ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
УДК 340.1+34(091)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Г. ИРКУТСКА
ГАЙДАЙ Мария Константиновна
доктор социологических наук, доцент, начальник кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», г. Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]
ГАЛЬЦЕВ Сергей Александрович
кандидат философских наук, профессор, доцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», г. Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению мнения студенческой молодежи о деятельности полиции. Затрагивается рассмотрение конструкта «общественное мнение» как уникального социального, политического и философского феномена, а также как законодательно признанного критерия оценки деятельности государственных структур в целом и полиции в частности. В основу работы легли данные анкетного опроса студенческой молодежи города Иркутска. Авторами отмечается зависимость в оценках деятельности полиции от социальной и экономической ситуации в регионе, уровня образованности, сфор-мированности правосознания и правовой культуры. Подчеркивается значительное влияние средств массовой информации на оценки деятельности государственных органов. Указывается важность выстраивания благоприятных отношений между полицией и населением, обусловленная необходимостью их взаимодействия по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также при выполнении иных, возложенных государством на полицию обязанностей.
POLICE ACTIVITIES IN THE ESTIMATION OF YOUNG STUDENTS
OF IRKUTSK
GAIDAI Maria Konstantinovna
Doctor of Sciences (Sociology), Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities and Social Studies of the East Siberian Institute of the MIA of Russia, Irkutsk, Russia. E-mail: [email protected]
GALTSEV Sergey Aleksandrovich
Candidate of Sciences (Philosophy), Professor, Assistant Professor of the Department of Physical Education of the Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia.
E-mail: mkgfip@maiLru
The paper is devoted to studying young students' opinion on police activities. "Public opinion" is considered as a unique social, political and philosophical phenomenon and as a legally recognized criterion to assess public authorities' activities in general and police in particular. This paper is based on a questionnaire survey of young students of Irkutsk. The authors note dependence in the estimation of police activities on a social and economic situation in the region, the level of education, legal conscience and legal culture. The paper underscores a major impact of mass media on the estimation of public authorities' activities. The authors demonstrate the importance of creating supportive relationships between the police and the population caused by the need of their cooperation in protection of public order, public security, and protection of citizens' rights, freedoms and legitimate interests and during performing other duties assigned to police by the state.
Ключевые слова: полиция, деятельность полиции, общественное мнение, молодежь, студенческая молодежь, имидж полиции, доверие полиции.
Key words: police, police activities, public opinion, youth, young students, police image, trust to police.
Одной из составляющих общественного контроля за работой правоохранительных органов считается оценка их деятельности со стороны общества. А в соответствии с Федеральным законом «О полиции» «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» (п. 6 ст. 9). Приказ МВД России №777 от 1 декабря 2016 г. «Об организации постоянного мониторинга о деятельности полиции», созданный для реализации указанной выше статьи Федерального закона «О полиции» не только утвердил и ввел в действие Инструкцию об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, но и определил формы организации такого мониторинга. Всего предложено шесть форм мониторинга: опросы, проводимые Федеральной службой охраны России; опросы по их результатам проводимые Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России; опросы, проводимые в территориальных органах МВД России на районном уровне; интернет-опросы в субъектах России с использованием аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России»; опросы российских социологических организаций, опубликованные в средствах массовой информации (СМИ) и сети Интернет; опросы в рамках подготовки диссертационных и научно-исследовательских работ на базе образовательных и научных организаций системы МВД России.
Таким образом, общественное мнение сегодня законодательно признано критерием оценки деятельности полиции. В то же время следует отметить, что сам феномен «общественное мнение», а также его наличие и возможность объективного исследования и замера ставится под сомнение рядом исследователей. Так, известный французский социолог ХХ века П. Бурдье в книге «Социология политики», отмечал, что общественного мнения не существует: «Зондаж общественного мнения в сегодняшнем виде, - это инструмент политического действия; его, возможно, самая важная функция состоит во внушении иллюзии, что существует общественное мнение как императив, получаемый исключительно путем сложения индивидуальных мнений; и во внедрении идеи, что существует нечто вроде среднего арифметического мнений или среднее мнение» [1, с. 163]. В то же время, при изучении оценки эффективности той или иной деятельности в обществе современными исследователями данное понятие активно применяется. Так, И.А. Кибак, рассматривая общественное мнение как критерий оценки эффективности законотворческой деятельности, рассуждает о роли, значении и возможностях влияния общественного мнения на законотворческий процесс, полагая, что использование общественного мнения в законотворческой деятельности характеризует степень гуманизации общества. Он пишет: «Сформированное общественное мнение имеет интегра-тивный характер. Это не простая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества... Социальная сущность общественного мнения проявляется в оценке субъектом того или иного процесса, события с точки зрения их соответствия интересам субъекта» [2, с. 103].
Сложность, но объемность, а также противоречивость самого конструкта «общественное мнение» не позволяет нам в рамках статьи углубиться в анализ этого феномена. В данной статье будет представлено мнение определенной общественной группы - студенческой молодежи о деятельности полиции. В основу исследования положены данные анкетного опроса студенческой молодежи города Иркутска в 2018 году. Выбор респондентов не случайно пал именно на студенческую молодежь. Это обусловлено рядом факторов: во-первых, сегодняш-
няя молодежь - это наше завтра и от того, как часть нашего общества, которой присущ юношеский максимализм, оценивает работу полицейских, зависит в какой-то степени бесконфликтность взаимодействия при оказании помощи и охране общественного порядка. Во-вторых, именно студенческая молодежь имеет потенциал, направленный на реформирование государственного аппарата и полиции в частности, в будущем. В-третьих, молодежь, это самая незащищенная часть нашего общества в плане информационной экспансии. Распространение криминальной субкультуры, пропаганда присущего ей образа жизни и менталитета выходящая за пределы пенитенциария, в первую очередь имеет своей целью молодежь. А одной из особенностей данной субкультуры является неприятие государственных органов и полиции в частности. В то же время, молодежь, обучающаяся в образовательных организациях высшего образования, имея перед собой пример в лице педагогов и работников этих учреждений в большей степени, нежели не учащаяся молодежь способны оценить необходимость и востребованность деятельности государства в лице правоохранительных органов, а также минимизировать влияние тюремно-лагерной романтики в отношении себя.
Один из вопросов анкеты, представленной респондентам, так и звучал: «Как Вы сегодня оцениваете деятельность полиции?». Результаты ответа на который показали, что более половины опрошенных, а именно 61,2% оценивают деятельность полиции в целом положительно. При этом однозначно «положительно» оценило 13% респондентов и «скорее положительно, чем отрицательно» 48,2%. Категорично негативную оценку деятельности полиции дали лишь 4,7%, выбрав вариант ответа «отрицательно». И еще 17,6% указали, что оценивают деятельность полиции «скорее отрицательно, чем положительно». Оценивая деятельности государственных органов, в том числе полиции граждане нередко делают замеры не только самой деятельности и ее эффективности, сколько сопутствующим социальным обстоятельствам: процессам, происходящим в экономике страны, социальном секторе (инфляция, безработица, здравоохранение и т.п.). Негативная оценка деятельности полиции в какой-то мере переносится на общую ситуацию в стране и в регионе в частности. Так, высокий уровень безработицы молодежи, которая по некоторым данным у лиц в возрасте 20-24 лет составляет более 50% [4], способствовал скорее отрицательной, нежели положительной оценке работы государства в лице полиции. Из всех опрошенных затруднились оценить работу полицейских 16,5% (затруднились с ответом).
Мнение студенческой молодежи г. Иркутска о том, что должно быть решающим в оценке деятельности полиции отражено в таблице 1.
Таблица 1
Результаты ответа на вопрос: «Как вы считаете, что должно быть главным при оценке
деятельности полиции?»
№ Варианты ответа %
1 Раскрываемость преступлений 22, 2
2 Оказание помощи населению по любым вопросам 28, 2
3 Обеспечение общественного порядка на улицах 22, 2
4 Оперативность реагирования на сообщения граждан 26, 8
5 Иное 0,6
Как видно из таблицы, самым многочисленным, хотя и с не большим отрывом является вариант ответа «оказание помощи населению по любым вопросам». Достаточно широкая формулировка данного варианта ответа предполагает и большой спектр выполняемых сотрудниками полиции функций, начиная от охраны общественного порядка, раскрытия преступлений до реализации государственных услуг, предоставляемых МВД России. Следующим из вариантов стал ответ «Оперативность реагирования на сообщения граждан», что связано с желанием незамедлительного принятия решения по законному обращению в полицию. Однако в связи с загруженностью сотрудников, быстрота в реагировании на сообщения граждан иногда отсутствует. «Обеспечение общественного порядка на улицах» и «Раскрываемость преступлений», будучи наиболее типичными из функций полиции при оценке ее деятельности набрали равное число ответов. Таким образом, и оказание помощи населению, и оперативность реагирования на сообщения граждан, и обеспечение общественного порядка, и раскрываемость преступлений признаются значимыми в оценке деятельности полиции.
В то же время, наряду с самой работой различных служб и подразделений полиции, при оценке деятельности полиции существенное значение имеют следующие факторы. Как было отмечено выше, это социально-экономическое состояние общества.
Сильное влияние на оценки полиции имеют средства массовой информации (СМИ), нередко однобоко освещая ее деятельность. Отражение в новостях и публикациях, в первую очередь негативных примеров деятельности полиции, обуславливается значительно большим читательским интересом именно к негативной информации [5, с. 124]. Влияние СМИ на оценку деятельности полиции связано также с тем, что многие опрашиваемые (среди наших респондентов таких 65,9%) получали информацию о деятельности правоохранительных органов и состоянии преступности из интернета, телевидения, радио и газет. «...В общественном сознании зачастую рост, либо снижение авторитета правоохранительных органов тесно увязаны с деятельностью СМИ.» [6, с. 144-145].
Уровень образованности, общей и правовой культуры населения страны, степень сформированности правового сознания также оказывают влияние на оценки деятельности полиции.
Таким образом, в формировании определенных стереотипов и влиянии на оценку деятельности полиции в массовом сознании граждан ведущая роль принадлежит средствам массовой информации. В условиях современного общества, достижение информационного превосходства связано, с широким распространением СМИ в XX-XXI веках, значение которых трудно переоценить.
Поэтому, необходимо искать различные пути согласования и налаживания отношений, предотвращения трений между общественностью и полицией, с целью выполнения последней своих функций и по защите трав и свобод граждан, а также поддержанию правопорядка в целом. Взаимодействие полиции и общества способно стимулировать социальное мышление для осознания населением социальной миссии полиции в обществе. Только двигаясь в данном направлении можно оптимально сформулировать цели функционирования правоохранительных органов и видеть реальные перспективы их развития на благо общества и государства. Именно во взаимодействии видится возможность осознания общественностью необходимости оказания помощи полиции при выполнении стоящих перед ней задач, а также социальной ответственности за бездействие перед другими людьми.
Прозрачность деятельности полиции предполагает не только понятность всем и каждому, но и открытость для широкого сотрудничества, которое необходимо направлять в русло взаимной благожелательности, которой, к сожалению пока нет. Сотрудники полиции сталкиваются с необходимостью разрешения сложных ситуаций в ограниченные сроки, а их деятельность нередко носит экстремальный характер, что требует от них существенных затрат физических и психических сил и организационных ресурсов. А в условиях роста технических
возможностей на сотрудников обрушивается дополнительная проблема связанная не только с повышенным вниманием к людям в форме со стороны населения, но и со свойственной времени фокусировкой внимания в отношении полиции через объектив современных гаджетов (сотовый телефон, планшет, камера и т.д.). Более того, блогерами, полученная информация о полиции распространяется (несмотря на запреты) и выставляется приоритетно в негативном плане. Поэтому некоторые исследователи говорят о необходимости и актуальности изучения и формирования позитивного индивидуального имиджа полицейского. Так, А.В. Соловьева отмечает, что «именно позитивный индивидуальный имидж способствует установлению стабильных доверительных отношений между субъектами взаимодействия и, как следствие, оказывает положительное влияние на эффективность стоящих перед ними задач» [7, с. 78]. В конечном итоге как индивидуальный, так и социальный имидж полицейского будет влиять на оценки деятельности полиции, в том числе и рассматриваемой нами социальной группой -студенческой молодежью. «Положительный имидж способствует повышению уровня доверия населения к органам внутренних дел, готовности оказывать помощь и сотрудничать с полицией, профилактике преступных проявлений» [3, с. 44]. Такой образ включает в себя: образ руководителя ведомства (персональный, социальный, символический); образ персонала (физические, социальные, культурные, профессиональные и другие качества сотрудника); социальный образ ведомства (роль в жизни общества и место среди иных органов государства); имидж «услуг», которые предоставляются обществу, внешнюю атрибутику (символика, знаки отличия, униформа и т.д.); образ исторического прошлого. Автором также отмечается, что «при реализации информационной политики в сфере внутренних дел необходимо готовить больше материалов аналитической и публицистической направленности, художественных фильмов, посвященных деятельности полиции с момента ее создания и до наших дней, рассказывать о руководителях ведомства, показывать место и роль МВД в системе становления государственности в нашей стране» [3, с. 44].
Подводя итог, отметим, студенческая молодежь оценивает деятельность полиции, в большинстве своем положительно, при этом полагая, что оказание помощи населению, оперативность реагирования на сообщения граждан, обеспечение общественного порядка, раскрываемость преступлений имеют практически равное значение при формулировании самой оценки. Существенное влияние на отношение к полиции и ее деятельности оказывают СМИ, а так же социально-экономическое состояние региона, уровень образования, общей и правовой культуры населения страны и степень сформированности правового сознания. В этой связи формирование позитивного социального облика полицейского, основанного на реальной обстановке видится обоснованным и практически значимым. Необходимо также отметить, что проблема предупреждения преступности молодежи, особенно в крупных городах, находится в центре внимания мирового сообщества и социологические опросы являются той необходимой объективной базой для выстраивания эффективной стратегии правоохранительной деятельности [8, с.42].
Библиографические ссылки
1. Бурдье П. Социология политики : пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М. : Socio-Logos. 1993.
2. Кибак И.А. Общественное мнение как критерий оценки эффективности законотворческой деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60).
3. Михеев Е.А. Информационно-психологические технологии формирования имиджа органов внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. 2015. № 10. С. 44-47.
4. Названы регионы с самым высоким уровнем молодежной безработицы // Российская газета. 2019. 11 марта.
5. Ребрий В.А., Черепанов П.Ф. Практика работы пресс-служб органов внутренних дел с критическими публикациями в отношении полиции в средствах массовой информации // Закон и право. 2016. № 6. С. 124-127.
6. Родимушкина О.В., Яковлев О.В., Чупс И.Н. Особенности формирования общественных оценок работы полиции в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 1 (84). С. 136-148.
7. Соловьева А.В. Роль диагностики исходных личностных потенциалов в формировании позитивного имиджа сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 78-81.
8. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. № 5.С. 41-43.
References
1. Burd'ye P. Sotsiologiya politiki (Sociology of politics), per. s fr., sost., obshch. red. i predisl. N.A. Shmatko. Moscow, Socio-Logos. 1993.
2. Kibak I.A. Obshchestvennoye mneniye kak kriteriy otsenki effektivnosti zakonotvorcheskoy deyatel'nosti (Public opinion as a criterion for evaluating the effectiveness of legislative activity). Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh, 2015, No. 1 (60).
3. Mikheyev Ye.A. Informatsionno-psikhologicheskiye tekhnologii formirovaniya imidzha orga-nov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii (Information-psychological technologies of image formation of internal affairs bodies of the Russian Federation). Zakon i pravo, 2015, No. 10, pp. 44-47.
4. Nazvany regiony s samym vysokim urovnem molodezhnoy bezrabotitsy (They named the regions with the highest level of youth unemployment). Rossiyskaya gazeta, 2019, 11 mar.
5. Rebriy V.A., Cherepanov P.F. Praktika raboty press-sluzhb organov vnutrennikh del s kritiches-kimi publikatsiyami v otnoshenii politsii v sredstvakh massovoy informatsii (The practice of press services of internal affairs agencies to deal with critical publications regarding the police in the media). Zakon i pravo, 2016, No. 6, pp. 124-127.
6. Rodimushkina O.V., Yakovlev O.V., Chups I.N. Osobennosti formirovaniya obshchestvennykh otsenok raboty politsii v sovremennykh usloviyakh (Features of the formation of public assessments of police work in modern conditions). Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii, 2018, No. 1 (84), pp. 136-148.
7. Solov'yeva A.V. Rol' diagnostiki iskhodnykh lichnostnykh potentsialov v formirovanii pozitivnogo imidzha sotrudnikov OVD (The role of the diagnosis of initial personal potentials in the formation of a positive image of police officers). Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh orga-nakh, 2014, No. 3 (58), pp. 78-81.
8. Nigmatullin R.V. Odinnadtsatyy Kongress OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i ob-rashcheniyu s pravonarushitelyami i problemy koordinatsii mezhdunarodnogo sotrudnichestva po bor'be s prestupnost'yu (Eleventh United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders and the Problems of Coordination of International Cooperation on the Fight against Crime). Mezhdunarodnoyepublichnoye i chastnoyepravo, 2006, No. 5, pp. 41-43.
Дата поступления: 11.08.2019 Received: 11.08.2019