Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ “ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА” И НАУКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ “ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА” И НАУКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кодирзода Мирзокодир Аюб

Анализируются общетеоретические основы концепции развития экологической функции государства и ее соотношение с наукой экологического права и действующим законодательством. Отмечается, что экологическая функция государства как необходимый предмет изучения экологического права важна для сохранения, правильного использования и восстановления природных ресурсов. Для определения концепции экологической функции государства и ее взаимосвязи с наукой экологического права проведен подробный научнотеоретический анализ реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. Представлены взгляды различных отечественных и зарубежных исследователей в сфере экологической функции государства, на их основе предложены способы и методы продвижения государственной политики в области экологической функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACION BETWEEN THE DEVELOPMENT THE CONCEPT “ECOLGICAL FUNCTION OF STATE” AND THE SCIENCE OF ENVIRONMENTAL LAW

The article analyzes general theoretical foundations of the concept of the development of state ecological function and its relationship with the science of environmental law and current legislation. It is noted that the ecological function of the state as a necessary subject for the study of environmental law is important for preservation, proper use and restoration of natural resources. In order to determine the concept of the state 's ecological function and its relationship with the science of environmental law the author carried out a detailed scientific and theoretical analysis of implementation of state policy in the field of environmental protection using the views of scientists in the field of environmental law science. The article presents the views of various domestic and foreign scientists and researchers in the field of the ecological function of the state on the basis of which methods of promoting the state policy in the field of the ecological function of the state are presented.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ “ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА” И НАУКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»

12 00 00 ХУКУЦШИНОСЙ

12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12.00.01 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ

УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12.00.01 THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW; HISTORY OF TENETS RELATED TO STATE AND LAW

УДК 349.6 ББК 67.407

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА " И НА УКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

ХАМБАСТАГИИ ИНКИШОФЁБИИ МАФХУМИ ФУНКСИЯИ ЭКОЛОГИИ ДАВЛАТ ва ИЛМИ ХУЦУЩ ЭКОЛОГИ

INTERACIONBETWEEN THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT "ECOLGICAL FUNCTION OF STATE" AND THE SCIENCE OF ENVIRONMENTAL LAW

Кодирзода Мирзокодир Аюб, зам. начальника отдела гражданского, предпринимательского и семейного законодательства Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан (Таджикистан, Душанбе)

Цодирзода Мирзокрдир Аюб, муовини сардори шуъбаи цонунгузории гражданй, соуибкорй ва оилавии Маркази миллии цонунгузории назди Президенти Цум^урии Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)

Kodirzoda Mirzokodir Ayub, Deputy Head of the Civil, Business and Family Legislation Department of the National Legislation Center under the Auspices of Tajikistan Republic President (Tajikistan, Dushanbe)E-MAIL: mirzokodir-1@mail.ru

Ключевые слова: государство, экологическая функция, охрана окружающей среды, природные ресурсы, экологическое право, рациональное использование, деятельность государства, природопользование

Анализируются общетеоретические основы концепции развития экологической функции государства и ее соотношение с наукой экологического права и действующим законодательством. Отмечается, что экологическая функция государства как необходимый предмет изучения экологического права важна для сохранения, правильного использования и восстановления природных ресурсов. Для определения концепции экологической функции государства и ее взаимосвязи с наукой экологического права проведен подробный научно-теоретический анализ реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. Представлены взгляды различных отечественных и зарубежных исследователей в сфере экологической функции государства, на их основе предложены способы и методы продвижения государственной политики в области экологической функции государства.

Вожах;ои калидй: давлат, функсияи экологи, уифзи мууити зист, сарватуои табии, ууцуци экологи, истифодаи оцилона, фаъолияти давлат, табиати истифодабари

Дар мацола тибци назарияи илми ууцуци эколога ва цонунгузории амалкунандаи соуа, асосуои умуминазариявии инкишофи фуксияи экологии давлат ва алоцамандии он бо илми ууцуци эколога мавриди тащил царор дода шудааст. Зикр гардидаст, ки функсияи экологии давлат барои нигаудора, истифодаи дуруст ва барцарорсозии объектуои табиа ауамияти мууим дорад ва чун матлаби мууимми илми ууцуци эколога баромад менамояд. Бо истифода аз андешауои олимони соуаи ууцуци эколога барои муайян намудани мафууми функсияи экологии давлат, алоцамандии он бо илми ууцуци экологи ва амалишавии сиёсати давлата дар соуаи уифзи мууити зист таулили илма-назариява гузаронида шудааст. Андешауои олимону мууаццицони мухталифи ватаниву хорица роцеъ ба мафууми функсияи экологии давлат барраса гардида, дар асоси онуо циуати пешбурди сиёсати давлата дар соуаи функсияи экологии давлат пешниуодот оварда шудааст.

Key-words: state, ecological function, environmental protection, natural resources, ecological law,

rational use, activity of the state, environmental management

The article analyzes general theoretical foundations of the concept of the development of state ecological function and its relationship with the science of environmental law and current legislation. It is noted that the ecological function of the state as a necessary subject for the study of environmental law is important for preservation, proper use and restoration of natural resources. In order to determine the concept of the state's ecological function and its relationship with the science of environmental law the author carried out a detailed scientific and theoretical analysis of implementation of state policy in the field of environmental protection using the views of scientists in the field of environmental law science.

The article presents the views of various domestic and foreign scientists and researchers in the field of the ecological function of the state on the basis of which methods ofpromoting the state policy in the field of the ecological function of the state are presented.

Функция государства является предметом внимания многих специалистов в различных областях. Чтобы всесторонне изучить функцию государства, необходимо комплексно исследовать сущность всех его существующих функций. С этой точки зрения в теории юриспруденции полностью изучены вопросы становления, реализации и возрождения функции государства.

По мнению российского ученого Д.С. Мица, категория «функция государства» начала формироваться с середины XIX века. Научное обоснование данная категория получила на рубеже XIX-ХХ веков [12, с. 28].

Сущность и социальное назначение государства отражаются в его основных функциях. Под основными функциями государства понимаются направления государственной деятельности по реализации поставленных задач и целей.

Любое государство выполняет определенные функции. Задачи государства - это важные жизненные проблемы, которые стоят перед обществом на том или ином историческом этапе. По мнению известного таджикского правоведа Р.Ш. Сатывалдиева, функции государства являются основными направлениями государственной деятельности, предназначенными для решения проблем [17, с.238].

Из этого определения понятно, что основные виды деятельности государства могут быть разными, что является основанием для возникновения тех или иных видов государственных функций. Мы считаем, что для изучения экологической функции государства как одной из его основных функций необходимо рассмотреть термины «экология» и «экологическое право».

Понятие «экология», как и многие общенаучные определения, не являясь определенно юридическим, было заимствовано из других наук. Термин «экология» (от двух греческих слов «oikos» - «дом, жилище» и «logos» - «наука», «учение») был введен в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки, изучающей взаимоотношения живых организмов с окружающей их средой. В XX в. экология далеко вышла за рамки биологической науки, и в результате этого процесса ее объектом стали популяции живых организмов, экосистемы, люди и биосфера в целом.

Несмотря на то, что существует большое количество междисциплинарных наук, изучающих экологические проблемы, взаимосвязь «общество-государство-природа» достаточно изучена только в правовой экологии [11, с.4]. В то же время автор может охватить все аспекты упомянутой триады и уточнить понятие «экологическая функция» только с помощью экологического права.

До середины 1970-х гг. понятия «экологическое право» не существовало. Тогда Н.Д. Казанцев выдвинул идею самостоятельного правового регулирования охраны природы и обосновал идею природоохранного права. Первый учебник по охране природы в СССР был издан Московским государственным университетом (МГУ). В него впервые в советском законодательстве были включены термины «окружающая среда» и «экология».

Затем Н. Казанцев предложил и обосновал идею природоресурсного права как области независимого права. В целом эта идея была положительно воспринята в научных кругах. Таким образом, была обоснована независимость двух комплексных областей права - природоресурсного и природоохранного. Это явилось основой для дальнейшего формирования целостного права окружающей среды, а затем - и экологического права.

Однако в настоящее время в юриспруденции существуют два противоположных взгляда на этот вопрос. Первый состоит в том, чтобы предложить называть сферу права, регулирующую отношения между природой и обществом, «право окружающей среды», а второй - «экологическим правом». Сторонники первой позиции - М.М. Бринчук, М. Васильева, А.С. Тимошенко, К.Н. Благосклонов, В.К. Рэйчел. Они приводят следующие основания для того, чтобы дать данной сфере права указанное выше название:

1. До второй половины 80-х годов ХХ века в научной и учебной литературе использовались названия «природоресурсное право», «природоохранное право», «природоресурсное и природоохранное право» [4, с. 27]. В середине 80-х годов ХХ в. было принято решение назвать эту отрасль экологическим правом. В первую очередь это коснулось профильных научных и учебных заведений. Так, сектор проблемы охраны окружающей среды Института государства и права АН СССР был переименован в сектор экологического права.

По мнению М.М. Бринчука, «изменение названия данной области связано с развитием социальной экологии, предметом которой является исследование двусторонних отношений между обществом и окружающей средой. Однако возникновение и признание социальной экологии как науки не может служить основанием для наименования области экологического права» [4, с.27].

2. «Опыт формирования и развития национальной и международной правовой системы показывает, что основанием для обозначения области права является предметная область категории соответствующих правоотношений (для земельных прав - земля, для водных прав - вода и т. д.). Если в качестве основы для наименования области, являющейся объектом исследуемого правоотношения, взять название естествознания, то это противоречит сложившейся юридической практике, поскольку в данном случае мы имели бы «гидрологическое право», «землеведение», «геологию» [19, с .47-48].

3. «Право окружающей среды - это уже установленный объективный факт, который мало зависит от воли законодателя или доктринальной оценки: он должен быть принят и ему должно быть отведено надлежащее место в правовой системе» [5, с.16].

Упомянутая позиция имеет сторонников в США. В частности, Р. Рикфельс пишет, что «экология стала настолько популярной, что под ней делается все: строительство очистных сооружений, региональное землеустройство, переработка бумаги и т.д.» [16, с.143].

4. Как отмечает М.М. Бринчук, зарубежный опыт в данной сфере тоже активно развивается. В англоязычных странах термин «Environmental Law», который является синонимом изучения правовой дисциплины отношений между «обществом и природой», в переводе означает «право окружающей среды». Слово «епугоптеШ;» означает «состояние окружающей среды». В связи с этим органы, выполняющие функцию охраны окружающей среды, например в США, называются EPA (Environmental Protection Agency) - Агентство по охране окружающей среды [20, с.150]. Категория «экология» используется в естествознании.

По-немецки этот предмет называется Unweltrecht - право окружающей среды.

Основываясь на представленных доказательствах, автор пришёл к выводу, что эту область следует называть «правом окружающей среды».

Противоположную позицию (вторая точка зрения) занимают такие ученые, как О.С. Колбасов, Э.С. Навасардова, А.А. Забелишенский, С.А. Демина, И. Макаревич. Основное отличие в их подходе - это название области «экологическая». Суть их аргументов заключается в методологической несостоятельности понятия «право окружающей среды» по следующим основаниям:

1. «Эксперты, решительно отстаивающие понятие «право окружающей среды», тем самым строго называют предметом этой области экологические отношения» [14, с.173-185].

2. М.М. Бринчук сказал, что переименование специализированного предмета «научно не оправдано». По словам О.С. Колбасова, это произошло «на всеобщем собрании в 1986 году по сектору земельного права и ... сектору правовых проблем права окружающей среды, ...где они собрались с целью комплексного изучения проблем природопользования и охраны природы» [8, с. 28].

3. Понятия «вода» и «гидрология», которые кажутся более близкими по содержанию, на самом деле принципиально разные. Гидрология - это геофизическая наука, изучающая природные воды. Но она не касается изучения использования и сохранения воды суши и океана. Если следовать логике А.С. Тимошенко, то нужно называть эту область правом водного хозяйства, что неверно, потому что теряется аспект защиты воды.

На основании приведенных выше сравнений, на наш взгляд, правильным выводом является то, что область следует называть «экологическим правом», а функцию - «экологической».

Следует отметить, что в указанных выше отношениях, помимо ряда отличий, присутствуют схожие позиции, которые важны для понимания изучаемой категории «экологическая функция государства». Однако такая позиция была признана сторонниками обоих подходов как существование двух элементов в области экологического права (права окружающей среды): природоохранного и природоресурсного.

Об этом М. Бринчук пишет: «Отношения, возникающие по поводу окружающей среды, являются предметом этой области (т.е. экологического права)» [4, с.23]. Такой подход обобщает «право окружающей среды» (экологическое право), главной задачей которого является механическая интеграция двух отраслей права: природоохранного и природоресурсного.

Б.В. Ерофеев, развивая следующий подход, попытался разделить эти две области, которые считал «независимыми» [2, с.39-41]. Однако на современном этапе исследований

вопрос о составляющих экологического права остается устойчивым. На наш взгляд, некорректно сравнивать «целое» экологическое право с его «частью» - природоресурсным правом: относить понятие «часть» к понятию «целое» является неправильным.

Ю.А. Ежов также отмечает необходимость комплексного изучения частей природоохранного и природноресурсного экологического права: «Разделение двух подразделов: «охрана окружающей среды» и «природные ресурсы» в структуре экологического законодательства [7, с.25] полностью оправдано».

Таким образом, исходя из определения «экологическая функция государства», можно сделать вывод, что право определяет изучаемую функцию, отражает состав ее подфункций и устанавливает четыре компонента: охрана, рациональное использование, реконструкция и оздоровление. Вывод подтверждается следующими точками зрения.

М.М. Бринчук пишет, что «экологическая функция государства в своем порядке включает в себя деятельность по управлению природными ресурсами в интересах общества, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предотвращения их разрушения, защиты окружающей среды от деградации» [3, с. 59-60].

М.И. Марченко, говоря о функции социального государства, дополняет ее экологическим содержанием: «это деятельность, направленная на рациональное использование природных ресурсов, внедрение новых безотходных технологий в производство» [18, с.26].

М.И. Байтин предлагает называть экологическую функцию «функцией охраны природы и рационального использования природных ресурсов». Такое определение было предложено им в 1979 году, в то время, когда в теории государства и права и в природоохранном праве (природоресурсное право, право окружающей среды) преобладал дифференцированный подход, предполагающий автономию права защиты окружающей среды и природоресурсного права. Однако понятие «экологическое право» только начало использоваться в науке.

С. Алексеев, соглашаясь с мнением М.И. Байтина, отмечает, что «в современных условиях функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов имеет особое значение» [15, с.118].

Ю.Е. Винокурова, высказывая свой взгляд на определение экологической функции государства, отмечает, что достижение целей и задач данной функции государства возможно через регулирование трех групп правоотношений: природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности [6, с. 5]. Эти правоотношения часто регулируются двумя компонентами экологического права, предмет которых относятся к соответствующим подфункциям экологической функции государства. Такое мнение рассматривается приверженцами комплексного подхода к пониманию экологической функции государства.

Ю.И. Тютекин предлагает определять экологическую функцию государства как «функцию управления по рациональному использованию природы и её охране» [9, с. 58]. Такое описание рассматривает только функцию экологического администрирования (управления), что искажает определение «экологическая функция государства».

Эти взгляды в достаточной мере описывают единство исследователей по соотношению трех категорий: «охрана природы», «природопользование», «экологическая функция».

Заключительной частью является статья 13 Конституции Республики Таджикистан, которая гласит: «Земля, недра, вода, воздух, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа» [1]. В толковании указанной статьи использование и охрана определяются как две части экологической функции. Однако

такое единство мнений в большей степени характерно и для современного экологического права. Теория государства и права, в свою очередь, не уделяет достаточного внимания проблемам понятийного аппарата экологической функции государства. Это приводит к тому, что эта функция описана некорректно. Примеры включают слова ученых.

В.М. Корельский: «Функция охраны природы и окружающей среды стала в последнее десятилетие актуальной» [10, с.142]. Автор определяет важнейшую функцию государства и не учитывает долю «природных ресурсов». Эта деятельность государства в этой сфере осуществляется только для защиты природы (окружающей среды), что в соответствии с целью оправдывает обширное авторское разъяснение проблем и дискуссий этой работы, выходящей за рамки теории государства и права, т.е. экологического права.

В.Н. Дмитрук: «Экологическая функция - это разновидность внутренней функции государства по обеспечению правового режима природопользования» [10, с.142]. Хотя В.М.Корельский исключил из экологической функции «природоресурсный» блок и, следовательно, сводит деятельность государства в указанной сфере только к охране природы (окружающей среды), В.Н. Дмитрук,

наоборот, - «природоохранный», что является следствием отсутствия в теории государства и права единой позиции по данной проблеме.

В.М. Сырых рассматривает «экологическую функцию» как «относительно новое направление в деятельности государства, потребность в котором возникла из-за негативных воздействий для природы вследствие экономической деятельности» [18, с.33]. В рамках теории государства и права было проведено несколько независимых исследований, предлагающих следующие подходы к описанию изучаемой категории.

Б.А. Мухаммеджанов считает, что экологическая функция - это «объективно необходимое, целенаправленное, юридически обоснованное направление государственной деятельности в области экологии для обеспечения экологической безопасности общества» [13, с.13]. С этой точкой зрения невозможно согласиться, поскольку предлагаемое описание основано на содержании и значимости подхода к феномену «экологическая» и «экологическая безопасность», что является основой методологического обоснования такого подхода.

Таким образом, при сравнении знаний, полученных как из экологического права, так и из теории государства и права, экологическая функция рассматривается как конституционное направление государственной деятельности по охране, рациональному использованию, восстановлению и реабилитации природной среды, без которой современное государство не может существовать.

На основании изложенных выше соображений можно сделать следующие выводы:

- экологическая функция государства является одним из приоритетных направлений деятельности государства по охране, использованию и восстановлению природных ресурсов, которое осуществляется на основе действующего законодательства и определенных принципов;

- она связана с разработкой государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом различных форм их развития и четкого определения полномочий и ответственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей среды;

- на современном этапе развития общества, в период экономических реформ и бурного роста промышленности, произошло резкое ухудшение качества окружающей среды, что вынудило многие страны, в том числе Республику Таджикистан, принять необходимые меры по решению экологических проблем;

- в настоящее время основой существования экологической функции государства, помимо других его функций, является обеспечение защиты природных ресурсов, их рациональное использование, экологическая безопасность и защита экологических прав граждан. В этой связи можно сказать, что экологическая функция занимает одно из важнейших мест в системе функций государства, а экологическая политика должна быть приоритетным направлением его деятельности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года. С изменениями и дополнениями от 26 сентября 1999 года, 22 июня 2003 года и 22 мая 2016 года (на тадж. яз.) / Электронный ресурс: Режим доступа: URL: http://www.president. tj/ru. (Дата обращения: 23.11.2020).

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. -М.: МЦУПЛ, 1999. - 647 с.

3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для вузов. -М.: Юристъ, 1998. - 688 с.

4. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права //Государство и право. -

1998. - №9. С.23-27.

5. Васильева М.И. Предмет и система экологического права // Вестник МГУ. Серия «Право». - 1996. - №1. - С. 13-24.

6. Винокурова Ю.Е. Экологическое право Российской Федерации: курс лекций. - М.: МНЭПУ, 1997. - 456 с.

7. Ежов Ю.А. Теоретические проблемы формирования законодательства об окружающей среде // Экологическое право. - 2001. - №1. С. 14-26.

8. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии //Государство и право. -

1999. - №10. - С.27-37.

9. Колбасов О.С. Экология: политика, право. — М.: Наука, 1976. - 230 с.

10. Корельский В.М. Общая теория социалистического государства. — Свердловск: Свердловский юридический институт, 1970. - 388 с.

11. Кузнецова Н.В. Экологическое право: учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000. - 168 с.

12. Миц Д.С. Антитеррористическая функция Российского государства: понятие и основные признаки//ВестникРУДН. Серия: Юридические науки.2019. Т.23. №1. С.27 - 47.

13. Мухамеджанов Б.А. Экологическая функция Советского государства: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - Алма-Ата, 1990. - 296 с.

14. Навасардова Э.С. К вопросу о комплексной отрасли права: Материалы 46 научно-методической конференции «XXI век - век образования». /Под.ред. В.А.Шаповалова.-Ставрополь. Изд-во СГУ, 2001. - С.173-185.

15. Проблемы теории государства и права. /Подред. Алексеева С.С. -М. : Юрлит, 1987. - 432 с.

16. Рахилин В.К., Благосклонов К.Н. Охрана природы и экология: термины и сущность // Философские науки.2000. №1. С. 139-148.

17. .Сотиволдиев Р.Ш. Назарияи умумии ууцуц ва давлат. Китоби дарсй.-Душанбе, 2008.

- 566 с. (с. 238.)

18. Сырых В.М. Теория государства и права. - М. : Былина, 1998. - 704 с.

19. Теория государства и права: учебник/Под ред. А.М. Васильева. 2-е изд.-М. : Юрид. лит., 1983.- 416 с.

20. Тимошенко А.С. О понятии и содержании права окружающей среды // Вестник МГУ. Серия «Право».-1987.-№5. С.47-48.

Reference Literature:

1. Constitution of the Republic of Tajikistan from November 6, 1994. With alterations and addenda from September 26, 1999, June 22, 2003, and May 22, 2016. (in Tajik). Electronic resource: access Mode: URL: http://www.president.tj/ru. (Date of request: 11/23/2020).

2. B. V. Yerofeev. Environmental Law of Russia. - M.: Moscow Central Managerial Office for Nature Legislation, 1999. - 647pp.

3. Brinchuk M. M. Environmental Law: Manual for higher educational institutions. - M.: Jurist, 1998. - 688 pp.

4. BrinchukM. M. On Conceptual Apparatus of Environmental Law. // State and Law. - 1998. -№. 9. - pp. 23 - 27.

5. Vassilyeva M. I. Subject and System of Environmental Law.// MSU Bulletin. Series of Law. -1996. - №. 1. - P. 13-24..

6. Vinokurova Yu.Ye. Environmental Law of Russian Federation: a course of lectures. - M.: Moscow New Managerial Office for Ecology and Nature, 1997. - 456pp.

7. Ezhov Ye.A. Theoretical Problems of Formation of Legislation on Environment. // Environmental Law. - 2001. -№ 1. - P. 14-26.

8. Kolbasov O. S. Terminological Wanderings in Ecology.// State and Law. -1999. № 10., - P. 27-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kolbasov O. S. Ecology: Politics, Law. - M.: Science, 1976. - 230 pp.

10. Korelsky V. M. General Theory of Socialist State. - Sverdlovsk.: Sverdlovsk Law Institute, 1970. - 388 pp.

11. Kuznetsova N.V. Environmental Law. Textbook-M.: Jurisprudence, 2000. - 168 pp

12. Mits D.S. Antiterroristic Function of Russian State: Concept and Main Features// Bulletin of Russian University of People's Friendship. Series: Juridical Sciences, 2019, Vol. 23, №. 1. - pp. 22 - 47.

13. Mukhamedzhanov B. A. Ecological Function of the Soviet State. Synopsis of candidate dissertation in jurisprudence. - Alma-Ata, 1990. - 296pp.

14. Navasardova E. S. On the Issue of Complex Branch of Law: Materials of the 46th Scientifico-Methodological Conference "The XXI-st Century as that one of Education". / Under the editorship ofV.A. Shapovalov. - Stavropol. SSU publishing house, 2001, - pp. 173-185.

15. Problems of the Theory of State and Law. / Under the editorship of Alekseeva S. S. - M. : Yurlit, 1987. - 432pp.

16. Rakhilin V. K., Blagosklonov K. N. Nature Protection and Ecology: Terms and Essence. // Philosophical Sciences-2000. - #. 1. - P. 139-148.

17. Sotivoldiev R. Sh. General Theory of Law and State. - Dushanbe, 2008. - 566p. (p. 238.)

18. Syrykh V.M. Theory of State and Law. - M. : Bilina, 1998 - 704pp.

19. Theory of State and Law: Textbook/Edited by A. M. Vassilyeva. - The 2-nd edition. -Moscow: Yurlet., 1983. - 416pp.(p.58)

20. Timoshenko A. S. On the Concept and Content of Environmental Law.// MSU Bulletin. Series "Law". -1987. - №5. - pp. 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.