УДК 630*6(571.53) Н.П. ТРЕТЬЯКОВА
ББК 65.341 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВЛАСТИ С ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассматривается взаимодействие регионального уровня власти с предприятиями лесного комплекса. Оцениваются результаты реализации мероприятий по осуществлению эффективного управления развития лесного комплекса в случае построения диалога между властью и бизнесом сектора.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс; Иркутская область; эффективность.
N.P. TRETYAKOVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
INTERACTION OF REGIONAL GOVERNMENT WITH BUSINESS ENTITIES OF TIMBER INDUSTRY
The article studies the interaction of regional government with enterprises of timber industry. The author estimates the results of implementation of efficient management of timber industry development while establishing the interaction between the government and the business of this sector.
Keywords: timber industry; Irkutsk region; efficiency.
Вопрос взаимоотношения государства и бизнеса является одним из ведущих в современных рыночных условиях. Возрастающие масштабы экономической деятельности, усложнение характера внутренних хозяйственных связей создают объективные предпосылки для усиления роли государства в регулировании производственных процессов [2]. Степень участия власти в координации бизнеса находится в зависимости от имеющихся возможностей и проявляется в различных формах и методах оказываемого влияния.
В формирующихся условиях у государства возникает потребность в установлении эффективной системы взаимодействия бизнеса и власти, адекватной как принципам управления властью подконтрольными процессами, так и мотивационным установкам бизнеса [3].
В этой связи стратегической целью деятельности государства в лице органов власти становится создание условий для максимально действенного функционирования производственного механизма на всех этапах. Специфическое место в этой системе занимают региональные органы власти [1]. С одной стороны, они выступают по отношению к государству как часть административного ресурса, взаимодействующего на общих с федеральными структурами принципах. При этом региональная власть, сталкиваясь на практике с решением реального уровня проблем, ограничена в своих возможностях оказывать влияние на ситуацию федеральным законодательством. По сути, инициативная деятельность региона в решении ряда задач не располагают достаточными полномочиями и правовыми основаниями в реализации предлагаемых путей.
© Н.П. Третьякова, 2012
С другой стороны, по ряду вопросов региональный уровень власти является центром субъектной политики, а также движущей силой, вектором в отношении собственных путей развития, выстраивании стратегического видения и перспективного планирования. В Иркутской области как регионе, обладающем значительными природными ресурсами, одной из задач стратегического развития является комплексная переработка собственных запасов, среди которых приоритетным считается лес. Для этих целей становится актуальной задача повышения эффективности управления лесными ресурсами и увеличения
отдачи от лесного сектора экономики за счет развития существующих и освоения новых технологоемких секторов производства [4].
Ряд производств лесопромышленного комплекса (ЛПК) региона представлен полной производственной цепочкой от стадии заготовки до глубокой степени переработки сырья. Практически на каждой стадии в той или иной степени в соответствии с возложенными полномочиями региональная власть принимает участие в регулировании производственных процессов, сталкиваясь с различным уровнем существующих проблем в секторе (табл. 1-3).
Таблица 1
Участие государства в создании условий для привлечения инвестиций в лесную промышленность Иркутской области
Процесс Роль региональной власти Препятствия Возможности
Привлечение инвестиционных ресурсов и анализ ситуации в ЛПК региона с точки зрения возможностей развития приоритетных видов деятельности На основании лесного плана, лесохозяйственных регламентов, информации о реализуемых видах бизнеса на территории области проводится анализ ситуации в лесном секторе по возможности привлечения в регион и развития новых эффективных видов производств Информация об имеющемся лесном фонде требует постоянной актуализации, а в случае привлечения бизнеса возникают большие затраты на формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона в части развития производств ЛПК Организация проведения лесоустроительных работ с формированием перечня участков, возможных для сдачи в аренду под реализацию крупных инвестиционных проектов, а также построение диалога с потенциальным инвестором
Обеспечение отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Рассмотрение и анализ инвестиционных проектов на возможность включения в перечень приоритетных с установлением льготной ставки по аренде лесных участков согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2011 г. № 419 Существуют риски включения в перечень проектов, в реализации не отвечающих заявляемым обязательствам и эффективности, что может привести к злоупотреблению льготным режимом Необходима разработка механизма, позволяющего гарантировать исполнение принятых обязательств и дающего возможность применять санкции к хозяйствующим субъектам по их исполнению
Осуществление контроля хода реализации инвестиционных приоритетных проектов в области освоения лесов Мониторинг реализации инвестиционных замыслов хозяйствующих субъектов согласно утверждаемым концепциям Имеет место отклонение реализации инвестпроектов от плана, что требует корректировки, а также невыполнение предприятиями заявляемых параметров хода реализации проекта Возможное нормативное закрепление ответственности хозяйствующих субъектов по исполнению заявляемых параметров
Совершенствование регионального законодательства, направленного на привлечение инвестиций Включение в перечень льготируемых приоритетных видов экономической деятельности в рамках действующих законов Иркутской области от 8 октября 2007 г. № 75-О3 и от 12 июля 2010 г. № 60-03 Реализация данного мероприятия направлена на поддержку видов деятельности с обоснованной высокой эффективностью, которые мало представлены в региональном бизнесе Стимулирование развития регионального сектора бизнеса, в том числе в рамках кредитной политики: создание льготных кредитных программ для инвестирования и развитий промышленных мощностей
Таблица 2
Участие государства в повышении эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Иркутской области
Процесс Роль региональной власти Препятствия Возможности
Организация использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства Осуществление мониторинга лесопользования и реализация мероприятий на решение поставленных целей в рамках действующего законодательства. Оценка и прогнозирование состояния земель лесного фонда Ввиду значительных объемов лесных площадей на территории региона и отсутствие достаточного финансирования, существует проблема исчерпания легкодоступных запасов леса и сокращения темпов лесовосстановления Необходима действенная система (возможно с применением ГИС-техно-логий) лесоустройства. Усиление взаимодействия между надзорными и правоохранительными структурными подразделениями
Проведение аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков Организация использования лесов с предоставлением в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование Право заготовки может получить практически любой хозяйствующий субъект, в связи с чем создаются условия бесконтрольного и неэффективного использования объекта лесного фонда с незначительной ответственностью лесопользователя Повышение требований и ответственности к потенциальным арендаторам по эффективному использованию лесных ресурсов, а также за правонарушения в сфере незаконной заготовки древесины
Обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности Контроль соблюдения за порядком пользования лесным фондом. Разработка и утверждение лесных планов субъектов, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов в части использования лесов Использование участков лесного фонда нередко осуществляется с нарушениями проектов освоения лесов. Отсутствие полной информации об использовании лесного ресурса и возможности применения существенных санкций к хозяйствующим субъектам по исполнению обязательств эффективного лесопользования Необходим механизм, регулирующий пользование, мониторинг потребления лесного ресурса на основе критериев эффективности, обязывающий лесопользователя соблюдать рациональное потребление лесного ресурса, его охраны, восстановления
Организация деятельности пунктов приема и отгрузки древесины Организация учета деклараций о принятой, переработанной и отгруженной древесине Имеется возможность невыполнения требования законодательства пунктами приема и отгрузки древесины Необходима общая электронная система мониторинга для выявления реальных объемов рубки лесных насаждений
Мониторинг основных показателей поступления платы в областной бюджет Осуществляется мониторинг поступлений платы за пользование лесным ресурсом Отсутствие механизма, позволяющего определять эффективность использования лесного ресурса Выработка механизма, позволяющего оценивать потенциал лесопользования и закрепление за хозяйствующим субъектом ответственности по обязательствам поступлений доходов
Разработка региональных программ поддержки лесного хозяйства Разработка проектов программных документов в установленной сфере деятельности, иных нормативных правовых документов в соответствии с действующим законодательством Отсутствие полной актуальной информации, в первую очередь лесоустройстве, из-за их высокой стоимости, что затрудняет полноценную проработку программных документов Необходимо проведение актуализации имеющейся информации лесного фонда за счет участия федерального финансирования, а также в рамках развития частно-государственного партнерства
Таблица 3
Участие государства в создании условий для развития действующих производств и повышения уровня глубины переработки
Процесс Роль региональной власти Препятствия Возможности
Стимулирование развития на территории региона производств с глубокой переработкой древесины, а также использования низкосортной древесины Разработка предложений по строительству и вводу новых мощностей по заготовке и глубокой переработке древесины, перевооружению, перепрофилированию и реконструкции действующих производств Большие финансовые вложения в создание новых технологоемких производств снижают интерес предпринимателей, в том числе по переработке низкосортного сырья Оказание поддержки в создании условий для формирования на территории области благоприятного инвестиционного климата и стимулирования развития производств
Проведение комплексного мониторинга налоговых поступлений в бюджет от деятельности предприятий лесопереработки Осуществление мониторинга налоговых поступлений от всего комплекса в целом, а также крупнейших производственных предприятий комплекса Отсутствие единой системы ценообразования продукции, интересы вертикально-интегрированных структур, искусственное занижение качества древесины для снижения официально декларируемой цены с целью минимизации налогооблагаемой базы субъектов Необходима система по формированию цены на лесную продукцию и контроля за формированием налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов
Привлечение средств на мероприятия по строительству и реконструкции лесных дорог и иных работ по охране, защите и воспроизводству лесов Разработка мероприятий, направленных на создание и поддержание лесной инфраструктуры круглогодичного действия Для постоянного развития сети лесовозных дорог требуется значительные объемы финансирования Необходимо формирование системы частно-государственного партнерства в данном направлении, а также участие региона в федеральном финансировании в рамках реализации целевых программ
Мониторинг соглашений о социально-экономическом сотрудничестве Мониторинг реализации соглашений о социальноэкономическом сотрудничестве, заключенных между правительством Иркутской области и соответствующими организациями ЛПК Отсутствие юридической силы соглашений не позволяет обязывать и закреплять юридическую ответственность по исполнению всех заявленных обязательств хозяйствующего субъекта Необходимы разработки механизма повышения ответственности хозяйствующих субъектов по реализации мероприятий, закрепленных в соглашении
Разработка региональных и участие в реализации федеральных программ, направленных на развитие ЛПК Осуществление разработки проектов планово-программных документов в установленной сфере деятельности Отсутствие полной информации, нестабильность развития, проблемы теневого сектора затрудняет реализацию плановых мероприятий, закладываемых в рамках программ Необходимо формирование системы стабильных базовых направлений развития лесопромышленного комплекса, обеспечивающих эффективную реализацию деятельности в полном объеме, и осуществление мониторинга развития данных направлений
Без государства лесной бизнес никогда не сможет сделать производство экономически эффективным для региона. В этой связи становится необходимой реализация мероприятий по устранению препятствий для деятельности региональной власти по реализации возможностей эффективного управления развитием лесного комплекса. Для улучшения сложившейся в комплексе обстановки со стороны
региональной власти необходима выработка мер, позволяющих усилить влияние роли государства в текущих процессах (табл. 4). Цели официальной государственной политики в последнее время стали совпадать со стремлениями многих хозяйствующих субъектов, предпринимателей. Это открывает возможности для стратегического партнерства бизнеса и государства [5].
Таблица 4
Возможный результат усиления роли государства в текущих процессах
Основные проблемы Возможные меры Результат
Нарушения лесного законодательства 1. Создание единой информационной базы данных системы учета древесины. 2. Организация системы мониторинга лесопользования и движения круглых лесоматериалов, а также деятельности хозяйствующих субъектов ЛПК. 3. Усиление взаимодействия между исполнительными, надзорными и правоохранительными структурными подразделениями в рамках межведомственных соглашений Усиление контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов на всех стадиях, повышение эффективности использования лесного ресурса
Низкая предпринимательская ответственность 1. Определение более жестких критериев отбора предоставления лесного участка для лесопользователей на заданных условиях. 2. Переход к сопоставлению со средневзвешенными рыночными ценами на продукцию конкретных стран-импортеров в расчетах налоговой нагрузки. 3. Повышение качества налоговых проверок предприятий лесного комплекса. 4. Усиление ответственности предприятий за невыполнение условий по предоставлению льготного налогообложения Снижение доли неэффективного бизнеса, повышение налогооблагаемой базы, поступлений в консолидированный бюджет региона
Недостаточные объемы финансирования 1. Максимальное участие региона в реализации федеральных программы с привлечением федерального софинансирования. 2. Усиление взаимодействия в рамках частногосударственного партнерства Эффективная реализация мероприятий по лесоустройству, строительству лесных дорог за счет совместного интереса сторон лесных взаимоотношений и материальной ответственности, роста интенсивности вливания инвестиций в развитие сектора
Недостаточный уровень инвестиционной привлекательности региона 1. Построение диалога с бизнесом в достижении совместных целей. 2. Использование налоговых кредитов, отсрочки уплаты налогов на инвестиционной стадии развития бизнеса Развитие новых для региона производств, стимулирование действующих для модернизации
Таким образом, для решения ряда ключевых проблем необходимо создание механизма государственного управления, позволяющего осуществлять мониторинг деятельности предприятий по основным направлениям курируемых процессов, который позволит сориентировать заинтересованные структурные подразделения
(агентство лесного хозяйства, министерства лесного комплекса, экономического развития, финансов и т.д.) в принятии решений и анализа их эффективности. Однако дальнейшая трансформация отношений между властью и бизнесом возможна в случае реальной отдачи своих «вложений» в общие интересы.
Список использованной литературы
1. Левин С.Н., Сурцева А.А. Государство с преобладанием контрактных начал: методология анализа и проблемы его формирования в России // Journal of Institutional Studies. 2010. Т. 2, № 3. С. 41—65.
2. Организация предпринимательской деятельности / А.С. Пелих, А.А. Чумаков, M.M. Баранников [и др.]; под общ. ред. А.С. Пелиха [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-41 /85.htm.
3. Сайт правительства Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.irkobl.ru/sites/les/invest/.
4. Светник Т.В. Стратегическое управление экономикой региона. Иркутск, 2007.
5. URL: http://menedzhmenti.ru/page375/page413/index.html.
Referenses
1. Levin S.N., Surtseva A.A. Gosudarstvo s preobladaniem kontraktnykh nachal: metodologiya analiza i problemy ego formirovaniya v Rossii // Journal of Institutional Studies. 2010. T. 2, № 3. S. 41—65.
2. Organizatsiya predprinimatel'skoi deyatel'nosti / A.S. Pelikh, A.A. Chumakov, M.M. Barannikov [i dr.]; pod obshch. red. A.S. Pelikha [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/85.htm.
3. Sait pravitel'stva Irkutskoi oblasti [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.irkobl.ru/sites/les/invest/.
4. Svetnik T.V. Strategicheskoe upravlenie ekonomikoi regiona. Irkutsk, 2007.
5. URL: http://menedzhmenti.ru/page375/page413/index.html.