Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ "МЯГКОЙ СИЛЫ" НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ "МЯГКОЙ СИЛЫ" НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / КУЛЬТУРА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / «ОСТРАЯ СИЛА» / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КНР / ФОНД «РУССКИЙ МИР»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Цзюньпэн, Нургалиев А. Р., Ибрагимов А. Р.

В статье рассматривается концепция «мягкой силы» Дж. Ная и инструменты воздействия культуры одного государства на другое. Целью данного воздействия является обеспечение наиболее благоприятных условий для проведения переговоров между государствами, а также облегчение взаимодействия между ними. Рассматриваются основы нематериального воздействия одного государства на другое, а также различие в подходах к пониманию концепции «мягкой силы» между отечественными и иностранными специалистами. Например, выделение и формирование концепции так называемой «острой силы» как развитие идей «мягкой силы» Дж. Ная. Рассматриваются примеры применения концепции «мягкой силы» Российской Федерацией в отношении Китая на рубеже XX и XXI веков, а также история взаимоотношений РФ и КНР, международные договоры о сотрудничестве и организации, нацеленные на расширение взаимодействия между Китаем и Россией (такие как фонд «Русский мир» со стороны России и Институты Конфуция со стороны Китая). Рассматриваются сферы, в которых использовалась концепция «мягкой силы» для улучшения взаимодействия и взаимопроникновения культур двух стран, выявлены основные характеристики данного взаимодействия: расширение сфер и масштабов сотрудничества в области образования, спорта, медицины, науки, кинематографа и культуры, которое позволило укрепить взаимодействие между странами в политическом, экономическом и культурном плане, изменение содержания данного взаимодействия от конфронтации к компромиссу, выделение культурных особенностей проведения политики «мягкой силы» на практике. Так, например, было выявлено, что при взаимодействии с КНР со стороны РФ применяются только инструменты «мягкой силы», без применения «острой силы». Проведенный в данной статье анализ взаимодействия РФ и КНР на рубеже веков выявил имеющиеся проблемы взаимодействия и позволил сделать прогноз их развития. Статья может быть полезна предпринимателям и регионоведам, занимающимся проблемами взаимодействия России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA THROUGH THE USE OF "SOFT POWER" AT THE TURN OF THE XX AND XXI CENTURIES

The authors in the article discuss J. Nye's concept of «soft power» and the tools of influence of the culture of one state on another state. The purpose of this influence is to provide the most favorable conditions for negotiations between states, as well as to facilitate interaction between them. The authors consider the basis of intangible influence of one state on another, as well as the difference in approaches to the understanding of the concept of «soft power» between domestic and foreign experts. For example, the identification and formation of the concept of so-called «acute force» - as a development of the ideas of «soft power» J. Nye. The authors examine examples of the Russian Federation's use of the concept of «soft power» in relation to China at the turn of the 20th and 21st centuries and also examine the history of the relationship between Russia and China, international treaties on cooperation and organizations aimed at expanding cooperation between China and Russia (such as the «Russian world» foundation on the Russian side and the Confucius Institutes on the Chinese side). The authors consider the areas in which the concept of «soft power» was used to improve interaction and interpenetration of cultures of the two countries, identified their main characteristics of this interaction: expanding the scope and scale of cooperation in education, sports, medicine, science, film and culture, which helped to strengthen the interaction between the countries in political, economic and cultural terms, changing the content of this interaction from confrontation to compromise, highlighting the cultural characteristics of the n For example, it was revealed that in the interaction with the PRC from the Russian Federation are used only the tools of «soft power», without the use of «hard power». The analysis of interaction between Russia and China at the turn of the century revealed the existing problems of interaction and made it possible to make a forecast of their development. The article may be useful for businessmen and regional scientists who are engaged in the problems of Russia - China interaction

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ "МЯГКОЙ СИЛЫ" НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ»

Regional development

Ван Цзюньпэн Wang Junpeng

старший преподаватель кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Нургалиев А.Р.

NurgalievA.R.

аспирант кафедры «Международные отношения, история и востоковедение»,

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г Уфа, Российская Федерация

Ибрагимов А.Р. Ibragimov A.R.

магистрант кафедры

«Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 327.82(470+510) DOI: 10.17122/2541-8904-2022-3-41-110-117

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ

В статье рассматривается концепция «мягкой силы» Дж. Ная и инструменты воздействия культуры одного государства на другое. Целью данного воздействия является обеспечение наиболее благоприятных условий для проведения переговоров между государствами, а также облегчение взаимодействия между ними. Рассматриваются основы нематериального воздействия одного государства на другое, а также различие в подходах к пониманию концепции «мягкой силы» между отечественными и иностранными специалистами. Например, выделение и формирование концепции так называемой «острой силы» как развитие идей «мягкой силы» Дж. Ная. Рассматриваются примеры применения концепции «мягкой силы» Российской Федерацией в отношении Китая на рубеже XX и XXI веков, а также история взаимоотношений РФ и КНР, международные договоры о сотрудничестве и организации, нацеленные на расширение взаимодействия между Китаем и Россией (такие как фонд «Русский мир» со стороны России и Институты Конфуция со стороны Китая). Рассматриваются сферы, в которых использовалась концепция «мягкой силы» для улучшения взаимодействия и взаимопроникновения культур двух стран, выявлены основные характеристики данного взаимодействия: расширение сфер и масштабов сотрудничества в области образования, спорта, медицины, науки, кинематографа и культуры, которое позволило укрепить взаимодействие между странами в политическом, экономическом и культурном плане, изменение содержания данного взаимодействия от конфронтации к компромиссу, выделение культурных особенностей проведения политики «мягкой силы» на практике. Так, например, было выявлено, что при взаимодействии с КНР со стороны РФ применяются только инструменты «мягкой силы», без применения «острой силы».

Проведенный в данной статье анализ взаимодействия РФ и КНР на рубеже веков выявил имеющиеся проблемы взаимодействия и позволил сделать прогноз их развития. Статья может быть полезна предпринимателям и регионоведам, занимающимся проблемами взаимодействия России и Китая.

Региональное развитие

Ключевые слова: «мягкая сила», культура, нематериальное воздействие, «острая сила», взаимодействие России и КНР, фонд «Русский мир».

INTERACTION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA THROUGH THE USE OF "SOFT POWER" AT THE TURN OF THE XX AND XXI CENTURIES

The authors in the article discuss J. Nye's concept of «soft power» and the tools of influence of the culture of one state on another state. The purpose of this influence is to provide the most favorable conditions for negotiations between states, as well as to facilitate interaction between them. The authors consider the basis of intangible influence of one state on another, as well as the difference in approaches to the understanding of the concept of «soft power» between domestic and foreign experts. For example, the identification and formation of the concept of so-called «acute force» - as a development of the ideas of «soft power» J. Nye. The authors examine examples of the Russian Federation's use of the concept of «soft power» in relation to China at the turn of the 20th and 21st centuries and also examine the history of the relationship between Russia and China, international treaties on cooperation and organizations aimed at expanding cooperation between China and Russia (such as the «Russian world» foundation on the Russian side and the Confucius Institutes on the Chinese side). The authors consider the areas in which the concept of «soft power» was used to improve interaction and interpenetration of cultures of the two countries, identified their main characteristics of this interaction: expanding the scope and scale of cooperation in education, sports, medicine, science, film and culture, which helped to strengthen the interaction between the countries in political, economic and cultural terms, changing the content of this interaction from confrontation to compromise, highlighting the cultural characteristics of the n For example, it was revealed that in the interaction with the PRC from the Russian Federation are used only the tools of «soft power», without the use of «hard power».

The analysis of interaction between Russia and China at the turn of the century revealed the existing problems of interaction and made it possible to make a forecast of their development. The article may be useful for businessmen and regional scientists who are engaged in the problems of Russia - China interaction.

Key words: «soft power», culture, non-material impact, «sharp power», interaction between Russia and China, Russian World Foundation.

Введение

В рамках данной работы автор считает необходимым рассмотреть происхождение концепции «мягкой силы» Дж. Ная и ее развитие в рамках политики взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Для проведения данного исследования необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть концепцию «мягкой силы» Дж. Ная и её основные постулаты, проанализировать инструменты воздействия «мягкой силы» и подход российских специалистов к исследованию, изучить идейное содержание политики «мягкой силы» РФ, а также рассмотреть примеры взаимодействия между Россией и Китаем посредством её применения.

Решение поставленных задач в рамках данной статьи осуществлялось на основе сравнительного и логического анализа научной литературы. Гипотезой данной статьи является вопрос: как взаимодействовала Российская Федерация с Китайской Народной Республикой посредством применения политики «мягкой силы» на рубеже XX и XXI веков, и в каких сферах производилось данное взаимодействие. Исследование позволит определить сферы, в которых происходит самое активное взаимодействие между РФ и КНР в рамках политики «мягкой силы».

Концепция «мягкой силы» впервые была представлена в 1990 году в книге Джозефа Ная «Связанные лидерством: меняющаяся природа американской мощи». Сам термин

Regional development

«мягкая сила» Дж. Най понимал как концепцию воздействия на политического партнёра с помощью ненасильственных методов для достижения большего прогресса в проведении переговоров по интересующим их вопросам [1]. «Мягкая сила» должна воздействовать на свою цель с помощью различных инструментов. Культура страны, применяющей «мягкую силу», должна привлекать внимание представителей других культур, демонстрировать схожие или вызывающие одобрение ценности. Политические ценности государства должны соблюдаться во внутренней и внешней политике, чтобы быть более убедительными для целей воздействия. И внешняя политика государства должна иметь моральный авторитет и вызывать одобрение у целей воздействия.

Также влияние данных инструментов подкрепляют такие факторы, как развитая экономика, высокотехнологичная армия или привлекательность устройства общества и политической системы государства. Государство с развитой экономикой представляет больший интерес для сотрудничества, чем государство с долгами и дефицитом бюджета. Государство с сильной армией сможет гарантировать стабильность в своем регионе и будет желанным союзником. А государство со схожим политическим режимом будет выглядеть более склонным к сотрудничеству. Сама «мягкая сила» должна быть направлена на то, чтобы предоставить цели своего воздействия наиболее привлекательные стороны своего общества для облегчения взаимодействия представителей обеих сторон. Позитивное мнение о стране и ее культуре должно превосходить негативные моменты (в глазах цели), чтобы сотрудничество было более желаемым [2].

Нематериальное воздействие, а именно воздействие культуры и авторитета должно стать определяющим, должно создавать перед человеком или государственным аппаратом другой страны положительный имидж государства, применяющего «мягкую силу» для достижения компромисса. «Мягкая сила» должна стать тем рычагом, который при отсутствии давления и принуждения сделал бы взаимодействие сторон наиболее вероят-

ным. Взгляды, идеи и действия стороны -источника «мягкой силы» должны стать общими целями, достижение которых выгодно и необходимо сторонам, находящимся в поиске сотрудничества по разрешению данных проблем или достижению данных целей [3].

Одним из успешных примеров реализации концепции «мягкой силы» кандидат исторических наук Сергей Федорович Шмидт называет развал СССР и фактическую победу США в «холодной войне». Так как прямая конфронтация в условиях, когда у каждой стороны имелось ядерное оружие, привела бы к огромным потерям с обеих сторон, государства были вынуждены воздействовать на своих оппонентов с помощью иных методов. Культурное воздействие западных стран оказалось намного более эффективным для подрыва внутренней стабильности СССР, чем любая военная операция. Именно привлекательность западной культуры, желание находиться в иной экономической системе, а также кризис коммунистических идей среди граждан и элит привели к изменению отношения жителей Советского Союза к восприятию собственных культурных особенностей, а также действующих властей [1]. Однако эффект был достигнут, в основном, из-за идеально сложившихся условий для проведения данной политики. Предсказать, насколько эффективны действия, направленные на давление с помощью культуры, было крайне затруднительно.

После победы над СССР политика «мягкой силы» со стороны США начала слабеть. Оказывать влияние именно посредством культуры стало менее эффективно. Переизбыток массовой американской культуры начал вызывать раздражение в странах Ближнего Востока, что негативно сказалось на имидже США в данном регионе. А снижение имиджа можно считать один из важных аспектов в данной сфере [4].

Однако по мере развития «мягкая сила» становилась несколько отличной от своего изначального определения. Новый взгляд на концепцию «мягкой силы» зародился в российской исследовательской мысли после статьи В.В. Путина «Россия и меняющийся мир»

от 27 февраля 2012 года. В соответствии с данной статьей, одним из вариантов претворения идей «мягкой силы» в современной политике можно считать достижение внешнеполитических целей с помощью информационных технологий, без применения оружия. «Мягкую силу» начали применять не только для продвижения своей культуры и привлечения новых союзников, но и для дискредитации и дестабилизации ситуации внутри государства оппонента в условиях глобальной конкуренции. «Мягкая сила» в данном случае является инструментом достижения поставленной задачи в условиях международно-политического противостояния.

В данном случае образ государства, создаваемый СМИ и прочими общественными организациями, используется для ведения информационной войны. Воздействие такой «мягкой силы» может нести деструктивный характер, создавать дестабилизацию внутренней обстановки в государстве, против которого её применяют. Образ страны становится оружием против нее в том случае, если создание данного образа находится в руках ее политических оппонентов. Западные специалисты начали называть такой тип «мягкой силы» «острой силой». «Острая сила», в отличие от «мягкой», ставит своей целью не создание положительного образа собственного государства, подталкивающего к сотрудничеству, а занимается подрывом доверия граждан иностранного государства к их ценностям и принципам, внешней и внутренней политике с помощью информационных компаний. Конфликты в современной политике часто происходят не между представителями противоположных по своим идеологиям государств, но между государствами, придерживающимися принципа универсализма, и государствами, отстаивающими свою самоценность. То есть целью противоборства являются не навязывание собственной культурной или идеологической модели, а подрыв модели универсализма и отстаивание своей самобытности. Однако эффективность этих компаний напрямую зависит от имиджа и привлекательности идей, которые продвигаются взамен дискредитируемых идей.

Региональное развитие

Наибольший эффект информационные компании обретают, если они проводятся негосударственными организациями, а также если продвигаемые идеи будут подтверждены примерами эффективности государства, их постулирующего [1].

Подводя краткий итог данному отрезку статьи, следует отметить, что концепция «мягкой силы» продолжает развиваться и обретать новые черты, которые позволяют своевременно адаптировать ее к изменяющейся действительности. Если ранее «мягкую силу» возможно было применять только для привлечения сторонников своей позиции, то в настоящий момент преобразованная «мягкая сила» может применяться для дискредитации политического оппонента, лишения его авторитета. В данном случае «мягкая сила» преобразуется в «острую».

Следует также привести пример реализации концепции «мягкой силы» на практике. Применение Российской Федерацией «мягкой силы» обусловлено тем, что культура РФ имеет значимый потенциал для реализации концепции «мягкой силы». Наличие общих культурных ценностей со странами ближнего зарубежья, а также наличие значительных диаспор в иностранных государствах может стать базой для применения «мягкой силы». Создание и продвижение фондов, направленных на распространение информации о культуре, искусстве и русском языке являются одним из способов улучшить имидж России в глазах представителей других культур. Для этого за рубежом необходимо организовывать деятельность, результатом которой будет улучшение мнения о государстве. Российской Федерацией примерно с 2012 года организован ряд фондов, направленных на распространение русского языка и культуры, а также фондов, занимающихся гуманитарной деятельностью [5]. Также к способам продвижения «мягкой силы» можно отнести оказание гуманитарной помощи странам, находящимся в ситуации гуманитарного кризиса. Подобная деятельность нашла признание у иностранных властей и положительно сказалась на имидже Российской Федерации, как минимум в глазах китайских партнёров. Например, представители китайских властей

Regional development

в 2016 году поддержали инициативу России в преодолении сирийского кризиса, а также отметили значимость усилий, предпринимаемых Россией для разрешения данного кризиса [7].

Взаимодействие между Китаем и Россией происходило и ранее, в том числе в сфере культуры. Со стороны КНР политика «мягкой силы» проявляется в создании Институтов Конфуция на территории иностранных государств. Данные организации направлены на обучение иностранных граждан китайскому языку и оценку уровня его знания в соответствии с китайскими стандартами, а также на проведение мероприятий для ознакомления с китайской культурой граждан иностранных государств.

Взаимоотношения стран переживали различные изменения вплоть до самого распада СССР. Однако сложно сказать, что «мягкая сила» России оказывала хоть какое-то значимое влияние на Китай до распада СССР. После распада Союза в 1992 году начался перезапуск отношений, когда была подписана «Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» [11]. Сотрудничество продолжало развиваться в рамках организации ШОС, которое было направлено на расширение экономического и военного взаимодействия между странами-участницами организации [16]. Далее, 16 июля 2001 года был подписан «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» [12].

Подписание данных документов возобновило взаимоотношения между Россией и Китаем в гуманитарной сфере и создало базу для расширения взаимодействия между государствами и укрепления межгосударственных отношений. Взаимодействие происходило и происходит в сферах спорта, туризма, культурного обмена, образования, средств массовой информации и здравоохранения. Председатель КНР Си Цзиньпин 4 июля 2017 года отметил важность сотрудничества между странами следующими словами: «Китай и Россия неизменно поддерживают друг друга в вопросах, касающихся ключе-

вых интересов, успешно продвигают стыковку инициатив «Один пояс, один путь» со строительством ЕАЭС, динамично развивают сотрудничество в инвестиционной, энергетической, гуманитарной сферах, взаимодействие на уровне регионов, а также поддерживают тесную координацию в международных и региональных делах. Сотрудничество двух стран безгранично» [15; 5].

В рамках данного сотрудничества создаются организации, облегчающие проведение обмена специалистами и студентами, а также организации, способствующие деятельности китайских компаний на территории России. Взаимодействие в сфере образования позволяет производить подготовку по программам, созданным при участии китайских и российских университетов. Данная деятельность позволяет не только расширить культурное взаимодействие между студентами и преподавателями двух стран, но также подготовить почву для более плотного сотрудничества в экономической сфере, так как обмен опытом позволит подготавливать специалистов не только более профессиональных, но и лучше понимающих культуры обеих стран, что значительно облегчит коммуникацию между представителями данных стран.

В том числе КНР и РФ входят в число стран-участниц международной программы World Skills. Данная организация оказывает содействие в проведении международных соревнований среди представителей рабочих профессий, целью которых является обмен опытом специалистов различных стран, а также улучшение стандартов профессиональной подготовки и квалификации. Один из чемпионатов World Skills, в котором принимали участие команды из КНР, проходил в Казани в 2019 году [13, 14].

Создаётся всё больше совместных научных организаций. Взаимодействие в сфере науки позволяет развивать торговлю интеллектуальной собственностью между нашими странами, а также облегчает сотрудничество научных специалистов обеих стран. Для этого был учреждён Союз вузов Китая и России, создаются прочие межгосударственные научные организации, проводятся форумы и научные конференции.

Взаимодействие в плане культуры и искусства происходит в основном в сфере выставок, постановок, концертов, кинопроизводства и центров русской культуры в Китае [8]. Такие организации, как фонд «Русский мир», «Русский центр» или «Российский культурный центр» стараются привлечь население Китая к изучению русского языка и культуры, рассказать китайцам больше о традициях и особенностях культуры России и их месте в мировой истории. Свою деятельность фонд «Русский мир» начал в 2007 году в соответствии с указом президента РФ. Данный фонд занимается распространением русского языка и культуры в иностранных государствах, поддержанием и сохранением русского языка и культуры в странах ближнего зарубежья. Также фонд оказывает поддержку тематическим мероприятиям и исследовательским проектам в России и за рубежом, направленным на содействие межкультурному обмену и взаимопониманию народов мира, оказывает содействие российским и иностранным центрам, работающим в сфере распространения российской культуры и русского языка. Также одним из важнейших направлений деятельности данного фонда является организация мероприятий, позволяющих продемонстрировать русскую культуру иностранцам, популяризировать произведения культуры и искусства, а также изучение русского языка за рубежом [9].

Данная деятельность позволит китайцам лучше понять русскую культуру, традиции и обычаи, чтобы добиться более дружественных отношений между народами двух стран. Также существуют инициативы по взаимодействию в сфере СМИ между КНР и РФ. В рамках данного взаимодействия проводятся форумы для обсуждения важных вопросов в сфере СМИ, создаются совместные сети телевещания и интернет-СМИ, организовывается взаимодействие между действующими медиакомпаниями, а также производится перевод и подготовка к прокату кинопродукции в Китае [8].

Ранее также развивалось туристическое направление между КНР и РФ. Развивалось качество оказываемых туристам услуг, продвигалось расширение туристического

Региональное развитие

обмена между странами. Однако ситуацию с туризмом значительно осложнила пандемия коронавируса, из-за чего замедлилось взаимодействие в данной сфере [10].

Подводя итоги статьи, следует отметить следующее. Концепция «мягкой силы» приобретает новые черты и способы прочтения. Например, отличие трактовки «мягкой силы» со стороны российских специалистов настолько отличалось от иностранных, что пришлось ввести термин «острая сила», чтобы разделить концепцию на два варианта. В варианте «мягкая сила» - воздействие посредством культуры и имиджа государства для облегчения взаимодействия между странами. А в случае с «острой силой» воздействие может оказываться для дестабилизации государства и ударов по его имиджу в международном пространстве. «Мягкая сила», применяемая РФ, в основном сводится к оказанию гуманитарной помощи нуждающимся странам, а также продвижению русской культуры и языка за рубежом. Значимую роль в этом играет фонд «Русский мир», который организовывает взаимодействие отечественных и иностранных организаций для продвижения русского языка и культуры.

Взаимодействие же Российской Федерации и Китайской Народной Республики на новом этапе существования РФ началось с 1992 года и продолжает развиваться и на данный момент. Взаимодействие происходит в сфере культуры, кинопроизводства, научной сфере и экономической. На данный момент лучше всего развивается взаимодействие в образовательной и научной сфере, где налажено общение на уровне университетов, организованы программы учебы по обмену. В сфере культуры взаимодействие происходит посредством проведения фестивалей русского языка и культуры и прочих мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа РФ у населения Китая. Представители КНР на территории РФ также организовывают мероприятия по продвижению китайского языка и культуры, создают Институты Конфуция для обучения китайскому языку и распространения китайской культуры.

Regional development

Имеются сложности в сфере туристического взаимодействия между странами из-за коронавирусной инфекции. Также на данный момент постепенно развивается взаимодействие в сфере природоохраны и здравоохранения. Отличительной чертой на данном этапе можно назвать расширение взаимодействия культур РФ и КНР в двустороннем

порядке. Инициатива по сближению и взаимному обогащению культур исходит от обоих участников данного процесса. Можно сделать выводы, что развитие взаимоотношений в сфере культуры положительно скажется на имидже Российской Федерации, а также будет способствовать взаимодействию между нашими странами.

Список литературы

1. Шмидт С.Ф. Конфронтационная трактовка «мягкой силы»: Трансформация американской концепции в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ konfrontatsionnaya-traktovka-myagkoy-sily-transformatsiya-amerikanskoy-kontseptsii-v-rossii

2. Nye J. The Future of Power. - New York: Public Affairs, 2011. - 320 p.

3. Леонова О.Г. Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения // Социально-гуманитарные знания. - 2018. -№ 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ dzhozef-nay-i-myagkaya-sila-popytka-novogo-prochteniya

4. Наумов А.О. Концепция «мягкой силы» Джозефа Ная в зарубежном научном дискурсе: Интерпретация и критика // Государственное управление. Электронный вестник. - 2021. - № 89 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-myag-koy-sily-dzhozefa-naya-v-zarubezhnom-nauch-nom-diskurse-interpretatsiya-i-kritika

5. Коваленко А.А. Культура как ключевой элемент «мягкой силы» Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. - 2021. - № 10 (160). - С. 9-12.

- EDN RUJRWH.

6. Суханова Н. «Мягкая сила» во внешней политике современной России / Н. Суханова // Россия и мусульманский мир.

- 2016. - № 7 (289) // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/myagkaya-sila-vo-vneshney-politike-sovremennoy-rossii-1

7. Китай поддержал соблюдение режима прекращения огня в Сирии [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2016 // URL:

https://rg.ru/2016/03/14/dlia-resheniia-krizisa-v-sirii-neobhodimy-usiliia-vseh-storon.html

8. Песцов С.К. Стратегическое партнёрство России и Китая: Место и роль гуманитарного сотрудничества // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН.

- 2 020. - № 29 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskoe-partnyorstvo-rossii-i-kitaya-mesto-i-rol-gumanitarnogo-sotrud-nichestva

9. Чжао Синь. Институт Конфуция и фонд «Русский мир» в контексте глобализации: сравнительный анализ // Общество: философия, история, культура. - 2020. - № 9 (77) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ institut-konfutsiya-i-fond-russkiy-mir-v-kontekste-globalizatsii-sravnitelnyy-analiz

10. Хэфэй Пи. Китайско-Российские отношения на современном этапе // Вестник РМАТ. - 2020. - № 2 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kitaysko-rossiyskie-otnosheniya-na-sovremennom-etape

11. Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 года.

12. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.

13. Шафикова Г.Р. Миссия Института развития образования Республики Башкортостан в системе непрерывного образования взрослых // Образование: традиции и инновации.

- 2019. - № 1. - С. 7-11.

14. Страны участвующие в деятельности организации World Skills // Официальный сайт организации World Skills // URL: https:// worldskills.org/members/

Региональное развитие

15. Ключевые цитаты Си Цзиньпина о китайско-российских отношениях // Официальный сайт CGTN. URL: https://russian. cgtn.com/n/BfIcA-BIA-BEA/BdEHEA/p.html

16. Босин В.И., Босин Е.И. Взаимодействие России и КНР в рамках шос: международно-правовые аспекты // Юридическая наука. - 2019. - № 11 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-rossii-i-knr-v-ramkah-shos-mezhdunarodno-pravovye-aspekty

References

1. Schmidt S.F. Confrontational interpretation of "soft power": Transformation of the American concept in Russia // Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. - 2022. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/konfrontatsionnaya-traktovka-myagkoy-sily-transformatsiya-amerikanskoy-kontseptsii-v-rossii

2. Nye J. The Future of Power. - New York: Public Affairs, 2011. - 320 p.

3. Leonova O.G. Joseph Nye and "soft power": an attempt at a new reading // Social and Humanitarian Knowledge. - 2018. - No. 1 // URL: http s://cyb erl eninka.ru/arti cl e/n/dzhozef-nay-i-myagkaya-sila-popytka-novogo-prochteniya

4. Naumov A.O. The concept of "soft power" by Joseph Nye in foreign scientific discourse: Interpretation and criticism // Public administration. Electronic Bulletin. - 2021. - No. 89 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-myagkoy-sily-dzhozefa-naya-v-zarubezhnom-nauchnom-diskurse-interpre-tatsiya-i-kritika

5. Kovalenko A.A. Culture as a key element of the "soft power" of the Russian Federation // Ethnosocium and international culture. - 2021. - No. 10 (160). - P. 9-12. - EDN RUJRWH.

6. Sukhanova N. "Soft power" in the foreign policy of modern Russia / N. Sukhanova // Russia and the Muslim world. - 2016. - No. 7 (289) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ myagkaya-sila-vo-vneshney-politike-sovre-mennoy-rossii-1

7. China supported the observance of the ceasefire in Syria [Electronic resource] // Rossiyskaya Gazeta. - 2016 // URL: https://

rg.ru/2016/03/14/dlia-resheniia-krizisa-v-sirii-neobhodimy-usiliia-vseh-storon.html

8. Pestsov S.K. Strategic partnership between Russia and China: The place and role of humanitarian cooperation // Proceedings of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. - 2020. - No. 29 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-partnyorstvo-rossii-i-kitaya-mesto-i-rol-guma-nitarnogo-sotrudnichestva

9. Zhao Xin. Confucius Institute and the Russkiy Mir Foundation in the Context of Globalization: Comparative Analysis // Society: Philosophy, History, Culture. - 2020. - No. 9 (77) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-konfutsiya-i-fond-russkiy-mir-v-kontekste-globalizatsii-sravnitelnyy-analiz

10. Hefei Pi. Sino-Russian relations at the present stage // Vestnik RMAT. - 2020. - No. 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitaysko-rossiyskie-otnosheniya-na-sovremennom-etape

11. Joint declaration on the fundamentals of relations between the Russian Federation and the People's Republic of China of December 18, 1992.

12. Treaty of Good Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China dated July 16, 2001.

13. Shafikova G.R. Mission of the Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan in the System of Continuous Education for Adults // Education: Traditions and Innovations. - 2019. - No. 1. -P. 7-11.

14. Countries participating in the activities of the WorldSkills organization // Official website of the WorldSkills organization // URL: https:// worldskills.org/members/

15. Xi Jinping's Key Quotes on Sino-Russian Relations // CGTN Official Website. URL: https://russian.cgtn.com/n/BfIcA-BIA-BEA/ BdEHEA/p.html

16. Bosin V.I., Bosin E.I. Interaction between Russia and China within the framework of the SCO: international legal aspects // Legal Science. - 2019. - No. 11 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vzaimodeystvie-rossii-i-knr-v-ramkah-shos-mezhdunarodno-pravovye-aspekty

-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.