Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / LANGUAGE EDUCATION / EDUCATION MANAGEMENT / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

Изучается проблема управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе на примере МГИМО Одинцовский филиал (Московская область). Рассматриваются механизмы, алгоритмы, системы педагогического управления, в том числе LMS (система управления обучением, Learning Management System), которые возможно применять в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения, в том числе в период вынужденного полного перехода в дистанционный режим весной 2020 г. и внедрения смешанного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года. Представлен алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, который включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг и рефлексию. Алгоритм достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19. Анализируются условия педагогического управления процессом реализации языкового образования (гуманистическая направленность, учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обучающихся, уровня владения языком и др.). Локальной языковой системе свойственны следующие параметры: доминирование четких и верифицированных целей языкового образования; сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр.; перманентно управляемое корректирование и развитие процесса преподавания языка с учетом с изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей; мониторинг достигнутых результатов обучения. Выделяются критерии оценки качества эффективности управления: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали» и др. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и государственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило не только систематизировать, но и упростить процесс управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE FIELD OF LANGUAGE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The problem of managing the educational process in the implementation of language education in a non-linguistic University is studied on the example of MGIMO Odintsovo branch (Moscow region). We consider the mechanisms, algorithms, and systems of pedagogical management, including LMS (learning Management System), which can be used in the conditions of standard, mixed, and distance learning, including during the forced full transition to remote mode in the spring of 2020 and the introduction of mixed learning in the 1st semester of the 2020/2021 academic year. The article presents an algorithm for pedagogical management of the educational process in the field of implementation of language education in a non-linguistic University, which includes the following stages: planning, design, motivation, implementation, monitoring and reflection. The algorithm has been successfully implemented in our University, including in the conditions of the COVID-19 pandemic. The conditions of pedagogical management of process of implementation of language education (humanistic orientation, taking into account specifics of the spiritual and moral development and the needs of students and individual (gender and age, level of proficiency, etc.). local language system characterized by the following parameters: the dominance of a clear and verified the goals of language education; the combination of complex ideas, the whole process of language education and work programs, teaching materials, etc.; permanently managed correction and development of the language teaching process taking into account changing external and internal conditions, requests and goals; monitoring of the achieved learning results. The criteria for evaluating the quality of management effectiveness are highlighted: the order and transparency of the process of implementing language education; the presence of the "backbone" of the teaching staff of the Department, the cohesion of the University itself "vertically" , etc. The introduction of the proposed algorithm of pedagogical management of the educational process in the field of language education implementation into the educational process of MGIMO showed its effectiveness, which was reflected not only on the results of the session and state exams, but also on the level of language training of graduates who reached the desired B2-C1/C2, having initially A2/B1. Moreover, the implementation of the algorithm developed by US at MGIMO allowed not only to systematize and simplify the management process.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 37.043, 37.017, 37.02, 37.011.33

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.3.6

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

А.Л. Морозова1

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации Одинцовский филиал Российская Федерация, 143007, Московская обл., г. Одинцово, ул. Hoвo-Cnopmuвнaя, 3 E-mail: llg04@yandex.ru

Аннотация

Изучается проблема управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе на примере МГИМО Одинцовский филиал (Московская область). Рассматриваются механизмы, алгоритмы, системы педагогического управления, в том числе LMS (система управления обучением, Learning Management System), которые возможно применять в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения, в том числе в период вынужденного полного перехода в дистанционный режим весной 2020 г. и внедрения смешанного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года. Представлен алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, который включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг ирефлексию. Алгоритм достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19. Анализируются условия педагогического управления процессом реализации языкового образования (гуманистическая направленность, учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обучающихся, уровня владения языком и др.). Локальной языковой системе свойственны следующие параметры: доминирование четких и верифицированных целей языкового образования; сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр.; перманентно управляемое корректирование и развитие процесса преподавания языка с учетом с изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей; мониторинг достигнутых результатов обучения. Выделяются критерии оценки качества эффективности управления: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали» и др. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования показало

1 Анна Леонидовна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык».

его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и государственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило не только систематизировать, но иупростить процессуправления.

Ключевые слова: языковое образование, управление образованием, студенты, высшее образование, иностранный язык.

Благодарности: Авторы статьи выражают благодарность всему педагогическому коллективу МГИМО (г. Москва и г. Одинцово), а также анонимным рецензентам данной статьи за проделанную работу.

Введение

Современное мировое сообщество ставит перед высшим образованием достаточно серьезные цели, в частности в области языкового образования, когда выпускники отечественных вузов априори должны владеть иностранным языком на достаточно продвинутом бытовом и профессиональном уровне (В2/С1-С2), что указано в образовательных стандартах высшего образования и отражено в рабочих программах. Ответ на этот вызов общества и государства делает реализацию языкового образования неоспоримо важным фактором, во многом определяющим дальнейшую профессиональную карьеру выпускника вуза, ибо владение иностранным языком позволяет ему не только успешно влиться в отечественную и международную профессиональную среду, но и продвинуться по карьерной лестнице. Именно поэтому сегодня важно говорить об управлении образовательным процессом, особенно когда мы столкнулись с вынужденным полным переходом в дистанционный режим весной 2020 г. и с внедрением смешанного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года. Неожиданный переход на дистанционный и смешанный тип обучения в условиях форс-мажора, вызванного пандемией COVID-19, определил поиск новых методик обучения (применимых в онлайн-режиме посредством LMS - система управления обучением, Learning Management System), особенно для текущего поколения Z, которое изначально положительно относится к применению цифровых технологий. Текущие реалии актуализируют пересмотр имеющихся и поиск новых эффективных механизмов, алгоритмов, систем педагогического управления, в том числе LMS, которые возможно имплицировать в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения. Использование LMS в преподавании языковых дисциплин подняло вопрос о способах и методах развития всех видов речевой деятельности, интегрируемых посредством IT. В данном ключе важно выделить, что в педагогической науке на данный момент еще

должным образом не разработан соответствующий раздел, изучающий процесс управления реализацией языковым образованием, поэтому мы предпринимаем шаги в попытке систематизировать наработанный нами опыт, который, естественно, нуждается в последующем углублении и расширении. Вышеперечисленное обусловливает разработку современной модели компетенций преподавателя - управленца, готового работать в парадигме традиционной, онлайн и смешанной педагогики, ориентированной на студентов.

Помимо этого, анализ текущих требований, предъявляемых работодателями к выпускникам (потенциальным сотрудникам), убедительно показывает, что уверенное владение языком выступает необходимым условием при поиске работы, особенно в условиях повсеместной глобализации и цифровизации как образования, так и рынка труда.

Все вышеуказанное определяет актуальность данного исследования, целью которого признается конструирование и апробирование алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе (на базе МГИМО, Одинцовский филиал, Московская область).

1. Обзор литературы

В наши дни Ю.К. Бабанский, А.И. Каптерев, В.В. Краевский, М.М. Поташник и другие педагоги-исследователи посвятили свои труды общим вопросам управления образовательными процессами, без верификации уровня и специфики образовательного учреждения [1, 2]. Заметим, что особенности управления образовательными процессами в высшей школе нашли свое отражение и в нормативно-правовой базе, в частности в приказе Минобразования РФ от 14.03.2020 № 398 [3] и в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.

Анализ развития системы отечественного высшего образования подразумевает знакомство с актуальными тенденциями в области управления образовательными процессами в вузе, чему посвятили свои исследования В.И. Богословский, В.Я Вульферт, E.H. Глубокова, С.Н. Голерова, Д.Ц. Дугарова, О.Л. Мартынова, Т.В. Сидорина, Д.В. Чупрова и пр. Труды и научные идеи указанных авторов составили методолого-теоретическую базу нашего исследования [4, 5, 6].

Нам близка позиция О.Л. Мартыновой, которая поднимает общие вопросы о способности вуза эффективно отвечать и соответствовать текущим изменениям в социуме с опорой на имеющийся опыт [4]. Данная проблема была также поддержана В.Я Вульферт и Т.В. Сидориной, которые рассматривали возможные функции педагогического управления и их замкнутый контур

с точки зрения сииергетического подхода. Высшее образование сегодня претерпевает значительную системную трансформацию, когда порождаются новые требования как к студенту, так и к педагогу. Этому способствует как научно-технический прогресс, глобализация, информатизация, усложнение в целом процессов управление (внедрение LMS), так и пандемия. Данные факторы мы рассматриваем как важные элементы образовательной системы, находящиеся во взаимодействии и влияющие напрямую на субъект образования. В подобных условиях очевидным императивом развития языкового образования признается перманентное введение инноваций в образовательный и управленческий процессы [5]. В.И. Богословский, E.H. Глубокова, Д.Ц. Ду-гарова, Т.А. Костюкова, А.Л. Морозова и Д.В. Чупрова соглашаются с вышеуказанными авторами и исследуют организационные (педагогические) виды управления искомым процессом с учетом знаниевого подхода [6, 7, 8]. Более детальное изучение различных вопросов управления языковым образованием представлено в трудах С.Н. Голеровой и С.К. Гураль, которые изучали в том числе новые форматы языкового образования [9, 10]. В предлагаемом исследовании мы согласны с Н.В. Куриковой, С.А. Ламзиным и Е.Ю. Надеждиной, что поиск современных способов управления языковым образованием актуализирует переосмысление методических принципов как основы теории обучения языку в рамках нового сииергетического подхода [11, 12]. Позже эти идеи получили свое развитие в работах Т.М. Давыденко, О.И. Лыткиной, А.Ю. Пономаревой и Т.П. Шамовой, которые исследовали ключевые принципы языкового коучинга с учетом положений сииергетического подхода [13, 14]. Е.М. Дубовикова, О.П. Яменко, Т.А. Яцевич и пр. занимались проектированием моделей дистанционного образования и электронных учебников с опорой на LMS. О.Н. Гич, H.A. Коренькова A.B. Сазонова, И.Е. Соловова, С.Г. Тер-Минасова и пр. фрагментарно рассматривали и анализировали практику внедрения TESOL/ESOL в неязыковых вузах с использованием е-технологий. Специфика работы преподавателя вуза в электронном образовании раскрыта И.М. Дегиль и Т.А. Костюковой и пр. [6, 7, 8].

Более того, мы проанализировали опыт таких зарубежных ученых, как С.С. Данмал, A.M. Данджека и Й.Ч. Ченг, сфера научных интересов которых лежит в области менеджмента образования в условиях его глобализации [1517]. Частные вопросы методики преподавания языка были рассмотрены P.C. Гарднером, X. Тимперли, А. Уилсоном ипр. [18, 19, 20].

Однако вышеперечисленные ученые не уделяли достаточного внимания конструированию алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, изучая лишь общие аспекты и вопросы управления.

В ходе конструирования предложенного алгоритма управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в вузе мы принимаем во внимание теоретико-методологические положения и идеи профессиональной подготовки студентов, разработанные A.A. Вербицким, С.К. Гураль, И.А. Зимней, Т.А. Костюковой, Т.М. Краснорядцевой, O.A. Обдало-вой, О.Г. Поляковым и пр. исследователями [7, 10].

Мы опираемся на ключевые положения следующих подходов: компе-тентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, В.А. Хуторской и др.), синергетического (Н.Е. Басин, С.А. Ламзин, Н.В. Курикова, И.И. Ши-лович и пр.) и коучингового (О.И. Лыткина, А.Ю. Пономарева и пр.) [8, 10, 13], нацеленных на эффективное управление образовательным процессом и достижение обозначенного в рабочей программе результата обучения, и именно овладения обучающимися неродным языком на достаточно высоком профессиональном (В2-С2) и бытовом (В2-С1) уровне.

2. Материалы и методы

Материалом исследования выступают современные LMS: Moodle, Google class, MS Teams и пр., применяемые в рамках дистанционного и смешанного типов обучения. В ходе проведения исследования мы прибегали к использованию ряда методов: анализу теоретической научно-педагогической литературы по вопросам организации и реализации педагогического управления и образовательных/рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык», анализу образовательных стандартов по направлениям подготовки 45.03.02 -Лингвистика, 38.03.01 - Экономика, 40.03.01 - Юриспруденция и 38.03.04 -Государственное муниципальное управление (уровни бакалавриат, магистратура); изучению и обобщению фактического педагогического опыта и пр.

3. Результаты исследования

Логика этого исследования строится на нижеизложенной последовательности действий:

- изучение с последующим анализом рабочих понятий (педагогическое управление и его цель, задачи, принципы);

- обзор основных компонентов разрабатываемого алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области языкового образования в неязыковом вузе с одновременным обращением к практике его реализации в МГИМО, Одинцовский филиал.

Как мы уже отмечали выше, К.Ю. Белая, A.A. Вербицкий, С.Н. Голерова, С.К. Гураль, И.А. Зимняя, Т.А. Костюкова, О.Г. Поляков и другие коллеги

рассматривали общие вопросы организации управления образовательным процессом. Анализ источниковой базы дает основание утверждать, что педагогическое управление является целым комплексом принципов, методов, форм и приемов управления языковым образованием в вузе, нацеленным на совершенствование языковой подготовки студентов. Исследователи соглашаются, что педагогическое управление в целом ориентировано на достижение образовательных целей за счет осознанной организации образовательного процесса, его менеджмента и обеспечения трудового процесса всего педагогического коллектива. Важно выделить, что функционал подобного управления включает верификацию и достижение образовательных целей конкретного института и воздействие субъекта педагогического управления на объект, под которым традиционно понимаются как отдельно взятые обучающиеся, так и учебные группы, более того, сам вуз и его процессы. Нам близка позиция указанных ученых, которые справедливо полагают, что применение соответствующих законов природы и социума в сочетании с законами менеджмента (управления) является необходимым условием эффективного управления образовательными процессами. Укажем, что в практике МГИМО это реализуется на нескольких уровнях, в частности на уровне заместителя директора по языковой подготовке, факультета и языковой кафедры.

Проанализировав теоретический и практический опыт и мнение приведенных ученых, мы пришли к пониманию управления в педагогике как некой отдельной деятельности, чей субъект обеспечивает эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, нацеленного на достижение искомых результатов обучения. Бесспорно, что управление в сфере реализации языкового образования в неязыковом вузе включает следующие этапы внедренного алгоритма: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг и рефлексию. Практика показала, что предложенные этапы алгоритма (см. таблицу) носят достаточно гибкий характер и каждый отдельно взятый этап легко может быть актуализирован, пересмотрен с учетом текущих изменений в реалиях нашей жизни (допустим, резкого перехода на дистанционное образование) без ущерба всему процессу управления и обучения языку. Данный алгоритм применяется в нашем институте в условиях как традиционного дистанционного, так и смешанного типа обучения с опорой на ЬМБ. Представленный алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии СОУГО-19 ив рамках смешанного типа обучения, внедряемого в 1-м семестре 2020/2021 учебного года (см. таблицу).

Алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе

Этап Цель этапа Содержание управления Результат управления

Планирование Верификация цели и задач по реализации языкового образования в вузе с учетом направления подготовки 1. Выяснение (тестирование) исходного уровня владения языком обучающимися и их языковых потребностей 2. Анализ и актуализация образовательной и рабочей программ 3. Уточнение конкретных целей и задач на основе реального уровня владения языком обучающимися и в соответствии с их потребностями На основе выявленного уровня владения студентами языком и их потребностей скорректированы и актуализированы цели и задачи реализации языкового образования в вузе с учетом направления подготовки

Конструирование Разработка программы или плана действий в области реализации языкового образования 1. Актуализация рабочей программы и соответственных учебно-методических материалов, тем, планов, дидактических материалов и пр. 2. Уточнение подходов и методов обучения языку с учетом реалий и потребностей обучающихся 3. Разработка критериально-оценочного аппарата Программа / план

Мотивация Развитие учебной мотивации обучающихся в области изучения неродного языка Корректировка стратегий учебной мотивации изучения языка за счет корректировки методов обучения и раскрытия потенциала в дальнейшей карьере при уверенном владении языком Скорректирована стратегия учебной мотивации изучения языка

Окончание таблицы

Этап Цель этапа Содержание управления Результат управления

Реализация Активизация иноязычной коммуникативной деятельности всех обучающихся, в том числе на профессиональные темы 1. Реализация основных положений и идей компетентностного, синергетического и коучингового подходов 2. Имплицирование современных активных / интерактивных методов обучения в рамках коммуникативно-контекстного обучения Совершенствование уровня фактического / текущего владения языком по сравнению с изначальным

Мониторинг Мониторинг текущей успеваемости Осуществление текущего / промежуточного контроля Фиксация текущего уровня владения языком по сравнению с изначальным для понимания эффективности выбранной образовательной траектории

Рефлексия Анализ полученных результатов Анализ полученных результатов и внесение корректировок Анализ полученных результатов и внесение корректировок

Далее логичным представляется вкратце описать опыт имплицирования предложенного алгоритма на базе МГИМО, в том числе в период пандемии COVID-19. Отметим, что сегодня, особенно с учетом опыта полного перехода на дистанционное обучение из-за пандемии весной 2020 г. и внедрения смешенного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года, а также в целом по причине увеличения доли учебной нагрузки, реализуемой посредством дистанционных технологий, большинство отечественных вузов используют различные системы дистанционного обучения, частью которых выступают системы:

1) Learning Management System = система управления обучением (LMS);

2) Learning Content Management Systems = система управления учебным контентом (LCMS).

Одной из самых часто используемых LMS на постоянной основе считается Moodle [24]. При этом в период пандемии по причине того, что большинство из нас не были готовы к подобному развитию событий, многие вузы, вынужденные буквально за 2-3 дня перейти полностью в дистанционный формат обучения, применяли следующие LMS: Moodle, Google classroom, MS Teams и прочие. Каждый LMS важно наполнить соответствующим учебно-языковым содержанием/контентом: online-курсами и лекциями, электронными заданиями и тестами и пр. Все это потребовало особого внимания со стороны администрации и кафедры при реализации языкового образования.

Рассмотрим основные этапы алгоритма (см. таблицу), реализуемого в МГИМО, в том числе посредством LMS. На этапе планирования руководство совместно с ППС кафедр обсуждают конкретные цели и задачи по реализации языкового образования в вузе с учетом как направления подготовки, так и фактического уровня владения языком каждой группы в рамках синергетического и компетентностного подходов. Применение данных подходов направлено на перманентное интегрирование педагогических инноваций (новые методы, формы обучения) в образовательный процесс по языку, а также поиск более эффективных способов управления образовательными процессами, в том числе посредством LMS. На этапе перехода в 100%-й режим дистанционного обучения институтом был проведен ряд совещаний посредством Zoom для обсуждения производственных вопросов. С результатами работы в дистанционном режиме обучения на базе МГИМО и в условиях реализации Приказа Министерства № 398 [3] можно ознакомиться по ссылке [21].

Далее следует этап конструирования, требующий тщательного продумывания общей стратегии обучения языку. Именно здесь происходит такая важная работа ППС, как пересмотр рабочей программы, учебно-методических и дидактических материалов и пр.; уточнение подходов и методов обучения языку с

опорой на потребности обучающихся; разработка критериально-оценочного аппарата. Важно внимательно отнестись к данному этапу, ибо, как убедительно показывает практика, от степени его успешности во многом зависит не только качество языкового образования, но и уровень учебной мотивации студентов.

Очевидно, что все выделенные нами этапы алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе находятся в тесной взаимосвязи. Допустим, этап мотивации взаимосвязан не только с конструированием, но и с собственно реализацией данного управления. Последние два этапа также находятся в тесной связи, ибо результаты мониторинга результатов образования по языку показывают качество всего процесса управления и в обязательном порядке предполагают проведение рефлексии и осмысления проделанной работы. Если говорить об управлении языковым образованием в МГИМО в период пандемии в рамках LMS, то важно указать, что мы, как и многие наши коллеги, находились в стадии постоянного активного поиска лучших решений, старались сохранить качество образования и морально поддержать коллег и студентов. Добавим, что около 75 % студентов успешно справились с экзаменом с первого раза, что не может не свидетельствовать об эффективности предложенного алгоритма управления.

Таким образом, искомый процесс управления в области реализации языкового образования в неязыковом вузе представляется нам достаточно специфической деятельностью. В данном контексте мы верим, что управление, являясь целенаправленным и перманентным процессом взаимодействия всех участников образовательного процесса, определенно носит творческий характер, что способствует достижению результата самого управления. Отметим, что четкое видение целей и задач конкретной образовательной программы и организации в целом, понимание потенциала преподавателей и учет текущих реалий признаются нами одним из ключевых аспектов в любой LMS, гарантирующих успех в управлении. В данном ключе важно отметить, что современный педагог должен владеть не просто своим предметом и IT-компетенцией, но и принципиально новыми форматами коммуникации (в режиме LMS, дистанционного обучения), наконец, дидактикой смешанного обучения; уметь сместить акценты, во-первых, с преподавания на управление обучением (Teaching - Learning), во-вторых, с преимущественной модели взаимодействия «студент - преподаватель» на модель «студент - студент». Обучающиеся, в свою очередь, вынуждены осваивать ряд образовательных платформ, чтобы полноценно пользоваться всеми онлайн-ресурсами в процессе получения высшего образования, что может стать предметом отдельного изучения ученых-педагогов в ближайшем будущем.

Анализ теории и практики МГИМО позволяет нам признать аксиомами в указанном управлении следующее:

- процесс реализации языкового образования подлежит управлению;

- к принципам педагогического управления относится приоритет индивидуального и компетентностного подходов в ходе управления, основанных на сотрудничестве и уважительно-доверительном и справедливом отношении ко всем участникам управления и направленных на повышение уровня владения иностранным языком;

- управление процессом реализации языкового образования обусловливает как конструирование, так и реализацию с последующим развитием условий для совершенствования уровня владения языком студентами. К подобным условиям, как показывает накопленный педагогический опыт, можно отнести не только современную материально-техническую базу кабинетов, где проходят пары по языку, но и оказание студентам помощи в участии в различных международных программах академической мобильности, в подготовке к сдаче международных языковых экзаменов и пр.

Педагогическая практика убедительно показывает, что к важнейшим условиям исследуемого управления процессом реализации языкового образования возможно отнести:

1. Гуманистическую направленность современной педагогической науки и методики, которая диктует принятие обучающихся как доминирующей ценности в педагогическом управлении и требует соблюдения норм морали и этики от всех участников образовательного процесса, особенно когда в аудитории присутствуют представители разных национальностей, религий и культур.

2. Учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обучающихся при управлении процессом реализации языкового образования (о чем мы достаточно подробно писали в [22, 23]).

3. Учет индивидуальных (гендерно-возрастных, уровень владения языком и др.) особенностей обучающихся. С целью обеспечения преемственности в реализации языкового образования в нашем вузе группы изначально разделены по уровням владения языком, и к последнему курсу уровни поэтапно выравниваются (в ходе прохождения разнообразных языковых программ: «уровень начинающий», «уровень базовый», «уровень продолжающий» ипр.) и группы выводятся на единый уровень В2-С1/С2. На кафедре числятся руководители программ из числа ППС, которые курируют каждое направление и внимательно отслеживают не только сам образовательный процесс, но и достижения каждого студента, за счет чего реализуется индивидуальный подход. Выход на искомый уровень владения языком является важной задачей института в ходе реализации представленного алгоритма управления. Состав

групп носит переменный характер, а по итогам каждой сессии он пересматривается с учетом достигнутого уровня каждым обучающимся [7].

4. Систематизацию процесса реализации языкового образования в конкретном институте, что подразумевает исключение его фрагментарности и диктует рассмотрение всех его компонентов в их единстве и взаимодействии, направленность всего процесса обучения языку на достижение цели и задач. Поэтому в нашем институте преподаватели языка поддерживают тесный контакт друг с другом (посредством мессенджеров и ЬМБ), регулярно обсуждают текущею ситуацию в группе, а в конце семестра составляется достаточно подробный отчет по каждой группе и студенту, что облегчает процесс управления образованием в части передачи групп новому преподавателю и подбора корректной языковой программы. В данном ключе мы поддерживаем Т.М. Давыденко, Т.П. Шамову и Г.М. Шибанову, которые справедливо относят к ключевым задачам управления образовательными процессами следующие: отсутствие противоречий между всеми компонентами и элементами системы управления; принятие объективных закономерностей целостного и управляемого развития с учетом актуальных тенденций языкового образования, о которых мы говорили выше; сочетание современных и оптимальных методов, форм, а также средств управления и пр. [14]. Важно подчеркнуть, что управление образовательным процессом в области реализации языкового образования в вузе должно отвечать текущим требованиям рынка труда и федеральному государственному образовательному стандарту.

5. Горизонтально-вертикальную преемственность и непрерывность языкового образования в институте, что подразумевает активное, беспристрастное и открытое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Опираясь на выделенные нами условия управления и на накопленный педагогический опыт, в том числе опыт МГИМО, можно сказать, что локальной языковой системе свойственны следующие параметры:

1. Доминирование четких и верифицированных целей языкового образования, которым подчинен весь образовательный процесс в конкретном вузе. Источниками данных целей выступают социально-профессиональные, региональные потребности и ценности, госстандарт (как госзаказ) и потребности конкретных обучающихся в сочетании со спецификой образовательного учреждения. Поэтому мы регулярно проводим беседы и опросы студентов с целью выяснения их отношения к учебе и возможных пожеланий. Подобные опросы организует и анализирует деканат.

2. Сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр., которые регулярно актуализируются ППС.

3. Перманентно управляемое корректирование и развитие процесса преподавания языка с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей. Управление языковым образованием требует от педагога и вуза обращения к разнообразным методам: коммуникативное, коучинговое, компетентностное обучение, case-метод и т. д. Как убедительно показывает практика, применение этих методов обучения не только способствует совершенствованию уровня языковой подготовки студентов, но и стимулирует и мотивирует обучающихся к учебе [13, 19, 20].

4. Мониторинг достигнутых результатов обучения с целью фиксации текущего уровня языковой подготовки обучающихся и внесения необходимых корректировок на основе полученных данных. В практике МГИМО уже несколько лет достаточно успешно осуществляется мониторинг посредством online-технологий. Рейтинговые работы и/или часть зачета или экзамена проводятся нами в режиме online [25]. Около 70 % обучающихся отмечают, что им нравится организованный подобным образом мониторинг, так как они считают его современный и удобным [7].

Далее важно упомянуть, что управление искомым процессом, как показал опыт МГИМО, возможно реализовывать в ходе контактной аудиторной и внеаудиторной работы. Первое направление обусловливает: усиление практике- и профессионально-ориентированных компонентов самого содержания образования для усиления учебной мотивации с параллельным развитием межпредметных связей; имплицирование актуальных методов обучения языку; взаимоуважение в ходе взаимодействия всех участников данного процесса и пр. Управление процессом реализации языкового образования включает создание и совершенствование языковой среды для самореализации, самообразования и саморазвития обучающихся, прежде всего в профессиональной сфере, за счет владения языком.

Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил нам считать, что для оптимизации управления необходимо: перманентное совершенствование реализуемой системы языкового образования как целостного явления; создание и поддержание социально и профессионально положительного имиджа языковой кафедры и института в целом (за счет проведения разнообразных общественно-важных мероприятий, конкурсов, конференций и пр.), подтвержденного фактическими достижениями учащихся и педагогов; достижение заявленных в стандарте результатов обучения; развитие разноуровневого языкового образования с учетом изначального уровня владения языком студентами, что нацелено на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения; развитие материально-технической базы института и обеспечение конкурентоспособности выпускников за счет их уверенного владения общим и профессиональным аспектами языка и пр. [7, 17, 20].

Занимаясь проблемой качества управления образовательными процессами, важно упомянуть критерии оценки качества эффективности управления. В этом вопросе мы опираемся на критерии, представленные Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой, П.В. Степановым, и считаем возможным выделить следующие: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали»; комплексная интеграция образовательных языковых воздействий; доля приближенности языковой системы образования к фактическим целям; реализация конкретной педагогической (языковой) концепции и пр. Приведенные критерии применяются в практике нашего института и позволяют совершенствовать процесс управления языковым образованием и достигать достаточно хороших результатов в области языковой подготовки, о чем свидетельствуют в том числе результаты государственных экзаменов по языку.

Обсуждение и заключение

Итак, мы видим, что сегодня актуальным является поиск новых эффективных алгоритмов педагогического управления, которые возможно применять в том числе в ходе стандартного, смешанного и дистанционного обучения иностранному языку. Практика МГИМО убедительно свидетельствует, что в наши дни, особенно в условиях введения временного карантина по причине распространения новой коронавирусной инфекции и последующего временного перехода на смешенный тип обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года, возможно использовать предложенный нами алгоритм управления при обучении неродному языку. Доказано, что предложенный алгоритм управления в сфере реализации языкового образования в неязыковом вузе включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг и рефлексию, способствует повышению уровня владения языком обучающимися. Разработанные этапы алгоритма, как показала практика, отличаются гибкостью, когда каждый этап достаточно легко может быть актуализирован и пересмотрен с учетом фактических изменений (переход на дистанционное образование) без ущерба всему процессу управления и обучения языку. Подобная гибкость представляется важной характеристикой этого алгоритма, ибо таким образом процесс обучения языку может быть максимально приближен к образовательным потребностям и нуждам студентов, а также к реалиям и к госзаказу. В данном ключе необходима разработка современной модели компетенций преподавателя-управленца для работы в парадигме не только традиционной, но и онлайн и смешанной педагогики, ориентированной на студентов. Внедрение в образовательный процесс

МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и государственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило систематизировать и упростить процесс управления, придав ему «прозрачности». Наконец, нами был проведен опрос среди обучающихся 1-4-х курсов (190 чел.) с целью выяснения их отношения к организации учебного процесса по языку (общее впечатление, отношение к предмету, подбор ППС методов и форм обучения, удовлетворенность результатами и содержанием обучения и пр.), в результате чего мы зафиксировали увеличение учебной мотивации с 45 % (1-й семестр 2019/2020, до пандемии) до 65,5 % (после пандемии) с одновременным улучшением уровня языковой подготовки в целом до 75 %, что не может не свидетельствовать об эффективности предложенного алгоритма. Около 82 % студентов и ППС отметили, что освоение неродного языка в данном управленческом ключе было им интересно, так как они понимали логику образовательного процесса и видели конечную цель. Вышеизложенное убедительно свидетельствует об эффективности и успешности разработанного нами алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Каптерее А.И. Управление профессиональными знаниями. - М.: ИИЦ «АТи-СО», 2018. - 183 с.

2. Краевский В.В. Современные проблемы российской педагогики // Висшето пе-дагогическото образование - проблеми, постижения, тенденции. - София (Болгария): Фабер, 2005. - С. 5-14.

3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1065 (дата обращения: 15.05.2020).

4. Мартынова O.A. Особенности управления образовательным процессом // Научный аспект. - 2013. - № 2. - С. 128-135 [Электронный ресурс]. - URL: https://na-journal.ru/3-2012-gumanitarnye-nauki/128-osobennosti-upravlenija-obrazovatelnym-processom (дата обращения: 21.08.2020).

5. Сидорина Т.В., Вулъферт В.Я. Функции управления в процессе управления образовательным процессом // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 142-145.

6. Дугароеа Д.Ц., Чупроеа Д.В. Управление знаниями как организационная основа формирования новых отношений управления в образовательном процессе вуза // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2013. -№ 6 (53). - С. 83-90.

7. Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Реализация языкового образования в вузах России и за рубежом // Профильная школа. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 53-58.

8. Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: науч.-метод. материалы. - СПб.: Кн. дом, 2008. - 288 с.

9. Голерова С.Н. Педагогическое управление развитием иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов // Педагогический журнал. - 2019. -Т. 9. - № 2А. - С. 487-494.

10. Гуралъ С.К. Новый формат образования // Язык и культура. Сборник статей XXVII Международной научной конференции. - Томск: Изд-во Национального исследовательского Томского государственного университета. - 2017. - С. 3-5.

11. Курикова Н.В., Надеждина Е.Ю. Обучение иностранным языкам в рамках си-нергетического подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 4 (22): в 2 ч. - Ч. II. - C. 102-104.

12. Ламзин С.А. Методические принципы как основа теории обучения иностранным языкам: синергетический аспект: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2002. - 55 с.

13. Лыткина О.И., Пономарева А.Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Серия «Вестника СВФУ». - 2019. - № 4 (16). -С.40-44.

14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.М. Управление образовательными системами / Под ред. Т.Н. Шамовой. - М., 2008. - 384 с.

15. Sanusi Sani Danmal, AbubakarMansur DanJeka. Complexity of Managing Educational Resource Centres in Higher Institutions of Learning. Chaos, Complexity and Leadership. 2014. Pp. 261-270.

16. Yin Cheong Cheng. New Paradigm for Re-engineering Education Globalization, Localization and Individualization. Springer, 2005. - Pp. 397-425.

17. Akira Tajino, Craig Smith, Toshiyuki Kanamaru. A Systems Approach to Language Pedagogy. Springer, 2019. Pp. 1-10. - https://bibliocatalog.mgimo.ru:2133/ con-tent/pdf/10.1007%2F978-981-13-6272-9.pdf (accessed August 21, 2020).

18. Gardner R.C. A student's contribution to second language learning. Language teaching. London: McMillan, 2002. Pp. 36-53.

19. Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. 2011. 224 p. http://eacea.ec.europa.eu/education/ Eu-rydice/documents/thematic_reports/130EN.pdf/ (accessed August 21, 2020).

20. Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. New Zealand: Ministry of education. 2007. 344 p. http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (accessed August 21, 2020).

21. Лингвисты изучают межкультурную коммуникацию онлайн // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: https://odin.mgimo.ru/news/3200-lingvisty-izuchayut-mezhkulturnuyu-kommunikatsiyu (дата обращения: 25.09.2020).

22. Шапошникова Т.Д., Костюкова Т.А., Зианшина Р.И., Копировский А.М., Горбачев А.Л., Горбачева Т.М. Проблема взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: Сборник научных трудов. Матер. Международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Ивановой. -М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. - С. 535-547.

23. Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Взаимодействие религиозного и светского компонентов высшего образования в ходе изучения иностранного языка // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20. Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск, 2020. - № 12 (20). - С. 193-195.

24. Иностранный язык (основной) // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: https://lmsodin.mgimo.ru/local/crw/course.php?id=83 (дата обращения: 25.09.2020).

25. Электронная информационно-образовательная среда // МГИМО. Одинцовский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

филиал [Электронный ресурс]. - URL: http://ed.odin.mgimo.ru/sdo.php (дата обращения: 25.09.2020).

Поступила в редакцию 29.07.2020 В окончательном варианте16.09.2020

UDC 37.043, 37.017, 37.02, 37.011.33

MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE FIELD OF LANGUAGE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

A.L. Morozova1

MGIMO (University), Odintsovo brunch

3, Novo-Sportivnaja st., Odintsovo, Moscow region, 143007, Russian Federation E-mail: llg04@yandex.ru

Abstract

The problem of managing the educational process in the implementation of language education in a non-linguistic University is studied on the example of MGIMO Odint-sovo branch (Moscow region). We consider the mechanisms, algorithms, and systems of pedagogical management, including LMS (learning Management System), which can be used in the conditions of standard, mixed, and distance learning, including

lAnna L. Morozova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of English Language Department.

during the forced full transition to remote mode in the spring of 2020 and the introduction of mixed learning in the 1st semester of the 2020/2021 academic year. The article presents an algorithm for pedagogical management of the educational process in the field of implementation of language education in a non-linguistic University, which includes the following stages: planning, design, motivation, implementation, monitoring and reflection. The algorithm has been successfully implemented in our University, including in the conditions of the COVID-19 pandemic. The conditions of pedagogical management ofprocess of implementation of language education (humanistic orientation, taking into account specifics of the spiritual and moral development and the needs of students and individual (gender and age, level of proficiency, etc.). local language system characterized by the following parameters: the dominance of a clear and verified the goals of language education; the combination of complex ideas, the whole process of language education and work programs, teaching materials, etc.; permanently managed correction and development of the language teaching process taking into account changing external and internal conditions, requests and goals; monitoring of the achieved learning results. The criteria for evaluating the quality of management effectiveness are highlighted: the order and transparency of the process of implementing language education; the presence of the "backbone" of the teaching staff of the Department, the cohesion of the University itself "vertically", etc. The introduction of the proposed algorithm of pedagogical management of the educational process in the field of language education implementation into the educational process of MGIMO showed its effectiveness, which was reflected not only on the results of the session and state exams, but also on the level of language training of graduates who reached the desired B2-C1/C2, having initially A2/B1. Moreover, the implementation of the algorithm developed by US at MGIMO allowed not only to systematize and simplify the management process.

Keywords: language education, education management, students, higher education, foreign language.

Acknowledgements to the entire teaching staff of MGIMO, as well as to the anonymous reviewer of this article for the work done.

REFERENCES

1. Kapterev A.I. Upravlenie professional'nymi znaniyami [Knowledge management]. Moscow: IIC ATiSO Publ., 2018. 183 p.

2. Kraevskij V.V. Sovremennye problemy rossijskoj pedagogiki [Modern problems of Russian pedagogy]. Висшето педагогическото образование - проблеми, постижения, тенденции. Sofiya (Bolgariya): Faber Publ., 2005. Pp. 5-14.

3. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 398 «O deyatel'nosti organizacij, nahodyashchihsya v vedenii Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation

of March 14, 2020 No. 398 "On the activities of organizations under the jurisdiction of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation"]. https://minobrnauki.gov.ru/ru/ documents/card/?id_4=1065 (accessed May 15, 2020).

4. Martynova O.A. Osobennosti upravleniya obrazovatel'nym processom [Features of educational process management]. Nauchnyj aspekt. 2013. No. 2. Pp. 128-135. https : //na-j ournal. ru/3 -2012-gumanitarnye-nauki/128 -osobennosti-upravlenij a-obrazovatelnym-processom (accessed August 21, 2020).

5. Sidorina T.V., Vul'fert V.Ya. Funkcii upravleniya v processe upravleniya obrazovatel'nym processom [Management functions in the process of managing the educational process]. Psihologo-pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya podgotovki studentov vuza: Materialy mezhvuzovskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. 2017. Pp. 142-145.

6. Dugarova D.C., Chuprova D.V. Upravlenie znaniyami kak organizacionnaya osnova formirovaniya novyh otnoshenij upravleniya v obrazovatel'nom processe vuza [Knowledge management as an organizational basis for the formation of new management relations in the educational process of a university]. Uchenye zapiski Za-bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 6 (53). Pp. 83-90.

7. Morozova A.L., Kostyukova T.A. Realizaciya yazykovogo obrazovaniya v vuzah Ros-sii i za rubezhom [Implementation of language education in universities in Russia and abroad]. Profil'naya shkola. 2020. Vol. 8. No. 2. Pp. 53-58.

8. Bogoslovskij V.I., Glubokova E.N. Upravlenie znaniyami v obrazovatel'nom processe sovremennogo universiteta: nauch.-metod. materialy [Knowledge management in the educational process of a modern university: scientific method. materials]. St. Petersburg: Kn. dom Publ., 2008. 288 p.

9. Golerova S.N. Pedagogicheskoe upravlenie razvitiem inoyazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovyh fakul'tetov [Pedagogical management of the development of foreign language professional communicative competence of students of non-linguistic faculties]. Pedagogicheskij zhurnal. 2019. Vol. 9. No. 2A. Pp. 487-494.

10. Gural' S.K. Novyj format obrazovaniya [New form of education]. Yazyk i kul'tura. Sbornik statej XXVII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Tomsk: Izd-vo Nacion-al'nogo issledovatel'skogo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. Pp. 3-5.

11. Kurikova N.V., Nadezhdina E.Yu. Obuchenie inostrannym yazykam v ramkah siner-geticheskogo podhoda [Teaching foreign languages within the framework of a syner-gistic approach]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota Publ., 2013. No. 4 (22): in 2 books. Book II. - Pp. 102-104.

12. Lamzin S.A. Metodicheskie principy kak osnova teorii obucheniya inostrannym yazykam: sinergeticheskij aspekt: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Methodological

principles as the basis of teaching foreign languages theory: synergetic aspect: abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Ryazan', 2002. - 55 p.

13. Lytkina O.I., Ponomareva A.Yu. Principy yazykovogo kouchinga v prepodavanii in-ostrannyh yazykov [Principles of language coaching in teaching foreign languages]. Seriya Vestnika SVFU. 2019. No. 4 (16). Pp. 40-44.

14. Shamova T.I., Davydenko T.M., Shibanova G.M. Upravlenie obrazovatel'nymi siste-mami: Pod red. T.I. Shamovoj [Management of educational systems]. Moscow, 2008. 384 p.

15. Sanusi Sani Danmal, AbubakarMansur DanJeka. Complexity of Managing Educational Resource Centres in Higher Institutions of Learning. Chaos, Complexity and Leadership. 2014. Pp. 261-270.

16. Yin Cheong Cheng. New Paradigm for Re-engineering Education Globalization, Localization and Individualization. Springer, 2005. - Pp. 397-425.

17. Akira Tajino, Craig Smith, Toshiyuki Kanamaru. A Systems Approach to Language Pedagogy. Springer, 2019. Pp. 1-10. - https://bibliocatalog.mgimo.ru:2133/ con-tent/pdf/10.1007%2F978-981-13-6272-9.pdf (accessed August 21, 2020).

18. Gardner R.C. A student's contribution to second language learning. Language teaching. London: McMillan, 2002. Pp. 36-53.

19. Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. 2011. 224 p. http://eacea.ec.europa.eu/ educa-tion/Eurydice/documents/thematic_reports/130EN.pdf/ (accessed August 21, 2020).

20. Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. New Zealand: Ministry of education. 2007. 344 p. http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (accessed August 21, 2020).

21. Lingvisty izuchayut mezhkul'turnuyu kommunikatsiyu onlayn [Linguists study intercultural communication online]. MGIMO. Odintsovskiy filial. https://odin.mgimo.ru/news/3200-lingvisty-izuchayut-mezhkulturnuyu-kommunikatsiyu (accessed September 25, 2020).

22. Shaposhnikova T.D., Kostyukova T.A., Zianshina R.I., Kopirovskiy A.M., Gorbachev A.L., Gorbacheva T.M. Problema vzaimodeystviya svetskogo i religioznogo kompo-nentov v sovremennom rossiyskom obrazovanii [The problem of interaction between social and religious components in modern Russian education]. Obrazovatel'noye prostranstvo v informatsionnuyu epokhu - 2019: Sbornik nauchnykh trudov. Mater. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod red. S. V. Ivanovoy. -Moscow: Izd-vo Instituta strategii razvitiya obrazovaniya Rossiyskoy akademii obra-zovaniya, 2019. - Pp. 535-547.

23. Kostyukova T.A., Morozova A.L. Vzaimodeystviye religioznogo i svetskogo komponentov vysshego obrazovaniya v khode izucheniya inostrannogo yazyka [The interaction of religious and social components of higher education in the course of learning a foreign language]. Informatsiya i obrazovaniye: granitsy kommunikatsiy INFO20. Sbornik nauchnykh trudov. Gorno-Altaysk, 2020. No. 12 (20). Pp. 193-195.

24. Inostrannyy yazyk (osnovnoy) [Foreign language (main)]. MGIMO. Odintsovskiy filial.

https://lmsodin.mgimo.ru/local/crw/course.php?id=83 (accessed September 25, 2020).

25. Elektronnaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda [Electronic information and edu-

cational environment]. MGIMO. Odintsovskiy filial. http://ed.odin.mgimo.ru/ sdo.php (accessed September 25, 2020).

Original article submitted 29.07.2020 Revision submitted 16.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.