинство опрошенных видит перспективы гармонизации взаимодействия полиции и молодежи вне не-

посредственного совершенствования данной правоохранительной структуры. Главным направлением такой гармонизации, по мнению опрошенных, должно стать формирование благоприятного образа полиции путем использования средств массовой информации, сети Интернет, кинематографа: «Нужно использовать социальную рекламу, показывать видеоролики о работе сотрудников, чтобы расположить население к сотрудничеству», «Создать образ «дяди Стёпы» как в СССР, в фильмах положительный образ сотрудника создать, а не так, как в «Полицейском с Рублёвки», «Необходимо уменьшить количество всяких скандалов в СМИ по поводу различных происшествий, связанных с полицией».

Некоторые опрошенные предлагают формировать доверительные отношения между полицией и молодежью не только опосредованно, через СМИ и сеть Интернет, но и в ходе личных контактов сотрудников с различными категориями молодежи. По мнению опрошенных, главное в этих формах взаимодействия - неформальность, дружественность, достигаемая в том числе за счет использования игровых практик: «В школы приходить на постоянной основе и проводить беседы в непринужденной форме», «В этом поможет проведение каких-либо совместных акций, чтобы заинтересовать молодежь во взаимодействии, а не просто скучно читать лекции о правильном поведении», «Совместные мероприятия проводить, но не в строгой, официальной, форме, а, может быть, в виде игры».

Мнения отдельных студентов вузов края свидетельствуют о важном, на наш взгляд, принципе реализации последних мероприятий - мероприятий, не связанных непосредственно с преимущественной трансформацией института полиции. Речь идет о принципе комплексности: формирование доверительных отношений между полицией в частности, правоохранительными органами в целом и молодежью должно происходить на всех этапах взросления, социализации, а также в разных социальных организациях, участвующих в такой социализации: «... прививать с самого раннего возраста, формировать доверие к

полиции», «Работа по выстраиванию доверия к полиции должна начинаться с детского сада и продолжаться в школе, потому что зачастую в детском возрасте закладывается установка, что полиция просто пугает человека, чтобы тот не нарушал закон. Нужно разъяснять и в школе, и в семье, а в полиции, мне кажется, ничего не нужно менять».

Выводы. Проведенные качественные опросы не обладают той же степенью репрезентативности, что свойственна массовым количественным опросам. Вместе с тем они позволили раскрыть множество граней общественного мнения учащейся молодежи Хабаровского края о деятельности полиции, реальных и потенциальных формах их взаимодействия, направлениях гармонизации отношений названных социальных групп, создали базу для дальнейших количественных социологических изысканий.

Исследование показало, что оценки молодежи по названным аспектам неоднородны. В коллективном сознании молодежи полиция преимущественно вызывает положительные ассоциации. Связано это, прежде всего, с наличием опыта личного позитивного взаимодействия обучающихся с сотрудниками полиции, в том числе в качестве потерпевших, или опытом друзей, знакомых, родственников опрошенных. Наличие аналогичного опыта, но содержательно негативного, выраженного в том числе в характере общения сотрудников полиции, предопределило распространение скептических оценок деятельности данного правоохранительного органа в студенческой среде. Также существенное влияние на неблагоприятное мнение о полиции оказывают СМИ, сеть Интернет, слухи. Несмотря на наличие негативного восприятия деятельности полиции, многие опрошенные выступали во взаимодействиях с полицией не только в качестве потерпевших или правонарушителей, но, прежде всего, в роли тех, кто содействовал полиции в решении задач, стоящих перед ней. Более того, преобладающее число опрошенных выразили готовность помочь полиции в случае необходимости. Главные направления оптимизации взаимодействия молодежи и полиции, повышения доверия к последней

опрошенные видят в преобразованиях интеракции в условиях глобализации / /

полиции как социального института, но Вестник Адыгейского государственного

не общества в целом или российской мо- университета. Серия 1: Регионоведение:

лодежи, в частности. философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.

Список литературы: 2010. № 1. С. 121-126.

5. Пашин В. П. Назаркнина Ю. Г. От-

1. Бочкарев А. Н. Оценочно- ношение студенческой молодежи к пра-аффективное восприятие молодежью воохранительным органам // ХРОНОЭ-российской полиции (по материалам со- КОНОМИКА. 2019. № 3. С. 137-141. циологического исследования) // Теория 6. Передня Д. Г. Образ российской и практика общественного развития. полиции в сознании молодежи / / Труды 2017. С. 59-66. Академии управления МВД России. 2015.

2. Гайдай М. К., Гальцев С. А. Дея- С. 87-89.

тельность полиции в оценках студенче- 7. Отчет аналитического центра

ской молодежи г. Иркутска / / Правовое Юрия Левады по исследованию «Моло-

государство: теория и практика. 2019. № дежь и правоохранительные органы -

3. С. 7-11. проблема доверия», Москва, 2006. 12 с.

3. Макарова М. Н. Особенности вос- 8. Ходжаева Е. «Частное» и «Пу-приятия органов МВД в общественном бличное» в пространственной организа-мнении региона // Мониторинг обще- ции повседневных практик участкового ственного мнения. 2011. С. 64-70. (опыт этнографического описания) //

4. Нехай В. Н. Студенческая молодежь Laboratorium: Журнал социальных иссле-и правоохранительная система: проблемы дований. 2011. С. 18-52.

Библиографическое описание статьи

Клеймёнов Е. А. Полиция в общественном мнении молодежи // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 139-147. DOI 10.22394/1818-4049-202194-1-139-147_

Evgeniy A. Kleymyonov - Candidate of Sociology, associate professor, chief of the chair of social and humanitarian and economic disciplines, the Far-Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (15, Kazarmenny Avenue., Khabarovsk, 680020, Russia). E-mail: yevgeni-k1@yandex.ru

Police in the public opinion of youth

On the basis of qualitative sociological surveys, the article presents certain aspects of public opinion of students of the Khabarovsk territory about the activities of the police, real and potential forms of interaction between the police officers and youth, directions of harmonizing relations between these social groups. The study showed that assessments of young people in these aspects are not uniform. In the collective consciousness of young people, the police mostly evoke positive associations. This is due, first of all, to the experience of personal positive interaction of students with the police officers, including as victims, or the experience of friends, acquaintances, relatives of respondents. Presence of similar experience, but substantively negative predetermined the spread of skeptical assessments of the activities of this law enforcement body in the student environment. The media, the Internet, and rumors also have a significant impact on the negative opinion of the police. Despite the presence of an unfavorable perception of the police, many respondents acted in cooperation with the police not only as victims or offenders, but, above all, in the role of those who assisted the police in solving the tasks facing it. The overwhelming majority of respondents expressed their readiness to help the police if necessary. The respondents see the main directions for optimizing interaction between young people and the police and increasing confidence in the latter in transforming the police as a social institution, but not in the society as a whole or Russian youth in particular.

Keywords: police, youth, the Khabarovsk region, social interaction, trust, qualitative research.

References:

1. Bochkarev A. N. Evaluative and affective perception of the Russian police by young people (based on sociological research) Teoriya i praktika obshchestvenno-go razvitiya [Theory and practice of social development], 2017, pp. 59-66. (In Russian).

2. Gaidai M. K., Galtsev S. A. Police activity in the assessments of student youth in Irkutsk Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika [Legal state: theory and practice], 2019, no. 3, pp. 7-11. (In Russian).

3. Makarova M. N. Features of the perception of the Ministry of Internal Affairs in the public opinion of the region Monitoring obshchestvennogo mneniya [Monitoring of public opinion], 2011, pp. 64-70. (In Russian).

4. Nekhai V. N. Student youth and law enforcement system: problems of interaction in the context of globalization Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya 1: Regionovedeniye: filosofi-ya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsi-ya, politologiya, kul'turologiya [Bulletin of

the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies], 2010, no. 1, pp. 121-126. (In Russian).

5. Pashin V. P. Nazarknina Yu. G. The attitude of student youth to law enforcement bodies KHRONOEKONOMIKA [CHRONO-ECONOMICS], 2019, no. 3, pp. 137-141. (In Russian).

6. Front D. G. The image of the Russian police in the minds of young people Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii [Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, pp. 87-89. (In Russian).

7. Report of the analytical center of Yuri Levada on the study "Youth and law enforcement agencies - the problem of trust", Moscow, 2006. 12 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khodzhaeva E. "Private" and "Public" in the spatial organization of the daily practices of the precinct (the experience of ethnographic description) Laboratorium: Zhurnal sotsial'nykh issledovaniy [Laboratorium: Journal of Social Research], 2011, pp. 18-52.

Reference to the article -

Kleymyonov E. A. Police in the public opinion of youth/ / Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 1 (94). Pp. 139-147. DOI 10.22394/1818-4049-202194-1-139-147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.