148
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 3 (59), с. 148—153
УДК 316
ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ К ПОЛИЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2020 г. Е.Н. Шлягина
Шлягина Евгения Николаевна, аспирант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2020 Статья принята к публикации 17.07.2020
Анализируются результаты интервью с жителями Нижегородской области относительно их отношения к сотрудникам полиции, в частности мнение респондентов о престижности профессии полицейского, качестве работы полиции, уровне заработной платы и социального обеспечения сотрудников полиции, готовности оказать им помощь при задержании преступника, а также необходимых улучшениях работы полиции. Автор приходит к выводу, что отношение респондентов к полиции неоднородно, хотя и не носит явно выраженного негативного характера. Среди отрицательных аспектов деятельности полиции опрошенные выделяют высокий уровень коррупции, недостаточную правовую грамотность и культуру сотрудников полиции. В то же время отмечается, что минимизировать указанные недостатки и повысить эффективность работы полиции можно с помощью сокращения объема документооборота, расширения штата сотрудников, а также увеличения их заработной платы.
Ключевые слова: полицейский, престиж профессии, заработная плата, социальные гарантии, коррупция, результаты реформы МВД.
Введение
После начала реформы МВД в 2011 г. важным фактором, учитываемым при оценке деятельности полиции, становится отношение населения к ее работе, то есть общественное мнение о деятельности полиции начинает играть существенную роль не только в организации работы территориальных органов, но и самого МВД. Для получения данных об изменениях общественного мнения необходимо регулярно проводить эмпирические замеры в регионах Российской Федерации и осуществлять сравнительный анализ полученных данных. И работа в этом направлении активно ведется [1, 2]. При этом не нужно забывать, что и полиции, и населению предстоит заново построить доверительные отношения и найти новые формы диалога [3-5]. Нельзя отказываться и от изучения опыта зарубежных стран в сфере организации взаимодействия населения и полиции [6; 7]. Криминологов, чья работа направлена на профилактику совершения правонарушений и преступлений, интересует трансформация отношения к полиции различных социально-демографических групп населения [8]. Но и сами полицейские должны проявлять активность в налаживании взаимодействия с населением, для чего сотрудникам необходимо обладать соответствующими навыками, формирование которых требует определенных усилий [9, 10]. Эмпирические данные об отношении к полиции жите-
лей различных регионов России служат для воссоздания целостной картины изменения взаимодействия и взаимопонимания между гражданами и полицейскими, позволяют выявить нерешенные проблемы и направить усилия руководства МВД в правильное русло.
Методология
Краткая демографическая характеристика респондентов
В опросе «Отношение нижегородских обывателей к полиции», проведенном в период с декабря 2018 по декабрь 2019 г., приняли участие 147 человек в возрасте от 18 до 62 лет, среди которых 35 мужчин и 112 женщин, проживающих в Нижегородском регионе. Около половины респондентов относятся к возрастной группе 18-29 лет.
В полуформализованном интервью респондентам были заданы вопросы с просьбой дать оценку престижности профессии полицейского, о желании дружить с сотрудниками полиции, об оценке уровня заработной платы и социальной защищенности полицейских, о коррупции в полиции, о возможности распознать полицейского в гражданской одежде, о готовности в случае необходимости оказать помощь полицейским, о необходимых улучшениях работы полиции и об оценке результатов реформы по преобразованию милиции в полицию. Рассмотрим подробнее ответы, данные респондентами на каждый из вопросов.
Результаты
Престижность профессии полицейского в современной России. При ответе на данный вопрос респонденты разделились на три группы. Примерно 40% опрошенных считают профессию полицейского достаточно престижной, так как она, во-первых, требует широкого кругозора, гуманизма, понимания жизни; во-вторых, заработная плата стабильна и в ряде случаев выше, чем у других представителей бюджетной сферы, в-третьих, предоставляемые государством социальные гарантии (в том числе ранний выход на пенсию) обеспечивают комфортный образ жизни; в-четвертых, полицейский обладает определенным (особым) правовым статусом; в-пятых, студенты, сделавшие выбор в пользу этой профессии, получают качественное образование в специализированном вузе и могут быстрее трудоустроиться; в-шестых, полицейские носят стильную форму. Кроме того, для получения профессии полицейского необходимо приложить усилия и через многое пройти, это не бизнес, который можно просто унаследовать от родителей. Респонденты считают, что для некоторых категорий населения служба в полиции может быть неплохой карьерной лестницей, особенно в деревнях и небольших городах. По мнению опрошенных, престижность профессии полицейского зависит от многих факторов, например звания, должности, образования. В последнее время росту престижа профессии способствует необходимость обеспечения правопорядка при проведении в России различных международных культурных и спортивных мероприятий (Олимпиада, Чемпионат мира по футболу 2018 и др.). Свою точку зрения респонденты, убежденные в престижности профессии полицейского, подкрепляют ссылкой на ежегодный рост количества абитуриентов, желающих поступить в академии МВД (то есть показателями конкурса на одно место в подобных вузах).
Примерно такое же количество респондентов придерживается противоположной точки зрения, утверждая, что в настоящее время профессия полицейского совершенно непрестижна. Свое мнение данная группа респондентов объясняет следующим образом: профессия непрестижна из-за коррумпированности полицейских, существует множество прецедентов нарушения полицейскими закона и использования должностного положения в личных целях. При этом профессия полицейского не идет в ногу с новыми технологиями. Кроме того, у населения отсутствует достаточный уровень доверия к сотрудникам полиции, часто поли-
цейский ассоциируется с репрессивной машиной государства (во время митингов они могут незаслуженно причинить участникам сильную физическую боль), с пытками и произволом, их избегают вследствие недостатка у них культуры и воспитания. Респонденты считают, что полицейские несвоевременно реагируют на чрезвычайные ситуации (например, приходится долго ждать сотрудников ГИБДД на месте ДТП), они не всегда исполняют свои обязанности объективно и честно (незаконно увеличивают штрафы, вымогают взятки). При этом у самих полицейских отсутствует нормальное соотношение уровня зарплаты и возложенных на них обязанностей, рисков, их доход абсолютно точно несоразмерен приложенным усилиям. Полицейским приходится работать в опасных условиях, ночью, быть свидетелями ужасных ситуаций, видеть чье-то горе и аморальных людей, что негативно сказывается на их здоровье и психике. Работа полицейского считается «грязной» ввиду повышенной сложности, рутинного характера, возможных притеснений и унижений на службе. Работать в других силовых структурах, например в ФСБ, намного престижнее.
Оставшиеся 20% респондентов оценивают уровень престижности профессии полицейского как нейтральный. Сторонники такой оценки говорят, что престиж работы полицейского зависит от места службы, звания и должности, например, в ППС - не престижно, а в управлении по борьбе с экономическими преступлениями - весьма. Поэтому общий престиж профессии полицейского не является особо высоким, но и не относится к «низкоуровневым». Интересно, что представители данной группы респондентов считают, что работа в полиции подразумевает наличие повышенного чувства долга и справедливости, специфического склада характера, поэтому многие приходят в полицию по призванию. Возможно, это связано с тем, что в эту группу часто входят члены семей сотрудников полиции, их супруги и дети. Опрошенные уверены, что сегодня представления о реальной работе полиции искажены различными предрассудками и большим количеством негатива. При этом большинство критиков не знают всего, что на самом деле происходит в данной структуре, а также общую систему работы полиции. По мнению респондентов, с позиции близких родственников - работа в полиции довольно престижна, а с позиции широкой общественности - нет. Но для членов семьи полицейского часто важен не сиюминутный престиж профессии, а польза от нее в будущем, например возможность рано выйти на пенсию, «а это немаловажно, так как здоровье с возрастом у всех разное».
Отношение респондентов к дружбе с полицейским. При ответе на данный вопрос респонденты тоже разделились на три группы. Большинство отпрошенных (около 70%) считают, что отношение к человеку не должно зависеть от его профессии, поэтому уже дружат или потенциально согласны иметь дружеские отношения с сотрудниками полиции. Главное, чтобы человек был адекватным по своему мышлению и поведению и общение с ним доставляло удовольствие. Некоторые респонденты считают, что полицейские во многом очень разносторонне развитые люди, которые в силу своей профессии часто сталкиваются с различными сферами жизни, и от них можно получить много полезных знаний, общаться с ними очень интересно. Мало того, полицейские, как правило, порядочны, более дисциплинированны, и у них больше порядка в мыслях.
Вторая группа респондентов (примерно 20%) тоже готова дружить с полицейскими, но причина этого стремления иная - желание по знакомству получить помощь и поддержку в экстремальной ситуации (то есть мотивация сугубо прагматичная - извлечь выгоду из общения), иметь дополнительные связи.
Оставшиеся 10% респондентов категорически против дружеских отношений с сотрудниками полиции, считая, что приличных людей среди полицейских мало, так как большинство из них - очень неприятные люди, пользующиеся служебным положением, взяточники.
Оценка респондентами уровня заработной платы полицейских. Одна группа респондентов считают, что материальное обеспечение полицейских зависит от занимаемой должности. В материальном плане хорошо обеспечены только полицейские, входящие в старший офицерский состав. Например, начальники территориальных подразделений, у которых зарплата формируется из фиксированного должностного оклада и различных надбавок, в совокупности получаются приличные суммы. Это означает, что рядовой и младший офицерский состав не могут похвастаться высокими доходами. Зарплаты у рядового состава хватает на коммунальные платежи и еду, покупка одежды и обуви, техники может вызвать затруднения, о непредвиденных затратах или о возможности покупки автомобиля или недвижимости в краткосрочных перспективах говорить вообще не приходится. Для покупки подобных дорогостоящих вещей необходимо брать кредит или ипотеку. Респонденты сравнивают уровень зарплат рядового состава полиции или с зарплатами других бюджетников, например учителей, или с зарплатами простых офисных работников. Опрошенные считают, что по-
лицейские получают среднюю зарплату по региону, то есть с учетом надбавок и премий она составляет от 20 до 35 тысяч рублей. Для мужчины это скромный заработок. Это означает, что среднестатистический полицейский, имеющий семью хотя бы с одним ребёнком, будет вынужден сокращать свои ежедневные расходы и длительное время копить средства на покупку необходимых для нормальной жизни вещей. Респонденты уверены, что единственным плюсом подобной зарплаты является ее стабильность, позволяющая планировать расходы. Респонденты, имеющие знакомых в полиции, говорят, что полицейские жалуются на низкую заработную плату, а никакая работа не будет выполняться качественно (даже если ее любишь) без достойного материального вознаграждения. И чаще всего именно это является одной из причин взяточничества сотрудников. Сотрудники, которые работают на так называемой «земле», а не в управлении, получают несоизмеримо маленькие деньги при большом объеме и сложности выполняемой ими работы. К тому же форму, канцелярию, криминалистические инструменты приходится покупать на свои деньги. Таким образом, первая группа респондентов считает, что полицейские, не входящие в командный состав, - люди с уровнем заработка ниже среднего, которые могут позволить себе не более одной крупной покупки в год, обеспечены плохо, имущественного довольствия от государства им не хватает.
Вторая группа респондентов считают, что полицейские материально, в целом, обеспечены лучше, чем среднестатический россиянин. Они имеют гарантированную работу, предоставляющую им большие льготы, особенно в будущем. По мнению второй группы респондентов, полицейских уверенно можно включить в средний класс. Они могут позволить себе купить жилье, приличный автомобиль, бытовую технику, приобрести телефон последней модели, оплатить поездку в отпуск. Что касается социальных льгот, то к ним относится место в детском саду для ребёнка, путёвки в санатории, компенсации за аренду жилья, доплата за выслугу лет. Респонденты уверены, что после 23 лет работы в полиции сотрудник получает минимум 40-50 тысяч рублей в месяц. Кроме этого, благодаря частым премиям полицейские могут позволить себе дорогостоящие вещи, в том числе предметы роскоши. Представители второй группы респондентов считают, что сотрудники полиции могут позволить себе все необходимое без труда.
Оценка респондентами социальной защищенности полицейских. Все респонденты знают,
что сотрудникам полиции государство предоставляет социальные гарантии, так как их профессия связана с определенным риском. Однако информированность респондентов о сути и объеме этих гарантий не одинакова. Чаще всего опрошенные называют ранний выход на пенсию по выслуге лет и повышенный размер пенсий, а также бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях (это право распространяется и на членов семьи полицейского) и санаторно-курортное лечение. На втором месте - ответы, связанные с жильем. Респонденты, в частности, упоминают возмещение расходов на оплату ЖКХ, предоставление служебных жилых помещений или жилья в собственность, выплаты на приобретение или строительство жилья. На третьем месте по частоте упоминания - социальная поддержка и выплаты семье погибшего сотрудника (а также при получении травм и инвалидности), более продолжительный отпуск. На четвертом месте -предоставление привилегий детям сотрудников полиции, например при наборе в детские дошкольные и школьные учреждения.
Несколько респондентов упомянули и гарантии, которые в настоящий момент не предоставляются, а именно бесплатный проезд в общественном транспорте, оплачиваемый проезд в отпуск.
Еще несколько человек оценивают уровень социальной защиты полицейских как недостаточный, предоставление социальных гарантий декларируется, однако на практике они фактически отсутствуют.
Оценка уровня коррупции в полиции. При ответе на этот вопрос респонденты разделились на три группы. Представители первой группы (около 80%) считают, что уровень коррупции в полиции очень высок. Свое мнение они подкрепляют ссылкой на большое количество дел, возбуждаемых по статьям о коррупции, фигурантами которых являются полицейские (информацию респонденты получили из Интернета, телепередач, реже из прессы). Как правило, по мнению респондентов, случаи, связанные с особо крупными размерами взяток, происходят с высокопоставленными полицейскими чиновниками, работающими в крупных городах или на федеральном уровне. На локальном уровне фигурантами дел являются полицейские низших чинов. Важно отметить, что не все представители первой группы респондентов сталкивались с вымогательством взяток со стороны сотрудников полиции лично, однако они приводят в пример случаи, произошедшие с их родственниками. В основном речь идет о сотрудниках ГИБДД. Тем не менее, оценивая уровень
коррупции в полиции как высокий, опрошенные все же считают его более низким, чем в прежней милиции. Тем не менее, по мнению респондентов, полицейские не обделены властью, а потому пользуются ею для обогащения.
Представители второй группы (около 15%) считают, что коррупция в полиции не исчезла вовсе, но ее уровень точно стал значительно ниже по сравнению с дореформенными временами. Аргументируют свою позицию представители данной группы следующим образом: за сотрудниками полиции сейчас осуществляется строгий контроль со стороны высшего руководства, система с каждым годом становится прозрачнее. При достаточной заботе государства о благосостоянии сотрудников полиции их желание брать взятки существенно снизится. Кроме того, о резонансных коррупционных делах регулярно сообщают в СМИ, и в репортажах четко показано, что наказание за взятку строгое.
Представители третьей группы респондентов (около 5%) не смогли оценить уровень коррупции в полиции, так как сами не сталкивались с проявлениями коррупции со стороны полицейских, а информации из внешних источников они не совсем доверяют.
Респонденты о возможности распознать полицейского без формы. Большинство респондентов уверены, что распознать полицейского без формы просто по внешнему виду очень сложно, практически невозможно, поскольку по окончании рабочего дня сотрудник полиции никаким образом не выдает свою профессиональную принадлежность и ведет себя вполне обычно. При этом респонденты уверены, что при достаточно продолжительном общении сотрудников полиции узнать все же можно, так как они, как правило, обладают следующими чертами: цепкий, строгий, целеустремленный взгляд, сдержанный характер, недоверчивость к людям, стрессоустойчивость, короткая стрижка, немного высокомерности, особая манера речи -четкая, с употреблением определенных слов и выражений, терминов, жаргонизмов. Кроме того, к особенностям полицейских респонденты относят выправку, вежливое отношение к окружающим, готовность прийти на помощь -«в плане каких-то жизненных ситуаций». В разговоре полицейские успевают задать много уточняющих вопросов.
Что касается женщин, служащих в полиции, то, по мнению респондентов, их, вероятно, будут отличать подтянутая осанка, строгий взгляд, минимальный макияж, нервное, раздражительное поведение.
Некоторые респонденты считают, что легче распознать полицейского, который дослужился
до более высокого звания: полковника, генерала. В ходе общения видна военная выправка, дисциплинированность, жесткость - они привыкают к дисциплине на работе и от «гражданских» ждут того же.
Тем не менее подавляющее большинство респондентов уверены, что без общения с человеком, только по внешнему виду, понять, что он полицейский - невозможно. Важно, что практически никто из респондентов не атрибутировал полицейским совсем уж отрицательные черты, скорее, опрошенные упомянули больше положительных особенностей сотрудников полиции. Лишь один респондент был уверен в том, что полицейского в штатском можно легко узнать по грубой речи.
Готовность респондентов оказывать содействие полиции. Данный вопрос является очень важным, так как ответы на него иллюстрируют реальную готовность граждан лично участвовать в поддержании правопорядка. Подавляющее большинство респондентов готовы оказать помощь полиции, однако не безоговорочно. Только около 20% опрошенных придут на помощь полиции в любом случае, так как воспринимают это как свой гражданский долг, как помощь обществу. Остальные (около 70%) помогут только в том случае, если не будет непосредственной угрозы их жизни и здоровью (например, наличие у преступника оружия, ситуация перестрелки), в противном случае они предпочтут не вмешиваться. Помимо опасности для жизни и здоровья респонденты назвали также следующие причины безусловного отказа от помощи полицейскому: нехватка времени, наличие на месте происшествия нескольких полицейских, слабая физическая форма, морально тяжело, нежелание стать опасным свидетелем, которого потом захотят «наказать», неуверенность в том, что полицейский действует в рамках закона. В любом случае, у данной группы респондентов желание оказать помощь связано с оценкой конкретной ситуации. «Одно дело - дать показания (например, в качестве свидетеля ДТП), опознать преступника, предметы, бывшие на месте преступления, своевременно вызвать полицию, а другое дело - участвовать в драке, погоне, перестрелке».
Около 10% респондентов не будут помогать полиции ни при каких условиях, считая, что еще нужно разобраться, кто - полицейский или преступник - вызывает больше доверия, что полицейский должен исполнять свою работу сам, не привлекая граждан.
Стоит отметить, что несколько респондентов уже оказывали реальную помощь полиции, дав свидетельские показания в различных ситуациях.
Необходимые улучшения в работе полиции. Первое, о чем говорят респонденты, - это ускорение в работе полиции, оперативность при реагировании на заявления граждан. Опрошенные считают, что сделать это можно двумя путями: сократить объем документооборота (полицейские просто завалены бумажной работой, «палочная» система должна быть ликвидирована до конца) и увеличить штат полицейских. На втором месте - увеличение уровня заработной платы и размера пенсии сотрудникам полиции, а также серьезное улучшение материально-технической базы и технического оснащения полиции (автомобили, компьютеры, форма, банальные канцтовары). На третьей позиции -борьба с коррупцией в полиции (коррупция почему-то растет, значит, есть причины) и повышение престижа профессии полицейского (изменить систему отбора кадров, повысить культурный уровень работников, в том числе обучить вежливости, терпимости к гражданам, улучшить правовую компетентность, бороться за качество образования в академиях МВД).
И лишь несколько респондентов указали на необходимость ликвидации безнаказанности, самоуправства, а также снижения уровня «кумовства».
Оценка изменений в полиции после реформы. Большинство респондентов не ощущают никаких изменений после реформы МВД 2011 года, считая, что изменилось только название - «милиция» стала «полицией». Стоит при этом отметить, что чуть более половины респондентов относятся к возрастной группе 18-29 лет, то есть они еще слишком молоды, чтобы иметь личное представление о деятельности милиции. В этом респонденты соответствующего возраста охотно признаются сами. При этом они понимают, что переименование «милиции» в «полицию» было нацелено, в том числе, на повышение не только доверия населения к представителям органов внутренних дел, но и престижа их профессии. Признаются респонденты и в том, что плохо знают систему изнутри, поэтому им трудно судить о реальных изменениях, произошедших в ходе реформы. Из положительных моментов опрошенные отмечают усиление контроля над полицейскими, легкость нахождения отделений МВД и ГИБДД в районах, улучшение качества общения с полицейскими. Из отрицательных - сокращение штата, переход систем видеофиксации нарушений в ГИБДД в частные руки.
Таким образом, в целом, отношение респондентов к полиции неоднородное, но не негативное. У общества есть определенные претензии к качеству работы полицейских, однако люди
понимают, что служители правопорядка работают в сложных условиях, уровень их материального вознаграждения и социальных гарантий недостаточен. Большинство респондентов уже дружат или не имеют ничего против дружбы с полицейским, при этом только минимальная доля опрошенных руководствуется прагматичными интересами. Граждане готовы прийти на помощь сотрудникам полиции, если оказание помощи не связано напрямую с опасностью для их жизни и здоровья. Для улучшения работы полиции необходимо продолжить борьбу с коррупционными проявлениями среди сотрудников, а также постоянно повышать уровень правовой грамотности и культуры полицейских.
Список литературы
1. Кораблев С.Е. Стратегии деятельности полиции в контексте построения отношений доверия с населением // Научный портал МВД России. 2013. № 2 (22). С. 97-107.
2. Морев М.В. Отношение населения Вологодской области к деятельности полиции // Проблемы развития территории. 2013. № 2 (64). С. 94-103.
3. Лысиков Н.М., Чепрасов М.Н. Доверительные отношения как форма взаимодействия участковых уполномоченных полиции с населением // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: Сборник материалов. Воронежский институт МВД России, 2015. С. 254-255.
4. Мазаев Ю.Н. Социальные отношения между населением и полицией: поиск новых принципов и форм общественного диалога // Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 12. С. 97-99.
5. Попов Д.В. Инновационные подходы к пониманию сущности взаимодействия полиции и населения на основе доверительных отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (80). С. 202-207.
6. Ордоков М.Х. Основные формы и методы деятельности полиции зарубежных стран в отношениях с населением // Вестник научных конференций. 2017. № 6-1 (22). С. 81-84.
7. Тихалева Е.Ю. Институт муниципальной полиции за рубежом: тенденции развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 11. С. 45-49.
8. Глухова А.А., Иудин А.А., Шпилев Д.А. Отношение к полиции представителей разных социально-демографических групп населения (по материалам Нижегородского региона) // Регионология. 2018. Т. 26. № 2 (103). С. 384-407.
9. Кучмезов Р.А. Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 311-312.
10. Ярычев Н.У., Кучмезов Р.А. Уровневые характеристики способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 276-278.
THE ATTITUDE OF THE POPULATION OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION TOWARDS
THE POLICE AT THE PRESENT STAGE
E.N. Shlyagina
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article analyzes the results of interviews with citizens of the Nizhny Novgorod region regarding their attitude to police officers, in particular, respondents' opinions on the prestige of the police profession, the quality of police work, the level of wages and social security of police officers, their willingness to assist them in detaining a criminal, and the necessary improvements of police work in general. The author concludes that the respondents' attitude towards the police is heterogeneous, although it does not contain a pronounced negative color. Among the negative aspects of police activities, respondents highlight a high level of corruption, an insufficient level of legal literacy and culture of police officers. At the same time, it is noted that it is possible to minimize these shortcomings and increase the effectiveness of the police by reducing the paperwork, increasing staff numbers, as well as increasing their salaries.
Keywords: policeman, profession prestige, salary, social guarantees, corruption, results of the reform of the Ministry of Internal Affairs.