Научная статья на тему 'Кредитование банками бюджетной сферы: риск-ориентированный подход'

Кредитование банками бюджетной сферы: риск-ориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РФ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕДИТОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ / ГОСДОЛГ / КРЕДИТНЫЕ РИСКИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / MUNICIPALITIES / PUBLIC SECTOR LENDING / PUBLIC DEBT / CREDIT RISKS / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушанов Александр Евгеньевич

Статья посвящена особенностям банковского кредитования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Сделан вывод о том, что, несмотря на постепенное снижение доли ссуд банков в структуре госдолга субъектов РФ и муниципальных образований, банковское кредитование по-прежнему играет заметную роль, удовлетворяя потребности экономики. Приводятся как преимущества, так и недостатки субъектов РФ и муниципальных образований как кредитных заемщиков. В частности, к преимуществам относятся: возможность осуществлять кредитное обслуживание клиентов, степень риска финансирования которых относительно невелика, что немаловажно в условиях волатильности экономических процессов; диверсификация ссудного портфеля; использование кредитных ресурсов мегарегулятора, которые обеспечены правом требования по кредитным договорам субъектов РФ и муниципальных образований; возможность выполнять требование программы капитализации через облигации федерального займа обеспечение прироста ссудного портфеля на один процент ежемесячно. Указываются специфические риски, присущие бюджетной сфере, которые необходимо учитывать при выделении кредитных ресурсов: административный, политический, платежный, финансовый, проектный. Отталкиваясь от ситуации, когда все чаще причиной отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций является неадекватная оценка банками рисков активных операций, в статье предлагается схема организации бизнес-процесса коммерческого кредитования банками субъектов РФ и муниципальных образований в целях минимизации кредитного риска. Автором предложено текстовое и схематичное описание детального взаимодействия заинтересованных подразделений кредитной организации в процессе кредитования предприятий бюджетной сферы, начиная от принятия решения о сотрудничестве с потенциальным заемщиком до выдачи ссуды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LENDING BY BANKS BUDGET SECTOR: A RISK - BASED APPROACH

The article is devoted to the peculiarities of Bank lending to the subjects of the Russian Federation and municipalities. It is concluded that, despite the gradual decline in the share of Bank loans in the structure of public debt of the Russian Federation and municipalities, Bank lending still plays a significant role in meeting the needs of the economy. The advantages and disadvantages of the subjects of the Russian Federation and municipalities as credit borrowers are given. In particular, the advantages include: the ability to provide credit services to customers, the degree of risk of financing of which is relatively small, which is important in terms of volatility of economic processes; diversification of the loan portfolio; the use of credit resources of the mega regulator, which are secured by the right to claim under loan agreements of subjects of the Russian Federation and municipalities; the ability to fulfill the requirement of the capitalization program through Federal loan bonds-ensuring the growth of the loan portfolio by one percent per month. The specific risks inherent in the public sector, which should be taken into account when allocating credit resources: administrative, political, payment, financial, project. Based on the situation when the reason for revocation of the banking license by the Bank of Russia is inadequate assessment of the risks of active operations by banks, the article proposes a scheme for the organization of the business process of commercial lending by banks of the Russian Federation and municipalities in order to minimize credit risk. The author offers a textual and schematic description of the detailed interaction of the interested units of the credit institution in the process of lending to public sector enterprises, starting from the decision to cooperate with a potential borrower to issue a loan.

Текст научной работы на тему «Кредитование банками бюджетной сферы: риск-ориентированный подход»

Ushanov Alexander Evgenievich LENDING BY BANKS ...

economic sceinces

УДК 336.717.061

КРЕДИТОВАНИЕ БАНКАМИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ: РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

© 2018

Ушанов Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент департамента финансовых рынков и банков Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (107996, Россия, Москва, улица Кибальчича, 1, e-mail: ushanov_05656@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена особенностям банковского кредитования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Сделан вывод о том, что, несмотря на постепенное снижение доли ссуд банков в структуре госдолга субъектов РФ и муниципальных образований, банковское кредитование по-прежнему играет заметную роль, удовлетворяя потребности экономики. Приводятся как преимущества, так и недостатки субъектов РФ и муниципальных образований как кредитных заемщиков. В частности, к преимуществам относятся: возможность осуществлять кредитное обслуживание клиентов, степень риска финансирования которых относительно невелика, что немаловажно в условиях волатильности экономических процессов; диверсификация ссудного портфеля; использование кредитных ресурсов мегарегулятора, которые обеспечены правом требования по кредитным договорам субъектов РФ и муниципальных образований; возможность выполнять требование программы капитализации через облигации федерального займа - обеспечение прироста ссудного портфеля на один процент ежемесячно. Указываются специфические риски, присущие бюджетной сфере, которые необходимо учитывать при выделении кредитных ресурсов: административный, политический, платежный, финансовый, проектный. Отталкиваясь от ситуации, когда все чаще причиной отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций является неадекватная оценка банками рисков активных операций, в статье предлагается схема организации бизнес-процесса коммерческого кредитования банками субъектов РФ и муниципальных образований в целях минимизации кредитного риска. Автором предложено текстовое и схематичное описание детального взаимодействия заинтересованных подразделений кредитной организации в процессе кредитования предприятий бюджетной сферы, начиная от принятия решения о сотрудничестве с потенциальным заемщиком до выдачи ссуды.

Ключевые слова: субъекты РФ, муниципальные образования, кредитование бюджетной сферы, госдолг, кредитные риски, бизнес-процесс.

LENDING BY BANKS BUDGET SECTOR: A RISK - BASED APPROACH

© 2018

Ushanov Alexander Evgenievich, candidate of economic sciences,

associate professor department of financial markets and banks Financial University under the Government of the Russian Federation (107996, Russia, Moscow, st. Kibalchicha, 1, e-mail: ushanov_05656@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of Bank lending to the subjects of the Russian Federation and municipalities. It is concluded that, despite the gradual decline in the share of Bank loans in the structure of public debt of the Russian Federation and municipalities, Bank lending still plays a significant role in meeting the needs of the economy. The advantages and disadvantages of the subjects of the Russian Federation and municipalities as credit borrowers are given. In particular, the advantages include: the ability to provide credit services to customers, the degree of risk of financing of which is relatively small, which is important in terms of volatility of economic processes; diversification of the loan portfolio; the use of credit resources of the mega - regulator, which are secured by the right to claim under loan agreements of subjects of the Russian Federation and municipalities; the ability to fulfill the requirement of the capitalization program through Federal loan bonds-ensuring the growth of the loan portfolio by one percent per month. The specific risks inherent in the public sector, which should be taken into account when allocating credit resources: administrative, political, payment, financial, project. Based on the situation when the reason for revocation of the banking license by the Bank of Russia is inadequate assessment of the risks of active operations by banks, the article proposes a scheme for the organization of the business process of commercial lending by banks of the Russian Federation and municipalities in order to minimize credit risk. The author offers a textual and schematic description of the detailed interaction of the interested units of the credit institution in the process of lending to public sector enterprises, starting from the decision to cooperate with a potential borrower to issue a loan.

Keywords: subjects of the Russian Federation, municipalities, public sector lending, public debt, credit risks, business process.

Банковские кредиты бюджетной системе - весомый источник ресурсов для обеспечения успешного решения социально-экономических задач на всех уровнях управления государством. В структуре государственного долга субъектов РФ и муниципальных образований кредиты коммерческих банков занимают почти пятую часть, а по отношению к такому крупному источнику, как государственные ценные бумаги - три четверти. Особенности функционирования данного сегмента экономики и специфические риски, присущие бюджетным образованиям, выступающим в качестве кредитных заемщиков, обусловливают необходимость построения адекватного механизма выдачи им ссуд. Данную тематику исследовали такие авторы, как Н.С. Сергиенко, О.Н. Суслякова, Ю.А. Жичкина, Н.С. Костюченко, Д.С. Исламова, Д.В. Бураков и др. Их труды посвящены вопросам обоснования сущности и необходимости банковского кредитования бюджетной системы, анализу кредитоспособности заемщиков, сравнительной оценке эффективности использования различных механизмов фондирования

данной сферы, последовательности проведения оценки кредитных рисков. Целью настоящей статьи и ее новизной является построение оптимального, с точки зрения минимизации кредитных рисков, бизнес-процесса рассмотрения банком кредитной заявки бюджетного образования, результатом которого является принятие решения о выдаче ссуды.

Субъекты РФ и муниципальные образования как заемщики

По данным Минфина РФ, по состоянию на 1 октября 2018 г. суммарный объем госдолга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, был равен 2,491 триллиона рублей, что на 7,2% ниже, чем на 1 января 2018 года. При этом доля коммерческих кредитов (405,6 млрд руб.) за 9 месяцев текущего года сократилась с 29% до 19%, снизившись на 261 миллиард рублей [1]. До 37 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует кредитная задолженность.

В то же время, в целом ряде российских регионов

экономические науки

Ушанов Александр Евгеньевич КРЕДИТОВАНИЕ БАНКАМИ ...

кредиты коммерческих банков, при нулевом значении заимствований посредством выпуска государственных ценных бумаг, по-прежнему занимают весомую долю в совокупном объеме долга: Хабаровский край -67,8%, Псковская обл. - 59,5%, Костромская обл. - 40%, Московская обл. - 38,6%, Архангельская обл. - 36,7% и т.д. В Смоленской области задолженность по банковским ссудам на указанную дату в 14 раз превышала объем долга по государственным ценным бумагам, в Тульской обл. - 5 раз [2].

В условиях высокой зависимости ряда территориальных образований от банковских кредитных ресурсов Минфин России предоставляет экономическим субъектам, в качестве альтернативы, бюджетные кредиты на срок от одного года до трех лет, а Казначейство России - краткосрочные займы для покрытия кассовых разрывов [3]. Следует отметить, что указанные бюджетные вливания носят беззалоговый характер.

Выступая в Совете Федерации, глава Банка России Э. Набиуллина высказала мнение, что «магистральный путь — это снижение коммерческих кредитов в финансировании дефицита бюджета регионов. Финансировать дефицит бюджета регионов без понятных источников будущего погашения - это не самый лучший вариант». Эксперты также видят риски в увеличении банковского кредитования регионов: качество обслуживания долга большинства субъектов РФ снижается, что может спровоцировать рост дефолтов по таким ссудам.

Однако рост долга бюджетной отрасли перед банками видится неизбежным. В соответствии с прогнозами агентства S&P, во многих регионах к концу 2018 года удельный вес кредитов может возрасти до 30% текущих доходов (такой процент, по мнению агентства, вряд ли совместим с возможностью погасить кредит в срок и в полном объеме), а к 2019 году ожидается и вовсе удвоение госдолга перед банками [4].

Несмотря на очевидные риски, банки по-прежнему заинтересованы в кредитовании регионов. Привлекательность их кредитования для кредитных организаций объясняется тем, что дает возможность:

- осуществлять кредитное обслуживание клиентов, степень риска финансирования которых относительно невелика, что немаловажно в условиях волатильности экономических процессов;

- диверсифицировать ссудный портфель;

- пользоваться кредитными ресурсами мегарегулято-ра, которые обеспечены правом требования по кредитным договорам субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с указанием ЦБ РФ от 3 октября 2008 г. № 2084-У.

Кроме этого, предоставляя финансирование субъектам РФ, кредитные организации имеют возможность выполнять требование программы капитализации через облигации федерального займа - обеспечение прироста ссудного портфеля на один процент ежемесячно [5].

Субъекты РФ и муниципальные образования в качестве заемщиков банков имеют как преимущества, так и недостатки, увеличивающие кредитный риск (см. табл. 1).

Этапы процесса кредитования

По состоянию на 25 октября в 2018 году у 49 кредитных организаций отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности. Часть из них проводили сомнительные операции и нарушали закон, однако всё чаще причиной отзыва становятся экономические причины: неадекватная оценка риска или неспособность поправить свое финансовое положение.

При рассмотрении вопроса о предоставлении кредитного продукта субъекту РФ или муниципальному образованию банку необходимо учитывать кредитные риски, свойственные данной категории заемщиков: политические и административные, платежные и финансовые, риски проекта [6]. Анализ кредитоспособности бюджетных образований содержит ряд требований, к

которым относятся следующие:

Таблица 1 - Преимущества и недостатки субъектов РФ и муниципальных образований как банковских заемщиков

Преимущества Недостатки

Постоянные источники бюджетных доходов, определенные законодательно Ничтожная вероятность оперативной смены власти в субъекте РФ или муниципальном образовании при условии неадекватной политики по отношению к банкам

Единый бюджетный счет, предназначенный для зачисления кассовых поступлений и выплат Трудность анализа кредитоспособности заемщика ввиду большого числа бюджетных и экономических показателей, объективных и субъективных факторов деятельности; отсутствие единых подходов к оценке кредитоспособности заемщиков со стороны кредитных организаций

Вероятность воспользоваться финансовой помощью бюджетов вышестоящего уровня (дотации, субсидии, субвенции, другие трансферты) Слабая прогнозируемость финансового положения заемщиков на длительную перспективу

Регулирование долга Бюджетным кодексом Российской Федерации, в то время как иные заемщики - юридические лица - по существу не ограничены объемом привлекаемых кредитных ресурсов Кредитование региональных и муниципальных органов власти только на один предстоящий финансовый год (период, на который утверждается бюджет)

Наличие у субъектов Федерации и муниципальных образований значительного имущества (государственной и муниципальной собственности) Политические риски, вызванные вероятностью корректировки политического курса

Отсутствие риска недостоверной информации о финансовом состоянии заемщика бюджетной сферы Недостаточная финансовая гибкость: у аппарата управления бюджетного образования отсутствуют необходимые полномочия для осуществления контроля за источниками бюджетных доходов

Отсутствие правовых рисков, касающихся искажения содержания документов, подтверждения легитимности сделок, повторного залога «Иммунитет бюджетов» бюджетной системы Российской Федерации, т.е. особый правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется, как правило, только на основании судебного акта

Отсутствие риска преднамеренного банкротства, вывода активов Отсутствие в России законодательства о банкротстве субъектов Федерации и муниципальных образований

- информация, используемая в целях анализа, должна быть открытой и доступной для внешних пользователей (статистические, финансовые, бюджетные, экономические показатели региона и т.д.);

- методика должна быть простой в применении для сотрудников банка и не должна требовать специальной подготовки кадров, внедрения определенного программного обеспечения, а также включать сложные формулы и расчеты;

- методика должна учитывать как объективные, так и субъективные показатели (экспертную оценку специалистом ситуации в регионе или МО, перспективы экономического развития);

- методика не должна быть громоздкой, а также должна давать возможность делать оперативные выводы о степени кредитоспособности субъектов РФ и муниципальных образований, осуществлять эффективный мониторинг их деятельности;

- методика должна определять расчет совокупного возможного лимита кредитного риска банка на орган власти, орган местного самоуправления, а также порядок присвоения категории качества кредитным продук-

Ushanov Alexander Evgenievich LENDING BY BANKS ...

economic sceinces

там с целью расчета и создания резервов банка.

Однако анализ кредитоспособности - лишь один из этапов процесса кредитования. Применительно к бюджетной сфере таких этапов как минимум пять:

1-й - подготовительный: разработка банком программы выделения кредитных ресурсов бюджетам различных уровней, изучение динамики основных показателей развития рынка банковского кредитования бюджетной сферы, анализ ключевых показателей эффективности кредитования сектора;

2-й - оценка уровня кредитоспособности субъекта РФ (муниципального образования), присвоение кредитного рейтинга;

3-й - кредитование: заключение кредитного договора, определение режима кредитования, предоставление ресурса;

4-й - мониторинг финансового состояния заемщика;

5-й - уплата процентов за пользование кредитными ресурсами и возврат долга [7].

Взаимодействие подразделений как бизнес-процесс

Реализация указанных этапов кредитования в практике банка проявляется в механизме взаимодействия заинтересованных подразделений банка при рассмотрении вопроса о заключении кредитной сделки с субъектом РФ или муниципальным образованием. Данное взаимодействие можно охарактеризовать как бизнес-процесс, результатом которого является принятие решения о выдаче ссуды с учетом минимизации кредитных рисков. С позиции решения этих задач функционал подразделений коммерческого банка в разрезе этапов и содержания бизнес-процесса должен включать, на наш взгляд, следующее.

1. Подразделение клиентских менеджеров (КМ):

- инициирование кредитного процесса, запрос документов для первоначального анализа;

- предварительная проверка заемщика (официальный сайт, Интернет и т.д.), в т.ч. учет факторов, повышающих кредитные риски: близость выборов; оставляющие желать лучшего условия хозяйствования в регионе, в т.ч. недостаток трудовых и природных ресурсов; неразвитость инфраструктуры (мало портов, аэропортов, железных дорог, автомобильных магистралей, таможенных терминалов и т.д.);

- оценка целесообразности предоставления кредитного продукта потенциальному заемщику;

- в случае принятия решения о целесообразности сотрудничества - установление совокупных и продуктовых лимитов на заемщика (лимиты на структурированные продукты и совокупный лимит на унифицированные и структурированные продукты в случае с субъектами РФ и муниципальными образованиями не устанавливаются);

- выбор кредитного продукта и формализация запроса клиента (в т.ч. с использованием CRM): продукт, срок кредитования, ценовые параметры, возможное обеспечение и др.;

- направление запроса в подразделение безопасности (ПБ), в котором анализируются факторы, повышающие кредитные риски: высокая вероятность смены власти, политических конфликтов; неэффективность местного самоуправления; напряженная криминальная ситуация в регионе; видимые недочеты в деятельности органов местного самоуправления; высокий уровень преступности и (или) безработицы; повышенная доля теневого сектора в экономике;

- направление запроса на проведение правовой экспертизы в юридическое подразделение (ЮП) (несмотря на отсутствие правовых рисков в части искажения документов, подтверждения легитимности сделок и пр., вопросы, требующие правовой экспертизы, остаются);

- передача документов в кредитующее подразделение (КП) для анализа кредитных рисков.

2. Кредитующее подразделение:

- анализ финансового состояния и кредитоспособности клиента по следующим показателям: степень исполняемое™ бюджета (доходы, расходы, профицит/ дефицит, бюджетный долг, иное); структура доходов, расходов и долговых обязательств; межбюджетные отношения.

Исключительно важна оценка уровня соответствия фактического исполнения бюджета запланированному: он характеризует качество управления бюджетным процессом финансовыми органами региона, муниципального образования.

Различия в уровне фактического исполнения расходов по отдельным статьям бюджета обычно отражают приоритеты администрации. Следует иметь в виду, что реальная кредитоспособность субъекта РФ или муниципального образования во многом зависит от уровня долговой нагрузки на бюджет;

- анализ рисков проекта: цель и срок кредитования; максимальный объем заемных кредитных средств, зависящий от суммы свободного лимита привлечения ссуд банком и предельно допустимого размера государственного/муниципального долга); дефицит бюджета; расходы на обслуживание долга в текущем финансовом году;

- утверждение лимита кредитования, расчет РВПС;

- подготовка проекта Решения с учетом заключения ПБ и ЮП;

- направление запроса в подразделение андеррайтинга (АР) на проведение независимой экспертизы рисков.

3. Подразделение андеррайтинга (АР):

- проведение независимой экспертизы рисков;

- согласование проекта Решения по сделке.

4. Кредитный комитет (КК) или формат «6-ти глаз»:

- принятие окончательного Решения.

Кредитующее подразделение формирует пакет документов для принятия участия в аукционе в соответствии с решением кредитного комитета/«6 глаз» и направляет его в подразделение клиентских менеджеров для последующей передачи заемщику для участия в аукционе.

Схематично взаимодействие подразделений банка при рассмотрении вопроса о кредитовании субъекта РФ или муниципального образования представлено на рис. 1.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия подразделений банка при рассмотрении вопроса о кредитовании субъекта РФ или муниципального образования

экономические науки

Ушанов Александр Евгеньевич КРЕДИТОВАНИЕ БАНКАМИ ...

Построение бизнес-процесса кредитования субъекта РФ или муниципального образования в строгой последовательности этапов и с четко разграниченным функционалом заинтересованных подразделений дает возможность решить главную задачу банка - минимизировать риски: административный и политический (КМ и ПБ), платежный и финансовый, риски проекта (КП).

Выводы

Несмотря на очевидные риски, коммерческие банки по-прежнему заинтересованы в кредитовании субъектов РФ и муниципальных образований. В целях минимизации кредитных рисков, наряду с показателями оценки финансового состояния заемщиков и их кредитоспособности, не менее важным является четкая организация бизнес-процесса выдачи ссуды, начиная от принятия решения о сотрудничестве с бюджетным образованием и заканчивая оформлением кредитного договора и предоставлением кредита по итогам аукциона на право заключения государственного заказа на привлечение кредитных ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сайт агентства экономической информации ПРАЙМ. [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/state_regulation /20181023/829358681.html.

2. Сайт Минфина РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www. minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/20l8/.

3. Н.С. Сергиенко, О.Н. Суслякова. Бюджетные кредиты для обеспечения текущей сбалансированности территориальных бюджетов //М., Финансы и управление. 2017. N1. С. 47-59.

4. Сайт газеты «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3219992.

5. Жичкина Ю.А. Сущность и необходимость банковского кредитования бюджетной системы //Вестникмолодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2016. N1 (33). С. 7175.

6. Костюченко Н.С. Анализ кредитного риска при кредитовании субъектов РФ и муниципальных образований //М., Банковское дело. 2010. N 7. С. 81-84.

7. Жичкина Ю.А. Механизм осуществления банковского кредитования субъектов РФ и муниципальных образований //М., Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. N 2-1. С. 111-113.

Статья поступила в редакцию 08.11.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.