Научная статья на тему 'Взаимодействие с бизнес-структурами и органами управления как стратегическое развитие специальности «Связи с общественностью»'

Взаимодействие с бизнес-структурами и органами управления как стратегическое развитие специальности «Связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ЗАДАЧИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормановская Тамара Ивановна

Рассматриваются формы сотрудничества выпускающей кафедры с органами управления при подготовке специалистов «Связи с общественностью»; взаимоотношения преподавателей и практиков в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с бизнес-структурами и органами управления как стратегическое развитие специальности «Связи с общественностью»»

ББК Ч 481.26

Т.И. Кормановская

Взаимодействие с бизнес-структурами и органами управления как стратегическое развитие специальности «Связи с общественностью»

Проблема управления качеством подготовки специалистов является актуальной для всей системы высшего образования, главным критерием оценки при этом становится востребованность молодых специалистов на рынке труда, их карьерный рост, показатели заработной платы.

В процессе реформирования российской системы образования формируются новые образовательные модели, обеспечивающие качественно новые системы подготовки специалистов. Профессиональная деятельность специалистов по связям с общественностью направлена на реализацию неотъемлемой функции стратегического менеджмента, обеспечивающей адаптацию любой формы организованной деятельности к динамично изменяющейся среде. Связи с общественностью стремительно эволюционируют и все более уверенно занимают нишу в коммуникационных системах различного уровня, дополняя информационную сферу новым эффективным инструментом1.

Адаптация студентов к новой сфере профессиональной деятельности, которая носит прикладной характер, потребовала создания такой образовательной модели, основным преимуществом которой является реализация принципа взаимодействия и взаимопроникновения теории и практики в рамках учебного процесса. Данный результат стал возможен благодаря сформировавшемуся преподавательскому составу, в который входят не только профессиональные педагоги с учеными степенями и званиями, но и специалисты, обладающие реальным опытом успешной деятельности на современном рынке коммуникационного консалтинга и связей с общественностью. Обучение ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин проводится в форме мастер-классов, творческих мастерских, профессиональных тренингов.

В ходе обучения используются различные методики, связывающие учебный процесс с ситуацией, которая сложилась на данный момент

1 Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз: системные модели, технологии. М.: Изд-во МГУ, 2007.

223 с.

в профессиональной сфере, и дающие студентам представление о том, какие интеллектуальные продукты пользуются спросом и каковы критерии оценки качества профессиональной деятельности. К таким методикам относятся: деловые игры, «мозговые штурмы», разработка проектов, приглашение потенциальных заказчиков на учебные защиты, создание креативного продукта группой студентов под конкретный заказ.

В системе формирования профессиональной компетенции молодого специалиста, наряду с инновационными технологиями преподавания, научно-исследовательской работой, интеграционным подходом, высокой квалификацией преподавателей, партнерство с бизнесом играет все более значительную роль. Кафедрой иностранных языков и связей с общественностью (ИЯ и СО) накоплен большой опыт сотрудничества с различными деловыми структурами, что не только обогащает сам процесс обучения будущих специалистов, но и в конечном итоге позволяет повысить качество подготовки выпускников, конкурентоспособность специальности.

Плодотворное сотрудничество кафедры с различными организациями позволяет решать следующие задачи:

1. Сокращать период адаптации молодого специалиста к условиям и содержанию профессиональной деятельности путем интегрирования части учебного процесса в текущую деятельность организации-заказчика, период адаптации совмещается с периодами прохождения различных видов практики, изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, подготовки курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

2. Готовить для данной структуры специалистов заданного качества, определяемого не только государственным образовательным стандартом, но и отвечающих дополнительным требованиям к уровню подготовки со стороны данной организации.

3. Гарантировать трудоустройство молодых специалистов после завершения обучения на взаимосогласованных условиях профессиональной деятельности.

4. Обеспечивать гибкое реагирование вуза на потребности деловых структур в части формирования профессиональных компетенций выпускников.

5. Предоставлять возможность представителям делового сообщества участвовать в процессе формирования будущего специалиста.

Плодотворное сотрудничество с представителями деловых структур позволило создать новый тип модели образования, которое реализуется как штатными преподавателями, так и приглашенными практиками и «корпоративными преподавателями». Именно совместными усилиями претворяется в жизнь механизм «онлайновой» адаптации учебного процесса к меняющимся запросам рынка труда.

Вовлечение преподавателей в создание системы корпоративного обучения обогащает их новыми методическими идеями, стимулирует к созданию инновационных педагогических технологий. Мастер-классы, ролевые игры, тренинги, выездные занятия на базе предприятий, творческие мастерские, совместные конференции, участие в профессиональных мероприятиях, интерактивные методы обучения, проектные методы работы в команде позволяют глубже вникнуть в реальные проблемы и специфику различных структур. Студенты, вовлеченные в решение конкретных задач, становятся активными участниками процесса обучения, приобретают навыки работы в команде, опыт решения корпоративных задач.

Такой подход к подготовке специалистов по специальности «Связи с общественностью», которая относится к новому поколению междисциплинарных специальностей, позволяет реально сократить «вечный» разрыв между потребностями рынка труда и качеством выпускников современного вуза. Компаниям требуются специалисты, способные к немедленному применению полученных знаний для качественной коммуникационной деятельности. В действительности студентов готовят для практической деятельности в будущем, а не в прошлом. В силу этого образование - это работа над будущим, а не восстановление прошлого опыта, особенно когда речь идет о профессиональной подготовке в такой стремительно эволюционирующей сфере, как коммуникационный менеджмент. Образование на всех уровнях не должно создавать дистанцию между знаниями и результатами их применения2, а обучение должно иметь «опережающий характер».

Отношения между преподавателями и практиками в области связей с общественностью очень важны для будущего успеха профессии. В этой связи необходимо выделить пять важных моментов:

1. Диалог между преподавателями и специалистами-практиками.

2. Вклад специалистов-практиков в учебные программы и планы.

2 Бодуан Ж.П. Управление имиджем компаний. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 142.

3. Включение в учебные программы стажировок и/или профессиональной практики в коммуникационных агентствах, фирмах, структурах.

4. Отношения между учеными, преподавателями и практиками.

5. Освоение профессиональных навыков в ходе обучения3.

Существует много вариантов построения отношений между преподавателями и специалистами-практиками. Мышление в контексте связей с общественностью направлено на создание гармоничных отношений везде, где возможно, но следует избегать простых решений. Опыт показывает, что развитие образовательных программ, обобщение в теории и конкретизация на практике требуют постоянного диалога и обмена идеями между теоретиками и практиками.

Этот диалог улучшится, если будут отвергнуты экстремальные подходы: высокомерие преподавателей, претендующих на абсолютное знание и ответственность в области образования, и элитарность практиков, требующих, чтобы образовательные программы были целиком посвящены анализу практических ситуаций. Такие противоположные подходы только вредят образовательному процессу. Будущее и образования, и самой профессии зависит от того, как будет происходить диалог между специалистами-практиками и преподавателями.

Привлекать практиков к участию в образовательном процессе в качестве приглашенных лекторов - прекрасный способ установления необходимых контактов. Компетентные практики, однако, не всегда являются компетентными преподавателями. Часто они предполагают, что студенты обладают большими знаниями о профессии, ее практических проблемах, чем на самом деле, и это мешает успешному преподаванию. В таких ситуациях большую роль играет профессиональный преподаватель или заведующий кафедрой, который выполняет деликатную роль посредника, помогая практику сориентироваться в конкретной ситуации.

Еще одним способом привлечения специалистов-практиков к образовательному процессу можно считать ситуацию, когда университет приглашает практиков взять шефство над группами студентов и вести их на протяжении длительного времени, когда студенты могут реально выполнять конкретные исследования, участвовать в разработке конкретных проектов под руководством специалистов. Такая система наставничества может стать эффективным инструментом сближения образования и практики.

3 РК сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 152.

В последнее время все большую популярность приобретают стажировки в коммуникационных структурах, которые иногда выступают в качестве своеобразной награды за участие в каком-либо профессиональном конкурсе. Острая потребность в специалистах иногда приводит к тому, что представители фирм через руководителя кафедры, которая заслужила высокую репутацию в бизнес-сообществе, приглашают к себе на работу студентов старших курсов, зарекомендовавших себя за годы учебы, и «готовят» их для своей структуры с последующим трудоустройством.

В отношениях между преподавателями и специалистами-практиками существует своя диалектика. Преподаватели имеют свою сферу ответственности и не могут во всем зависеть от практиков. Ученые обязаны заложить научные основы теории и практики профессии, опираясь на поддержку независимых специалистов. Преподавателям, в свою очередь, крайне необходимо приобретать и практический опыт. Они также должны поддерживать контакты со специалистами-практиками, предоставляя консалтинговые услуги или выполняя практические работы по связям с общественностью в дополнение к преподавательской деятельности.

Обычно студентам предоставляется возможность получить некоторый практический опыт в ходе академического курса, однако настоящий опыт может быть приобретен только в реальной работе по профессии. Оптимальная образовательная модель, которая позволяет в полной мере сформировать профессиональные компетенции специалиста по связям с общественностью, находит свое воплощение в неразрывном единстве

„4 «теоретической» и «практической» составляющих .

Тема масштабного вовлечения бизнеса в образовательный процесс стала одной из центральных на XIII сессии Совета УМО по образованию в области связей с общественностью при МГИМО(У) МИД России. Участие работодателей во всех этапах подготовки специалистов, начиная от описания профессиональных дискрипторов, которые вошли в проекты стандартов нового поколения, и кончая всеми видами практики, которой придается особое значение, как чрезвычайно важному компоненту учебного процесса, становится обязательным условием подготовки специалистов, способных решать прикладные коммуникационные задачи разной степени сложности. При этом всячески приветствуется подписание соглашений о сотрудничестве с коммерческими и некоммерческими структурами.

4 Буари Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 175.

Сотрудничество представителей деловых структур и преподавательского корпуса позволяет эффективно решать общую корпоративную задачу по подготовке специалистов по связям с общественностью. В нашей стране такое сотрудничество начинает находить свое воплощение только в последние годы, а между тем еще в 1955 году при учреждении Международной ассоциации паблик рилейшнз (International Public Relations Association - IPRA) одной из ее ключевых задач стало стимулирование и поддержка образования в сфере паблик рилейшнз. Такая постановка вопроса требует создания непрерывной системы профессиональной переподготовки самих практиков. В этой связи международные, национальные и региональные профессиональные ассоциации и общества организуют многочисленные конференции, семинары, форумы по актуальным проблемам теории и практики связей с общественностью, в которых участвуют, наряду с PR-специалистами, представители высшего образования. Все это способствует сближению сторон, выработке общих стратегий и тактик, нахождению новых и совершенно конкретных форм сотрудничества, а также нахождению способов решения актуальной сегодня проблемы «опережающего знания».

Кафедра ИЯ и СО с самого начала открытия специальности, следуя тенденциям мировой практики подготовки специалистов по связям с общественностью, сделала ставку на партнерство с бизнесом и органами управления. Годы подготовки специалистов (в 2009 году состоится уже 7-й выпуск) полностью подтвердили правильность выбранной стратегии.

Особую роль в процессе подготовки специалистов по связям с общественностью играет создание «института корпоративных преподавателей». Активное сотрудничество с организациями и фирмами, PR-агентствами, организация учебно-производственных практик, проведение постоянных или выездных занятий и семинаров на их базе, участие в специальных событиях, написание курсовых и дипломных работ по темам, согласованным с данными структурами, не только формируют профессиональные навыки у будущих специалистов и помогают им адаптироваться к деловой среде, но и создают хорошую перспективу для получения интересной, пользующейся спросом работы по специальности.

Среди большого числа партнеров, с которыми кафедру связывает долгосрочное сотрудничество, необходимо особо отметить корпорацию «ЛУКОЙЛ-Пермь», Государственную телерадиокомпанию «Пермь», телекоммуникационный холдинг «Уралсвязьинформ», консалтинговый центр «Площадь круга». В рамках партнерства с ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь»

наши студенты ежегодно участвуют в организации и проведении «Конкурса социальных и культурных проектов», конференциях молодых ученых, в грантовой программе Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» для молодых преподавателей, конкурсе для студентов 1-11 курсов «Старт в ЛУКОЙЛ», проходят все виды практики, пишут курсовые работы и дипломы. ГТРК «Пермь» предоставляет нашей специальности свои площади и техническое оборудование для проведения годового курса по теории и практике электронных СМИ, который преподает целая команда ведущих специалистов компании, помогая в реальной обстановке постигать сложный мир радио и телевидения, участвовать в интересных проектах, делать творческие разработки. Ряд выпускников уже сами стали сотрудниками наших «корпоративных преподавателей», чему способствовало тесное сотрудничество и предоставленные возможности проявить себя в реальном деле.

ГАК по специальности 030602.65 «Связи с общественностью», оценивая качество выпускных квалификационных работ, неизменно отмечает практическую значимость ВКР, которые построены на глубокой научной проработке концептуальных вопросов теории коммуникационного управления, претерпевающей в настоящее время стремительное эволюционное развитие. Качество рецензирования, которое проводилось представителями государственных органов управления, бизнес-структур, промышленных предприятий, общественных движений, можно оценить как высокое. Исходя из специфики специальности «Связи с общественностью», которая носит прикладной характер, все темы ВКР были согласованы и сформулированы с учетом потребностей решения проблем тех структур, на базе которых выполнялись работы. Поэтому все они признаны практически ценными и рекомендованы к внедрению. Поскольку работы представляют разработку коммуникационных программ стратегического управления, то часть из них уже начала претворяться в жизнь, другая же, получив высокую оценку, рассматривается как потенциально возможная к внедрению. Необходимо отметить, что связи с общественностью все в большей степени воспринимаются обществом как неотъемлемая часть эффективного управления, что позволило в ряде дипломных работ выпускников не только разработать коммуникационную программу, но и полностью внедрить ее в реальную практику.

Развитие специальности происходит параллельно со становлением рынка коммуникационных услуг и формированием социального заказа на специалистов этого профиля. Использование различных форм сотрудни-

чества с бизнес- и медиаструктурами, государственными и политическими структурами соответствует международной практике подготовки конкурентоспособных специалистов по связям с общественностью.

В контексте реформирования российской системы образования необходимо вести речь прежде всего о создании новой образовательной модели. Требования к качеству подготовки выпускника должны отражать современные, перспективные потребности личности и общества, смещая доминанту с прежней модели обучения и контроля качества, которые сводились к репродуктивному воспроизведению информации, к развитию системы непрерывного образования, достаточно диверсифицированную и гибкую, соответствующую быстро меняющемуся спросу на рынке труда. В центре такой системы оказывается выпускник как результат образовательного процесса с его востребованностью и адаптивностью к непрерывно эволюционирующей среде.

Получено 14.05.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.