Научная статья на тему 'Взаимодействие прокуроров с органами представительной (۬законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами как важный аспект обеспечения законности'

Взаимодействие прокуроров с органами представительной (۬законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами как важный аспект обеспечения законности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5752
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Виктория Андреевна

В статье анализируется комплекс правоотношений, основанных на реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных вопросов при реализации деятельности прокуратуры. Для обеспечения верховенства закона, прокуратура Российской Федерации осуществляет различные виды надзора, например надзор за исполнением федеральных законов, надзор за исполнением законов в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия и другие. Для достижения максимального результата в деятельности прокуратуры большую роль играет ее независимость от других органов, значение чего и раскрывается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие прокуроров с органами представительной (۬законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами как важный аспект обеспечения законности»

9. Лянь Минь Янь. Правовой статус иностранцев в Китае и России: Сравнительный анализ/ Янь Минь Лянь // Сибирский юридический вестник. № 4 (55), 2011. С. 124-129.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРОРОВ С ОРГАНАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И ДРУГИМИ ОРГАНАМИ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ Макарова В. А.

Макарова Виктория Андреевна - студент магистратуры, Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируется комплекс правоотношений, основанных на реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных вопросов при реализации деятельности прокуратуры. Для обеспечения верховенства закона, прокуратура Российской Федерации осуществляет различные виды надзора, например надзор за исполнением федеральных законов, надзор за исполнением законов в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия и другие. Для достижения максимального результата в деятельности прокуратуры большую роль играет ее независимость от других органов, значение чего и раскрывается в статье.

Ключевые слова: прокуратура, законодательство, органы власти, взаимодействие.

Обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, органами контроля и другими органами является важным принципом организационной деятельности прокуратуры. Под «взаимодействием» здесь стоит понимать взаимосогласованную работу различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется по следующим принципам:

1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

3. верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

4. единство системы государственной власти;

5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления [2].

Для прокуратуры основным направлением ее деятельности является обеспечение законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, а также выявление и устранение нарушений закона является лишь частью деятельности, в их компетенцию входит решение многих иных задач. В связи с этим прокуратура в отношениях с этими органами, хоть и имеет общие цели, но выступает не в роли координатора, а принимает согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности, осуществляя взаимодействие с ними.

Нормы, затрагивающие деятельность прокуратуры, отражены не только в Конституции РФ и Законе о прокуратуре, но и в других законодательных актах. В качестве примера можно привести такие, как: Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» [4], федеральные законы от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [5] (ст. 24)2, от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] и другие.

С 1999 года как самостоятельное направление прокурорской деятельности осуществляется надзор за исполнением законов судебными приставами. Предусмотрено средство прокурорского надзора, такое как предостережение о недопустимости нарушения закона [4].

Проблемы взаимодействия прокуратуры с органами власти, учитывая, что основная работа прокуратуры сконцентрирована в регионах и на уровне городов, районов, преимущественно касаются органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также органов контроля.

Правовой основой взаимодействия прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней, органов контроля является Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обязаны обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность на своей территории. А также, органы исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивая с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, несут ответственность за охрану собственности и общественного порядка и организуют борьбу с преступностью [1].

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Перечень названных вопросов говорит об общности задач, которые решают совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления. Их взаимодействие осуществляется с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности, путем проведения заседаний, сессий. Прокурорам, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре, предоставлена возможность участия в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом участие прокуратуры в работе названных органов в одних случаях заключается в виде «присутствия», давая им право совещательного голоса или наблюдателя для

83

получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, проведенной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие дает прокурору право выступать на заседании, давать анализ правонарушений, поддерживать внесенные им акты реагирования, представлять дополнительные разъяснения по нарушению конкретного закона.

Исходя из этих особенностей, к взаимодействию прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами местного самоуправления относится:

• информационное взаимодействие по вопросам состояния законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по вопросам предупреждения преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;

• совместная разработка и принятие в последующем соответствующих комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;

• совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, имеющих отношение к борьбе с преступностью и правонарушениями;

• совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

• участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

• участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;

• предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти. На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учетом требования соблюдения законности в предела х компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач [6].

Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами контроля. В первую очередь следует отметить, что, несмотря на различия в наименовании контролирующих органов (их называют органами межведомственного, специального контроля), речь в данном случае идет о государственных образованиях, на которые возложен надведомственный (внешний) контроль за соблюдением законов на организационно не подчиненных им объектах. Это, как правило, структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекци) федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять контрольные функции в определенной области управления. Среди них выделяются государственные комитеты, некоторые федеральные министерства, государственные федеральные службы и надзоры. Они образованы специально для осуществления контрольных функций, для проведения проверок о соблюдении и исполнении на конкретном объекте действующего законодательства и целесообразности и эффективности использованию предоставленных полномочий. В настоящее время насчитывается свыше 50 таких государственных образований.

Особенности правовой регламентации в вопросах организации и деятельности органов контроля заключаются в их правовом статусе, они приняты для исполнения законности и развития федерального законодательства и указов Президента РФ и соответствуют им.

Учитывая организационно-правовой статус органов контроля, прокуратура осуществляет выстроение отношений с ними так, чтобы обеспечить более полное получение информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, которые способствуют нарушению законов, не подменяя при этом органов контроля, прокуратура требует от них проведения мероприятий, способствующих выявлению и устранению нарушений законов для осуществление анализа результативности актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Прокуратура, в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны, прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Эти обстоятельства дают возможность выделить формы взаимодействия прокуратуры с органами контроля:

• взаимный обмен информацией для выявления и устранения нарушений законов;

• участие представителей органов контроля в рабочих группах при подготовке и проведении координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

• привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках;

• участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.

В развитии форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами в определенной мере может оказать влияние на усовершенствование функции прокуратуры по осуществлению надзора за органами контроля. При выборочном, избирательном характере этого надзора органы прокуратуры основное внимание должны будут уделять надзору за исполнением законов самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты выявления ими нарушений, принятии мер по их устранению и наказанию виновных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия прокуратуры будут направлены на проверки исполнения законов собственными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе и работников органов контроля. Соответственно, в зависимости от направленности прокурорского надзора, будут изменяться прежние и появляться новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.

Общие задачи, стоящие перед органами прокуратуры, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, органами юстиции заключаются в защите и охране Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ, направлены на выявление и устранение правовых актов, несоответствующих Конституции РФ, федеральным законам, конституциям и уставам ее субъектов, обеспечивает тесное взаимодействие прокуратуры с указаными органими.

Взаимодействие прокуроров субъектов РФ с конституционными (уставными) судами заключается в предоставлении в ряде субъектов РФ права прокурорам субъектов РФ на обращение в эти суды с запросом о проверке соответствия конституциям, уставам субъектов РФ нормативных правовых актов региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Установив несоответствие правового акта конституции или уставу субъекта РФ, по запросу соответствующего прокурора, суд признает этот акт не соответствующим конституции, уставу субъекта РФ что влечет утрату его силы. Тем самым эффективность прокурорского реагирования на нарушения законов достигнута, а главное — прокуроратура и суды субъектов РФ совместными действиями обеспечивают режим законности в стране.

Органы прокуратуры взаимодействуют и с органами юстиции РФ в соответствии с Соглашением Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции РФ от 25 марта 1998 г. № 18 «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ в сфере надзора и контроля за ведомственным нормотворчеством, перавовыми актами субъектов РФ, а также за созданием и деятельностью общественных и религиозных объединений». Этим соглашением предусмотрены следующие формы взаимодействия:

• предоставление информации о незаконных правовых актах, изданных

органами государственной власти и субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти;

• проведение совещаний руководителей;

• совместные обобщения материалов о ннарушениях законов в рассматриваемой сфере;

• проведение согласованных мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной деятельности общественных и религиозных объединений;

• разработка совместных предложений по совершенствованию законодательства о государственном надзоре и контроле за нормотворческой и правоприменительной практикой федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, общественных и религиозных объединений [7].

Со временем вносятся коррективы в направления, приоритеты и принципы деятельности органов прокуратуры, но одно остается неизменным: значимость закона. Он был, есть и должен быть главным стержнем во всем, что определяет стратегию и тактику прокурорской работы [9].

Верно отмечено, что «в условиях современной России, прокуратура осуществляет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает меры и работает в направлении устранения любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили» [10]. «Прокуратура добивается выполнения своей цели - обеспечения законности, активно участвуя в обеспечении и разделении властей, и их взаимодействии» [11]. Рассматривая отнесение прокуратуры к одной из трех ветвей власти нужно осознавать, что это приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу той из властей, к которой будет отнесена прокуратура.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в актуальной редакции) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от (в актуальной редакции) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995. № 33.

4. Федеральный закон РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» //Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991. № 16.

5. Федеральный закон РФ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995. № 15.

6. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1 : практич. пособие / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

7. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., 2010.

8. Шобухин В. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России / История государства и права, 2007. № 14.

9. Бондар А.В. Прокуратура Саратовской области. История и современность, 2001 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sarprok.ru/ (дата обращения:23.02.2017).

10. Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России // Законность, 1999. № 10.

11. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право, 1994. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.