дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
О. А. Комарова, аспирант, преподаватель, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
На современном этапе развития педагогической науки с ориентацией на внедрение модели личностно-ориентированного подхода вопросы оптимизации взаимодействия педагога и детей приобретают особую актуальность. Целесообразное построение данного процесса способствует созданию условий для взаимного принятия, самопознания, раскрытия возможностей лично -сти, полноценной самореализации и самоутверждения.
В русле идей философии, психологии и педагогики взаимодействие рассматривается как взаимообусловленный процесс, обладающий следующими характеристиками:
— двусторонность связей;
— одновременность существования объектов;
— взаимообусловленность изменений сторон;
— наличие субъект — субъектных отношений;
— взаимопереходы субъекта в объект и объекта в субъект;
— закономерность связей на уровне сущности;
— внутренняя самоактивность субъектов.
Согласно исследованиям ученых (А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова и др.), структура взаимодействия представляет собой совокупность трех
основных компонентов — аффективного, поведенческого, когнитивного.
На основе психо л ого-педагогических исследований (В. П. Зинченко, А. Б. До-брович, И. А. Зимней, В. А. Кан-Калик, В. И. Кудашова, Я. Л. Коломинского, Х. И. Лийметс, Н. И. Новиковой, А. В. Петровского, В. А. Петровского, Г. Л. Цукер-ман и др.), автором выделены особенности межличностного взаимодействия в педагогической сфере, определены технологические подходы к его осуществлению.
В дошкольной педагогике взаимодействие педагога с детьми изучалось с разных позиций:
— развития творческой активности дошкольников посредством произведений изобразительного искусства (С. И. Земляная);
— организации познавательной активности (Е. И. Русина);
— взаимодействия с детьми раннего возраста (З. Р. Железнякова, Р. И. Яфизова) и пр.
Максимальному использованию возможностей данного процесса для реализации личностно-ориентированного подхода способствует адекватный выбор средств его осуществления. Одним из таких средств является среда.
Автором данной статьи определено направление изучения процесса взаимодей-
№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ ^
журнал научных публикаций V
ствия на основе использования потенциала предметно-игровой среды.
Создание среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами детей, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно-ориентированного подхода.
Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Данное определение сформулировано и обобщено на основе анализа литературы.
Однако среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями, возможностями ее субъектов (Г. М. Андреева, О. А. Горбань, А. Н. Леонтьев, С. Т. Шацкий, Г. Г. Шпет, Д. Б. Эль-конин и др.)1.
Принимая во внимание особенности детей старшего дошкольного возраста, характеристики ведущего вида деятельности, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в игре, внутри которой наиболее интенсивно идет интеллектуальное и личностное развитие. В такой среде дети становятся субъектами игровой деятельности, ее активными творцами2. По сути, такая среда должна иметь игровую направленность, содержать в себе соответствующие для этого предметы, т. е. быть предметно-игровой с учетом ведущего вида деятельности дошкольника.
По мнению автора, представляется возможным сформулировать следующее определение понятия «предметно- -
игровая среда» — это особым образом организованное пространство, включающее
Предметно-игровая среда является сложным многокомпонентным образованием,
предоставляющим широкие возможности для осуществления процесса взаимодействия педагога и детей.
игровое оборудование, предметы мебели и пр. для осуществления специфических видов детской деятельности, главным образом игры, личностно-ориентированного взаимодействия.
При определении структуры среды также учитывается ее направленность и содержание.
В рамках построения взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде автором были выделены и охарактеризованы ее структурные компоненты:
1. Предметный (наличие соответствующего стимулирующего содержания, предполагающего возможности для внесения изменений, дополнений, удовлетворения потребности в игре).
2. Деятельностный (активная деятельность субъектов среды, их ориентированность на процесс, предоставление возможностей для самостоятельных действий ребенка, осуществления выбора).
3. Социально-личностный (обстановка эмоционального комфорта, взаимопонимание между субъектами, их взаимосвязь, принятие и признание ребенка, в том числе и его потребностей в организации среды, игровых потребностей, партнерский характер общения).
Таким образом, предметно-игровая среда является сложным многокомпонентным образованием, предоставляющим широкие возможности для осуществления процесса
в себя специально подобранные игрушки, взаимодействия педагога и детей.
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Целесообразным является использование потенциала среды для осуществления эффективного взаимодействия. Однако, принимая во внимание, что взаимодействие имеет определенную структуру, а предметно-игровая среда также является многокомпонентным образованием, важным является характеристика данного процесса с учетом рассмотренных положений.
Анализ особенно- =
стей процесса взаимодействия, выделение сущностных характеристик предметно-игровой среды позволили автору дать определение взаимодействию педагога и детей в предметно-игровой среде. Под взаимодействием педагога и детей в предметно-игровой среде автор подразумевает активную взаимообусловленную субъект — субъектную деятельность, направленную на использование ресурсов среды, внесение в нее изменений, дополнений, удовлетворяющих интересы и потребности сторон.
Наличие системных знаний о структуре процесса взаимодействия, определение компонентов предметно-игровой среды для его осуществления позволяет подойти к теоретическому осмыслению компонентов взаимодействия в предметно-игровой среде ДОУ.
При организации процесса взаимодействия педагог занимает ведущую позицию, поэтому его знания и представления, информированность во многом определяют построение и осуществление процесса.
Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями, возможностями ее субъектов.
Однако эффективность взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде может быть достигнута еще и благодаря его позитивной направленности, степени проявления активности и инициативности его участниками, характеру связей и отношений между ними. Данные положения соответствуют следующим выделенным автором компонентам взаимодействия = в предметно-игровой среде: когнитивному, деятельностному, эмоционально-личностному.
Охарактеризуем перечисленные компоненты.
Когнитивный компонент отражает наличие знаний у субъектов взаимодействия о предметно-игровой среде, которые необходимы для проявления активной позиции.
Деятельностный компонент связан с проявлением активной позиции, совместной деятельности, сотрудничества, стремлением к получению совместного результата.
Эмоционально-личностный компонент отражает особенности взаимоотношений между субъектами взаимодействия, эмоциональный фон взаимодействия.
Содержание трех условно выделенных автором компонентов взаимосвязано и взаимозависимо. Реализация активности в предметно-игровой среде возможна при наличии интереса к ее составляющим, наличии соответствующих знаний у субъектов о возможностях их использования. Совместная деятельность в предметно-игровой среде будет эффективной на основе благоприятного эмоционального фона общения. Возможности для проявления взаимной активности, деятель-ностной позиции в предметно-игровой среде реализуются при проявлении взаимного уважения, эмоционально-положительного общения. Построение партнерских взаимоотношений между педагогом и детьми на основе использо-
№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
вания ресурсов среды возможно при наличии взаимообмена соответствующими знаниями.
Разработанная автором структура взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ представлена в табл. 1.
Покомпонентное рассмотрение процесса взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде позволяет наиболее четко представить его сущность, определить проблемные участки для его коррекции в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Итак, проведенное исследование позволяет характеризовать взаимодействие педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ как сложный, многоаспектный процесс, имеющий ряд специфичных характеристик. Для реализации личностно-
тивного, деятельностного, эмоционально -личностного, каждый из которых имеет соответствующее содержание.
Комплексный подход к взаимодействию в данном ключе позволит максимально использовать потенциал предметно-
Таблица1
Структура взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ
№ Наименование структурного компонента Содержание
1 Когнитивный Наличие у педагогов и детей знаний об особенностях среды, ее компонентах, возможностях внесения в нее изменений, активный взаимообмен этими знаниями
2 Деятельностный Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды
3 Эмоционально-личностный Постоянные партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности в предметно-игровой среде; учет принципа индивидуального подхода; эмоционально-положительный фон общения
ориентированного подхода актуальным является оптимальное построение данного процесса, целесообразный выбор средств его осуществления.
Предметно-игровая среда, построенная в соответствии с особенностями воспитанников, представляющая собой трехкомпо-нентное образование, является эффективным средством взаимодействия.
Процесс взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде имеет определенную структуру. Она характеризуется единством трех компонентов: когни-
игровой среды для его реализации. Таким образом, открываются дополнительные возможности для оптимизации внедрения личностно-ориентированного подхода в практику воспитания и образования. *
1. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
2. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. 1998. № 4. С.79-84.