О
(N
УДК 630*6(571.53) Н.П. Третьякова
ББК 65.341
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается необходимость развития государственно-частного партнерства в рамках деятельности лесопромышленного комплекса Иркутской области с целью повышения бюджетной эффективности региона.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, Иркутская область, государственно-частное партнерство.
N.P. Tretyakova METHODICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN TIMBER INDUSTRY OF IRKUTSK REGION
ssi
Zsl
KS г
“li1
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
1
^ П £
s v I
8s!
M g! о
СнО!
*МЦ E40 | £И4
See
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
The author studies the necessity of developing public-private
partnerships within the sphere of timber industry in Irkutsk region in
order to increase the budget efficiency in the region.
Keywords: timber industry, Irkutsk region, public-private partnership.
Сбалансированность интересов субъектов лесных отношений существенно влияет на результативность экономической системы.
Правительство региона заинтересовано в том, чтобы лесной комплекс максимально эффективно осуществлял свою деятельность, направленную на обеспечение значительной доходной части регионального бюджета.
В структуре обрабатывающих производств Иркутской области общая сумма объема отгрузки по производственным секторам ЛПК составляет в среднем 16%. На долю области приходится 30,0% производства в стране целлюлозы, 14,4% — деловой древесины, 11,4% — пиломатериалов. Однако основная проблема комплекса — низкая налоговая отдача. При этом в среднем налоговая отдача с 1 р. объема отгрузки в целом по региону составляет 0,1 р., аналогичный показатель по всему ЛПК — 0,04 р.
Решения, принимаемые в области развития лесопромышленного комплекса региона, должны быть направлены:
- на обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции лесопереработки;
- стимулирование дополнительных поступлений в региональный бюджет от предприятий лесопромышленного комплекса.
В связи с этим региональное планирование развития лесного сектора требует согласованных и мотивированных действий органов государственной власти и представителей частного бизнеса.
Зачастую необъективная оценка федеральными органами власти ситуации, происходящей в регионе, может отрицательно сказываться на результатах деятельности областного правительства. В таких условиях
© Н.П. Третьякова, 2011
%
^ необходимо создание определенной иерархии участия субъектов лесных
взаимоотношений в достижении заданных результатов.
Лесохозяйственное производство является предпринимательской деятельностью со всеми присущими ей экономическими категориями. ^ В этой связи все участники лесных отношений должны иметь экономист ческую мотивацию к достижению планируемых заданий. Именно при-
знание этого играет основную роль в стимулировании развития лесного сектора через государственно-частное партнерство. В сложившихся условиях каждый субъект лесных отношений преследует заданные цели:
- с позиции федеральных органов власти — максимальная отдача от использования ресурса, находящегося в федеральной собственности;
- с позиции регионального правительства — максимальное обеспечение высокого и устойчивого темпа экономического роста в регионе;
- с позиции частного сектора — достижение наибольшего экономического эффекта с минимальными дополнительными затратами на решение вопросов, которые возможно урегулировать при поддержке органов власти.
Лесное законодательство субъектов Федерации приводится в соответствие с федеральным законодательством, которое зачастую не решает имеющихся проблем. На сегодняшний момент преференции региональной администрации, вызывающие интерес частного сектора, заключаются в предоставлении льгот по определенным видам налогов с выполнением законодательно установленных условий по объему вводимых основных фондов и других показателей. Тем не менее подобные виды оказываемой бизнесу поддержки не являются достаточным основанием для должных ответных действий со стороны предпринимателей. Возмещение затрат на ведение лесного хозяйства, финансирование строительства лесных дорог и социальной сферы региона теми хозяйствующими субъектами, которые осуществляют деятельность на территории области, реализуются в минимальном размере. Такое отношение хозяйству; ющих субъектов к производственным территориям резко снижает по-
тенциальную отдачу для региона от использования местных ресурсов. ой § Основная часть доходов оседает далеко за пределами не только региона,
^ ^ | но и страны.
^ | Согласно рейтингу «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Иркутом 1 ской области по состоянию на конец 2009 г. — 2В, что означает средний
в ^ | потенциал — умеренный риск.
| Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 55-
-в е место, по инвестиционному потенциалу — 16-е. Наибольший потенци-
йоэ ал — природно-ресурсный. В этой связи область является подходящей
к®Э площадкой для инвестиционного развития.
На территории области крупными предприятиями реализуются инвестиционные проекты, внесенные Министерством промышленности 23 и торговли РФ в перечень приоритетных, существенными из которых
являются: проект по оптимизации и модернизации производства, реализуемый группой «Илим»; проект ЛДК «Игирма» по строительству деревообрабатывающего комбината; строительство завода по выпуску 1^ широкоформатной фанеры (Осетровский ЛДК) и др.
Предприятия лесопромышленного комплекса, которые могут претендовать на предоставление государственной гарантийной поддержки
Н (список Минрегионразвития РФ на конец августа 2009 г.): ЗАО «ЛДК
“Игирма”», ОАО «Усть-Илимский ЛДЗ».
н
о
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
ОЙ"
^ 1
1
^ Л £ ё§| ь Е
« ЕГ I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Для обеспечения дальнейшей реализации крупнейших инвестиционных проектов в области освоения лесов необходимы значительные лесные площади.
Социально-рыночный механизм договорных отношений в сфере лесопользования требует обеспечения определенного объема оборо-тоспособности земель лесного фонда, поэтому в качестве предмета договорных отношений в сфере использования лесов закреплен лесной участок [1, с. 26].
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. С введением нового Лесного кодекса произошли существенные изменения в части регулирования порядка возникновения права лесопользования. Договор аренды лесного участка в настоящее время должен заключаться преимущественно по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Отсутствие у регионального субъекта действенного рычага и ограниченность его полномочий в области использования лесных ресурсов, регулирования инвестиционной и другой хозяйственной деятельности не дает возможности оказывать влияние на деятельность частного бизнеса.
Для создания баланса экономических интересов субъектов отношения между ними должны быть построены на новой договорной основе, обеспечивающей равноправность всех участников лесных отношений:
1. Передача лесных участков в аренду по единственному критерию — предложение участником аукциона наибольшей арендной платы — с высокой вероятностью может привести к монополизации лесопользования крупными предприятиями, вытеснению среднего и малого бизнеса. Данное положение не может быть в интересах федеральных властей с точки зрения эффективного использования ресурса.
«Закрытость» предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Иркутской области, зачастую связана и с их юридической природой: большинство из них являются дочерними предприятиями крупнейших вертикально интегрированных структур с головными офисами, расположенными за пределами региона.
Более весомыми полномочиями в регулировании деятельности предприятия путем взаимодействия с головными организациями обладают федеральные органы власти.
2. Такой вопрос, как предоставление участков лесного фонда, находится в компетенции федеральных властей, по этой причине он не может стать объектом областной администрации в установлении надлежащих и выгодных условий осуществления деятельности крупным бизнесом на территории.
К сожалению, в настоящее время плата за использование лесов, представленная минимальными ставками платы за древесину, выполняет исключительно фискальные цели, обеспечивая поступление денежных средств в федеральный бюджет [2, с. 8].
В этой связи решение о предоставлении конкретному представителю бизнеса любых видов ресурсов, находящихся в федеральной собственности, должно приниматься в интересах и региона тоже.
Кроме того, «закрытость» большинства предприятий для сотрудничества и построения конструктивного диалога затрудняет получение
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
«31
Ен^ 1
ой-
%<s ^ 1
5s 1
^ Л £ ё§|
« F I
8s! й§ о
ул* ЕнО а
£мц
МО £ £И4
Sffle
«
н
н
о
н
PQ
со
н
объективной информации о текущем состоянии лесопромышленного комплекса. Несовершенство законодательной базы и высокий «профессионализм» менеджмента крупнейших корпораций в знании лазеек в отечественном законодательстве способствует использованию ими всевозможных способов избегания наказания за правонарушение.
Кроме того, применение данными корпорациями схем налоговой оптимизации существенно сокращает бюджетный потенциал сектора.
Следовательно, необходимо, используя фискальные рычаги воздействия, нормативно установить механизм информационной открытости предприятий для региональных органов власти.
3. Выполнение запланированных объемов налоговых платежей, оказание должной поддержки в условиях социально ориентированной рыночной экономики, надлежащее сотрудничество с органами власти может стать основой для обеспечения баланса интересов бизнеса и общества в рамках устойчивого развития сектора.
Таким образом, необходимая поддержка со стороны государства путем развития нормативных программ поддержки бизнеса, упрощения административных барьеров, совместного регулирования вопросов (таких, как строительство лесовозных дорог и т.п.) должна способствовать реализации целей бизнеса по сокращению нормозатрат, обеспечивая переход от административных к договорным методам регулирования.
Список использованной литературы
1. Гагарин Ю.Н. Институциональная среда аренды лесных участков / Ю.Н. Гагарин, Т.В. Мочаева // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 26. — С. 24-28.
2. Петров А.П. Экономические отношения в лесном секторе должны стимулировать спрос и предложение на лесных рынках / А.П. Петров // Лесной экономический вестник. — 2008. — № 4. — С. 6-9.
Referenses
1. Gagarin Yu.N. Institutsional’naya sreda arendy lesnykh uchastkov / Yu.N. Gagarin, T.V. Mochaeva // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2008. — № 26. — S. 24-28.
2. Petrov A.P. Ekonomicheskie otnosheniya v lesnom sektore dolzhny sti-mulirovat’ spros i predlozhenie na lesnykh rynkakh / A.P. Petrov // Lesnoi ekonomicheskii vestnik. — 2008. — № 4. — S. 6-9.
Информация об авторе
Третьякова Надежда Петровна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Tretyakova Nadezhda Petrovna — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].