Научная статья на тему 'Взаимодействие принципа гласности с другими приципами организации местного самоуправления'

Взаимодействие принципа гласности с другими приципами организации местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михеев Денис Степанович

Статья посвящена взаимодействию принципа гласности местного самоуправления с принципом сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. Автором обосновывается, что при этом принцип гласности местного самоуправления не теряет своей самостоятельности, а напротив, выступает в данном тандеме в качестве ведущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие принципа гласности с другими приципами организации местного самоуправления»

Конституционное, муниципальное и административное право

Y. I. Kovalevskaya, A. S. Bakun

PECULIARITIES OF ACTS' IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL JURISDICTION

IN BELARUS AND RUSSIA

In the article peculiarities of acts' implementation of the Constitutional Jurisdiction in Belarus and the Russian Federation are discussed in comparative legal aspect.

Key words: The Constitutional court, decision of the Constitutional court, implementation of the decision.

KOVALEVSKAYA Yulia Ivanovna - Candidate of Law, Associate Professor of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Minsk.

E-mail: yuliakov@yandex.ru

BAKUN Anna Stanislavovna - Master of Law, Lecturer of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Minsk.

E-mail: bakun_anna@mail.ru

УДК 342.55

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ принципа гласности С ДРУГИМИ ПРИЦИПАМИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ*

Михеев Денис Степанович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета,

E-mail: mikheev_ds@mail.ru

Статья посвящена взаимодействию принципа гласности местного самоуправления с принципом сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. Автором обосновывается, что при этом принцип гласности местного самоуправления не теряет своей самостоятельности, а напротив, выступает в данном тандеме в качестве ведущего.

Ключевые слова: местное самоуправление, принцип гласности, представительная демократия, муниципальная власть, народовластие.

Принцип гласности местного самоуправления, выступая ключевым, взаимодействует с иными общими принципами, определяющими организационную

структуру и самостоятельность местного самоуправления. В этой связи не является исключением и такой общий принцип организации местного самоуправления, как сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

А. Н. Кокотов отмечает, что институт представительной и непосредственной демократии воплощает модель народовластия. Он имеет ввиду под формами представительной демократии деятельность профессионального аппарата власти, а под формами непосредственной демократии - способы непосредственного отправления гражданами властных функций [3, с. 100]. Адаптируя сказанное к местной власти, ученый уточняет, что местное самоуправление - самостоятельный канал осуществления воли и интересов граждан. Однако субъект муниципальной власти -население отдельных муниципальных образований,

* Исследование подготовлено в рамках научного проекта № 15-33-01364 Российского гуманитарного научного фонда.

30

а не народ России, поскольку народ не монолитен и вбирает в себя множество различных общностей с их особыми интересами. Муниципальная власть, по его мнению, вплетается в единый режим народовластия, обеспечивая относительную самостоятельность в рамках общенародной воли интересов местных сообществ жителей (городских и сельских поселений, районов и др.) [3, с. 101].

В данном суждении акцентируется внимание на феномене местной власти. Идея самоуправления как власти образуется из простой целесообразности и стремления к эффективности удовлетворения публичного интереса территориального сообщества как единого целого [2, с. 64]. Властные полномочия местного уровня самоуправления сводятся к принятию решений, обеспечивающих жизнедеятельность населения муниципальных образований и выполнение других вопросов местного значения. Данные проблемы близки и понятны гражданам, они могут быть эффективно решены не государственными чиновниками, а самими жителями, проживающими на муниципальной территории. Для этого население имеет конституционное право на прямое волеизъявление или, как

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Михеев Д. С.

это разъясняет статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на самостоятельное и под свою ответственность непосредственное решение вопросов местного значения [1]. К формам осуществления населением своих правомочий по осуществлению местного самоуправления относятся местный референдум, муниципальные выборы, публичные слушания. Названный Федеральный закон в главе 5 закрепил одиннадцать форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления или участия в нем. Кроме перечисленных, это - голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования; сход граждан; территориальное общественное самоуправление; собрания и конференции граждан; опрос граждан; правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления. Законом оставляется перечень открытым, допуская непосредственное участие в осуществлении местной власти и в иных, не противоречащих законодательству формах, связывая такое участие с принципами добровольности и законности.

Таким образом, принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан является работающим при условии вовлечения в процессы осуществления местного самоуправления населения.

Представительство на местном уровне Т. М. Гово-ренкова определяет как необходимость формирования социального заказа населения. По ее мнению представительство заключается в избрании из числа членов территориального сообщества доверенных представителей, формирующих социальный заказ на деятельность муниципалитета, четком и однозначном определении ответственности этих органов в своей деятельности перед населением. В данном случае муниципальная власть осуществляется органами, сформированными гражданами, имеет ограничения со стороны населения, действует по его доверию. Для такой власти характерна работа с гражданами и реакция на текущее изменение ситуации. Именно в этой детальности и привязке к реальному времени содержится основная причина эффективности использования

средств, направленных на повышение жизненного уровня населения [2, с. 64, 65].

Из приведенного суждения ученого можно сделать вывод о том, что а) муниципальные органы не могут быть сформированы без участия граждан; б) их деятельность носит характер, направленный на удовлетворение повседневных нужд граждан; в) со стороны населения деятельность по решению вопросов местного значения названными органами подлежит контролю; г) лица, избранные в органы местного самоуправления, не являются представителями государства и центральной власти. Они сами такие же жители местного сообщества и имеют представление о его нуждах.

Реализация рассматриваемого принципа представительной демократии тесно связана с принципом гласности, распространяющим свое влияние на все стадии организации и деятельности органов местного самоуправления. Без гласности невозможны ни избрание муниципальных органов, ни их дальнейшая деятельность, ни создание необходимых условий и предпосылок для эффективного контроля населением работы должностных лиц и органов, включающих отчеты названных муниципальных субъектов перед гражданами, отзыв избирателями выборных лиц в случае утраты доверия и т. п.

Принцип гласности местного самоуправления выступает как важнейший компонент принципа сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан на муниципальном уровне. Вместе с тем, в данном тандеме он не теряет своей самостоятельности, а напротив берет на себя ведущие функции, доказывает свою ключевую роль в системе принципов.

Литература

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Говоренкова Т. М. Читаем Велихова вместе. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. С. 64, 65.

3. Конституционное право России / под ред. А. Н. Кокотова, М. И. Кукушкина. М.: Норма, 2008. С. 100, 101.

D. S. Mikheev

INTERACTION OF THE PRINCIPLE OF PUBLICITY WITH OTHER TRAILERS OF THE ORGANIZATION OF LOCAL GOVERNMENT

The article is devoted to interaction of the principle of local government's publicity with the principle of representative democracy's combination with forms of citizens' direct will. The author explains that the principle of publicity of local government doesn't lose the independence, and opposite - it is a leader in this tandem.

Key words: local government, principle of publicity, representative democracy, municipal authority, democracy.

MIKHEEV Denis Stepanovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Constitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: mikheev_ds@mail.ru

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.