ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА, МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК
В.М. Кутузов, генеральный директор ООО «КМ Логистик» (Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-2-64-49
Аннотация. В данной статье рассматриваются условия взаимодействия различных видов транспорта. Дается определению единству транспортной системы, а также задачам, которые она выполняет. Приводятся примеры межгосударственного сотрудничества в области перевозок посредством контроля международных организаций.
Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество, транспорт, организация перевозок единство транспортной системы.
Актуальность вопроса взаимодействия различных видов транспорта заключается в том, что развитие современного общества невозможно без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их труда. Основанный на использовании транспортной техники процесс удовлетворения данной общественной потребности организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только достижение позитивной цели (в виде пассажирских, грузовых перевозок, осуществления естественного перемещения людей), но и транспортный травматизм, огромные убытки от повреждения техники и грузов.
Единство транспортной системы дает возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять совершенную технологию и формы взаимодействия, осуществлять со стороны государства координацию работы взаимодействующих видов транспорта для ускорения перевозочного процесса и снижения затрат (транспортных издержек обслуживаемых предприятий). Взаимодействие на разных видах транспорта заключается в слаженности и согласованности операций (технологий) при их участии в общем перевозочном процессе.
Выбор того или иного транспорта основывается на его преимуществах и технико-экономических особенностях. Преимущественная сфера использования каждого вида транспорта основана на его технико-экономических особенностях, размещении
транспортной инфраструктуры на территории страны или города, стоимости и времени перевозок. Поэтому в отдельных случаях имеет место однозначное применение конкретного вида транспорта для перевозок грузов определенной группы или на определенные расстояния. В таблице 1 рассмотрим основные технико-экономические особенности каждого вида транспорта.
При рассмотрении технико-экономических особенностей различного вида транспорта, стоит отметить, что особую ценность представляет ценность груза. Например, при доставке груза в контейнерах эффективное расстояние перевозки автомобильным транспортом увеличивается до 400-500 км, скоропортящихся грузов - до 600-900 км (обычно это эффективный объем железной дороги).
Таким образом анализ технико-экономических особенностей, стремление организаций выбрать наименьшую себестоимость перевозки, и увеличить скорость доставки приводят компании к необходимости выбора вариантов взаимодействия различных видов транспорта для обслуживания конкретного грузового или пассажирского потока. В вопросах взаимодействия между различными видами транспорта автомобильный транспорт играет особую роль, поскольку только он способен осуществлять доставку "от двери до двери", что позволяет ему работать с любым другим видом транспорта. Кроме того, сроки доставки благодаря его техно-
логии самые короткие. Но из-за высокой стоимости и экологичности участие автотранспорта в смешанном движении долж-
Установлено, что на расстояния до 200 км автотранспорт может доставлять грузы в 12 раз быстрее, чем при смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, и в 5 раз быстрее, чем при прямом железнодорожном сообщении; на расстояния до 500 км это в 7 и 3 раза быстрее соответственно, но особые условия требуются дополнительные расчеты.
Для международной торговли обычно используется несколько видов транспорта, т.е. смешанное (мультимодальное) сооб-
но быть обосновано с помощью сравнительных расчетов.
щение. Стоит отметить, что 35% всех грузов приходится на автомобильно-железнодорожное сообщение, 90% морских перевозок осуществляется с участием железнодорожного и речного сообщения.
В настоящее время выделяют такие сочетания различных видов транспорта как:
- железнодорожный-автомобильный;
- морской-железнодорожный;
- морской-автомобильный;
- воздушный-автомобильный;
- речной-железнодорожный;
- трубопроводный-автомобильный.
Таблица 1. Основные технико-экономические особенности различных видов транспорта
Вид транспорта Технико-экономические особенности
Железнодорожный транспорт Неразрывна связь с предприятием, позволяет ввозить и вывозить более 90% всех грузов предприятия, возможность строительства ж/д практически на всей сухопутной части земли, высокая пропускная способность, высокая скорость движения, доставка грузов и людей по относительно короткому пути
Морской транспорт Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки, обладает неограниченной пропускной способностью, имеет малый расход энергии и топлива, при планировании перевозок на дальние расстояния обладает наименьшей себестоимостью перевозок
Речной транспорт Обладает большой пропускной способностью на глубоководных реках, низкой себестоимостью перевозок
Автомобильный транспорт Обладает маневренностью и подвижностью, высокой скоростью доставки пассажиров и грузов, можно выбрать наиболее короткий путь доставки грузов и пассажиров, тем не менее достаточно высокая стоимость перевозки
Авиа-транспорт Обладает большой беспосадочной дальностью полета (более 10 тыс. км), можно выбрать наиболее короткий маршрут, сильно экономит время при транспортировке грузов и перелётах пассажиров
Трубопроводный Обладает возможностью повсеместной прокладки труб, меньшие расстояния перекачки продукта по сравнению с другим видом транспорта, низкая себестоимость например при транспортировке нефтепродуктов
Промышленный Обладает возможностью отправки груза из цеха в цех, а также по всей территории предприятий, специфические особенности данного вида транспорта зависят от целей его использования
При всем разнообразии взаимодействия различных видов транспорта, анализируемые формы могут включать в себя множество недостатков.
Некоторые из которых представлены ниже [1]:
- разная пропускная способность перевалочных пунктов, отсутствие их специализации;
- диспропорции в развитии смежных видов транспорта;
- слабая специализация перевалочных пунктов по видам грузов;
- несогласованность графиков;
- несовершенство транспортно-экспедиционной работы с освобождением грузовладельцев от ряда операций, связанных с транспортным процессом;
- несовершенство единой технической и правовой базы взаимодействия.
Наиболее эффективными способами устранения вышеуказанных недостатков являются:
- Качественное операторское облужи-вание клиентов на всех этапах транспортной поставки;
- Операторская работа должна складываться на базе логистических принципов (системность, комплексность, конкретность, конструктивность, надежность, вариантность и др.);
- Наличие надежной системы анализа грузо- и пассажиропотоков для всех временных уровней транспортного узла;
- Использование современных методик прогнозирования при этом учитывать, что просчеты в прогнозах сказываются на всех уровнях принятия решений, и чем позже они устраняются, тем дороже обходятся транспорту и клиентам.
Взаимодействие различных видов транспорта осуществляется в транспортном узле, где обрабатываются грузопотоки и обслуживаются пассажиры, товары перемещаются с одного вида транспорта на другой.
Транспортный узел представляет собой совокупность материальных и человеческих ресурсов, взаимосвязанных в единую систему технологических процессов, основной задачей которых является обеспе-
чение координации и повышение эффективности перевозок.
К сожалению, современные логистические цепи отличаются большими временными затратами на грузовые операции, такие как подвоз и вывоз груза в начальных и конечных пунктах, перевалочные операции. Для того чтобы избежать излишнего простоя груза, в логистических центрах вводятся непрерывные план-графики работы транспортного узла на сутки или на определённую перспективу, ставится поиск резервов для ускорения доставки грузов и получения наивысшего эффекта при оптимальной организации работы в транспортных узлах.
В целом понятие «непрерывный процесса транспортировки в транспортном узле» можно охарактеризовать как процесс, при котором прибывшие товары вывозятся в течение установленного времени для нахождения отправлений в узле в ожидании их вызова.
Одной из наиболее совершенных форм технологического взаимодействия различных видов транспорта в узлах являются единые технологические процессы (далее ЕТП). ЕТП представляют собой оптимальную систему организации работы взаимодействующих в узле видов транспорта, учитывающих между собой технологию обработки транспортных единиц и обслуживания пассажиров в пунктах взаимодействия, обеспечивающих единый ритм в процессе перевозок и производства обслуживаемых предприятий [6].
Единые технологические процессы разрабатываются последовательно в несколько этапов:
1. Осмотр и детальное изучение состояния точек взаимодействия. В транспортном узле проверяется наличие недостатков транспортной системы, которые своевременно устраняются, а также предлагаются новые элементы работы.
2. Оптимизация технологических линий каждой точки транспортного узла, т.е. рациональное распределение объемов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
3. Определение продолжительности различных технологических операций с
подвижным составом различных видов транспорта и разработка графиков для каждого элемента транспортного узла, а также графиков работы механизмов, осуществляющих погрузку и разгрузку в пунктах перевалки, и графиков оформления и обработки соответствующих документов. Это помогает сократить время, затрачиваемое на транспортировку, а также повышает эффективность работы подвижного состава.
4. Создание единого ежедневного графика работы перевалочного пункта.
5. Проверка эквивалентности пропускной способности транспортного узла в пункте перевалки.
6. Расчет интервалов между прибытием и отправлением транспортных средств. Эти интервалы должны быть равны интервалу их технологической обработки.
7. Проверка соответствия количества транспортных единиц или количества груза, прибывающего за определенный промежуток времени, пропускной способности ограничивающих элементов грузовых фронтов;
8. Временное согласование календарной даты прибытия груженых и порожних транспортных средств с режимом производства.
9. Проверка соответствия количества порожних транспортных средств вместимости и количества груза, прибывшего в пункт взаимодействия.
Взаимодействие различных видов транспорта предполагает межгосударственное сотрудничество при организации перевозок.
В международных транспортных системах осуществляет свою деятельность целый ряд международных организаций. Международные организации делятся на две категории: межправительственные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО), которые могут выступать в виде ассоциаций, федераций, союзов или иных объединений, представляющих деловые, отраслевые, профессиональные и другие интересы.
Ряд международных организаций работают в международных транспортных си-
стемах. Международные организации делятся на две категории: межправительственные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МПО), которые могут действовать в форме ассоциаций, федераций, союзов или других ассоциаций, представляющих деловые, отраслевые, профессиональные и другие интересы
В международных транспортных системах активно участвуют национальные государственные и коммерческие транспортные организации. Это участие заключается во вхождении этих организаций в состав правительственных делегаций или международных ассоциаций, союзов и федераций. Общая схема организаций, принимающих участие в организации международных транспортных систем, в выработке решений по международному торговому судоходству.
Межправительственные организации (МПО) - это организации, созданные по соглашению между государствами, членами которых являются сами государства. Признаками международной межправительственной организации являются международная правовая основа деятельности (устав или международный договор), особые постоянно действующие органы управления, персонал, наличие финансовых средств, существование обязательств государства по выполнению решений. К ним относятся: Организация объединенных наций (ООН), Экономический и социальный совет ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Комитет по внутреннему транспорту и др. [4].
Международные неправительственные организации - являются особым видом международных организаций, в формировании которых в которых нет официального участия государств (правительств). К ним относятся: Международная торговая палата, Всемирная торговая организация, Международная федерация экспедиторских ассоциаций, Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов.
Организация единого коммерческо-правового пространства предполагает взаимодействия стран через международные
организации в сфере создания международных правовых и коммерческих основ формирования единого транспортного пространства и гармонизации национальных законодательств в области коммерче-ско-правовых отношений на транспорте в двусторонних и многосторонних отношениях между странами. В основном эта деятельность направлена на создание международных коммерческо-правовых основ для: функционирования трансграничной транспортной инфраструктуры; взаимоотношений субъектов международного транспортного рынка; организации трансграничных перевозок.
В Европе наиболее значимыми в области коммерческого-правового пространства организациями является Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), а также Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ). Примером международной деятельности по созданию международных коммерческо-правовых основ для функционирования трансграничной транспортной инфраструктуры могут быть документы совместных решений ЕЭК ООН и ЕКМТ принятые на 9-той Критской конференции по формированию Европейских международных транспортных коридоров, а также документы в их развитие [3].
Международный транспортный коридор (МТК) - это высокотехнологическая ТС, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. МТК наиболее эффективно функционирует в условиях преференциального режима, включая единое таможенное или экономическое пространство.
Другим примером организации единого технологического и коммерческо-правового пространства служит организация Международной ТТССПГ Морские автомагистрали (Motorways of the Seas).
Союза по развитию морских перевозок, предусматривающий комбинацию автодорог и паромных переправ. Позволяет улучшить сообщение Скандинавии, Прибалтики, Ирландии, Великобритании, Пиренейского полуострова, Италии, Мальты и Кипра с основной частью континентальной Европы. Грузы направляются в обход основной части континентальной Европы, где, например, в Германии существуют ограничения на транзит большегрузных автомобилей. Реализация проекта позволяет сократить нагрузки на автомобильные дороги, количество транспортных «пробок», улучшить экологическое состояние природной среды, а во многих случаях повысить эффективность перевозок [5].
В направлении взаимоотношений субъектов международного транспортного рынка и организации трансграничных перевозок большое значение имеет деятельность специализированных учреждений ООН: Международной морской организации (1МО); Международной организации гражданской авиации (1САО), а также других международных организаций: Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН, Конференции ООН по торговле и развитию (иКСТАБ).
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что для успешной и эффективной транспортировки груза необходимо выбрать не только наиболее подходящий вид транспорта, но и скомбинировать этот транспорт так, чтобы транспортировка осуществлялась в наиболее короткие сроки, без потерь времени в пунктах перевалки. Единые коммерческо-правовые подходы, основанные на международных конвенциях и договорах, позволяют найти сбалансированные сочетания различных транспортных коридоров в интересах всех участников транспортного рынка. Единство таких подходов обеспечивается правовым регулированием межгосударственных перевозок.
Это транспортный проект Европейского
Библиографический список
1. Гарбузова А.И. Проблемы взаимодействия различных видов транспорта при организации перевозок // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №5-2.
2. Гудкова О.В. Транспортная логистика: учебное пособие / О.В. Гудкова, Л.В. Ермакова, Н.Н. Ковалева. - Брянск: РИСО Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 2020. - 157 с.
3. Дергачев В.А. Европейские транспортные коридоры // Институт геополитики профессора Дергачева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dergachev.ru/geop_events/260909.html (Дата обращения 28.03.2022)
4. Организация международных транспортных систем: Учебник под общей ред. д-ра экон. наук Е.А. Королевой. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2017. - 383 с.
5. Комов М.С. Формирование единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы: монография. - М.: МАКС Пресс, 2021. -127 с.
6. Кузьменко Н.Н. Формализация взаимодействия различных видов транспорта / Н.Н. Кузьменко, Е.Г. Крохмалева // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. - 2020. - № 2 (32). - С. 86-90.
INTERACTION OF VARIOUS MODES OF TRANSPORT, INTERSTATE COOPERATION IN THE ORGANIZATION OF TRANSPORTATION
V.M. Kutuzov, general director KM Logistic LLC (Russia, Moscow)
Abstract. This article discusses the conditions for the interaction of various modes of transport. The definition of the unity of the transport system, as well as the tasks that it performs, is given. Examples of interstate cooperation in the field of transportation through the control of international organizations are given.
Keywords: interstate cooperation, transport, organization of transportation unity of the transport system.