Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ВЛИЯНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ'

ОБ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ВЛИЯНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КУЛЬТУРА / ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ / КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов А. И., Навдаева М. Е.

В статье рассматривается современное состояние отношений Китая и стран Латинской Америки, в том числе значение «мягкой силы» Китая во внешней политике в отношении латиноамериканских государств. Исследуются основные источники и инструменты китайской «мягкой силы» в различных сферах, например, в экономической, культурно-образовательной, что также включает в себя деятельность Институтов Конфуция. Рассматривается вопрос, насколько способствует «мягкая сила» КНР распространению цивилизационно-культурного влияния среди стран в западном полушарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC INSTRUMENTS OF CIVILIZATIONAL AND CULTURAL INFLUENCE OF CHINA’S SOFT POWER ON LATIN AMERICAN COUNTRIES

The article examines the current state of relations between China and Latin American countries, including the place of China's "soft power" in foreign policy towards Latin American states. The main sources and tools of Chinese "soft power" are studied in various spheres, including economic, cultural and educational, which also includes the activities of Confucius Institutes. The question is raised as to how much the "soft power" of the PRC contributes to the spread of civilizational and cultural influence among countries in the western hemisphere.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ВЛИЯНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Научная статья УДК 327

DOI 10.52070/2542-2197_2021_12_854_189

ОБ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ВЛИЯНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

А. И. Емельянов1, М. Е. Навдаева2

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,

1апйзп.ро1.М:о1.од@уа.ги

[email protected]

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние отношений Китая и стран Латинской Америки, в том числе значение «мягкой силы» Китая во внешней политике в отношении латиноамериканских государств. Исследуются основные источники и инструменты китайской «мягкой силы» в различных сферах, например, в экономической, культурно-образовательной, что также включает в себя деятельность Институтов Конфуция. Рассматривается вопрос, насколько способствует «мягкая сила» КНР распространению цивилизационно-культурного влияния среди стран в западном полушарии.

Ключевые слова: «мягкая сила», экономическая помощь, культура, Институты Конфуция, китайская культура

Для цитирования: Емельянов А. И., Навдаева М. Е. Об основных инструментах цивилизационно-культурного влияния «мягкой силы» Китая в отношении стран Латинской Америки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 12 (854). С. 189-202. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_12_854_189

Original article

BASIC INSTRUMENTS OF CIVILIZATIONAL AND CULTURAL INFLUENCE OF CHINA'S SOFT POWER ON LATIN AMERICAN COUNTRIES

A. I. Emelianov1, M. E. Navdaeva2

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia,

[email protected]

[email protected]

Abstract. The article examines the current state of relations between China and Latin American countries, including the place of China's "soft power" in foreign policy towards Latin American states. The main sources and tools of Chinese "soft power" are studied in various spheres, including economic, cultural and educational, which also includes the activities of Confucius Institutes. The question is raised as to how much the "soft power" of the PRC contributes to the spread of civilizational and cultural influence among countries in the western hemisphere.

Key words: soft power, economic aid, culture, Confucius Institutes, Chinese culture

For citation: Emelianov, A. I., Navdaeva, M. E. (2021). Basic instruments of civilizational and cultural influence of China's soft power on Latin American countries. Vestnik of Moscow State University. Humanities, 12 (854), 189-202. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_12_854_189

Введение

С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году и в течение последующего полувека, ввиду региональной политико-экономической конъюнктуры, страна уделяла лишь ограниченное внимание странам Латинской Америки, которые традиционно, после обретения независимости, находились под экономическим и политическим влиянием США. Однако усиление Китая в начале XXI века в экономической и военно-политической сферах привело к изменению внешнеполитического курса, так правительство КНР стало всё больше внимания обращать на развивающиеся страны, в том числе и на государства Латинской Америки. Сегодня китайская сторона усиливает полноценные политические, торгово-экономические и культурные связи со странами южноамериканского и центральноамериканского регионов. В то же время всё более ощутимое и яркое присутствие Китая в регионе вызывает определенную тревогу как у самих стран, так и у их северного соседа США. Учитывая напряженность в двусторонних отношениях, сохраняющееся доминирование американского капитала в мировой экономике, Китай в своей внешней политике при выстраивании сотрудничества с указанным регионом всё чаще использует «мягкую силу» - инструмент, позволяющий создать положительный имидж Китая у латиноамериканских партнеров и завоевать доверие рядовых латиноамериканцев.

Вопросы, связанные с изучением отношений Китая и стран Латинской Америки, широко рассматривались такими российскими исследователями, как В. С. Зверева, Е. И. Сафронова, Е. В. Простакишина

[Зверева, 2019; Сафронова, 2018; Простакишина, 2014]. Вопросами феномена «мягкой силы» занимались Дж. Най, в том числе «мягкой силы» Китая - М. И. Гарбарт, Э. О. Леонтьева [Nye, 2017; Гарбарт, 2019; Леонтьева, 2016]. Наличие исследований в данной области позволяет сделать заключение о целесообразности и важности изучения данного вопроса.

Несмотря на относительную разработанность таких вопросов, как отношения между Китаем и странами Латинской Америки, использование Китаем «мягкой силы» в отношениях со странами Латинской Америки, остается малоизученным вопрос о том, может ли Китай оказывать цивилизационно-культурное влияние на данный регион и его страны посредством использования «мягкой силы». Кроме того, становится актуальным вопрос о том, насколько долговременным может оказаться эффект от данного воздействия?

Сущность концепции «мягкая сила»

Прежде всего, стоит отметить, что концепция «мягкой силы», разработанная американским исследователем Джозефом Наем и впервые представленная в 1990 году в его книге «Пределы лидерства: изменение природы американской мощи» (англ. «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power»), представляет собой способность влиять на других с помощью привлекательности идей и убеждений, а не грубой силы и принуждения, на что опирается «жесткая сила» [Nye, 2017]. Идея «мягкой силы» быстро заняла свою нишу в сфере международных отношений и стала пониматься как способность одной страны влиять на других преимущественно посредством культурных ценностей, а не военного принуждения, с целью получения желаемого результата. При правильной реализации «мягкая сила» позволяет государству создать и поддерживать благоприятный имидж и международное окружение, позволяющее реализовывать собственные цели и задачи без применения силовых сценариев.

В настоящее время основными ресурсами «мягкой силы» также остаются культура, ценности, международные институты, национальный образ жизни; а инструментами выступают коммуникация, информационные технологии, дипломатические представительства, культурные и образовательные центры, а также неправительственные организации. «Мягкая сила» может реализовываться через такие

институты, как публичная и государственная дипломатия, гуманитарная помощь и программы помощи развития другим странам.

Особенности «мягкой силы» Китайской Народной Республики

Особую роль «мягкая сила» как инструмент продвижения своих интересов играет во внешней политике Китая. После начала политики реформ и открытости в 1978 году экономическая значимость страны на мировой арене возросла. Вместе с тем стала возрастать и политическая роль Китая в международных отношениях. Данная тенденция, однако, усилила противостояние Китая как представителя Востока с Западным миром, который с подозрением и недоверием относится к возвышению такой крупной недемократической, на их взгляд, страны, как Китай и опасается его становления в качестве нового мирового «гегемона». В данных условиях Китай начал активно использовать различные инструменты «мягкой силы» для привлечения новых партнеров и установления прочных связей, а также для убеждения других государств в том, что действия КНР носят мирный, негегемонистический, характер.

По мнению авторов, к основным ресурсам «мягкой силы», используемым Китаем, можно отнести следующие:

1. Экономические: экономическая модель и экономическая помощь другим странам. В связи с достаточно высокими темпами роста экономики Китая, наблюдавшимися в течение последних сорока лет, а также улучшением социально-экономических показателей Правительство КНР сделало вывод, что китайская модель экономического развития является успешной и может быть взята за основу и использоваться другими странами. Так, например: в 1982 году прирост ВВП Китая составлял 9 %, в 1983 - 10,77 %, в 1984 -15,2 %, в 1987 -11,66 %, в 1992 - 14,2 %; с 1978 по 2020 гг. ВВП вырос с 149,541 млрд долл. США до 14,72 трлн долл. США.

ВВП на душу населения увеличился с 156,4 долл. США в 1978 году до 10 500,4 долл. США в 20201. Китай даже создал собственный «Пекинский консенсус» в противовес «Вашингтонскому консенсусу», который, в свою очередь, серьезно дискредитировал себя. Для многих стран Азии, Латинской Америки, Африки модель развития

1The World Bank Data. URL: https://data.worldbank.org/country/china (дата обращения: 20.08.2021).

Китая является более предпочтительной, чем западная, поскольку не несет в себе насильное насаждение либерально-демократических ценностей. Что касается экономической помощи, она подразумевает предоставление материальной, технической, финансовой поддержки развивающимся странам. Стоит отметить, что в отличие от западной помощи, финансирование Китая не имеет политической обусловленности: Китай не требует от стран-реципиентов приверженности китайским идеалам и китайскому видению и пониманию мира.

2. Культурно-цивилизационные: привлекательность ценностей и духовной и материальной культуры традиционного и современного Китая. Сюда можно отнести философско-религиозные течения, распространенные в Китае - конфуцианство, даосизм, буддизм; национальную кухню, традиционные боевые искусства, а главное -китайский язык. Главными инструментами здесь являются туризм, «пандовая дипломатия», научно-образовательное сотрудничество, распространение китайского языка и культуры, проведение различных мероприятий (например, Олимпийских игр в Пекине в 2008 году), выставок, «взаимных годов» культуры, языка. Также важную роль играют средства массовой информации, транслируемые за рубежом (например, новостное агентство «Синьхуа» на русском языке, «China Daily» на английском и т. д.).

3. Внешнеполитические принципы. Китай проводит сбалансированную внешнюю политику и придерживается идеи недопущения усугубления международной обстановки и идеи укрепления мировой экономической и политической стабильности. Привлекательной для других государств также является такая китайская внешнеполитическая концепция, как «пять принципов мирного сосуществования», включающая взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, политику ненападения, невмешательство во внутренние дела государств, идею равенства и взаимной выгоды, мирное сосуществование. Невмешательство в дела других стран имеет особое значение для укрепления «мягкой силы» Китая: эта приверженность привела к значительному росту авторитета Китая среди развивающихся стран.

Одним из основных инструментов реализации «мягкой силы» Китайской Народной Республики можно считать Институты Конфуция и Классы Конфуция Институты Конфуция

представляют собой сеть государственных культурно-образовательных лингвистических центров, образовательную платформу,

посредством которой осуществляется обучение китайскому языку и знакомство с китайской культурой граждан в других странах. Первый Институт Конфуция открылся в 2004 году в Сеуле, а к 2016 году их количество достигло 500 [Леонтьева, 2016]. К 2019 году количество этих центров составляло 550 в 162 странах мира1. Главная цель Институтов Конфуция - усиление роли Китая в мировом пространстве посредством развития культурно-образовательных связей за рубежом, а также создания потенциальной базы зарубежных студентов для китайских вузов.

«Мягкая сила» Китая в Латинской Америке

Одной из важнейших «точек приложения» китайской «мягкой силы» является латиноамериканский регион, которым КНР начала активно интересоваться в начале 2000-х годов. Основными причинами этого интереса стали: поиск путей диверсификации поставок сырья; идеологический вакуум в регионе, образовавшийся после распада СССР; сосредоточенность вектора интереса США на Европе в 1990-е и Ближнем Востоке в 2000-е годы.

Важность Латинской Америки для Китая демонстрируется как на высоком уровне (встречи официальных лиц государств, взаимные визиты, участие в саммитах), так и торгово-экономической статистикой. Так, например, в 2004 году на саммите АТЭС в Чили лидер Китая Ху Цзиньтао заявил о том, что Китай собирается вложить 100 млрд долл. США в Латинскую Америку [Зверева, 2019]. В 2008 году Китай разработал стратегический документ «Политика Китая в Латинской Америке и Карибском бассейне», где отражены основные приоритеты страны в Латинской Америке, а также принципы налаживания сотрудничества в различных сферах [Простакишина, 2014]. Более того, в 2015 году Китай и Сообщество латиноамериканских и карибских государств провели саммит, в ходе которого Китай заявил о намерении инвестировать еще 250 млрд долл. США в страны Латинской Америки.

Активно развивается торгово-экономическое сотрудничество Китая с регионом. Так, если к 2012 году Китай стал третьим торгово-экономическим партнером стран региона после Европейского союза и США, то сегодня Китай уже обогнал США и стал главным торговым

1URL: https://ria.ru/20191210/1562217842.html (дата обращения: 13.08.2021).

партнером региона [Зверева, 2019; Krumholtz, 2021]. Объёмы торговли Китая с регионом увеличились с 12 млрд долл. США в 2000 году до 244 млрд долл. в 2017 году (для сравнения, китайскоафриканская торговля в 2017 году составляла 170 млрд долл. США) [Сафронова, 2018].

В связи с тем, что Латинская Америка для Китая интересна, прежде всего, как источник природных ресурсов и потенциальный рынок для экспорта китайских товаров. КНР активно инвестирует в нефтяные отрасли стран региона: так, в 2013 году китайские инвестиции в данную отрасль составили 13 % от всего объёма прямых иностранных инвестиций в регион; в 2013 году Китайская национальная нефтегазовая корпорация (англ. «China National Petroleum Corporation») стала обладателем перуанских активов нефтегазовой компании Бразилии «Petrobras».

Активное использование Китаем «мягкой силы» в построении отношений со странами Латинской Америки обусловливается несколькими факторами. Во-первых, Латинская Америка - это регион, долгое время находившийся под влиянием Соединенных Штатов, которые до сих пор могут использовать различные рычаги воздействия посредством таких институтов, как Организация американских государств, Межамериканский банк развития, а также путем экономической и военной помощи странам. Во-вторых, КНР и Латинская Америка представляют собой различные цивилизации с собственными культурными традициями и особенностями, а странам, принадлежащим к различным цивилизациям, всегда сложнее выстраивать сотрудничество, чем странам со схожими культурами.

В-третьих, в регионе до сих пор существует ряд стран, не имеющих дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой, но признающих Республику Китай (Тайвань).

Еще одним из инструментов «мягкой силы», применяемых Китаем в регионе, является предоставление экономической помощи. С 2004 по 2014 год общая сумма займов китайских банков латиноамериканским и карибским странам составила 118,5 млрд долл. США, а с 2015 по 2019 год - 43,5 млрд долл. США [Krumholtz, 2021]. Основная часть средств была предоставлена Китайским банком развития (China Development Bank) и Экспортно-импортным банком Китая (ExportImport Bank of China) и была направлена в инфраструктурные, энергетические и горнопромышленные проекты [там же]. Кроме банков

финансирование также осуществляется через несколько региональных фондов: Китайско-латиноамериканский инвестиционный фонд промышленного сотрудничества (the China-LAC Industrial Cooperation Investment Fund), Китайско-латиноамериканский фонд сотрудничества (China-LAC Cooperation Fund) и специальная программа займов Китайско-латиноамериканских инфраструктурных проектов (Special Loan Program for China-Latin America Infrastructure Project).

Другим инструментом «мягкой силы» является культурно-образовательное сотрудничество, в том числе популяризация китайской культуры и китайского языка, что включает государственные программы по образовательным обменам, работу средств массовой информации на языках региона, проведение научных и образовательных мероприятий. Так, например, в январе 2015 года на заседании Форума Китай -СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна) был принят План сотрудничества Китая и латиноамериканских и карибских стран на 2015-2019 годы1. В данном документе важное место отводится культурному, образовательному и гуманитарному сотрудничеству Китая с регионом, подчеркивается важность стимулирования программ обмена и исследовательской мобильности между образовательными учреждениями и институтами. Кроме того, согласно документу, Китай предоставляет странам СЕЛАК 6 000 правительственных стипендий и 6 000 мест на обучение, а также 400 мест получения степени магистра на рабочем месте в Китае в период с 2015 по 2019 год. В 2016 году Китай и страны Латинской Америки провели Год культурных обменов, который включил в себя две составляющие: Фестиваль китайской культуры в Латинской Америке и Фестиваль искусств латиноамериканских и карибских стран в Китае2. В результате с марта по ноябрь 2016 года было проведено более 100 мероприятий с обеих сторон: музыкальные фестивали, переводы литературы, художественные выставки и т. д.

В Плане сотрудничества Китая и латиноамериканских и карибских стран на 2015-2019 годы также затронута тема сотрудничества прессы, СМИ и издательств. В документе отмечается необходимость

Cooperation Plan (2015-2019) // China-CELAC Forum. 2015, January 23. URL: http://www.chinacelacforum.org/eng/zywj_3/t1230944.htm

2China-Latin America and Caribbean 2016 Year of Culture Exchange // China Culture. URL: http://en.chinaculture.org/ChinaLatinAmerica2016.html

развития кооперации между информационными службами КНР и странами СЕЛАК, подписания соглашений в сфере радио, телевидения и кинематографа, а также появления радио- и телепрограмм на китайском языке в странах региона1. На сегодняшний день такие известные издания, как «Синьхуа», «Жэньминь жибао», а также Международное радио Китая (англ. China Radio Interntional) ежедневно публикуют контент на испанском и португальском языках, а Центральное телевидение Китая (CCTV) имеет круглосуточный канал CGTN Spanish, который находится в свободном доступе в Интернете. Также на территории Мексики и Перу существует печатное издание китайского журнала China Today, который также имеет два испаноя-зычных сайта [Barrios, 2018]. КНР сотрудничает и с региональными изданиями: так, например, существует соглашение о сотрудничестве и публикации между китайской газетой «Жэньминь Жибао» и аргентинской «Насьон» (La Nación) [Гарбарт, 2019].

В популяризации китайского языка и культуры в латиноамериканских и карибских странах отметим важную роль, которую играют институты Конфуция. Всего в регионе функционирует 39 институтов и 11 классов Конфуция, где обучается более 50 000 студентов2. Институты Конфуция открыты в Аргентине, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Перу, Эквадоре, на Кубе и т. д. Эти образовательные центры играют ключевую роль в продвижении экономических интересов страны в Латинской Америке, поскольку способствуют улучшению понимания Китая среди латиноамериканцев, а это, в свою очередь, благоприятно влияет на экономическое сотрудничество.

Использование «мягкой силы» в Латинской Америке, несомненно, оказало позитивное влияние на построение отношений Китая со странами региона. Так, по результатам опросов общественного мнения в Аргентине в 2019 году у 79 % респондентов сложилось положительное впечатление о Китае, а 54 % считали сотрудничество Аргентины с Китаем более приоритетным, чем с США [Гарбарт, 2019]. В Чили о Китае положительно отзывались 77 % респондентов, 51 % считали отношения с КНР более приоритетными, чем с США. Более того, за последние четыре года три латиноамериканские страны - Доминиканская

1URL: http://www.chinacelacforum.org/eng/zywj_3/t1230944.htm

// АКИ. 2018-01-26. http://world. people.com.cn/n1/2018/0126/c1002-29788625.html

Республика, Республика Сальвадор и Республика Панама - установили дипломатические отношения с КНР вместо Тайваня1. Однако может ли активное применение китайской «мягкой силы» в регионе оказывать культурно-цивилизационное влияние на латиноамериканцев?

Культурно-цивилизационное влияние можно определить как воздействие культурных элементов одной цивилизации (религии, искусства, литературы) на другую, заимствование и распространение этих элементов и адаптация их к новым условиям. Самым ярким примером является влияние массовой культуры США, которое заключается в тиражировании американской музыки, литературы, фильмов, искусства в глобальном масштабе. Является ли китайская культура столь распространенной в Латинской Америке, как культура США по всему миру? Несомненно, некоторые элементы культуры Китая получили распространение в Латинской Америке: например, большую популярность обрела китайская кухня, появившаяся в регионе вместе с первыми китайскими мигрантами в XIX веке и «слившаяся» в некоторых регионах с местными кулинарными традициями [Capella Miternique, 2014].

Также распространение получили некоторые китайские виды спорта - цигун, тайцзицюань. Последний пользуется особым спросом в Перу, где была создана Латиноамериканская ассоциация тайцзи чэнь-стиля2. Директор Ассоциации, Хуан Васкес Санчес, изучавший искусство непосредственно в Китае, часто практикует тайцзи в местном парке в Лиме вместе со своими последователями; благодаря его работе, более ста перуанцев овладели этим искусством. Кроме того, в апреле 2013 года в честь празднования Всемирного дня тайцзи и цигун тысячи жителей Латинской Америки вышли на площади, улицы и в парки городов для масштабного перформанса3.

Популярность среди латиноамериканцев набрали и некоторые товары китайского производства. Например, рыночная доля смартфонов фирмы Хуавэй составила 11,6 % в 2019 г., компания была третьей

Nugent, C. and Campell, C. The U.S. and China Are Battling for Influence in Latin America, and the Pandemic Has Raised the Stakes // Time. 2021, February 4. URL: https://time.com/5936037/us-china-latin-america-influence.

2Peruvian Tai Chi Master Spreads Martial Arts in Latin America // China Daily. 2016, November 23. URL: https://www.chinadaily.com.cn/world/2016-11/23/ content_27470937.htm#Content

3Chinese Martial Art in Latin America // BBC. 2013, April 28. URL: https://www. bbc.com/news/av/world-latin-america-22327844

в рейтинге продаж после Apple и LG, а к концу 2019 г. Хуавэй лидировал по продажам в Перу и был вторым в Чили и Колумбии [Uriegas, 2019]. Значительную долю на латиноамериканском рынке также занимают такие китайские бренды, как Chery, Lenovo, Alibaba и другие.

Тем не менее было бы ошибкой считать, что китайская культура «завоевывает» Латинскую Америку: лишь ограниченные элементы культуры Китая набирают популярность среди жителей региона, которые в целом мало знакомы с современной музыкой, литературой и кинематографом Китая. Популярность китайских товаров также не несет в себе глубоких познаний о Китае и распространения китайского образа жизни, привычек среди жителей Латинской Америки. По сей день ресурсы «мягкой силы» США имеют более мощное влияние на Латинскую Америку, нежели «мягкая сила» Китая.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить следующие моменты. Во-первых, в настоящее время Латинская Америка выступает как одно из важнейших внешнеполитических направлений для Китайской Народной Республики, несмотря на то что их отношения перешли в активную стадию всего два десятилетия назад. КНР удалось достичь высоких результатов в регионе: сегодня стороны сотрудничают по широкому кругу вопросов, включая экономику, торговлю, объёмы которой выросли более чем в десять раз; образование, культуру и т. д. Более того, три страны региона - Панама, Сальвадор, Доминикана - заключили дипломатические отношения с КНР, разорвав отношения с Тайванем.

Важную роль в выстраивании отношений с регионом сыграла китайская «мягкая сила», имеющая широкий круг источников и инструментов для создания позитивного образа страны у Латинской Америки. Основными формами китайской «мягкой силы» стали: экономическая помощь, включающая предоставление кредитов и финансирование различных инфраструктурных проектов; сотрудничество в сфере культуры и образования - студенческие обмены, проведение взаимных культурных годов, сотрудничество средств массовой информации, работа Институтов и Классов Конфуция, занимающихся преподаванием китайского языка за рубежом.

Несмотря на достигнутые высокие результаты в торгово-экономической сфере, популярность китайской кухни и некоторых видов боевых искусств, а также ряда китайских брендов среди жителей

Латинской Америки цивилизационно-культурное влияние Китая на регион остается незначительным. Большая часть жителей региона мало или совсем не знакома с Китаем и его культурой: популярной музыкой, кинематографом и т. д. Сегодня сотрудничество КНР и латиноамериканских стран в торгово-экономической и инвестиционной сферах является более глубоким, чем в культурной. Можно сделать вывод, что Китаю необходимо и дальше продолжать развивать инструменты «мягкой силы» в регионе, углублять образовательное сотрудничество, увеличивать количество студенческих и научных обменов, стимулировать развитие межуниверситетских связей и уделять больше внимания популяризации китайской культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Зверева В. С. Китай на просторах Латинской Америки: современные геополитические реалии // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 2. С. 171-183.

2. Сафронова Е. И. [и др.] Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. М. : ФОРУМ, 2018.

3. Простакишина Е. В. Основные направления сотрудничества КНР и стран Латинской Америки // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2014. № 14. С. 53-57.

4. Гарбарт М. И. Основные источники «мягкой силы» КНР в Латинской Америке на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 4 (80). С. 907-914.

5. Леонтьева Э. О. Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР // Регионалистика. 2016. № 5. С. 51-59.

6. Nye J. Soft Power: the Origins and Political Progress of a Concept // Palgrave Communications. 2017. 3 (1): 17008. P. 1-3.

7. Krumholtz M. Chinese Loans to Latin America Run Dry // Latin America Reports. 2021, February 24. URL: https://latinamericareports.com/ chinese-loans-to-latin-america-run-dry/5531

8. Barrios R. China's State Media in Latin America: Profile and Prospects // Asia Research Institute. 2018, May 28. URL: https://theasiadialogue. com/2018/05/28/chinese-state-media-in-latin-america-profile-and-prospects

9. Capella Miternique, H. Fusion in Multicultural Societies: Chifa Food as a Means of Spreading Chinese Culture in the Hispanic World // Asian Journal of Humanities and Social Studies. 2014. # 5. Vol. 02. P. 648-656.

10. Uriegas F. The Chinese Brands Latin Americans Love // Americas Quarterly. 2019, April 15. URL: https://www.americasquarterly.org/article/ the-chinese-brands-latin-americans-love

REFERENCES

1. Zvereva, V S. (2019). Kitay na prostorakh Latinskoy Ameriki: sovremennyye geopoliticheskiye realii = China's Presence in Latin America: Present-Day Geopolitical Realities. Bulletin of the Moscow Regional State University, 2, 171-183. (In Russ.)

2. Safronova, E. I. et al. (2018). Kitayskaya Narodnaya Respublika: politika, ekonomika, kul'tura = People's Republic of China: politics, economics, culture. Moscow: FORUM. (In Russ.)

3. Prostakishina, E. V. (2014). Osnovnyye napravleniya sotrudnichestva KNR i stran Latinskoy Ameriki = Key Areas of Cooperation of China and Latin America. Rossiya i Kitay: problemy strategicheskogo vzaimodeystviya: sbornik Vostochnogo tsentra, 14, 53-57. (In Russ.)

4. Nye, J. (2017). Soft Power: the Origins and Political Progress of a Concept. Palgrave Communications, 3 (1), 17008, 1-3.

5. Garbart, M. I. (2019). Osnovnyye istochniki «myagkoy sily» KNR v Latinskoy Amerike na sovremennom etape = Main Sources of Chinese «Soft Power» in Latin America in the Modern Era. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (80), 907-914. (In Russ.)

6. Leont'yeva, E. O. (2016). Instituty Konfutsiya kak instrument vneshney politiki KNR = Confucius Institutes as a Tool of China's Foreign Policy. Regionalistika, 5, 51-59. (In Russ.)

7. Krumholtz, M. (2021). Chinese Loans to Latin America Run Dry. Latin America Reports. February 24. https://latinamericareports.com/ chinese-loans-to-latin-america-run-dry/5531

8. Barrios, R. (2018). China's State Media in Latin America: Profile and Prospects. Asia Research Institute. 2018, May 28. https://theasiadialogue. com/2018/05/28/chinese-state-media-in-latin-america-profile-and-prospects

9. Capella Miternique. (2014). H. Fusion in Multicultural Societies: Chifa Food as a Means of Spreading Chinese Culture in the Hispanic World. Asian Journal of Humanities and Social Studies, 5, 648-656. Vol. 02.

10. Uriegas, F. (2019). The Chinese Brands Latin Americans Love. Americas Quarterly. April 15. https://www.americasquarterly.org/article/ the-chinese-brands-latin-americans-love

Информация об авторах

Емельянов А. И. - кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой теории регионоведения Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

Навдаева М. Е. - аспирант кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EmelianovA. I. - PhD (Political Science), Associate Professor, Head of the Department of the Theory of Regional Studies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), Moscow State Linguistic University Navdaeva M. E. - graduate student at the Department of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 12.07.2021;

одобрена после рецензирования 09.08.2021; принята к публикации 11.08.2021

The article was submitted 12.07.2021; approved after reviewing 09.08.2021; accepted for publication 11.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.