УДК 327(470+478)
Брысякина Л.А. Взаимодействие Российской
Федерации и Республики Молдова в контексте укрепления безопасности в Европейском регионе
В статье затрагиваются актуальные аспекты взаимодействия Российской Федерации и Республики Молдова по вопросам укрепления региональной безопасности в Европе. Отмечается ведущая роль России в Восточно-Европейском регионе, а также влияние состояния межгосударственных отношений рассматриваемых стран на стабильность в зоне пересечения жизненно важных государственных интересов России и Молдовы. Подчеркивается, что безопасность как региона, так и государств нельзя представить без взаимодействия с действующими в регионе международными институтами, а также европейскими государствами-лидерами.
Ключевые слова: Россия и Молдова, Европейский союз, региональная безопасность, стабильность.
Brisyakina L. A. Cooperation of Russian Federation
and Republic of Moldova in the Context of European Region Safety
and Stability
Actual aspects of Russia and Moldova cooperation in the sphere of regional safety and stability are discussed in the article. It is noted the leading role of Russia in east European region and the influence of interstate relations on the stability in the region where their interests of Russia and Moldova are crossed. It is emphasized that the safety of the states and the region is connected with the cooperation with international organizations and regional states-leaders.
Keywords: Russia and Moldova, European Union, regional safety, stability.
В современном мире все чаще прослеживается тенденция, когда вопросы, входившие ранее в исключительную внутреннюю компетенцию государств, становятся предметом не только международного обсуждения, но и совместного с международным сообществом ведения. В настоящее время данное положение относится, в частности, к проблемам региональной и международной безопасности, урегулированию межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. А в будущем дан-
ная роль может перейти к аспектам правового, экономического, торгового, гуманитарного характера как следствие трансформации международной системы в новое качество, существенно меняющее привычные связи и отношения, формирующее новые экономические, политические, культурные тенденции, далеко выходящие за рамки отдельных государств.
Российская Федерация и Республика Молдова, приступив в начале 90-х годов к строительству собственной государствен-
Любовь Андреевна Брысякина - преподаватель кафедры международных отношений Кишиневского государственного университета.
ности, столкнулись с острой необходимостью учитывать подобные глобальные факторы мировой политики. Современная ситуация осложняется тем, что изменения геополитической реальности, не лишенной противоречий, чрезвычайно сложны для государств постсоветского пространства. В частности, Молдова все еще находится на том этапе развития, когда внешнеполитическая стратегия подвергается кардинальным изменениям. Так, провозгласив европейскую интеграцию приоритетной стратегической целью в начале 2000-х годов, республика вынуждена была изменить и основные приоритеты и задачи своей внешней политики.
В условиях расширения Европейского союза на восток Молдова, как и прочие новообразовавшиеся на международной арене государства, пытается занять определенную позицию в контексте интеграционных процессов и четко определить свой внешнеполитический вектор и национальные приоритеты. Однако в этих условиях Молдове не следует забывать, что она по-прежнему должна формировать адекватный международной ситуации внешнеполитический курс, опираясь на такие ориентиры, как равные дружеские отношения с соседними странами, воздержание от конфликтных ситуаций, своевременное реагирование на угрозу безопасности и стабильности государства. Примечательно в этом отношении обратить внимание на мнение европейских структур мониторинга и западных аналитиков, которые сходятся во мнении, что формулировка молдавского вектора евроинтеграции является искаженной, так как это «не геополитический выбор, а выбор направления в сторону общества с заметно отличными политическими ценностями»1.
В этих условиях важным фактором для преодоления существующих противоречий является то, что Россия и Молдова имеют глубокие и долгосрочные национальные интересы в Европе, а партнерство с данным регионом считают стратегически важным. В Концепции внешней политики Российской Федерации Европе впервые отведено центральное место среди внешнеполитических приоритетов государства наряду со странами СНГ2. Во мно-
гом сходные задачи стоят перед Россией и в организации межгосударственных отношений с ее европейскими партнерами, входящими в Содружество Независимых Государств. Несмотря на то, что Молдова взяла курс на вступление в Евросоюз, надо признать, что в двусторонних российско-молдавских отношениях сделано пока меньше, чем предстоит сделать. Поэтому в складывающейся системе международных отношений у России есть веские основания оставаться ведущим актором европейской политики. В этихусловиях Россия должна взять на себя роль скрепляющего пространства в регионе,так как обладает геополитическим потенциалом в виде совокупности православно-славянской цивилизации и ядра евразийского пространства. А мировой опыт свидетельствует, что для успешности преобразований необходим духовный толчок, способный воодушевить на перемены3.
Но существует и другой аспект. Основываясь на мнении, в частности, бывшего посла Российской Федерации в Республике Молдова Н. Рябова, следует отметить, что Россия никогда не выступала против стремления стран, некогда входивших в СССР, в европейское пространство, в том числе и Молдовы, ибо выбор Молдовы - ее законное, суверенное право. Проблема начиная с 2003 года заключалась в другом, а именно в восприятии европейского выбора как альтернативы сотрудничеству с Россией4. Это послужило причиной немалых проблем, непониманий и конфронта-ций в двусторонних отношениях России и Молдовы. Потребовалось несколько лет для осознания двусторонней выгоды благоприятных, плодотворных, дружеских отношений, которые не ущемляют национальные интересы обоих государств.
После окончания биполярного противостояния в центре формирующейся новой системы безопасности на Европейском континенте оказалось НАТО, а Россия была практически полностью изолирована от международных процессов. В результате попытки вернуться к «сдерживанию» России, жесткое противодействие реинтеграционным тенденциям на основе добровольности и взаимной выгоды на террито-
рии постсоветского пространства обернулись ухудшением отношений в конце 90-х - начале 2000-х годов5.
Однако национальным интересам России всегда отвечало стабильное внешнее окружение. Поэтому приоритетное место в системе национальных интересов России отводилось эффективным взаимоотношениям с новыми независимыми государствами. В этом отношении примечательно мнение российского политолога, профессора В.В. Дегоева, который полагает, что по большому счету «хаос в постсоветском лимитрофе не нужен никому. Он невыгоден экономически и пагубен политически... На постсоветской шахматной доске игра соперников ва-банк всегда будет игрой на обоюдное поражение, при котором обычно торжествует третья сторона»6.
На современном этапе Россия - один из важнейших акторов безопасности в Европейском регионе,который руководствуется своими долгосрочными геополитическими интересами. С началом 2000-х годов понятия «государственный интерес» и «национальная безопасность» стали отправной точкой для российской внешней политики7.
Сегодня в силу своей географической близости Европейский союз воспринимает Россию как влиятельную силу в мировой политике. От политики России зависит положение дел в тех регионах, которые включены в «зону безопасности» ЕС. Для России, в свою очередь, такое включение имеет особое значение, так как в эту зону входят новые независимые государства, с которыми необходимо выработать и согласовать основные принципы совместной деятельности, договориться о возможных направлениях сотрудничества. Иначе Россия может оказаться изолированной от международных усилий в сфере обеспечения безопасности в районах, которые считаются зоной ее особых интересов8. При этом стоит отметить, что, несмотря на разногласия и асимметричность экономических и политических позиций России и Запада, многие общие позиции в подходе к ключевым проблемам безопасности сохраняются, имеется общий интерес в недопущении новых региональных конфликтов.
Таким образом, в настоящее время гораздо лучше перейти к поиску неконфрон-тационных путей взаимодействия в регионе. А Россия имеет все основания стремиться к тому, чтобы любые шаги по сближению ее восточных соседей с ЕС с ней согласовывались9. Речь в данной ситуации идет о том, чтобы постепенно выстраивать такую структуру отношений с Евросообществом, при которой любое сближение постсоветских государств с ЕС не становилось ударом по российским интересам. В частности, если речь идет о демократизации, о пересмотре и расширении экономического поля, об облегчении таможенного режима, о модернизации экспортно ориентированного потенциала, то конфликт интересов не может иметь место, ибо Россия и Европейский союз способны развивать в регионе самостоятельные, не противоречащие друг другу отношения10. Следуя подобному варианту развития событий, Россия и в дальнейшем будет стремиться к приверженности многовекторной внешней политики, а сохранение этой линии будет способствовать ее развитию как современной демократической страны, которая может оказывать влияние на многие процессы в международных отношениях11.
Относительно участия Молдовы в обеспечении региональной безопасности следует отметить, что она не обладает признанным силовым статусом. Поэтому данная цель может быть достигнута лишь благодаря проведению искусной и корректной внешней политики, направленной на укрепление доверия и кооперации в регионе, продвижение демократических ценностей, благоприятствование отношениям между Западом и Востоком. В частности, безопасность Молдовы станет более надежной, если отношения между Россией, с одной стороны, и евроатлантическими организациями - с другой, окончательно утратят оттенок былого противостояния12.
Понятно, что состояние российско-молдавских отношений проецируется не только на процессы на пространстве СНГ, но и на европейские процессы, на геополитические интересы евроатлантических структур в целом. Ведь Молдова с 2007 года стала ближайшим соседом Европейского со-
юза, а Россия является крупнейшим его партнером. У России с ЕС связаны основные интересы на европейском направлении. На мировой арене ЕС выступает в качестве второго по мощи экономического центра (83% ВВП США) и одного из основных акторов в системе международных отношений13. Несмотря на замедление темпов евроинтеграции, он остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании российской линии на европейском направлении и в международных делах в целом.
Следовательно, на современном этапе возникает потребность в обновленных подходах, ориентированных на формирование нового качества отношений. Это связано как с укреплением позиций России, так и с тем, что основные европейские и евроат-лантические объединения - ЕС, СЕ, ОБСЕ, НАТО - переживают период трансформации, поиска ими своих ниш в изменившихся международных реалиях14. В этих условиях точкой опоры на европейском пространстве становятся двусторонние отношения. Реализация потенциала двусторонних связей, в свою очередь, должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций.
Среди основных перемен, коснувшихся региональной европейской безопасности, следует отметить отношения ЕС с постсоветскими государствами. Даже при весьма динамичном характере развития российско-европейских связей многие проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Одна из них заключается в желании усилить влияние на постсоветском пространстве как со стороны России, так и со стороны ЕС. Объективные законы геополитики и прежде всего законы цивилизацион-ной предрасположенности подвигают бывшие республики СССР к тесному взаимодействию, но активно используемый другими мировыми центрами закон контроля над пространством нейтрализует бессистемные и неконцептуальные попытки к такому сотрудничеству, тем более интеграции15. К тому же наличие обширной зоны нестабильности вызывает изменение соотношения тенденций интеграции и дезинтеграции на всем Европейском конти-
ненте. Очевидно, что в то время как в Европе продолжается процесс консолидации, постсоветское пространство все больше дифференцируется. Однако на протяжении всего периода взаимоотношений с Европой главное место, безусловно, занимают вопросы региональной безопасности. Основной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.
Судя по последним тенденциям, в ЕС стали более благосклонно относиться к процессам экономической интеграции на постсоветском пространстве. Вместе с тем не стоит полагать, что страны СНГ изменят свой внешнеполитический вектор, направленный на сближение с Европейским союзом. Для подобных шагов Россия должна стать в большей степени привлекательной для государств постсоветского пространства. Поэтому повышение авторитета России на международной арене в стратегическом смысле потребует прежде всего собственных усилий и реформ. Что касается ЕС, то там подобные реформы носят планомерный характер. Диалог между постсоветскими государствами и странами Евросоюза приобрел новое измерение в связи с реализацией политики нового соседства, начатой в 2004 году. Главная ее задача - разделить преимущества расширения ЕС с ближайшими государствами-соседями, для которых в обозримом будущем нет перспектив на вступление в ЕС. Данная политика задумана таким образом, чтобы не допустить появления разделительных линий между расширенной Европой и ее новыми соседями, а также углубить политическое и экономическое сотрудничество16.
Если же рассматривать политику Республики Молдова в контексте отношений «Европейский союз - Россия», то сближение Российской Федерации и Европейского союза может отразиться, как представляется, на положении Молдовы и на состоянии российско-молдавских отношений с положительной стороны. Будущее Европы невозможно без России, без ее участия в происходящих на континенте процессах17.
А это, в свою очередь, способно снять существующее на современном этапе противоречие между Российской Федерацией и Республикой Молдова,возникшее по причине первоначального «безоглядного» стремления к европейской интеграции Молдовы. В целом это должно соответствовать проводимой как Россией, так и Молдовой политике многовекторности, интересам безопасности и стабильности в регионе. Однако ход двусторонних российско-молдавских отношений в последние годы стал примером того, как тенденции расширения и углубления интеграции на Европейском континенте пришли в противоречие. Другим немаловажным результатом международных отношений стало усиление евроатлантической составляющей внешнеполитической ориентации новых стран-участниц Европейского союза. В итоге постепенным фактом осознания элит двух государств стал тезис о том, что дальнейшее укрепление отношений России и Молдовы означает не отход от Европы и европейских ценностей, а сближение с ней, и в этом должен заключаться взаимовыгодный и взаимопризнанный стратегический курс обеих стран18.
Важно отметить, что со вступлением Румынии в Европейский союз отношения с этим государством изменились в неожиданном для Молдовы направлении. По мнению официальных властей Румынии и Молдовы, на момент 1 января 2007 года расширение Европейского союза представлялось как благотворный процесс, который положительно скажется на отношениях между двумя государствами, обеспечит больше возможностей для развития областей, касающихся свободного перемещения граждан, обращения товаров, капиталов и услуг19. Однако часть политической элиты Румынии отрицает существование отдельной молдавской нации и молдавского государства, называя его по-прежнему Бессарабией. В этих условиях противоречия по подписанию базового политического договора и договора о границе между двумя странами можно интерпретировать не иначе, как подтверждение истинных намерений Румынии - члена ЕС
по ликвидации государственности Республики Молдова.
Являясь примером фактического нарушения региональной стабильности в Европе, это еще раз подчеркивает, что в условиях соседства Молдовы с двумя важнейшими центрами силы, с одной стороны, России, а с другой - НАТО и ЕС, ей необходимо последовательно придерживаться более четкой системы национальных интересов20. Совокупность этих интересов должна включать, безусловно, сохранение суверенитета и целостности государства, стабильность внутреннего развития и региональной безопасности. В подобной ситуации особо остро стоит для Молдовы вопрос о границе с НАТО. Естественно, что непосредственной угрозы молдавскому государству данный процесс не несет, однако косвенная существует, хотя официально никто об этом не говорит. Но можно сколько угодно рассуждать о том, что у расширяющегося НАТО нет угрожающих намерений, однако, как известно,полити-ческие намерения изменчивы, а военный потенциал - величина более постоянная21. Тем более учитывая тот факт, что в условиях изменившегося статус-кво развитые индустриальные страны получили возможность распространить свое присутствие на значительные территории, в том числе на новые независимые государства, на данном историческом этапе продолжается трансформация геостратегических устремлений многих государств и блоков. Так, ряд центробежных процессов на постсоветском пространстве развивается на фоне изменения военно-стратегической ситуации на Балканах. Таким образом, прослеживается поощрение потенциального наращивания под эгидой западных военно-политических структур политического и стратегического партнерства между странами региона. Не осталась в стороне от подобных процессов и Молдова.
В этих условиях Приднестровье становится единственной точкой опоры России на Дунайско-Балканском направлении22. Тем более что само Приднестровье ощущает себя частью общероссийской истории. Позиция же России согласно международному праву в отношении новых госу-
дарств исходит из территориальной целостности Молдовы. Участвуя в процессе мирного урегулирования, Россия, как и конфликтующие стороны, ищет пути оформления данного феномена на компромиссной основе. И при всех негативных тенденциях Россия продолжает оставаться основным посредником в деле урегулирования приднестровского конфликта. На сегодняшний день Россия среди сторон-гарантов является одним из самых влиятельных посредников переговорного процесса. Ее влияние опирается прежде всего на военно-политический и экономический факторы: присутствие в Приднестровье контингента вооруженных сил; российский капитал в ряде стратегических предприятий промышленного комплекса региона; энергозависимость Молдовы и Приднестровья от поставок российского газа. В последние годы приднестровский конфликт принимает все более многосторонний характер. Начиная с 2003 года молдавские власти все чаще стали прибегать к проевропейс-кой и прозападной риторике для того, чтобы интернационализировать проблему и решить ее при помощи ЕС и США23. Как следствие многообразия интересов и возможностей участия в разного рода международных усилиях можно отметить развитие «сетевой дипломатии»24 как оптимального средства взаимодействия государств в двусторонних и многосторонних форматах.
В этом отношении представляется возможной оптимизация отношений путем треугольника «Россия - ЕС - страны СНГ» (в нашем варианте - Молдова). Однако данная схема представляется идеальной и пока не находит единодушного согласия всех сторон. Россия видит в ней угрозу потери влияния на постсоветском пространстве, а ЕС усматривает усилия российской стороны, нацеленные на воспрепятствование сближению новых независимых государств с Европой25. К тому же данный процесс разворачивается на том этапе, когда Россия все больше стремится к консолидации своей позиции как центральной фигуры в сфере безопасности на постсоветском пространстве. А геополитическая ситуация, динамично меняюща-
яся обстановка на внешних границах этого пространства свидетельствуют о наличии угроз безопасности и нерушимости существующих границ26. Поэтому, несмотря на очевидную эффективность предлагаемых ЕС конструкций, коренное расхождение в восприятии целей и задач создания подобного пространства у Евросоюза и России остается прежним.
Таким образом, теперь разрешение приднестровского вопроса напрямую связано с отношениями не только Молдовы с Россией, но и регулярно вызывает напряжение между Россией и Евросоюзом. А, как известно, конфликты, имеющие изначально внутренние причины - межнациональные, социальные, экономические, приобретают иное измерение, как только в процесс урегулирования вовлекается международное сообщество27. Современные перспективы решения противостояния определяются как позициями собственно конфликтующих сторон относительно перспектив строительства молдавской государственности, так и внешним фактором, активно влияющим на ситуацию в регионе в целом. В частности, интересам США и ЕС на данном этапе отвечает возможность решения приднестровского вопроса в рамках сохранения территориальной целостности Молдовы при максимальном сокращении влияния России на территории Приднестровья. Заинтересованность Европейского союза в политическом разрешении конфликта продиктована во многом расширением границ сообщества. К тому же из-за снижения роли ОБСЕ в качестве медиатора и вследствие кризиса внутри самой организации участие в урегулировании приднестровской проблемы может укрепить статус Европейского союза и усилить его влияние на международном уровне. С другой стороны, для ЕС было бы нежелательно, чтобы приднестровский конфликт негативно отразился на его отношениях с Россией по причине того, что стратегическое партнерство Европейского союза и России требует взаимного соблюдения интересов28.
Итак, можно констатировать, что проблема многоформатности до сих пор служила камнем преткновения на пути выра-
ботки приемлемого для всех сторон решения. Однако в итоге консолидация интересов, а не разрозненность мнений должна послужить плодотворному разрешению конфликта на Днестре. Ибо согласованные действия сторон по решению политических споров на основе регулярных консультаций являются важным шагом для преодоления противостояния в восточноевропейском геопространстве. Процесс урегулирования конфликта может продолжаться посредством переговоров в формате «5+2» для установления специального юридического статуса Приднестровского региона, основанного на соблюдении суверенитета, территориальной целостности и желании народа Молдовы. А повышение уровня доверия между конфликтующими сторонами, гарантии основополагающих прав и свобод населению могут привести к выработке нового механизма урегулирования противостояния. Одновременно всем сторонам мирного процесса стоит основывать свои позиции на общей заинтересованности в укреплении стабильности и безопасности в регионе.
Что касается роли России в данном процессе, то, какой бы вариант урегулирования ни выбрали противостоящие стороны, ее задача заключается, в частности, в том, чтобы способствовать формированию новой системы отношений у приднестровской стороны, которая традиционно находится в российском цивилизацион-ном пространстве. «В Приднестровье живут граждане Российской Федерации, российские соотечественники - это обстоятельство, которое нами всегда и везде будет уважаться», - считает К. Затулин29. Таким образом, неизбежность участия России в качестве регионального лидера как в двустороннем, так и в многостороннем сотрудничестве в вопросах безопасности очевидна.
В современных условиях без решения фундаментальных вопросов, основанных на определенных ценностных установках, невозможно развитие реального, эффективного сотрудничества. А полноправное участие государств в региональных и мировой системах должно базироваться не на старых стереотипах, а на новых прин-
ципах паритетности и равноправия. Если Российская Федерация с силу своих масштабов и влияния на мировой арене способна координировать свои отношения с мировыми центрами силы в зависимости от совокупности своих национальных интересов, проводя независимую внешнюю политику, то Республика Молдова представляет интерес для европейского сообщества в первую очередь в вопросах безопасности и стабильности в Европе. В этих условиях взаимоотношения Российской Федерации и Республики Молдова со своими непосредственными соседями, партнерами в стратегически важных регионах, а также ведущими международными организациями являются основными как во внешней политике двух стран, так и в вопросах укрепления безопасности Европейского региона. При этом следует помнить то, что эти взаимоотношения носят сложный характер в силу своей противоречивости и актуальности. И Россия как ведущий международный актор, и Молдова как государство, чьи интересы сведены к Европейскому региону, являются участниками создания в Европе эффективной системы безопасности. При этом безопасность рассматриваемых государств нельзя представить вне взаимодействия с действующими в регионе международными институтами, а также европейскими государствами-лидерами.
1 Толкачева А. Европейский выбор Молдавии // Pro et Contra. 2006. № 5-6. С. 58.
2 Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000, 15 июля.
3 См., в частности: Кива А. В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 25.
4 Рябов Н. Всерьез и надолго // АиФ. 2006, февраль. № 8.
5 Терновая Л. О., Гольдин Г. Г. Россия и США в системе геополитических отношений // Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России. М., 2002. С. 148.
6 Дегоев В. В. Игра на обоюдное поражение // Независимая газета. 2001, 23 мая. С. 5.
7 Мухина Я. Россия и ее интересы на постсоветском пространстве // Власть. 2005. № 8. С. 58.
8 Фролова Е. Россия в системе европейской безопасности // Власть. 2008. № 1. С. 55.
9 См.: Миллер А. Многое испорчено, но не все потеряно // Pro et Contra. 2005. № 3-4. С. 28-29.
10 Косачев К. От логики «ближнего зарубежья» к единству интересов // Международная жизнь. 2005. № 3-4. С. 66.
11 Кокошин А. Россия сверхдержава, великая или региональная держава? // Международная жизнь. 2002. № 9-10. С. 64.
12 См.: Проект Концепции внешней политики Республики Молдова // Независимая Молдова. 2002, 30 апреля.
13 Борко Ю. А. Свет и тени европейской интеграции // Россия в глобальной политике. 2007. № 1. Режим доступа: www.giobaiaffairs.ru/ numbers/24/7044.
14 Обзор внешней политики Российской Федерации (413-27-03-2007). Режим доступа: официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации - www.mid.ru/ brp_4.nsf.
15 Ивашов Л. Геополитические горизонты России // Международная жизнь. 2007. № 5. С. 44.
16 План действий Европейский Союз - Республика Молдова: Справочник. Кишинев, 2006. С. 21.
17 Чижов В. А. Россия - ЕС. Стратегия партнерства // Международная жизнь. 2004. № 9. С. 25.
18 См.: Иноземцев В. Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века // ОНС. 2002. № 4. С. 110; Назария С. М. Многовекторность внешней политики Республики Молдова и необходимость ее научного прогнозирования // Moldoscopie (Проблемы политического анализа). Кишинев, 2003. № XXII. С. 86.
19 Президенты Румынии и Молдовы договорились об углублении двусторонних отношений // Независимя Молдова. 2005, 1 января.
20 Croitoru V. Geopolitica in República Moidova: diiemeie conceptuziizarii, instruirii si reaiizarii [Геополитика в Республике Молдова: вопросы концептуализации, формирования и реализации] // Moidoscopie (Проблемы политического анализа). Кишинев, 2006. № 3. С. 123.
21 Назария С. Многовекторность внешней политики Республики Молдова и необходимость ее научного прогнозирования // Moldoscopie (Проблемы политического анализа). Кишинев, 2003. № 2. С. 97-98.
21 Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М., 2003. С. 446-449.
22 См.: Stability and Security Pact for Moldova - A New Initiative of President Vladimir Voronin // Moldova Suverana. 2004, June2.
23 См.: Лавров С. В. Сдерживание России: назад в будущее? // Россия в глобальной политике. 2007. № 4. С. 56.
24 Гутник В. Партнерство на распутье // Международная жизнь. 2007. № 6 . С. 58.
25 Амосов М. Ф. Геополитика России на государственной границе // Современная российская государственность: политико-правовые проблемы демократической трансформации. Орел, 2003. С. 133.
26 Торосян Т. С. Мнимое противоречие: территориальная целостность или право на самоопределение? // Россия в глобальной политике. 2007. № 4.
27 Европейский Союз присоединился к процессу урегулирования еще в 2002-2003 годах, приняв участие в переговорах по созданию проекта Конституции будущего объединенного молдавского государства. В 2005 г. ЕС конкретизировал перспективы своего сотрудничества с Молдовой, приняв план действий ЕС-Молдова в рамках программы Европейской политики соседства (Толкачева А. Европейский выбор Молдавии // Pro et Contra. 2006. № 5-6, сентябрь-декабрь. С. 55).
28 Затулин К. Стенограмма выступления на парламентских слушаниях Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками о состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ (13.03.2008) // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье. 2008. № 187, 15 марта.