Как продвигается процесс принятия в ВТО. В течение 2001-2008 гг. состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004—2008 гг. Министерство провело обучение госслу-
жащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО3.
При верном учете всех аспектов вхождения в ВТО с целью защиты страны по уязвимым направлениям в долгосрочной перспективе, участие России в ВТО окажет безусловное положительное воздействие на экономический рост в России. При этом основной угрозой, возникающей вследствие активной деятельности иностранных банков в условиях ВТО является невозможность эффективного банковского надзора Банка России в интересах государства и граждан.
Литература и примечания
1. Краткие сведения о ВТО: место расположения: Женева, Швейцария; основана: 1 января 1995 г.; создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94); членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.); бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн долл США); штат Секретариата: 500 сотрудников; глава: генеральный директор. ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), призвана регулировать торго-во-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции [Электронный ресурс]: //Материалы сайта Россия и ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.
2. Официальный сайт ВТО http://www.wto.org.
3. Сайт Россия и ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.
Взаимодействие органов местного
самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка
(на примере Северо-Западного Федерального округа)
Сулейманов А.М.
The author considers interaction of institutions of local government and the divi-sions of Ministry of Internal Affairs on protection of a public order (on an example of Northwest federal district).
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя в Российской Федерации. В настоящее время оно организационно оформлено и действует во всех субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление — это власть, «до которой каждый может дотянуться рукой», другими словами, она является наиболее близкой и доступной народу. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и призваны решать вопросы местного значения, но на них также возложен и ряд государственно-
важных задач, таких, как: обеспечение общественного порядка, охрана здоровья населения, организация, регулирование и контроль над деятельностью образовательных и культурных учреждений, социальная защита населения.
Однако есть и множество пробелов в организации его деятельности. Одним из них является практическая реализация органами местного самоуправления охраны общественного порядка. Нет сомнения в том, что полноценное местное самоуправление немыслимо без возможности удовлетворения потребности насе-
Адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.
Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
ления в должном общественном порядке. Однако механизм реализации конституционного права органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка в настоящее время не выработан.
Более десяти лет назад в Конституции Российской Федерации было закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, однако до сих пор это положение реально не действует.
В то же время в Конституции Российской Федерации говорится, что охрана общественного порядка относится к компетенции Правительства Российской Федерации и осуществляется в настоящее время органами внутренних дел. Поэтому эффективное осуществление организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления немыслимо без тесного взаимодействия с органами внутренних дел.
Попытаемся проанализировать исторический и зарубежный опыт охраны общественного порядка органами местной власти, а также опыт их взаимодействия с органами полиции. Некоторые модели такого взаимодействия могут быть взяты на вооружение нашим законодателем, конечно, с учётом некоторых особенностей нашего государства.
С давних времён в России существовали органы местного самоуправления, осуществляющие охрану общественного порядка и подчинённые органам местного самоуправления. Кроме этого, наблюдается тесная связь исторических и региональных особенности, социально-экономических и политических условий с развитием местного самоуправления и организацией территориального управления, а также разграничением предметов ведения между уровнями власти.
Можно выделить пять основных этапов развития взаимоотношений органов местной власти и полицейских органов. Первый — до начала XVIII в. — характерен отсутствием регулярных полицейских органов: их функции исполняются органами управления общей компетенции. В этот период соответствующая деятельность по охране общественного порядка именовалась «благочинием». Второй этап — с первой четверти XVIII в. до февраля 1917 г. — связан с формированием и развитием регулярной полиции, специализированного органа, одной из основных задач которого является охрана обществен-
ного порядка. Третий этап — февраль-октябрь 1917 г. — период деятельности Временного правительства. Четвёртый период — октябрь 1917 г. — 1991 г. — период создания и деятельности советской милиции. Пятый период — 1991 г. — и до наших дней.
Опыт демократического развития стран, механизм социального управления которых в достаточной степени децентрализован, свидетельствует, что их полицейские системы имеют, как правило, многоуровневое построение. Муниципальная полиция в зарубежных странах создается властями автономных территориальных образований, им подчиняется, содержится за счет местного бюджета, функционирует в пределах четко определенной юрисдикции и выполняет задачи по обслуживанию «своего» населения. Представляя собой один из элементов в организационной структуре национальных полиций, муниципальная полиция в полном объеме решает задачи охраны общественного порядка в муниципалитетах. При этом дублирование полицейских функций различных уровней, как правило, не допускается.
Нужны принципиально новые решения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, соответствующие нашим историческим традициям и передовому зарубежному опыту, способные возродить обстановку всеобщего неприятия противоправного поведения в его любых видах, мобилизовать граждан на непосредственное участие в охране общественного порядка.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципального района и городского округа организацию охраны общественного порядка органами муниципальной милиции.
Указом Президента от 3 июня 1996 г. № 802 предписывается сформировать муниципальные органы охраны общественного порядка вне системы МВД России.
Реализация конституционного права и обязанности органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка изначально связана с некоторой реорганизацией в системе милиции общественной безопасности. А если быть точнее, той ее части, которая обеспечивает охрану общественного порядка на муниципальном уровне.
Речь здесь не может идти о механической передаче, поскольку для этого, прежде всего, должен быть прописан пра-
ю
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
вовой статус формируемых муниципальных органов охраны общественного порядка и их служащих.
Кроме этого необходимо разграничить компетенцию, определить условия и порядок взаимодействия рассматриваемых муниципальных органов с органами внутренних дел, а также решить вопрос их кадрового, материально-технического, финансового и иного обеспечения.
Органы внутренних дел в настоящее время являются частью государственных органов власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, следовательно, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения (согласно ч. 1. ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка относится к вопросам местного значения) действуют самостоятельно и под свою ответственность за счёт средств местного бюджета.
Одно из условий эффективности децентрализации милиции — является стабильность и благополучие в государстве. Что на сегодняшний момент можно наблюдать не во всех регионах Российской Федерации.
Более половины регионов страны-доноры, а, следовательно, отнюдь не у всех муниципальных образований имеется достаточно средств для содержания дееспособных подразделений милиции.
Целесообразно заметить, что муниципальная милиция может стать инструментом решения каких-либо споров в руках местных элит или «личной гвардией» главы муниципального образования. Это вызвано зависимостью данных органов как финансово, так и административно от главы муниципального образования.
Таким образом, взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка, представляет собой осуществляемую в определённых правовых и организационных формах совместную, согласованную по цели, времени и месту деятельность по поддержанию состояния общественного и личного спокойствия
граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности, преимущественно в общественных местах.
Кроме этого, необходимо проанализировать современное состояние участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка, его правовые основы. Передача полномочий в этой области должна быть как можно безболезненней для органов местного самоуправления, населения и уж точно не должна отрицательно сказаться на самом общественном порядке. Результаты эксперимента, проводимого в ряде регионов у нас в стране по передаче функции охраны общественного порядка органам местного самоуправления, показали их неготовность в полной мере отвечать за эту функцию. Поэтому, на наш взгляд, полная муниципализация милиции общественной безопасности на современном этапе неприемлема.
Муниципальная милиция, прописанная в Федеральном законе от 6 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря
2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля 2005 г.) должна не заменять полностью милицию общественной безопасности, а дополнять её, действовать наряду с ней, в тесном взаимодействии, при чётком разграничении компетенции.
Данные подразделения должны выполнять функции, связанные с охраной общественного порядка, исходя из особенностей муниципального образования, криминогенной обстановки и потребностей населения. Органы внутренних дел должны осуществлять методическое и координационное обеспечение органов муниципальной милиции.
Таким образом, следует рассмотреть перспективы организации и деятельности муниципальной милиции в виде примерного проекта Федерального закона «О муниципальной милиции (полиции) в Российской Федерации», с аргументацией его положений.
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со