Научная статья на тему 'Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения'

Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ / СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION / SUBJECTS OF INTERACTION / THE IN DETAIL-GAME ENVIRONMENT / COMPONENTS OF THE IN DETAIL-GAME ENVIRONMENT / INTERACTION STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова О. А.

В статье подчеркивается значимость взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста для реализации личностно-ориентированного подхода. Предметно-игровая среда используется как средство организации взаимодействия. Выделяются компоненты предметно-игровой среды в данном ключе. Предлагается определение понятия «взаимодействие педагога и детей в предметно-игровой среде». Охарактеризована разработанная автором структура данного вида взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher and children interaction in preschool educational institution

The author of the article stresses the importance of interaction between teacher and under school age children for the learner-centered approach implementation. Subject-gaming environment is used as a means of interaction. Subject-gaming environment components are marked in this way. Definition of «the teacher and children interaction in the object-gaming environment» is proposed by the author. This interaction structure developed by the author is characterized in this article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения»

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

О. А. Комарова, аспирант, преподаватель, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

На современном этапе развития педагогической науки с ориентацией на внедрение модели личностно-ориентированного подхода вопросы оптимизации взаимодействия педагога и детей приобретают особую актуальность. Целесообразное построение данного процесса способствует созданию условий для взаимного принятия, самопознания, раскрытия возможностей лично -сти, полноценной самореализации и самоутверждения.

В русле идей философии, психологии и педагогики взаимодействие рассматривается как взаимообусловленный процесс, обладающий следующими характеристиками:

— двусторонность связей;

— одновременность существования объектов;

— взаимообусловленность изменений сторон;

— наличие субъект — субъектных отношений;

— взаимопереходы субъекта в объект и объекта в субъект;

— закономерность связей на уровне сущности;

— внутренняя самоактивность субъектов.

Согласно исследованиям ученых (А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова и др.), структура взаимодействия представляет собой совокупность трех

основных компонентов — аффективного, поведенческого, когнитивного.

На основе психо л ого-педагогических исследований (В. П. Зинченко, А. Б. До-брович, И. А. Зимней, В. А. Кан-Калик, В. И. Кудашова, Я. Л. Коломинского, Х. И. Лийметс, Н. И. Новиковой, А. В. Петровского, В. А. Петровского, Г. Л. Цукер-ман и др.), автором выделены особенности межличностного взаимодействия в педагогической сфере, определены технологические подходы к его осуществлению.

В дошкольной педагогике взаимодействие педагога с детьми изучалось с разных позиций:

— развития творческой активности дошкольников посредством произведений изобразительного искусства (С. И. Земляная);

— организации познавательной активности (Е. И. Русина);

— взаимодействия с детьми раннего возраста (З. Р. Железнякова, Р. И. Яфизова) и пр.

Максимальному использованию возможностей данного процесса для реализации личностно-ориентированного подхода способствует адекватный выбор средств его осуществления. Одним из таких средств является среда.

Автором данной статьи определено направление изучения процесса взаимодей-

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ ^

журнал научных публикаций V

ствия на основе использования потенциала предметно-игровой среды.

Создание среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами детей, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно-ориентированного подхода.

Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Данное определение сформулировано и обобщено на основе анализа литературы.

Однако среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями, возможностями ее субъектов (Г. М. Андреева, О. А. Горбань, А. Н. Леонтьев, С. Т. Шацкий, Г. Г. Шпет, Д. Б. Эль-конин и др.)1.

Принимая во внимание особенности детей старшего дошкольного возраста, характеристики ведущего вида деятельности, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в игре, внутри которой наиболее интенсивно идет интеллектуальное и личностное развитие. В такой среде дети становятся субъектами игровой деятельности, ее активными творцами2. По сути, такая среда должна иметь игровую направленность, содержать в себе соответствующие для этого предметы, т. е. быть предметно-игровой с учетом ведущего вида деятельности дошкольника.

По мнению автора, представляется возможным сформулировать следующее определение понятия «предметно- -

игровая среда» — это особым образом организованное пространство, включающее

Предметно-игровая среда является сложным многокомпонентным образованием,

предоставляющим широкие возможности для осуществления процесса взаимодействия педагога и детей.

игровое оборудование, предметы мебели и пр. для осуществления специфических видов детской деятельности, главным образом игры, личностно-ориентированного взаимодействия.

При определении структуры среды также учитывается ее направленность и содержание.

В рамках построения взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде автором были выделены и охарактеризованы ее структурные компоненты:

1. Предметный (наличие соответствующего стимулирующего содержания, предполагающего возможности для внесения изменений, дополнений, удовлетворения потребности в игре).

2. Деятельностный (активная деятельность субъектов среды, их ориентированность на процесс, предоставление возможностей для самостоятельных действий ребенка, осуществления выбора).

3. Социально-личностный (обстановка эмоционального комфорта, взаимопонимание между субъектами, их взаимосвязь, принятие и признание ребенка, в том числе и его потребностей в организации среды, игровых потребностей, партнерский характер общения).

Таким образом, предметно-игровая среда является сложным многокомпонентным образованием, предоставляющим широкие возможности для осуществления процесса

в себя специально подобранные игрушки, взаимодействия педагога и детей.

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Целесообразным является использование потенциала среды для осуществления эффективного взаимодействия. Однако, принимая во внимание, что взаимодействие имеет определенную структуру, а предметно-игровая среда также является многокомпонентным образованием, важным является характеристика данного процесса с учетом рассмотренных положений.

Анализ особенно- =

стей процесса взаимодействия, выделение сущностных характеристик предметно-игровой среды позволили автору дать определение взаимодействию педагога и детей в предметно-игровой среде. Под взаимодействием педагога и детей в предметно-игровой среде автор подразумевает активную взаимообусловленную субъект — субъектную деятельность, направленную на использование ресурсов среды, внесение в нее изменений, дополнений, удовлетворяющих интересы и потребности сторон.

Наличие системных знаний о структуре процесса взаимодействия, определение компонентов предметно-игровой среды для его осуществления позволяет подойти к теоретическому осмыслению компонентов взаимодействия в предметно-игровой среде ДОУ.

При организации процесса взаимодействия педагог занимает ведущую позицию, поэтому его знания и представления, информированность во многом определяют построение и осуществление процесса.

Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями, возможностями ее субъектов.

Однако эффективность взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде может быть достигнута еще и благодаря его позитивной направленности, степени проявления активности и инициативности его участниками, характеру связей и отношений между ними. Данные положения соответствуют следующим выделенным автором компонентам взаимодействия = в предметно-игровой среде: когнитивному, деятельностному, эмоционально-личностному.

Охарактеризуем перечисленные компоненты.

Когнитивный компонент отражает наличие знаний у субъектов взаимодействия о предметно-игровой среде, которые необходимы для проявления активной позиции.

Деятельностный компонент связан с проявлением активной позиции, совместной деятельности, сотрудничества, стремлением к получению совместного результата.

Эмоционально-личностный компонент отражает особенности взаимоотношений между субъектами взаимодействия, эмоциональный фон взаимодействия.

Содержание трех условно выделенных автором компонентов взаимосвязано и взаимозависимо. Реализация активности в предметно-игровой среде возможна при наличии интереса к ее составляющим, наличии соответствующих знаний у субъектов о возможностях их использования. Совместная деятельность в предметно-игровой среде будет эффективной на основе благоприятного эмоционального фона общения. Возможности для проявления взаимной активности, деятель-ностной позиции в предметно-игровой среде реализуются при проявлении взаимного уважения, эмоционально-положительного общения. Построение партнерских взаимоотношений между педагогом и детьми на основе использо-

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

вания ресурсов среды возможно при наличии взаимообмена соответствующими знаниями.

Разработанная автором структура взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ представлена в табл. 1.

Покомпонентное рассмотрение процесса взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде позволяет наиболее четко представить его сущность, определить проблемные участки для его коррекции в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Итак, проведенное исследование позволяет характеризовать взаимодействие педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ как сложный, многоаспектный процесс, имеющий ряд специфичных характеристик. Для реализации личностно-

тивного, деятельностного, эмоционально -личностного, каждый из которых имеет соответствующее содержание.

Комплексный подход к взаимодействию в данном ключе позволит максимально использовать потенциал предметно-

Таблица1

Структура взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ

№ Наименование структурного компонента Содержание

1 Когнитивный Наличие у педагогов и детей знаний об особенностях среды, ее компонентах, возможностях внесения в нее изменений, активный взаимообмен этими знаниями

2 Деятельностный Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды

3 Эмоционально-личностный Постоянные партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности в предметно-игровой среде; учет принципа индивидуального подхода; эмоционально-положительный фон общения

ориентированного подхода актуальным является оптимальное построение данного процесса, целесообразный выбор средств его осуществления.

Предметно-игровая среда, построенная в соответствии с особенностями воспитанников, представляющая собой трехкомпо-нентное образование, является эффективным средством взаимодействия.

Процесс взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде имеет определенную структуру. Она характеризуется единством трех компонентов: когни-

игровой среды для его реализации. Таким образом, открываются дополнительные возможности для оптимизации внедрения личностно-ориентированного подхода в практику воспитания и образования. *

1. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.

2. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. 1998. № 4. С.79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.