Научная статья на тему 'Взаимодействие региональной и Федеральной эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды'

Взаимодействие региональной и Федеральной эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
112
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОДАВАЕМЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орехова Диана Владимировна

В работе построена модель эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды, на федеральном и региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие региональной и Федеральной эколого-экономической политики с учетом асимметричных экстерналий, связанных с загрязнением окружающей среды»

Кластерные основы устойчивого регионального развития Cluster bases of sustainable regional development

Иджилова Данара Владимировна ФБГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Тел.: (937)195-95-60 Idzhilova Danara Vladimirovna FBGEI HPE "Kalmyk State University" Tel.: (937)195-95-60

Аннотация

Статья посвящена проблемам определения стратегических приоритетов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. На примере Республики Калмыкия рассматривается механизм формирования кластерной политики на территориальном уровне с учетом требований ВТО, что объективно ведет к усилению открытости внутреннего рынка.

Abstract

Article is devoted to problems of definition of strategic priorities of social and economic development of subjects of the Russian Federation. On the example of the Republic of Kalmykia the mechanism of formation of cluster policy at territorial level taking into account WTO requirements is considered that objectively conducts to strengthening of openness of domestic market.

Ключевые слова: региональная экономика, экономические

кластеры, валовая продукция, региональная политика.

Keywords: regional economy, economic clusters, gross output, regional policy.

Введение

Как известно, регион является важнейшей социальнотерриториальной подсистемой современного российского общества, включающей социально-экономический, пространственный, природный и историко-культурные комплексы. Рыночные социально-экономические преобразования в целом негативно отразились на уровне жизни и общей социально-экономической ситуации в российских регион.

Среди наиболее распространенных научных подходов к проблемам регионального развития к настоящему времени особое место занял кластерный подход. В частности это подтверждается его широким использованием в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.

При этом, ключевым условием успеха развития региональных систем России является становление стратегически устойчивой системы районов, способной существенно повысить конкурентоспособность территории с использованием кластерного подхода.

Реализация кластерного подхода и кластерной политики как на макро, так и на микроуровнях развития экономических систем призвано сконцентрировать и создать условия для диффузии конкурентоспособных сегментов существующих отраслей, формирующих валовой региональный продукт, способных по-новому выстроить социально-экономические отношения, складывающиеся в экономике.

В то же время, механизм формирования кластерной политики на территориальном уровне, а также возможность применения рыночных инструментов при их создании, пока недостаточно изучены и требуют более активных исследований.

Кластерные и агломерационные основы регионального развития

Основной особенностью индустриальных районов является закрытые отношения между собой (предприятиями и предпринимателями). Территориальная и отраслевая концентрация сопровождается концентрацией малых и средних независимых предприятий, специализированных на одной стадии производственного процесса или на определенных конечных продуктах. Поэтому отношения между собой они строят на основе кооперации и взаимных интересах, общих ценностях, разделяемых организациями и предпринимателями, представляющими собой определенные предпосылки для становления современных производственных кластеров. Кроме того, в этом процессе, играют исторические и институциональные аспекты, базирующиеся на привычках, коллективных услугах, общих услугах образовательных и профессиональных учреждениях.

Еще одной формой, которая имеет кластерную природу, как отмечают большинство исследователей, являются агломерации [1]. Так, известный экономист А.Г. Гранберг, считает, что под агломерацией следует понимать «территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты» [2].

В настоящее время все большую актуальность приобретает экономический, институциональный анализ агломерационных процессов, анализ и прогнозирование внешних эффектов. Процессы агломерации в институциональном значении характеризуются следующим образом. Агломерация предполагает создание принципиально новой системы управления территориальным развитием и планированием. Агломерация предполагает выстраивание договорных отношений между хозяйствующими субъектами относительно предметов общего интереса, например общих экономических или инфраструктурных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что агломерации, создаваемые по

административной инициативе, как правило, неустойчивы и распадаются при завершении административного вмешательства и финансирования.

В качестве основных способов ускорения агломерационных процессов в настоящее время можно назвать следующие:

-форсированное развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров;

-координация системы территориального развития и использования земель, согласованная экологическая политика;

-реализация проектов, направленных на расширение «узких мест» в ресурсном обеспечении агломерации (обеспечение стройматериалами, электроэнергией, водой и др.);

-развитие социокультурного пространства.

Формирование крупных современных агломераций обеспечивает следующие эффекты. Во-первых, агломерация увеличивает для субъектов рынка возможность доступа к научной, производственной и культурной информации, возможность выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям.

Во-вторых, эффект масштаба для региональной экономики, современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и, что самое важное, - сектор услуг. Возникновение агломерации создает как возможность прихода в регион крупного бизнеса, так и возможности для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка.

В-третьих, создание емкого и разнообразного рынка труда. У людей появляется возможность быстро найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии.

В-четвертых, «инфраструктурный эффект», который имеет важнейшее значение.

Проекты строительства новых энергомощностей, мощных транспортных комплексов - портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов - оправданы и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций. То же касается образовательной и особенно инновационной инфраструктуры.

В результате создаются условия ускоренного социальноэкономического развития территорий, что позволяет «ядрам» агломераций повысить собственный статус в городской и региональной иерархии.

Предпосылки кластеризации экономики Калмыкии

В настоящее время, экономическое развитие Республики Калмыкия происходит с явным приоритетом сельского хозяйства. В 2011 году в состав агропромышленного комплекса региона входит 105 сельскохозяйственных предприятий, 4308 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 тысяч хозяйств населения и индивидуальных хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной

продукции.

В 2012 году в состав агропромышленного комплекса входило уже 107 сельскохозяйственных предприятий, 4308 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 тысяч хозяйств населения и индивидуальных хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной

продукции.

В структуре производства валовой продукции по категориям хозяйств, удельный вес сельскохозяйственных предприятий составил 22,6%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 30,1% и личных подсобных хозяйств - 47,3%.

За последнее десятилетие сельскохозяйственная отрасль Республики Калмыкия усилила свою производственную активность, что выразилось в значительном темпе роста валового производства. Об этом

свидетельствуют показатели табл. 1.

Таблица 1 - Динамика и структура валовой продукции в хозяйствах

всех категорий Республики Калмыкия

Показатели 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. к 2000 г., %

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства 1289,4 4445,2 6310,9 8207,0 9684,4 10294, 3 11131, 3 14029, 6 10,9 р.

в том числе:

растениеводства 564,6 1011,9 1326,1 1095,3 2250,3 1873,1 1621,6 2585,2 4,6 р.

животноводства 724,8 3433,3 4984,8 7111,6 7434,1 8421,2 9509,6 11444, 4 15,8 р.

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства 699,1 1314,5 1536,5 1581,1 2390,5 2461,3 2077,8 2844,2 4,1 р.

в том числе:

растениеводства 497,2 736,2 884,5 757,2 1417,0 1224,8 1024,0 1629,8 3,4 р.

животноводства 201,9 578,3 652,0 823,9 973,4 1236,5 1053,8 1214,4 6,0 р.

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства 488,4 2359,6 3356,0 4527,0 4663,4 5505,5 6026,8 7069,2 14,5 р.

в том числе:

растениеводства 18,5 60,8 66,8 92,4 231,3 176,1 169,6 180,4 9,8 р.

животноводства 469,9 2298,8 3289,2 4434,6 4432,1 5329,4 5857,1 6888,8 14,7 р.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предп эиниматели

Продукция сельского хозяйства 101,9 771,1 1418,4 2098,9 2630,6 2327,5 3026,7 4116,2 40,3 р.

в том числе:

растениеводства 48,9 214,9 374,8 245,7 602,0 472,1 428,0 775,0 15,8 р.

животноводства 53,0 556,2 1043,6 1853,2 2028,6 1855,4 2598,7 3341,2 68,3 р.

На развитие АПК в 2011 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов профинансировано 1181368,5 тыс. руб.; субсидии на поддержку овцеводства - 100503,3 тыс. руб.; субсидии на возмещение части затрат: по краткосрочным кредитам - 43124,7 тыс. руб.; по инвестиционным кредитам - 38 511,0 тыс. руб.; по малым формам хозяйствования (КФХ, ЛПХ и СПОК) - 165 805,1 тыс. руб.; на поддержку племживотноводства - 181277,5 тыс. руб.; на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений - 23474,0 тыс. руб.; субсидии на поддержку табунного коневодства - 2209,5 тыс. руб.;

Рис. 1. Динамика объемов сельскохозяйственного производства в Республике Калмыкия за 2000-2011 гг., %

субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений - 6915,1 тыс. руб.; субсидии на поддержку элитного семеноводства - 2296,2 тыс. руб.; субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС - 425452,3 тыс. руб.; субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ - 191799,8 тыс. руб.

Итоги функционирования агропромышленного комплекса представлены на рисунке 1 и в таблице 2.

В рамках кластерного подхода к организации аграрного производства в Республике Калмыкия, исходя из производственной

специализации региона, выдвигается гипотеза о том, что мясное животноводство должно стать ядром аграрного кластера.

Таблица 2 - Динамика и структура валовой продукции

в хозяйствах всех категорий, млн. руб.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012г.

Валовая продукция в хозяйствах всех категорий в действующих ценах - всего 10294,3 10795,2 8535,6 8760,4

в т. ч. сельхозпредприятия 2461,3 2016 2160,6 1910,1

К Ф Х 2327,5 2876,5 2860,8 2788,9

Л П Х 5505,5 5902,7 3514,2 4061,4

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства всего 92,7 100,1 104,4 92,4

в т. ч. сельхозпредприятия 94,9 76,4 94,4 76,1

К Ф Х 88,5 117,6 113,6 88,4

Л П Х 94,0 102,2 104,4 107,0

Удельный вес валовой продукции по категориям - всего 100 100 100 100

в т.ч. в сельхозпредприятиях 23,9 18,7 25,3 21,8

К Ф Х 22,6 26,6 33,5 31,8

Л П Х 53,5 54,7 41,2 46,4

Обосновывая данную гипотезу, к реализации принимается методика идентификации фазы жизненного цикла через включение сельскохозяйственных предприятий в кластерное объединение с целью выявления в нем ведущих звеньев, которые могут обеспечить стабильно устойчивое функционирование кластерной структуры.

Исходя из проведенного исследования, можно отметить, что данные сельскохозяйственные предприятия могут стать реальными стратегическими зонами хозяйствования в рамках мясного кластера Республики Калмыкия.

В целях формирования и реализации кластерной политики в

агробизнесе региона, нами предлагается объединение усилий трех важных

ключевых элементов кластерной структуры: государства - научно-

8

образовательного потенциала - деловой среды, деятельность которых будет курировать Координационный совет.

Новый совещательный орган нацелен обеспечить эффективное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований региона, бизнес-сообщества, научных организаций в целях формирования региональной политики для развития кластера «Региональный мясной подкомплекс» и, в конечном итоге, для создания и поддержки новых высокотехнологичных производств сельскохозяйственного производства, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, внедрения инновационных технологий в реальный сектор экономики региона.

Кластерная политика при формировании регионального мясного подкомплекса будет реализовываться в условиях модернизации экономических отношений в соответствии с изменениями в условиях хозяйствования. При этом каждое предприятие мясного подкомплекса должно вести политику увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, обеспечивая при этом взаимовыгодные условия. Заинтересованность всех партнеров в конечных результатах возможна только в условиях их интеграции и кооперации.

Формирование экстерриториального агрокластера - это попытка внедрения новых технологий в развитие аграрного сектор экономики.

Разработка агро-кластера подразумевает создание не просто новых производств, но и индустриальный уклад в агрокомплексе.

Но для того, чтобы новые технологические решения могли переноситься из областей науки и промышленного производства в агротехнологии, должен быть кластер, соединяющий фундаментальную практико - ориентированную науку, новое высокотехнологичное производство и современную технологичную инфраструктуру,

разработанный на основе использования технологий системы стратегического планирования.

Вместе с тем, кластерная политика в регионе предполагает более диверсифицированный подход. Существующей Концепцией социальноэкономического развития Республики Калмыкия до 2015г. [3]

предусмотрены зоны опережающего экономического роста и направления кластерной политики. Согласно этому направлению государственная территориальная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований Республики Калмыкия.

Перспективное пространственное развитие республики связано с формированием и функционированием устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в среднесрочной перспективе - зоны экономического развития, в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры, территориально-промышленных кластеров.

На территории выделяемых зон будут обеспечены условия для развития кластеров предприятий перспективных специализаций, имеющих высокий потенциал для развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание территориальной политики. В этом случае усилия правительства будут направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами.

На территории Калмыкии условно выделяются три зоны опережающего развития: зона развития нефтегазоперерабатывающей

промышленности охватывает территории Черноземельского и Лаганского районов, зона развития энергетики и строительной индустрии - территории Яшкульского, Ики-Бурульского и Приютненского районов, зона развития мясного скотоводства и кормопроизводства - территории Октябрьского, Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Юстинского, Городовиковского и Яшалтинского районов.

Кластеры как зоны опережающего экономического роста определялись исходя из сложившейся специализации территории:

Заключение

Реализации диверсифицированной кластерной политики на региональном уровне потребует дополнительных условий. Для того, чтобы новые технологические решения могли переноситься из областей науки и промышленного производства в агротехнологии, должен быть кластер, соединяющий фундаментальную практико - ориентированную науку, новое высокотехнологичное производство и современную технологичную инфраструктуру, разработанный на основе использования технологий системы стратегического планирования.

Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) в августе 2012 года является важным шагом на пути ее интеграции в мировую экономику. Участие в этой глобальной организации открывает перед страной все возможности для формирования совместно с другими странами - участницами «правил игры» на мировом рынке и для полноправного участия в мировом разделении труда.

Вместе с тем, присоединение к ВТО неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем.

Адаптация российской экономики к условиям ВТО должна быть направлена на повышение ее конкурентоспособности и развитие внутренней конкурентной среды. Значимым ресурсом при этом может стать использование объективных конкурентных преимуществ регионов в формировании кластеров на основе использования методов и инструментов стратегического планирования.

Библиографический список

1. Браде И., Бурдак И., Рудольф Р. Тенденции развития периферийных зон крупнейших городов Европы // Крупные города и вызовы глобализации. - Смоленск, 2010, №8.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.

3. Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2015г.- Элиста, 2010.

References

1. Bade I., Burdak I. Rudolf R. Tendencies of development of peripheral zones of the largest cities of Europe // Large cities and globalization calls. - Smolensk, 2010, №8.

2. Granberg A.G. Bases of regional economy. - M: GU HSE, 2006.

3. The concept of social and economic development of the Republic of Kalmykia till 2015 - Elista, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.