Научная статья на тему 'Взаимодействие региональной и Федеральной эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды'

Взаимодействие региональной и Федеральной эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОДАВАЕМЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орехова Диана Владимировна

В работе построена модель эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды, на федеральном и региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие региональной и Федеральной эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды»

Методика расчета показателей и оценки критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства Methodology of calculation of indicators and assessment criteria of the efficiency of regional investment projects within public-private partnership

Литовка Г. Л.,

соискатель Кисловодского института экономики и права.

Litovka G.L. Seeker, Kislovodsk city Institute of Economics and law.

Ключевые слова: региональная политика, инвестиционный проект,

Инвестиционный фонд РФ, государственно-частное партнерство (ГЧП), правила формирования и предоставления бюджетных ассигнований, критерии оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, система показателей.

Краткая аннотация. Инвестиционный фонд РФ является принципиально новым инструментом активной государственной инвестиционной политики. В Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований данного фонда указано, что они «предоставляются для ... реализации региональных инвестиционных проектов», к которым относятся проекты, имеющие «региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства».

В данной статье предлагается утоненная методика оценки соответствия региональных инвестиционных проектов финансовой и экономической эффективности, способствующая более объективному отбору проектов, участвующих в программе ГЧП, и претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Key words: regional policy, investment project, the Investment Fund of the Russian Federation, public-private partnership (PPP), rules of formation and allocation of budget appropriations, criteria of estimation of efficiency of regional investment projects, a system of indicators.

Brief annotation. The investment Fund of the Russian Federation is fundamentally a new tool active state investment policy. The Rules for forming and using budget allocations of the Fund specified that they «are available for ... implementation of regional investment projects», which include projects with a regional and interregional significance implemented on public-private partnership».

This article offers утоненная methodology of evaluation of the conformity of regional investment projects of financial and economic efficiency, contributing to a

more objective selection of projects involved in the PPP program and eligible to receive budgetary allocations Investment Fund of the Russian Federation.

Основными законодательными документами, определяющими реализацию проектов государственно-частного партнерства в регионах нашей страны в настоящее время являются следующие:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 г. № 1372-р «Об определении государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2010 г. № 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».

3. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от

30.10.2009 г. № 493 «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». 5. Стратегии социально-экономического развития регионов страны на период до 2020-2025 г.г.

Рассмотрим некоторые из указанных документов.

Так, в соответствии с п. 6 «Правил распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение», утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлены следующие условия предоставления субсидии [1].

«Субсидии предоставляются на реализацию региональных инвестиционных проектов, соответствующих следующим критериям: .....

г) региональный инвестиционный проект соответствует критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности, установленным методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов (далее - методика);

Остановимся подробнее на методике расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 Октября 2009 г., №493 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2012 N 974), установлены следующие критерии отбора проектов и методики расчетов показателей эффективности региональных

инвестиционных проектов.

Проекты, прошедшие отбор на основе указанных критериев, подлежат отбору на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

Показателями финансовой эффективности являются такие показатели, как чистая приведенная стоимость проекта (характеризует превышение общей суммы денежных средств, полученных от реализации проекта, над суммарными затратами с учетом дисконтирования и определяется как накопленный дисконтированный эффект реализации проекта за расчетный период) и внутренняя норма доходности проекта (ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта равна нулю).

Показателем бюджетной эффективности является отношение дисконтированных налоговых поступлений в федеральный бюджет и (или) экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией проекта, к суммарному объему планируемого объема бюджетных

ассигнований Фонда (для проектов, имеющих общегосударственное значение), отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта, к объему бюджетных ассигнований Фонда (для региональных инвестиционных проектов). При этом под дисконтированием понимается приведение величины денежных потоков будущих периодов к настоящему моменту.

Показателем экономической эффективности является объем вклада проекта в увеличение валового внутреннего продукта (для проектов, имеющих общегосударственное значение) или в увеличение валового регионального продукта (для региональных инвестиционных проектов).

Подробно методика оценки указанных показателей представлена в виде формализованных моделей оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта. [2]

Задачей нашего исследования является уточнение приведенных методик расчета и критериев оценки показателей финансовой эффективности. Необходимость такого уточнения обоснована следующими положениями.

Алгоритм оценки финансовой эффективности, как регионального, так и любого другого уровня, инвестиционного проекта представляет собой известный алгоритм расчета чистого приведенного эффекта, внутренней нормы прибыли инвестиции, срока окупаемости инвестиций. Ставка дисконтирования обычно принимается, исходя из общего уровня инфляции, и приравнивается либо к банковской ставке депозитных вкладов, и считается при этом выбранной и неизменной для всего срока эксплуатации инновационного проекта, либо определяется по средневзвешенной величине стоимости капитала.

Это положение мы считаем, во-первых, не соответствующим реальной действительности, так как эти ставки имеют различные значения по годам эксплуатации проекта в связи с изменением общего уровня инфляции и

далеко не соответствуют тем изменениям текущих цен на различные ресурсы, которые имеют место в течение прогнозируемого периода; и, в третьих, изменения текущих цен (их приросты) носят различный характер для различных видов ресурсов.

Такая же позиция по этому вопросу была изложена ранее в работах Карапетяна Р.К., Шураевой К.В. и Булгаковой Л.Н. Этими авторами была предложена методика оценки чистой текущей стоимости инвестиционного проекта, учитывающая изменения затрат в зависимости от изменений цены, которые в свою очередь меняются по годам различным образом, а не имеют постоянного прироста, как это предполагается в существующих методиках дисконтированной оценки инвестиционных проектов.

Подробное изложение предложенной указанными авторами методики представлено в работах [3;4;5].

Мы представим лишь окончательно выведенное ими выражение для расчета ставки дисконтирования по годам с использованием кластерного метода (с учетом вышеуказанных факторов):

* * * * *

Г1 = (Дф1+ йф2)/2. Г2 = ( Г1 + Rфз)/2...Гп = ( Гп-1 + Rфn)2. (1)

Здесь: Rф1; Rф2 .... Rфn - ставки дисконтирования для первого, второго... и далее «п» - го временного периода (года реализации проекта), определяемые

с учетом изменяемых цен на ресурсы по формуле: Rфi=1- ^(1 + Г), (2)

где: { - изменяется от 1 до «п».

**

И далее внутренняя норма рентабельности (1ЯЯ ) определяется тогда следующим образом:

** *

** * ШУ(г, ) * *

1ЯЯ = Г = гп1 +------------±±1---_ х (Г2 - Гп1 ). (3)

ШУ(гя1 ) - ШУ(Гп2 )

Внедрение в практику предложенной методики оценки чистого приведенного эффекта и нормы прибыли регионального инвестиционного проекта, учитывающей изменения цен на текущие затраты по задействованным ресурсам на всем периоде его эксплуатации, является

эффективным инструментом объективной оценки и отбора региональных проектов и способствует объективной оценке показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта.

В процессе применения этой уточненной методики к оценке эффективности региональных инвестиционных проектов в системе ГЧП, мы считаем необходимым проводить оценку чувствительности проекта к изменениям внешних факторов, т.е. оценку риска реализации проекта.

Для этого необходимо оценивать каждый проект в комплексе по показателям чистой текущей стоимости проекта (КРУ) и внутренней нормы рентабельности (1ЯЯ), определяя запас проекта по надежности и чувствительности к рискам.

Например, предприятие рассматривает план реализации инвестиционного проекта по модернизации технологии производства и внедрения нового оборудования.

В качестве источника финансирования в целях реализации проекта рассматривается банковский кредит на сумму 100 млн. руб. Также предусматривается вложение собственных средств предприятия в размере 30 млн. руб.

Не указывая другие исходные данные по этому примеру и, опуская все промежуточные расчеты, сначала покажем результаты оценки эффективности данного проекта по традиционной (существующей) методике, принципиально не отличающейся от Методики, утвержденной законодательными документами [1;2].

В соответствии с этими методиками расчет показателей чистой текущей стоимости проекта (КРУ) , его внутренней нормы рентабельности (1ЯЯ) и срока окупаемости показал следующие результаты.

Простой срок окупаемости полных инвестиционных затрат с момента начала эксплуатации проекта составляет 3 года.

Срок окупаемости по дисконтированным оценкам, принимая дисконтную ставку, равной 14%, составляет 5,5 лет.

Чистая текущая стоимость проекта при дисконтной ставке 15% составляет примерно 76 млн. рублей.

Индекс рентабельности оценивается в 1,6. Это значение больше единицы и также характеризует доходность данного проекта.

Внутренняя норма рентабельности рассматриваемого

инвестиционного проекта составляет примерно 30 %, что обеспечивает запас по прибыльности проекта, в 15 % выше принятого темпа инфляции.

Таким образом, анализ инвестиционного проекта по всем вышеуказанным показателям, рассчитанным в соответствии с традиционной методикой, показывает его высокую эффективность и привлекательность.

Далее приведем результаты оценки данного проекта, проведенной в соответствии с методикой, изложенной выше, и учитывающей динамику изменения цен на задействованные ресурсы по годам реализации проекта. Проведенные расчеты в этом случае показывают:

*

- значение дисконтной ставки: г1 = 11%;

- чистая текущая стоимость проекта - КРУ(гп1*) = 53 млн. руб. для этого

*

(второго) варианта расчета, которая соответствует ставке дисконта- г1 = 11%;

- внутренняя норма рентабельности 1ЯЯ = г = 23%.

Сравнение полученного результата расчета внутренней нормы прибыли по первому варианту, соответствующего общепринятой методике, и по второму варианту, описанному выше, показывает, что различные изменения цен на каждый вид затрат (ресурсов) существенно меняют картину доходности и эффективности инвестиционного проекта.

Рассчитанная по второму варианту внутренняя норма рентабельности, составляет 23%, что, на 6% (30%-23%=7%), меньше рассчитанной величины 1ЯЯ по первому варианту (1ЯЯ = 30%).

При сравнении с банковской ставкой (или WACC - средневзвешенной стоимостью капитала), которая в нашем случае, по расчетам традиционного способа оценки равна 15%, полученный результат по второй методике

показывает, что инвестиционный проект очень чувствителен даже к малейшим изменения цены внешних факторов, что определяет более высокий риск его реализации по сравнению с результатами расчетов по первому варианту.

Таким образом, мы считаем, что в Методику оценки финансовой эффективности региональных инвестиционных проектов, в соответствии с которой решается вопрос о финансировании проектов ГЧП из средств Инвестиционного фонда РФ, утвержденную документами [1;2], необходимо внести уточнение, касающееся критериев оценки показателей чистой текущей стоимости и внутренней нормы рентабельности.

Так, формулировки п.8.7.1 и 8.7.2 [2] «Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой устойчивости в случае», если: КРУ > 0; 1ЯЯ > WACC, мы считаем необходимо уточнить и дополнить следующими формулировками:

1) Инвестиционный проект признается соответствующим критериям финансовой устойчивости в случае, если КРУ > 0 и 1ЯЯ > WACC, которые рассчитаны в соответствии с изложенной выше методикой, учитывающей изменения цен на задействованные ресурсы по всем годам реализации проекта и представленными формулами (1-3).

2) При отборе проектов предпочтение отдается тем из них, для которых при

❖ ❖ ❖ ❖

значениях КРУ > 0, норма прибыли: 1ЯЯ не только > WACC, но при этом

**

разность: WACC- 1ЯЯ наибольшая, что способствует снижению

чувствительности проекта к внешним факторам и минимизации риска его реализации.

Далее рассмотрим методику расчета показателя экономической эффективности, утвержденную Приказом Министерства регионального развития №493 [2].

В соответствии с п. 8.9 указанного документа экономическая эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается по его способности влиять на формирование валового регионального продукта

субъекта Российской Федерации и обеспечивать динамику экономического роста. В качестве основного показателя экономической эффективности регионального инвестиционного проекта используется интегральный индикатор экономической эффективности проекта - ЭТ, характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода прогнозируемого реального объема валового регионального продукта, которая может быть обеспечена реализацией инвестиционного проекта. Интегральный индикатор экономической эффективности регионального инвестиционного проекта рассчитывается как соотношение суммы годовых реальных объемов добавленной стоимости, генерируемой региональным инвестиционным проектом, и суммы годовых объемов валового регионального продукта, приведенных к сопоставимому виду с использованием индексов реальной динамики, оцениваемых в макроэкономическом прогнозе. [2; п. 8.9.4]

В соответствии с п. 8.9.5 [2] данный критерий эффективности регионального инвестиционного проекта носит справочный характер.

Мы считаем, что данная Методика расчета также нуждается в уточнении, как в части оценки влияния реализуемого инвестиционного проекта в регионе на изменение валового регионального продукта - ВРП), так и в положении о том, что результаты этого расчета носят справочный характер.

Предлагаемая нами Методика расчета и оценки критерия экономической эффективности заключается в следующем.

Мы считаем, что более достоверной будет оценка влияния на прирост ВРП в случае реализации проекта, проводимая с учетом долевого участия объема валового продукта отрасли (в рамках которой осуществляется реализация инвестиционного проекта) в общем объеме валового регионального продукта.

Покажем это на условном примере.

В таблице 1 представим данные по объемам ВРП и сгруппированным объемам продукции ключевых отраслей условного региона за первый год и второй год (с учетом и без учета реализации инвестиционного проекта).

Здесь: Дотр - доля объема продукции каждой отрасли (Отр.1.... Отр.5) в

общем объеме валового регионального продукта за первый год,

определяемая соотношениями: ДОтр1=Отр.11/ВРП1; ДОтр2 = Отр.21/ВРПь.........

...Дотр.5 = Отр.51/ВРП1.

Оценим сначала влияние изменения объемов отраслевой продукции на изменение объема ВРП за 1-ый и 2-ой годы (без учета проекта) по формуле: Таблица 1 - Исходные данные для оценки влияния на изменение ВРП для случаев реализации проекта и отказа от него.

Объемы региональной и отраслевой продукции, д.е. 1-ый год (без учета проекта) Дотр 2-ой год (без учета проекта) Темп прироста, (стр.3- стр.2) /стр.2 2'-ой год (с учетом проекта) Темп прироста, (стр.6- стр.2) /стр.2

1 2 3 4 5 6 7

ВРП 1000 1,0 1300 0,3 1320 0,32

Сельское хоз. (Отр.1) 250 0,25 300 0,2 300 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промышл. (Отр.2) 200 0,2 250 0,25 250 0,25

Транспорт и связь (Отр.3) 100 0,1 200 1,0 220 1,2

Строительство (Отр.4) 150 0,15 200 0,334 200 0,334

Торговля и прочие отрасли (Отр.5) 300 0,3 350 0,167 350 0,167

Тпр ВРП (1-2)= (Тпр Отр.1 (1-2)* ДОтр.1)+ (Тпр Отр.2 (1-2)* ДОтр.2)+ (Т^ Отр.3 (1-2)* ДОтр.3)+

+(Тпр Отр.4 (1- 2)* ДОтр.4)+ (Т р Отр.5(1-2)* ДОтр.5). (4)

Затем аналогично оценим влияние изменения объемов отраслевой продукции на изменение объема ВРП за 1-ый и 2'-ой годы (с учетом проекта) по формуле:

Т"р ВРП (1-2') = (Т"р Отр.1 (1-2') * ДОтр.1)+ (Т"р Отр.2 (1-2') * ДОтр.2)+ (Т^ Отр.3 (1-2') * ДОтр.3)+

+(Тпр Отр.4 (1-2') * ДОтр.4)+ (Т р Отр.5(1-2') * ДОтр.5). (5)

Расчет по формулам (4) и (5) дает следующие результаты:

По формуле (4), т.е. без учета проекта):

Тпр врп (1-2)= 0,3 = (0,2*0,25) + (0,25*0,2) + (1,0*0,1)+ (0,334*0,15)+ (0,167*0,3) = 0,05+0,05+0,1+0,05+0,05=0,3 (или 30%).

Таким образом, объем ВРП за первый и второй годы (в случае отказа от проекта) увеличился на 30%, при этом, за счет прироста продукции:

- сельского хозяйства - на 5%;

- промышленности - на 5%;

- транспорта и связи - на 10%;

- строительства - на 5%;

- торговли и прочих отраслей - на 5%.

Далее проведем расчет по формуле (5), т.е. с учетом реализации инвестиционного проекта в сфере транспорта и связи). Объемы других отраслей останутся без изменения, а объем продукции транспортной отрасли увеличился уже не на 100% (как в первом случае), а на 120%.

Расчет по формуле (5) дает следующие результаты:

Тпр врп (1-2') = 0,32 = (0,2*0,25) + (0,25*0,2) + (1,2*0,1)+ (0,334*0,15)+ (0,167*0,3) = 0,05+0,05+0,12+0,05+0,05=0,32 (или 32%).

Таким образом, несмотря на то, что объем отраслевой продукции в сфере транспорта при реализации проекта увеличился на 120%, объем валового регионального продукта увеличился при этом не на 30% (как в первом случае), а на 32%.

Оценим далее индекс экономической эффективности от реализации инвестиционного проекта (т.е. вклада в экономический рост регионального производства) по соотношению:

1эк. эфф. = 0.32/0.3 = 1,067.

Далее необходимо провести аналогичные расчеты по всем годам временного периода инвестиционного проекта, с учетом вышеприведенных формул (1-5), определив тем самым интегральное значение индекса экономической эффективности от реализации инвестиционного проекта за весь период его генерирования с учетом дисконтированных оценок.

Его приведенное значение должно быть при этом > 1.

Однако, учитывая, что необходимым условием экономического роста регионального производства является также его преимущественная интенсификация [5], то это определяет и более жесткие требования к приведенному значению интегрального значения индекса экономической эффективности инвестиционного проекта, а именно, это значение должно быть >2.

Литература.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2010 г. № 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».

2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от

30.10.2009 г. № 493 «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

3. Карапетян Р. К. Оценка и прогнозирование инновационной деятельности предприятий региональных экономических систем: автореферат канд. дисс. -Кисловодск: КИЭП, 2004 г.

4. Булгакова Л.Н., Шураева К.В. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов// Управление экономическими системами. - -2012. - №12. - Режим электронного доступа: ЦКЬ: http://uecs.ru.

5. Булгакова Л.Н. Методология устойчивого развития экономики

предприятий и отраслей региона на основе совершенствования управления финансово-инвестиционной деятельностью: автореферат докт. дисс. -

Кисловодск: КИЭП, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.