МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Балынская Н.Р.
доктор политических наук, профессор, директор института экономики и управления, Магнитогорский
государственный технический университет им. Г.И. Носова (Россия), 455036, Россия, г. Магнитогорск,
ул. Суворова, 126/1, к. 63, [email protected]
УДК 342.25
ББК 66.3(2Рос),124
Цель. Изучение принципов взаимодействия органов местного самоуправления со средствами массовой информации.
Методы. Использован традиционный метод изучения причинно-следственных связей, использован метод анализа и синтеза, позволившие вычленить общее и частное в проблеме взаимоотношений органов местного самоуправления и средств массовой информации, применен метод научной абстракции, без которого невозможно построение идеальной модели взаимоотношений разных субъектов политики.
Результаты. Исходя из имеющихся данных о принципах взаимоотношений органов местного самоуправления и СМИ, на основе научно обоснованных подходов и экспертных оценок, а также собственных выводов, исследован механизм взаимоотношений органов местного самоуправления и СМИ. Имея перед глазами примеры традиционного взаимодействия, делается вывод о наличии рассогласований в действиях органов местного самоуправления и СМИ.
Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании взаимосвязи в действиях органов местного самоуправления и СМИ, о наличии общих целей и задач по отношению к населению, приводится возможная программа совместных действий, построенная на качественно ином понимании особенностей взаимодействия между СМИ и органами местного самоуправления.
Ключевые слова: средства массовой информации, органы местного самоуправления, субъекты власти.
Balinskaya N.R.
COOPERATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND MASS MEDIA
Objective. To study principles of cooperation between local self-government and mass media.
Methods. The author used such methods as: a traditional studying method of cause-and-effect relations, analysis and synthesis method which allowed finding out the general and the particular in the problem of cooperation between local self-government and mass media, a method of scientific abstraction which is necessary for making an ideal model of relations among various political subjects.
Results. Proceeding from the available data on principles of relations between local self-government and mass media, on the basis of scientifically substantiated approaches and expert evaluation and own conclusions, the author researched the mechanism of relations between local self-government and mass media. Using the examples of traditional cooperation the author also makes a conclusion about the existing disagreement in the actions of local self-government and mass media.
Scientific novelty. The author researched local self-government and mass media interaction, found out common aims and tasks towards citizens, introduced a possible program of joint actions based on brand new understanding of pecu- S liarities in cooperation of local self-government and mass media. ^
tlf
Key words: mass media, local self-government, wielders of power. 5;
В современных условиях объективно возрастает роль информации и информатизации общества. Исследователи отмечают, что «на современном этапе развития общественно-политических отношений,
когда как отдельный человек, так и многочисленные ^ объединения людей оказались включенными в политико-правовую глобальную деятельность, информация начинает играть особую роль» [1, с. 7]. Прежде все- (§>
муниципальной экономики и местного самоуправления
Балынская Н.Р.
го, возрастает роль информатизации процессов государственного управления и местного самоуправления (МСУ). «Вполне логично, что государство как главный субъект, организующий взаимодействия внутри единого политического пространства, предпринимало попытки навести порядок в сфере информационных отношений» [2, с.144]. Население должно получать информацию о планах государственного управления и ОМСУ о результатах их деятельности. Таким образом, на органах государственной власти и МСУ лежит обязанность создавать условия для получения населением информации. Исследователи отмечают, что «сложность функционирования муниципального сектора видится в том, что сфера его влияния распространяется там, где иерархия сочетается с рынком. Это означает, что муниципальные структуры находятся не только под постоянным общественным контролем, но и испытывают на себе сильное давление потребителей» [3, с.36].
В данной сфере компетенция органов государственной власти и МСУ не разграничена в полном объеме. Вместе с тем, эта обязанность ложится на ОМСУ как на наиболее приближенные к населению.
Имеется еще один аспект заинтересованности ОМСУ в своевременном и достаточном информировании населения о деятельности власти. Успех реформ, проводящихся на местном уровне, снятие социальной напряженности, эффективное решение других вопросов местного значения ОМСУ во многом зависят от поддержки населения, преодоления различного рода трудностей. А это возможно только при опоре на граждан, которые понимают и осознают необходимость МСУ
Наиболее эффективный инструмент связи и общения ОМСУ и населения — средства массовой информации (СМИ). Однако в силу сложившихся экономических условий и некоторой некорректности взаимоотношений МСУ и СМИ использование этого инструмента с наивысшим результатом бывает весьма затруднительно. Поэтому в последнее время отчетливо прослеживается тенденция приобретения СМИ финансово-промышленными группами, компаниями и т.д.
При решении проблемы взаимодействия ОМСУ со СМИ следует учитывать два основных момента. Местной власти необходимо активное информационное взаимодействие с гражданами и всеми структурами гражданского общества через СМИ, способными представить и донести до общества ее позицию и оценки текущих внутриполитических и внешнеполитических событий без каких-либо искажений. Для этого необходимо разработать программу взаимодействия ОМСУ со СМИ, которая бы определила правовую сторону взаимодействия органов власти и СМИ, органи-
зационную структуру информационного обеспечения, форму и методы передачи информации о деятельности ОМСУ для исключения возможности вольной интерпретации полученных сведений работниками СМИ, и в то же время сделала бы реальным право каждого гражданина контролировать работу муниципальных органов управления, получать полную и достоверную информацию о деятельности ОМСУ.
Успешные взаимоотношения местных властей со СМИ основаны на следующих принципах: знание общих основ работы СМИ вообще и особенностей и нужд местных СМИ, в частности; желание и умение понять точку зрения журналиста; создание доверительной атмосферы посредством честной и последовательной линии поведения; уважительное отношение к темам, предлагаемым СМИ, даже если они отличаются от тем, предлагаемых властью.
Планирование и организация программы отношений со СМИ должны происходить в той же последовательности, что и при разработке других программ местной администрации. Самое первое, что необходимо сделать — установить реальные цели и задачи, рассмотреть специфические потребности местного самоуправления и установить приоритеты с учетом ограниченности людских и денежных ресурсов, которыми располагает администрация.
Среди долгосрочных целей программы информирования общественности должны быть следующие: создание и поддерживание в гражданской среде атмосферы информированности и участия в процессе принятия решений на уровне местной администрации и эффективное использование городских служб; гарантирование того, что местные службы отвечают потребностям различных слоев общества и что граждане знают об уровне услуг, оказываемых местными службами; воспитание у граждан чувства принадлежности к общине.
Создание эффективных отношений со СМИ может способствовать достижению долгосрочных целей. Что касается краткосрочных целей, то разрабатывается план работы со СМИ в проведении конкретных мероприятий или продвижения на рынок тех или иных услуг. В краткосрочных целях не упоминается ни о необходимости освещения событий на страницах газет, ни о выступлении мэра по определенной теме.
После определения конкретных целей составляется соответствующий план достижения этой цели. Стратегия взаимоотношений, тон и содержания будут зависеть от поставленной задачи: проинформировать, убедить или продвинуть. Выявление целей помогает также определить наиболее подходящие СМИ. Способ освещения события зависит от того, что это за событие.
муниципальной экономики и местного самоуправления
Балынская Н.Р.
Немаловажно сразу определиться, кто будет ответственным за разработку и реализацию программы связей со СМИ. Это дает местной администрации возможность до некоторой степени управлять своим имиджем перед лицом местного сообщества. «Актуальность создания информационных служб при ОМСУ, обеспечивающих налаживание информационных потоков как внутри муниципального совета, так и между выборными органами и населением — не вызывает сомнений», — считает Д. Дюк [4]. Он приводит список задач, которые призваны решать такие службы: установление доверия между органом МСУ и населением муниципального образования; организация взаимодействия муниципальной власти с различными политическими партиями и общественными движениями; вовлечение населения в самоуправленческий процесс; создание позитивного образа местной власти и т.д.
Чтобы отношения со СМИ были успешными, работники ОМСУ, ответственные за работу со СМИ, должны читать местную прессу, отслеживая освещаемые темы и события, смотреть новости по местным телеканалам, должны располагать последними данными о местных радиостанциях. В результате детального изучения местных СМИ должна быть получена информация следующего плана: текущие «горячие темы», интересующие репортеров, темы и направления, освещенные СМИ, аудитория СМИ, программы местных электронных СМИ, в которых есть интервью, беседы, освещение общественно значимых тем, которые могут быть использованы местными властями. Представители местных органов власти должны знать ключевых работников СМИ. Властям не следует также рисковать потерей расположения директоров СМИ и получить бесплатное время или место для информации, которую лучше пустить как рекламу.
Важная миссия, возлагаемая на ОМСУ, — разработать и ввести в действие ясную политику насчет того, кто будет работать со СМИ, а кто нет. Небрежный подход к этому вопросу может иметь непредсказуемые последствия. Сотрудникам администрации, когда они дают репортерам по телефону важную информацию по какому-нибудь спорному вопросу, необходимо кратко фиксировать сказанное на бумаге. С позиций обеих сторон желательно, чтобы большая часть бесед и интервью относилась к типу «для публикации». Это означает, что все, что сказал интервьюируемый, можно публиковать. И должностное лицо должно приучить себя к мысли, что все сказанное им в беседах с репортерами относится к информации именно этого типа. Такой подход укрепляет доверие к деятелям местной администрации.
Информирование населения муниципального
образования о деятельности его ОМСУ должно быть гарантировано местными нормативными актами с указанием основных методов и средств информирования. С этой целью целесообразно включить соответствующие положения в Устав муниципального образования и при необходимости принимать дополнительные местные нормативные акты, основывающихся на этих уставных положениях. Итак, концепция взаимодействия ОМСУ со СМИ должна включать следующее.
Целеполагание. Единая информационная политика муниципалитета позволяет организовать оперативный сбор, обработку и передачу информации; проводить анализ получаемой информации с целью подготовки возможных рекомендаций по выработке стратегии взаимодействия с различными общественными группами; оперативно реагировать на возникающие кризисные ситуации; формировать информационную среду МО. Ее принципиальными моментами должны быть: приоритетность прав человека и гражданин — признание, соблюдение, защита прав человека и гражданина в информационной сфере; законность — обеспечение законных прав на информацию всех субъектов информационного воздействия и их равной ответственности перед законом; открытость и доступность — организационно-правовой режим деятельности ОМСУ обеспечивает гражданам возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности; равенство интересов — в равной степени учитываются интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их социального статуса, формы собственности, конфессиональной принадлежности, пола, возраста и т.п.; социальная ориентация — основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех контактных групп; комплексность — деятельность по реализации информационной политики представляет собой использование всей совокупности личных средств и форм работы, позволяющих информировать население городского округа о различных сферах общественной жизни в городском округе.
Концепция должна преследовать стратегические приоритеты. Их можно определить следующим образом: пространство, комфортное для жизни и хозяйственной деятельности. Формирование в рамках обновленной пространственной структуры города условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей его жителей в комфорте и безопасности жизнедеятельности на уровне современных стандартов; благоприятная социальная среда; конкурентоспособная
муниципальной экономики и местного самоуправления
Балынская Н.Р.
экономика. Концепция также должна способствовать эффективному муниципальному управлению. Повышение эффективности муниципального управления на основе оптимизации бюджетных процессов, активизации кадрового потенциала ОМСУ и создания условий для участия населения в осуществлении МСУ.
Реализация этих задач невозможна без разделения ответственности за процессы, происходящие в жизни городского округа, между ОМСУ и всеми контактными группами. Это предполагает создание и поддержание эффективных партнерств между ОМСУ и представителями контактных групп городского округа; привлечение контактных групп к активному участию в обсуждении и реализации программ развития городского округа на основаниях, установленных действующим законодательством; создание механизмов постоянного учета потребностей различных контактных групп.
Для городской администрации было бы полезным реализация следующих положений: позиционирование города, позиционирование ОМСУ Основная задача состоит в том, чтобы обеспечить предоставление качественных общественных услуг, которые повысят безопасность, улучшат здоровье и качество жизни граждан. Можно также выделить приоритетные сферы информационного освещения деятельности ОМСУ: развитие города, благоустройство, внешний облик города, молодежная политика, национальная и религиозная сфера, создание условий для обеспечения качественного медицинского обслуживания и т.д.
Реализация концепции становится возможной, если в рамках администрации МО будет создана структура, способная осуществлять целенаправленное воздействие на контактные аудитории и формировать общественное мнение по значимым для жизни города проблемам и темам; будет отлажена система партнерства и сотрудничества субъектов информационного обмена; будет организована внутренняя информационная сеть, обеспечивающая оперативный сбор, обработку и передачу информации внешним контактным группам; будет проводиться мониторинг состояния общественного мнения, уровня социальной напряженности, эффективности работы ОМСУ в сфере реализации информационной политики; будет осуществляться своевременное выявление, а в дальнейшем прогнозирование и устранение возникающих кризисных ситуаций во взаимоотношениях ОМСУ и внешних контактных аудиторий.
Итак, выделенные принципы взаимодействия ОМСУ со СМИ могут рассматриваться как основа для реализации основных направлений информационной политики ОМСУ. На основе этих принципов могут
быть разработаны регламенты взаимодействия ОМСУ со СМИ и другими информационными ресурсами.
Эти принципы способны обеспечить максимально высокую степень прозрачности и открытости деятельности ОМСУ, создание системы эффективной «обратной» связи с населением, повысить активность участия контактных групп в процессах, направленных на развитие города, сформировать благоприятного образа города, снизить уровень социальной напряженности, в т.ч. повысить толерантность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, а также — эффективность деятельности ОМСУ в управлении информационными процессами.
Литература:
1. Балынская Н.Р. Функционирование правовой информации в масс-медийных потоках глобального мира // Вопросы управления. 2012. №1(1). С.7-12.
2. Балынская Н.Р. Субъекты информационно-политического управления в России на современном этапе // Экономика и политика. 2013. №1(1). С.144-146.
3. Восколович Н.А. Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управле-ние.2013. №1(4). С.36-38.
4. Дюк А. PR-инструменты муниципального служащего // Городское управление. 2003. №7.
5. Тургель И.И. Генезис и эволюция системы российских моно-городов (на примере городов горнозаводского Урала) // Экономика и политика. 2013. №1(1). С.114-121.
References:
1. Balinskaya N.R. Functioning of legal information in mass media flow of the global world // Voprosi upravleniya. 2012. №1(1). P.7-12.
2. Balinskaya N.R. Subjects of information-political management in Russia at the present stage // Ekonomika i politika. 2013. №1(1). P.144-146.
3. Voskolovitch N.A. Problems connected with evaluation local self-government activity // Munitsipalitet: ekonomika i upravleniye. 2013. №1(4). P.36-38.
4. Dyuk A. PR-tools of a municipal servant // Gorodskoye upravleniye. 2003. №7.
5. Turgel I.D. Genesis and evolution of the system of the Russian mono-cities (exemplified by the cities of the mining Urals) // Ekonomika i politika. 2013. №1(1). P. 114-121.