Научная статья на тему 'Формирование единого транспортного пространства евразийского экономического сообщества'

Формирование единого транспортного пространства евразийского экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
902
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕГ РАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНА РОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / INTEGRATION POLICY / UNI FIED TRANSPORT SPACE / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR / LOGISTICS CENTRE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волчок Ю.Г.

Рассматривается одно из направлений интеграционной политики Евразийского экономического сообщества развитие транспортной системы в рамках единого экономического пространства. Описывается текущий процесс сотрудничества с международными организациями для формирования необходимой законодательной базы, а также деятельность, связанная с созданием системы международных транспортных коридоров и логистических центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the unified transport space of the Eurasian Economic Community

The article looks at one of the directions of the Eurasion Economic Community's integration policy, the development of transport system within unified economic space, describes the ongoing process of collaboration with international organisations aimed at forming the necessary legislative base, as well as activity aimed at creation of international transport corridors and logistics centres.

Текст научной работы на тему «Формирование единого транспортного пространства евразийского экономического сообщества»

Формирование единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества

Ю. Г. ВОЛЧОК, канд. воен. наук, доцент, советник Департамента транспортной политики и рыночной инфраструктуры Секретариата интеграционного комитета ЕврАзЭС

^^ Одним из ключевых направлении интеграционной В экономической политики Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) является развитие его транспортной системы в рамках единого экономиче-^П^^ ского пространства. Процесс идет в соответствии с концепцией формирования единого транспортного пространства, утвержденной в январе 2008 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС (на уровне глав правительств). Проект должен быть реализован до 2020 г. Общий объем финансирования — более 50 млрд долл. из бюджетных и преимущественно внебюджетных источников.

На сегодняшний день в пределах единого транспортного пространства функционируют более 110 тыс. км железных дорог и 890 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, 110 тыс. км внутренних водных путей, 98 международных аэропортов, 37 категоризован-ных аэродромов и перегрузочные комплексы морских торговых портов. Все они объединены в основные международные транспортные коридоры (МТК) ЕврАзЭС.

В свете последних динамичных изменений на едином экономическом пространстве ЕврАзЭС, в частности создания Таможенного союза, на первый план выходит транспортная составляющая интеграционной политики. Она включает в себя ускоренное присоединение единой транспортной системы ЕврАзЭС к действующим континентальным и трансконтинентальным транзитным артериям по переброске грузов и трудовых ресурсов.

Законодательная база

В сфере транспортной деятельности интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС осуществляются на основе выработанной транспортной политики и действующего соглашения о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 г.

В настоящее время продолжается активное формирование Таможенного союза. В частности, предполагается

ускорить процесс таможенного оформления грузов путем выноса его к внешним границам Таможенного союза. Для устранения сплошного контроля на российско-белорусской границе подписано соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешних границах Союзного государства России и Белоруссии. Президент Белоруссии подписал указ о временном применении проекта соглашения между правительствами Белоруссии, Казахстана и России об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза. В России принят федеральный закон, устанавливающий в пунктах пропуска на белорусско-российской границе 180-дневный срок передачи функций транспортного контроля таможенным органам. Аналогичные мероприятия осуществляются на российско-казахстанском направлении.

Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т. Мансуров уделяет особое внимание участию сообщества в международном транспортном сотрудничестве, поскольку ЕврАзЭС с 2003 г. является наблюдателем в Генеральной ассамблее ООН и активно взаимодействует с ее структурами.

Во взаимодействии с Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН завершается гармонизация транспортного законодательства государств — членов ЕврАзЭС с международным за-

конодательством: страны ЕврАзЭС присоединяются к 22 основным международным конвенциям ЕЭК ООН в сфере транспорта.

Совместная деятельность ЕврАзЭС с ЕЭК и Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) осуществляется на основе меморандума о взаимопонимании между ЕЭК, ЭСКАТО ООН и Секретариатом интеграционного комитета ЕврАзЭС от 23 мая 2007 г. Особое внимание уделяется развитию плодотворного сотрудничества между региональными комиссиями и секретариатом в рамках Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии. При этом особо важными считаются такие области, как рациональное и эффективное использование водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии, а также упрощение торговых и транспортных процедур.

Придавая первоочередное значение развитию МТК, пять региональных комиссий ООН, используя средства Счета развития ООН (И№ОА), в 2002 г. начали совместный проект ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН по наращиванию потенциала для развития межрегиональных наземных и наземно-морских транспортных соединений, получивший название «Развитие евроазиатских транспортных связей». В нем участвуют 19 государств, включая все страны ЕврАзЭС.

Решением Европейской экономической комиссии ЕЭК ООН в 2008 г. создана рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта на кото-

рую возложена координация соответствующей работы. Рабочая группа наметила основные евроазиатские транспортные маршруты, подлежащие рассмотрению в целях приоритетного развития. Создана база данных, согласована общая методология оценки и определения степени приоритетности инвестпроектов с участием международных инвестиционных банков, опре-

Рис. 1. Транспортные ворота ЕврАзЭС

делены и совместно устраняются препятствия нефизического характера, которые составляют серьезную проблему для евроазиатских перевозок.

К февралю 2011 г. прошло четыре заседания с участием представителей Секретариата ЕврАзЭС, которые выступали с тематическими докладами. На последнем заседании группы экспертов по развитию евроазиатских транспортных связей, состоявшемся в сентябре 2010 г. в Женеве, рассмотрены вопросы развития важнейших евроазиатских маршрутов, транспортных потоков между Европой и Азией и устранения барьеров, препятствующих евроазиатским сообщениям. В ответ на пожелание российской стороне продолжить финансирование деятельности группы на ближайший период было принято положительное решение.

Началась разработка проекта концепции управления единым транспортным пространством ЕврАзЭС. В ней будет предложена наиболее эффективная форма межгосударственной координации работы единой транспортной системы сообщества в рамках единого экономического пространства после 2015 г. Значительное внимание при этом уделяется подготовке кадров: утвержден перечень учебных заведений стран ЕврАзЭС, осуществляющих методическое обеспечение транспортного образования, создана соответствующая рабочая группа и определя-

ются направления гармонизации и унификации требований и программ подготовки кадров для транспортной отрасли в ЕврАзЭС. В сообществе создан Инновационный центр ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта, который начал отбор проектов для разработки и внедрения на территории, использующей колею 1520.

Транспортные коридоры

Деятельность ЕврАзЭС по товарному наполнению транспортных коридоров от Балтики до Китая и Дальнего Востока представляет собой макроэкономическое регулирование, стимулирующее процессы экономической интеграции на евразийском пространстве. В практическом плане это касается формирования четырех транспортных коридоров ЕврАзЭС и создания на них беспрепятственного товаропродвижения и пассажиропотоков. Для безостановочного пересечения границ между нашими странами за пять лет активной работы из 32 барьеров устранены почти все.

Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию МТК ЕврАзЭС было принято 24 марта 2005 г. Функционирование МТК определено долгосрочными национальными транспортными стратегиями, логически увязанными с экономическим развитием прилегающих к ним регионов стран ЕврАзЭС. По МТК осуществляется континентальный и

трансконтинентальный транзит с перевалкой грузопотоков в современных транспортных узлах, которые связаны между собой современными магистралями.

Развитие сети МТК ЕврАзЭС осуществляется на базе скоординированной инвестиционной стратегии развития и модернизации транспортной инфраструктуры. До 2015 г. предусмотрено реализовать 108 приоритетных инвестиционных проектов. Финансирование коммерческих объектов планируется из внебюджетных источников, строительство дорог и объектов транспортной инфраструктуры интеграционного значения, основная масса которых сосредоточена в пределах транспортных коридоров, будет осуществляться за счет бюджетов сторон.

Наиболее важным является МТК «Западная Европа — Беларусь — Россия — Центральная Азия — Западный Китай» протяженностью до 10 тыс. км по маршруту Брест — Минск — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актюбинск — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алма-Ата — Хоргос — Урумчи, который охватывает территорию трех областей Белоруссии, пяти областей Казахстана, где проживает 8 млн человек (половина населения страны) и десяти регионов России с населением более 50 млн.

Мультимодальный МТК «Север — Юг» протяженностью 7200 км связывает

Рис. 2. Динамика роста транзитного потенциала, млн т

страны Скандинавии с Центральной Азией и Персидским заливом, опирается на мощную и разветвленную сеть транспортных коммуникаций от порта Бомбей до Санкт-Петербурга.

Переброска грузов и пассажиров по МТК «Запад — Восток» осуществляется по полностью электрифицированной Транссибирской магистрали (Брест — Минск — граница Украины — Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Владивосток — Улан-Батор — Пекин; протяженность — 9288 км) и автомагистрали, совпадающей со вторым панъевропейским транспортным коридором протяженностью 1830 км от Берлина через Варшаву и Минск до Нижнего Новгорода.

Повышение конкурентоспособности МТК за счет внедрения новых транспортных технологий и модернизации существующего оборудования для перевалки грузов позволит повысить транзитный потенциал и стать устойчивым транзитным мостом между Европой и Юго-Восточной Азией.

Удобная транспортная инфраструктура, снижающая транспортную составляющую в цене товара, привлекательна в первую очередь для трансконтинентального наземного и воздушного транзита. При этом для обеспечения наземного транзита со стороны всех стран ЕврАзЭС прилагаются наиболее значительные усилия.

Во-первых, транспортные коридоры, проходящие по территориям регионов рассматриваются местными властями как оси развития регионов, вдоль которых формируется сеть производствен-

ных, распределительных и перевалочных узлов. Это позволяет региональной промышленности и аграрным предприятиям перебрасывать по международным магистралям свою продукцию в места ее потребления, организовывать межрегиональное пассажирское и туристическое транспортное перемещение, что расширяет торгово-экономические и социальные связи между регионами в полосе транспортного коридора ЕврАзЭС.

Во-вторых, в общей системе евразийского товаропродвижения развивается транспортная инфраструктура и система логистических центров ЕврАзЭС. Особенно интенсивно этот процесс идет в крупнейших международных транспортных узлах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, Астана, Екатеринбург, Минск и, естествен-

но, Калининград: здесь должна обеспечиваться высокая скорость доставки груза, безопасность пассажиров и резкое снижение транспортной составляющей в цене конечного товара и услуги. Так, по данным Минтранса РФ, в России потери от низкой пропускной способности автомобильных дорог составляют 3 % валового внутреннего продукта, а 30 % протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки.

В-третьих, создаются условия для привлечения иностранных перевозчиков к автомобильному транзиту по территории ЕврАзЭС, доходы от которого пополняют бюджеты всех уровней. Например, в Белоруссии каждая транзитная фура оставляет в бюджете до 200 долл., что в общем приносит в бюджет сотни миллионов долларов в год. На территории Казахстана активно идет строительство скоростного шоссе протяженностью более 2500 км от границы с Китаем до перехода через российскую границу в Оренбургской области. Оно повысит конкурентоспособность автомобильного транспорта по отношению к железнодорожному в области транзитных перевозок.

Система логистических центров

В концепции формирования единого транспортного пространства ЕврАзЭС, стратегии создания системы международных логистических центров ЕврАзЭС и перечне приоритетных инвестиционных проектов по созданию и развитию объектов транспортной инфраструктуры транспортных маршрутов ЕврАзЭС, утвержденных руководящими органами сообщества, важнейшая роль отводится развитию международных транспортных узлов по

Рис. 3. Динамика объемов грузов, перевозимых между странами ЕврАзЭС, млн т

Таблица 1. Создание интегрированной транспортно-логистиче-ской системы

Этап Создание транспортно-логистических центров

— Казахстан: в Алма-Ате, Астане, Актау, на пограничном пункте пропуска Достык;

I — Белоруссия: в Минске, Бресте и Витебске;

(до 2013 г.) — Узбекистан: в Ташкенте;

— Россия: в Московском и Санкт-Петербургском узлах, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Новороссийске, Калининграде, Мурманске, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке/Находке

— Казахстан: в Уральске, Актюбинске, Семипалатинске, Кызылорде, Таразе,

Шымкенте, на пограничных пунктах пропуска Коргас, Таскала, Бахты;

— Белоруссия: в Гомеле;

II (до 2020 г.) — Узбекистан: в Самарканде и Нукусе;

— Россия: в Архангельске, Вологде, Смоленске, Рязани, Твери, Ярославле, Брянске, Орле, Липецке, Тамбове, Казани, Перми, Саратове, Астрахани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Оренбурге, Челябинске, Барнауле, Тюмени, Омске, Новосибирске, Улан-Удэ, Чите;

— Таджикистан: в Душанбе;

— Киргизия: в Бишкеке

Таблица 2. Совокупный транзитный потенциал ЕврАзЭС (железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный и воздушный виды транспорта), млн т

2009 г. Использовано в 2009 г. 2020 г.

Белоруссия 100 50 (50 %) 150

Казахстан 36 10 (28 %) 100

Киргизия 3,8 1,9 (50 %) 6,5

Россия 100 54 (54 %) 150

Таджикистан 0,2 0,18 (90 %) 0,5

Узбекистан 10 8,7 (87 %) 23

Всего 250 125 (50 %) 430

формированию и распределению грузопотоков.

В этом плане важнейшую роль играет создание системы международных логистических центров ЕврАзЭС, которые позволят оттянуть на себя из городов всю работу по перевалке, хранению и обработке грузов (таблица 1). На первом этапе предусмотрено создание опорной сети, основу которой составят логистические центры, построенные в местах прохождения наибольших товарных потоков через границы сообщества. Это западные ворота ЕврАзЭС — на территории Белоруссии, на направлении Брест — Минск; восточные ворота ЕврАзЭС — на территории Казахстана, в районе Алма-Аты или пограничных пунктов Достык (Хор-гос); северные ворота ЕврАзЭС — на территории России в районе Санкт-Петербурга; южные ворота ЕврАзЭС — на территории Таджикистана в районе г. Нижний Пяндж и на территории Киргизии в районе г. Ош.

Опорная сеть должна обеспечить функционирование основных транспортных коридоров транспортной системы единого таможенного пространства для участников Таможенного союза и других членов сообщества, которые могут к нему присоединиться. В Казахстане и Белоруссии разработаны и реализуются национальные концепции и программы развития логистических систем, в которых уже учитывается общая стратегия ЕврАзЭС.

Практическая работа, проведенная советом по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС во взаимодействии с Секретариатом ЕврАзЭС, позволила в 2010 г. завершить подготовку предпроектных изысканий в Таджикистане, Киргизии, Ярославской, Тюменской, Омской, Ростовской и Брянской областях, Краснодарском крае. До конца года подобная

работа будет завершена в Казахстане и Белоруссии, что даст возможность продвинуться к практической реализации инвестпроектов по строительству логистических центров и обеспечить координацию этой работы. В результате к 2020 г. общий объем взаимных перевозок грузов может быть доведен до 430 млн т (в настоящее время он составляет около 300 млн т).

Активное международное сотрудничество в области транспорта является инструментом реализации интересов ЕврАзЭС, обеспечивая ее устойчивую и последовательную интеграцию в миро-

вую транспортную систему. Ключевое значение при этом имеет рост экспорта транспортных услуг, и важнейшая задача ЕврАзЭС состоит в расширении его объемов и географии.

Таким образом, интеграционная деятельность ЕврАзЭС в транспортной сфере направлена на скорейшее формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы евразийского сообщества, что в целом является неотъемлемой частью работы по формированию единого экономического пространства ЕврАзЭС.

194044 Санкт-Петербург Финляндский пр.. 4А Тел.: (007) (812) 309 5416

105066 Москва, Старая Басманная ул., 38, стр. 2 Тел.: (007) (495] 933 55 00. Факс: (007) (495) 783 48 94

Moscow@hamikD.fi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.