Научная статья на тему 'Взаимодействие региональных органов власти и коммерческих банков в сфере кредитно-денежных отношений'

Взаимодействие региональных органов власти и коммерческих банков в сфере кредитно-денежных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шустов В.В., Братухин П.В.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 2000 года, установил общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определил основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Одним из видов бюджетных правоотношений являются отношения, возникающие между центром и региональными хозяйствующими субъектами в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие региональных органов власти и коммерческих банков в сфере кредитно-денежных отношений»

Денежно-кредитная политика

взаимодействие региональных органов

власти и коммерческих банков в сфере кредитно-денежных отношений

в.в. шустов,

кандидат экономических наук, управляющий директор оАо Внешторгбанк

п. в. братухин,

кандидат физико-математических наук, директор оАо Внешторгбанк

Региональные хозяйствующие субъекты и банки.

Бюджетный кодекс РФ, вступивший в силу с 2000 г., установил общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определил основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Одним из видов бюджетных правоотношений являются отношения, возникающие между центром и региональными хозяйствующими субъектами в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

В соответствии с Бюджетным кодексом субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать кредиты коммерческих банков на финансирование дефицита бюджета и на финансирование расходов бюджета, связанных с погашением государственных /муниципальных долговых обязательств. Максимальный срок долгового обязательства1 субъекта РФ — 30 лет, муниципальных долговых обязательств — 10 лет. Бюджетный кодекс также накладывает ограничения: на максимальный объем обязательств (не более 100 % от дохода бюд-

1 К обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований Бюджетный кодекс РФ относит кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта РФ/муниципального образования; займы, осуществляемые путем выпуска государственных/муниципальных ценных бумаг; договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоры о предоставлении государственных/муниципальных гарантий.

жета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней) и на предельный объем расходов, ежегодно направляемый на обслуживание долговых обязательств (не более 15 % от дохода бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней). Информация о долговых обязательствах бюджета вносится в Государственную долговую книгу субъекта РФ / муниципальную долговую книгу, а при формировании проекта бюджета на следующий финансовый год в него в обязательном порядке включается структура государственного / муниципального долга.

Ограничения, накладываемые Бюджетным кодексом на участников межбюджетных отношений, повышают степень надежности администраций как заемщиков и при надлежащем оформлении заимствования (т. е. при его соответствии Закону о бюджете, Программе внутренних заимствований и внесении сведений о заимствовании в Государственную /муниципальную долговую книгу, необходимом обеспечении) делают приемлемыми кредитные риски, принимаемые на данную категорию заемщиков. Одним из видов работы, направленной на развитие и укрепление отношений с органами государственной власти и улучшение конкурентных позиций Внешторгбанка, является установление кредитных лимитов на администрации и лимитов на операции с ценными бумагами.

Кредитование администраций. Полноценная работа банка с региональными клиентами, в том числе и органами власти, невозможна без постоянного присутствия «на местах». Поэтому одним из стратегических направлений деятельности Внешторгбанка является постоянный рост реги-

2

финансы и кредит

ональной сети. В дополнение к уже работающим 55 региональным филиалам, до конца 2006 г. готовятся к открытию еще пять филиалов, а до 2008 г. региональная филиальная сеть банка должна насчитывать не менее 70 филиалов, 169 допофисов и 110 оперкасс.

Участие Правительства РФ в качестве основного акционера банка накладывает на него дополнительные обязательства. Отчасти поэтому динамичное развитие сотрудничества с региональными администрациями, органами исполнительной власти на местах является одним из основных элементов клиентской политики банка. Установление и поддержание сотрудничества с региональными/ муниципальными администрациями направлено в первую очередь на решение политико-экономических задач, связанных с усилением позиций банка как такового и как представителя государства в регионах, а также на получение стабильных доходов от кредитования и на увеличение ресурсной базы банка. С этой целью постоянно ведутся переговоры с региональными администрациями, результатами которых является установление лимитов риска на операции с администрациями и предоставление кредитов.

Инициатором развития отношений с региональными администрациями выступают как Головной офис банка, так и в ряде случаев филиалы, поскольку зачастую имеют наиболее полную информацию о «расстановке сил» в региональном руководстве, являются ответственными исполнителями большинства положений и позиций заключаемых соглашений о сотрудничестве с администрациями. В то же время такая инициативная работа на местах проходит в полном соответствии с принятыми в банке принципами и направлениями клиентской политики. Соответствующие структуры Головной организации разрабатывают, направляют и координируют развитие бизнеса в филиалах, в том числе и в направлении развития отношений с региональными администрациями. В банке установлен единый алгоритм работы подразделений и структур с администрациями регионов; вопросы координации и развития отношений с администрациями разных уровней закреплены за соответствующими управлениями. Специалисты подразделений проводят работу по разработке планов и программ по развитию сотрудничества, проведению мероприятий, связанных с подготовкой и подписанием различного рода соглашений, организации переговорного процесса на высоком уровне. В банке разработан унифицированный,

единый текст проекта соглашения с администрациями, носящий рамочный характер и учитывающий требования антимонопольного законодательства. После подписания и вступления в силу соглашений с администрациями соответствующие подразделения банка осуществляют мониторинг хода реализации достигнутых договоренностей (соглашений, планов совместных мероприятий) и обязательное уведомление соответствующих структур ФАС о заключенных соглашениях.

Для поддержания и развития отношений с администрациями в банке существует практика регулярного выезда руководства и менеджеров головной организации в регионы для переговоров с представителями финансовых департаментов администраций — при обязательном участии филиалов. Тематикой таких рабочих встреч и переговоров чаще всего бывает развитие сотрудничества в области прямого кредитования бюджета той или иной администрации (муниципального образования), предоставление гарантий администрациями для кредитования банком третьих лиц (проекты в области социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и пр.), совместная реализация инвестиционных программ, вопросы организации ипотечного кредитования и т. д. Опыт показал чрезвычайно высокую эффективность такой работы. На большинство администраций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, установлены лимиты риска, начата реализация дополнительных направлений сотрудничества.

Именно в результате такой целенаправленной, четко организованной сверху донизу — по задачам, функциям и направлениям — совместной работы удалось заметно укрепить позиции банка на рынке кредитования администраций. Так, если в 2001 г. было установлено пять лимитов на сумму 3,2 млрд руб., а в 2002 г. — 19 лимитов на сумму 4,5 млрд руб., то в 2005 г. — уже 104 лимита на сумму 69 млрд руб. По сведениям газеты «Ведомости» (№ 168 от 09.09.2005), объем кредитов, предоставленных российскими банками местным органам власти, на 1 августа 2005 г. оценивается в 62,1 млрд руб. Наибольший объем ссуд выдан Внешторгбанком (17 млрд руб.), Сбербанком (11 млрд руб.) и Росбанком (5,3 млрд руб.) Заметно активизировалась работа банка на субрынке кредитования муниципальных образований — сумма установленных банком лимитов только на муниципальные образования достигла 15 млрд руб.

В связи с оздоровлением общей финансовой системы страны и улучшением финансового со-

стояния ряда регионов в администрациях вместо недостатка средств стали возникать временно свободные. Действующее законодательство позволяет финансовым органам регионов размещать в банковские депозиты временно свободные средства по итогам конкурсного отбора.

Первые итоги работы, проводимой Внешторгбанком в данном направлении, показали востребованность данной услуги на рынке. За период времени менее одного года уже размещено в депозиты около 10 млрд руб. временно свободных средств региональных бюджетов.

Кроме того, Внешторгбанк ведет активную работу и на динамично развивающемся рынке ценных бумаг, эмитируемых регионами, занимая ведущее место по объему организованных облигационных займов.

Помимо уже ставших традиционными услуг по кредитованию, привлечению депозитов, организации облигационных займов, ВТБ готов предложить регионам услуги по организации синдицированных рублевых займов. В этом случае ставка привлечения средств для региона по своему значению оказывается промежуточной между ставками по кредитованию и ставками по привлечению средств путем выпуска облигаций. При этом значительно снижаются затраты региона на организацию займа, нет необходимости проводить регистрацию займа в Минфине России. Кроме уже названного Внешторгбанк с готовностью оказывает и «розничные» услуги сотрудникам региональных администраций, активно развивая «зарплатные» проекты на основе международных платежных систем.

Основные тенденции в сегменте рынка кредитования администраций. На проведение активных

операций с данной категорией (кредитование, работа с ценными бумагами) влияние оказывают следующие разнонаправленные тенденции. Мы сделали попытку разделить эти факторы по признаку влияния на риски кредитования администраций.

Действие указанных факторов разнонаправле-но. В одних случаях их действие приводит к росту рисков, особенно в первоначальный период перестройки отношений «по вертикали», объединения регионов и перераспределения полномочий между участниками. В другом случае — при предоставлении Минфином России платных бюджетных ресурсов или выпуске ЕБРР рублевых облигаций — риски невозврата банковских ссуд снижаются, но вместе с тем одновременно существенно может сократиться рынок заимствований со стороны региональных администраций, и, следовательно, серьезно сокращаются возможности развития данного вида бизнеса для банков.

В настоящее время для Внешторгбанка существенное значение приобретает новое направление взаимодействия с региональными администрациями. Речь идет о развертывании работы с администрациями муниципальных образований и их структурами. И в этом направлении уже немало сделано, хотя и сохраняется существенный потенциал — объем рынка муниципальных заимствований оценивается в 60 млрд руб. Невзирая на складывающиеся противоречивые тенденции в межбюджетных отношениях, при поступательном развитии экономики регионов и росте ВВП по стране в целом, в течение только пяти лет объем рынка заимствований может возрасти в несколько раз. Так, Б. И. Златкис (в то время заместитель

Анализ тенденций на рынке кредитования

Факторы, ведущие к увеличению риска Факторы снижающие риски

Мероприятия, связанные с монетизацией льгот Растущий профицит федерального бюджета

Усиление активности по изменению отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства Укрепление вертикали власти и изменения порядка выборов губернаторов субъектов РФ

Централизация неналоговых поступлений (акцизы, платежи за пользование недрами) Вступление в силу отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение бюджетной обеспеченности муниципалитетов, в частности, прекращение практики установления обязательств бюджетов по социальным выплатам и пособиям без соответствующего обеспечения доходными статьями

Усиление концентрации финансовых ресурсов в пользу вышестоящих бюджетов Планы Минфина России предоставлять регионам платные бюджетные кредиты

Объединение регионов в новые административные образования Планы Минфина России по реструктуризации задолженности по бюджетным ссудам, предоставленным регионам ранее

Деятельность Федеральной антимонопольной службы на рынке кредитования администраций

4

финансы и кредит

министра финансов), выступая в Москве на конференции по проблемам привлечения регионами заемных средств, еще в октябре 2003 г. высказывала мнение о том, что российские регионы в рамках ограничений, накладываемых Бюджетным кодексом, «спокойно» могут привлечь на сегодняшний день в свою экономику через различные виды заимствований порядка 500 млрд руб. Данный рубеж еще далеко не достигнут.

Отдельно хотелось бы высказаться по следующей проблеме. В прессе обсуждается идея о создании специализированного агентства для организации выпусков специализированных займов для муниципалитетов в различных регионах России. «Миссией агентства станет консолидация ограниченных возможностей российских городов в привлечении средств на российском рынке капитала путем выпуска крупных облигационных займов для кредитования местных бюджетов» (Коммерсант. № 36. 02.03.2006). Не подвергая сомнению саму идею необходимости заимствований средств администрациями путем выпуска различного рода обязательств, важно отметить следующее.

Во-первых, данного рода операции уже активно проводятся российскими банками (Внешторгбанк, Росбанк, Банк Москвы и др.). Только Внешторгбанком установлен лимит на проведение операций с долговыми обязательствами свыше 20 млрд руб.

Во-вторых, ссылки на опыт зарубежных стран, где действуют подобные агентства, не совсем корректен, поскольку данные агентства по сути своей

представляют собой специализированные банковские организации, возникшие не в «приказном порядке», а инициативно, как отклик на объективно возникшую потребность муниципалитетов, подобно тому, как формировались так называемые «земельные» банки в некоторых странах (Германия, Австрия), объединявшие свободные средства сельхозпроизводителей и нацеленные, в первую очередь, на их обслуживание. В нашем же случае данный сегмент рынка уже практически занят универсальными банками, готовыми оказывать подобные услуги региональным администрациям и муниципалитетам в необходимом объеме. Поэтому нет необходимости государству брать на себя еще одну не свойственную ему в условиях рыночной экономики бизнес-функцию по формированию специализированного фактически бюджетного учреждения.

Таким образом, несмотря на достаточно серьезное присутствие Внешторгбанка на данном сегменте рынка, предстоит еще немалая работа по достижению новых горизонтов развития взаимовыгодных экономических связей, направленных на укрепление страны и повышение качества жизни людей независимо от места проживания, — в Москве, Владивостоке, Калининграде, Белгороде или Мурманске. В этом Внешторгбанк видит, помимо решения задачи получения дополнительных доходов для дальнейшего поступательного развития, еще и важную социальную функцию как банк, в котором основной акционер — Правительство РФ.

вниманию

кредитных

организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.