Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий»'

Взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирных Г.А.

В данной статье рассматривается вовлечение родителей дошкольников в организованную совместную игровую деятельность, положительно влияющую на развитие речи детей с ТНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирных Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий»»

Выявленный нами комплекс педагогических (использование в образовательном процессе педагогической технологии знаково-контекстного обучения; конструирование модулей решения типовых профессиональных правотворческих задач; уточнение программы и направленности юридической практики на решение типовых профессиональных правотворческих задач; создание педагогического сопровождения стимулирования формирования готовности к правотворческой деятельности) педагогическую и организационную обстановку для успешного формирования готовности будущего юриста к правотворческой деятельности.

Список использованной литературы:

1. Бальчугов С.Г., Наумов П.Ю. Комплекс педагогических средств формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности / Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 175-182.

2. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г., Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 157-161.

3. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Э.Г. Скибицкий, Т.Б. Жакупов. - Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2013. - 388 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)».

© Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н., 2019

УДК37

Г.А. Смирных

воспитатель высш.кат. г. Белгород, РФ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Аннотация

В данной статье рассматривается вовлечение родителей дошкольников в организованную совместную игровую деятельность, положительно влияющую на развитие речи детей с ТНР.

Ключевые слова: дошкольник, речевое развитие, игровая деятельность, развлечение.

Вопросы правильного воспитания детей всегда были важными и насущными для взрослого поколения. Народная мудрость через устное творчество отражает проблемы семейного и общественного обучения. Сегодня можно обратиться к известным высказываниям, которые ярко и выразительно раскрывают смысл воспитания, помогают нам передать информацию.

С каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается. В причинах могут быть указаны не только медицинские факторы, но и современные социально-культурные условия, в которых сегодня происходит развитие детей. По ряду причин малыши оказываются в условиях дефицита общения, и, прежде всего, с самыми близкими взрослыми [1,с 56 ].

Современные родители в силу своей занятости на работе не могут проводить достаточное количество времени со своим ребенком. Главным источником информации для которого становится телевизор,

компьютер и телефон, где ребенок являются в основном пассивным слушателем и испытывает недостаток речевой практики. Процент детей с различными нарушениями речи остается стабильно высоким. Многие дети оказываются в специализированной группе, так как требуется длительная коррекционная работа с учителем-логопедом, деятельность которого выстраивается в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников и педагогами. Нередко у педагога возникают трудности в работе с родителями воспитанников, которые отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей. Родители не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Необходимо помнить, что приобщение родителей к помощи при коррекции речи должно проходить на позиции равенства и сотрудничества.

Воспитатель организует работу, таким образом, чтобы ненавязчиво, в разных формах подачи познакомить родителей с приемами коррекции и закрепления нового материала. На позиции партнерских отношений все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения: привлечение к разучиванию и выполнению с детьми разных видов игровых заданий, показ инсценировок, совместные развлечения. Таким образом, родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

Как мы знаем, более прочному усвоению учебного материала способствует многократное повторение изученного. Осмысленность нового материала появится у детей через закрепление материала в разных условиях. Этому содействует игровая деятельность. Именно игра позволяет скорректировать речевые нарушения. Для детей с ТНР проводятся игры, способствующие совершенствованию всех сторон речи (лексики, грамматики, связной речи и звуковой стороны речи). Приобретенные детьми знания закрепляются в игре в процессе взаимодействия ребенка с педагогами и родителями.

В нашей группе для коррекции всех сторон речи используются разные виды игр: пальчиковые игры, игры малой подвижности на координацию речи с движением, дидактические и театрализованные игры. К каждой лексической теме учитель - логопед подбирает разные игры и игровой материал на решение определенных задач по коррекции речи. В процессе подгрупповой и индивидуальной работы логопед знакомит детей с правилами игры, при необходимости разучивает стихотворный материал. Далее с содержанием игр знакомятся воспитатели и родители (во время консультаций, через социальные сети и информации на стенде). Для того, чтобы родители смогли поиграть со своим ребенком, в холле детского сада расположена стендовая игротека «Город звуков и слов», где представлены дидактические игры с необходимым наглядным материалом и упражнения по разным лексическим темам с учетом коррекции всех сторон речевого развития). Воспитатели планируют проведение игр и игровых заданий в вечернее время.

Дети должны жить в мире красоты, игры, творчества, сказки, музыки, рисунка.

Для театрализованной деятельности в группе есть центр с необходимым оборудованием, где дети могут сочинять, рассказывать знакомые сказки, разучивать диалоги. Удачным моментом является совместная подготовка педагогов и родителей к показу инсценировки. Так с детьми старшего и подготовительного возраста была подготовлена к показу сказка «Деревья осенью».

Цель показа: развитие речи посредством театрализованной деятельности, обобщить знания детей о деревьях, кустарниках и их дарах; совершенствовать связную речь детей. В инсценировке участвовали все дети. Начали подготовку к показу сказки с распределения ролей, затем воспитатель и логопед разучивали с детьми диалоги и монологи, которые в дальнейшей родители закрепляли дома. Родители также оказали значительную помощь в организации мероприятия: помогли создать необычные красивые костюмы. Инсценировка получилась яркой, динамичной дети смогли выразительно передать образ персонажей.

В рамках проведения тематического развлечения ту или иную лексическую тему дети изучают с разных сторон. Развлечения направлены на развитие эмоциональной сферы детей, и требуют тщательной предварительной работы, в подготовке и проведении которых в логопедической группе участвует не только

логопед, но также могут принять участие воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, также привлекаются к участию родители [6, с 74].

Основная цель такого рода развлечений - обобщение знаний детей, автоматизация полученных умений и навыков по пройденным лексическим темам. Развлечение требует тщательной подготовки. Сначала логопед указываются цели и задачи, и в соответствии с ними разрабатывается сценарий развлечения, где определяется роль каждого участника коррекционного процесса. Такое мероприятие включают в себя разные виды деятельности: решение проблемных ситуаций, элементы соревнований, работа по командам, выполнение игровых заданий, общение с персонажами. Так в сценарии занятия «Проделки Забияки» дети вместе с родителями отправляются искать похищенные книги, встречаются с разными персонажами и выполняют задания от них, вместе с воспитателем выполняют упражнения на координацию речи с движением. Роль Забияки, забавных игрушек и т.д. исполняют дети. Закрепляются знания по темам: «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь». В процессе подготовки родители разучивали стихотворные строчки, подготавливали костюмы и небольшое угощение для детей. По аналогии состоялось развлечение «Рядом с миром животных» в подготовительной группе, где прошло соревнование двух команд: «дикие животные» (команда взрослых) и «домашние животные» (команда детей).

Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.

А.С.Грибоедов

Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве. Чаще всего на собраниях, консультациях мы встречаемся с мамами, а папы остаются в стороне. В преддверии праздника «Дня защитника Отечества» мы решили привлечь пап и пригласили на развлечение. В разработке сценария и проведения которого помимо воспитателя приняли участие музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. На этом мероприятии мы совместили решение задач двигательной активности детей с закреплением знаний о родах войск, навыков звуко - буквенного анализа слов и чтения. Во время подготовки развлечения некоторые родители представили проекты, которые они подготовили, совместно с детьми к Дню защитника Отечества. Проведение совместных развлечений, как одного из видов досуговых форм организации общения помогают устанавливать доверительные, партнерские отношения между логопедом и родителями. Использование такой формы способствует тому, что благодаря позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения, у них появляется желание участвовать в процессе коррекции речи детей, а также оказывать посильную помощь в организации этого процесса.

Таким образом, организация и проведение совместных мероприятий педагогов и родителей с использованием игровых технологий (пальчиковые игры, театрализованные и дидактические игры, совместные развлечения) в целом способствует повышению эффективности коррекционной работы в группе с детьми с ТНР. Так же совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на эмоциональное развитие воспитанников. Дети становятся более активными, становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список использованной литературы:

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2005. - 126 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 2005. - 278 с.

3.Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3

4.Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.

5.Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет),

[Текст] - Л., 2013. - 54 с.

6.Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи. [Текст] - М.: Линка-Пресс, 2009. - 176 с.

7.Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

8.Лурия, А.Р., Юдович, Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 2005 - 150с.

© Смирных Г.А., 2019

УДК 378.172

Л.Г. Струкова

Старший преподаватель Омский государственный педагогический университет

г. Омск К.В. Шапран

Студентка 4 курса факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма Омский государственный педагогический университет

г. Омск

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ НА ОТНОШЕНИЕ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Аннотация

В данной статье представлено исследование, направленное на выявление влияния темперамента личности на отношение к элективным курсам по физической культуре и спорту в вузе. Рассматривается проблема отношения студентов к активному образу жизни.

Ключевые слова

Темперамент, спорт, элективные курсы по физической культуре, отношение, влияние

На протяжении всей своей жизни человек каждый день сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения для устранения возникающих проблем, высказывать свое мнение о разных ситуациях. На все действия людей влияют их личностные особенности: интересы, склонности, темперамент, характер, способности и т. д [2]. Не исключением становится и отношение к физической культуре и спорту. Несмотря на то, что физическая культура имеет положительное влияние на здоровье, не каждый человек готов заниматься ею по ряду причин.

Целью нашего исследования будет выявление зависимости между темпераментом студентов и их отношением к элективным курсам по физической культуре и спорту. Прежде чем перейти к практической части данного исследования необходимо определить, как в науке трактуется понятие «темперамент».

Под темпераментом в психологии понимается совокупность врожденных особенностей человека, которые находят свое проявление в динамике психологических процессов, включающих в себя скорость и силу реакции, эмоциональную возбудимость и уравновешенность, особенность приспособления к окружающей среде. [3] Совокупность перечисленных процессов проявляется одинаково во всех ситуациях и действиях человека независимо от его мотивов и целей, а значит имеет влияние на его отношение к элективным курсам по физической культуре. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является классификация, предложенная И.П. Павловым [4], которая включается в себя такие типы как:

1. Сангвинический темперамент - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы.

~ 154 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.