Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО КОМПОНЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО КОМПОНЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РЕЛИГИОЗНЫЙ И СВЕТСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Т.А., Морозова А.Л.

В статье подчеркнута актуальность обращения к ядровым культурным ценностям религии в светском образовании на примере изучения иностранного языка в условиях глобализирующегося мира, приводящего к стиранию самобытности национальностей и культур. Приводится анализ эффективности отдельных организационно-педагогических форм работы со студентами в данном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкова Т.А., Морозова А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF RELIGIOUS AND SECULAR COMPONENTS OF HIGHER EDUCATION IN THE COURSE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article emphasizes the relevance of addressing the sound cultural values of religion in secular education, using the example of studying a foreign language in a globalizing world, leading to the erasure of the identity of nationalities and cultures. The analysis of the effectiveness of individual organizational and pedagogical forms of work with students in this context is given.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО КОМПОНЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО КОМПОНЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА INTERACTION OF RELIGIOUS AND SECULAR COMPONENTS OF HIGHER EDUCATION IN THE COURSE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Костюкова Т. А., д-р пед. наук, профессор ФГАОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Россия, Томская область, г. Томск kostykova@inbox.ru Морозова А. Л., канд. пед. наук, доцент МГИМО МИД России, Одинцовский филиал Россия, Московская область, г. Одинцово Llg04@yandex.ru

Аннотация. В статье подчеркнута актуальность обращения к ядровым культурным ценностям религии в светском образовании на примере изучения иностранного языка в условиях глобализирующегося мира, приводящего к стиранию самобытности национальностей и культур. Приводится анализ эффективности отдельных организационно-педагогических форм работы со студентами в данном контексте.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык, религиозный и светские компоненты образования.

Abstract. The article emphasizes the relevance of addressing the sound cultural values of religion in secular education, using the example of studying a foreign language in a globalizing world, leading to the erasure of the identity of nationalities and cultures. The analysis of the effectiveness of individual organizational and pedagogical forms of work with students in this context is given.

^y words: higher education, foreign language, religious and secular components.

Взаимодействие религиозного и светского компонентов высшего образования, в том числе в ходе изучения иностранного языка, представляется важной и неотъемлемой частью современного образования, особенно когда в одной учебной аудитории и группе взаимодействуют студенты, являющиеся представителями разнообразных культур, национальностей и религий. Несмотря нато-тальную глобализацию и информатизацию общества и системы образования в целом, важным представляется сохранение собственной уникальности, идентичности и способности расставления приоритетов с учетом норм морали. Поэтому сегодня, как бы не менялся госзаказ в сфере высшего образования, обозначаемый, в том числе, через Федеральные государственные стандарты (далее - ФГОС ВО, Стандарт), особенно важно утверждать такиенеизменные векторы, как взаимоуважение, семейные и культурные ценности и пр., которые должны быть заложены и развиты у выпускников вузов.

В условиях текущего социально-экономического и социокультурного кризисов, повлекших за собой по факту потерю четких мировоззренческих и нравственных ориентиров, и повсеместной пропаганды межкультурного взаимодействия, ведущего к унификации уникальности и самобытности народа, все более актуальным становится как в личной, так и в профессиональной жизни обращение каждого человека к области его духовной культуры и ценностям [1]. Разным аспектами проблемы взаимодействия религиозного и светского компонентов высшего образования посвятили свои труды О. В. Боброва, Т. М. Горбачева, А. А. Добросельский, И. А. Колесникова, Т. А. Костюкова, Ф. А. Куприянов, В. В. Сериков, Т. Д. Шапошникова [1-7] и следующие зарубежные коллеги: У. Браун, В. Султманн, Л. Франкен, С. Хункуэрия [8-11].

Указанные авторы, не рассматривая этот аспект на примере изучения иностранного языка, разработали методологическую базупредлагаемого исследования исправедливо считают, что взаимодействие религиозного и светского компонентовобразования актуализируется в наши дни и поэтому необходимо перманентно искать соответствующие пути, способы и формы достижения цели формирования разносторонне образованной высоконравственной личности.

В предлагаемом исследовании под религиозными компонентами образования мы подразумеваем включение в содержание учебных курсов тем, направленных на изучение специфики обычаев и традиций, религии того или иного народа.Светский компонент предполагает преломление изучения этих тем с точки зрения будущей профессии; другими словами, важно понять, почему будущему специалисту необходимо изучать специфику культур того или иного народа и как это поможет ему оценить и сохранить уникальность своей культуры.

Если мы обратимся к анализу ФГОС ВО, реализуемых в МГИМО, и заявленных там компетенций в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык», то мы сможем констатировать следующее. В стандарте 40.04.01 «Юриспруденция» выделяются такие компетенции, как «способность свободно пользоваться иностранным языком каксредством делового общения», способность вести диалог, пе-

реписку, переговоры на неродном языке для решения профессиональных вопросов». Стандарты «Перевод и межкультурная коммуникация», «Подготовка переводчиков в сфере экономики, управления и права» и «Теория и практика межкультурной коммуникации» диктуют необходимость развития навыков по построению стратегии эффективной коммуникации, формирование культуры иноязычного речевого общения, что позволяет выпускнику МГИМО применять язык как средство успешного общения в условиях межкультурной среды. В ФГОС ВО 38.04.01 Экономика говорится о том, что выпускник должен быть способен анализировать и учитывать разнообразие культур. Отсюда сегодня важным становится не только владение иностранным языком, но и освоение культуры, традиций и обычаев страны изучаемого языка, в том числе в сфере делового общения, что невозможно осуществить без знакомства с религиозными ценностями народа, ибо любая культура опирается на глубинное ценностное (религиозное) наследие. Другими словами, стандарты предполагают изучение разнообразных тем, связанных с культурным осмыслением российских и зарубежных духовных ценностей, в том числе и в курсе «Иностранный язык».

Отсюда логичным представляется обращение к рассмотрению накопленного педагогического опыта в данном направлении. Отметим необходимость учета того, что влюбой реальной учебной аудитории находятся обучающиеся - представители разных национальностей и, соответственно, носители разных мировых культур и религий, что бесспорно накладывает отпечаток на реализацию образовательного процесса в ходе изучения тех или иных тем. Этот определяет потребность развития взаимоуважения, самоидентификации, самоопределения и прочих моральных качеств обучающихся, которые безусловно пригодятся им в будущей трудовой деятельности, особенно, если говорить о выпускниках МГИМО, которые становятся дипломатами, атташе в разных странах мира, переводчиками, политиками, бизнесменами и т.д. А это, в свою очередь, актуализирует взаимодействие религиозного и светского компонентов высшего образования(на примере изучения иностранного языка).

Очевидно, что содержательная часть дисциплины «Иностранный язык» обладает богатым духовно-нравственным потенциалом. Напомним, что в рамках данного курса в МГИМО изучаются следующие темы: «Привычки», «Работа», «Международное право», «Культура и обычаи», «Этикет», «Правонарушения», «Будущая профессия» и прочие. Содержание этих тем вызывает интерес у большинства студентов, ибо они имеют возможность не только обсудить общие тенденции развития социума, но и поделиться собственным видением проблемы с учетом мировоззрения своей культуры и религии, что реализуется на занятиях в ходе дискуссий и бесед, которые зачастую инициируют сами обучающиеся. Так, студенты 2 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика» недавно писали эссе на английском языке на тему «Сожалений», где им надо было не только использовать изучаемые конструкции сослагательного наклонения, но и выразить и обосновать сожаления по поводу памятных им событий, указать, что они хотели бы изменить, скорректировать или сохранить в своей жизни, отразив при этом (в обязательном порядке) вопросы семейных ценностей, культурного наследия, делового этикета и прочих аспектов их жизни, в том числе в ожидаемой трудовой деятельности. После чего нами была проведена видеоконференция в zoom, где мы обсуждали данную проблему. Как оказалось, около 75% студентов озабочены вопросами сохранения указанных ценностей и им представляется важным сохранение своей самобытности, определяемой культурными ориентирами религии, присущими их национальности. Более того, студенты полагают, что сохранение культурного наследия представляется важным в рамках их будущей профессии. Оставшиеся 25% согласились, что тема интересна и они убедились в значимости затронутых проблем.

Взаимодействие религиозного и светского компонентов высшего образованияфрагментарно реализуется и в магистратуре МГИМО по направлению подготовки 45.04.02 «Лингвистика». В марте 2020 года нами была проведена он-лайн zoomчитательская конференция, когда магистранты имели возможность представить доклады и обсудить мировую художественную литературу в контексте ее духовно - нравственного посыла, что вызвало интерес не только к чтению литературы на языке оригинала, но и к изучению культуры страны изучаемого языка с возможностью сопоставления культур, обычаев и традиций стран изучаемого языка с родным наследием.

Итак, проведенный анализ показывает, чтосегодня возможно достаточно эффективно реализо-вывать взаимодействиерелигиозного и светского компонентов высшего образованияв ходе изучения иностранного языка посредством соответствующего культурно-нравственного преломления содержания учебных курсов и подбора адекватных форм, методов, способов обучения языку, в том числе посредством привлечения современных информационных технологий.

Библиографический список:

1. Костюкова, Т. А. Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей / Т. А. Костюкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 2 (47). - С. 145-148.

2. The problem of interaction of secular and religious components in education / T. D. Shaposhnikova, T. A. Kostyukova, R. I. Zianshina [et al.] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - С. 789-795.

3. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. - Санкт-Петербург, 1999.

4. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / в. В. Сериков. - Москва, 1999.

5. Куприянов, Ф. А. Религиозное образование в России (правовые проблемы государственного контроля за обеспечением свободы совести в сфере образования) / Ф. А. Куприянов // Право и образование. - 2007. - № 4. - С. 45-57.

6. Добросельский, А. А. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность / А. А. Добровольский // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность. Пятые Покровские образовательные чтения ; под редакцией В. А. Беляевой, Ю. В. Орловой; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. - 2007. - С. 69-74.

7. Боброва, О. В. Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) : специальность 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» : автореферат диссертации на соискане ученой степени кандидата социологических наук / Ольга Владимировна Боброва ; Уральский государственный технический университет. - Екатеринбург, 2003.

8. Junqueira, Sérgio Conceptions of Religious Education / Sérgio Junqueira // Numen-revista de Estudos E Pesquisa da Religiao in 2013.

9. Junqueira, Sérgio. Religious Education from ecumenism and values / Sérgio Junqueira, Azevedo Junqueira // Numen-revista de Estudos E Pesquisa da Religiao in 2014.

10. Sultmann, W. Mission and teacher identity: a case for relationships / W. Sultmann, R. Brown // Journal of Religious Education on July 30, 2019. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40839-018-0073-9 (дата обращения: 06.04.20). - Текст: электронный.

11. Franken, L. Ethics and religious culture: an inspiring example for religious education in Flanders? / L. Franken // Journal of Religious Education on January 17, 2019. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs40839-018-0073-9 (дата обращения: 06.04.20). - Текст: электронный.

УДК 378.4

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК РЕСУРС УСПЕШНОГО САМОМЕНЕДЖМЕНТА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ INDIVIDUAL EDUCATION TRAJECTORY AS A RESOUCE OF SUCCESSFUL SELF-MANAGEMENT OF UNIVERSITY STUDENTS

Асютина О. Н, преподаватель Костюкова Т. А., д-р пед. наук, профессор ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Россия, Томская область, г. Томск asyutina55@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы проектирования индивидуальной образовательной траектории как фактора успешного самоменеджмента студентов бакалавриата. Авторами представлено содержание индивидуальной образовательной траектории и показан опыт ее применения в организации учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, самоменеджмент, индивидуализация обучения.

Abstract. In the article issues of designing an individual educational trajectory as a factor of successful self-management of undergraduate students.The authors presented the content of the individual educational trajectory and demonstrated the experience of its application in the organization of the educational process at the University.

^y words: individual educational trajectory, self-management, individualization of training.

В ситуации модернизации системы образования новым условием становится персонализация обучения. Одновременно с этим, процессы глобализации и связанное с ними ускорение темпов развития информационного общества влекут за собой существенное изменение требований к качеству профессионального образования, что требует поиска новых подходов к выстраиванию учебного процесса, как со стороны сотрудников образовательных учреждений, так и со стороны самих студентов.

Важным требованием работодателей в новых условиях рынка труда является наличие высокоразвитых профессиональных и надпрофессиональных компетенций у выпускников вузов, которые молодые люди, будучи студентами, не всегда формируют в процессе освоения учебной программы в достаточном объеме. Предлагаемые институтами образования услуги не всегда соответствуют дина-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.