Научная статья на тему 'Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка (на примере Северо-Западного Федерального округа)'

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка (на примере Северо-Западного Федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманов А.М.

В статье рассматривается взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка (на примере Северо-Западного Федерального округа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between local authorities and enforcement bodies for the protection of public order (for example, the North-West Federal District)

The article discusses the interaction of local governments and law enforcement bodies for the protection of public order (for example, the North-West Federal District).

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка (на примере Северо-Западного Федерального округа)»

Как продвигается процесс принятия в ВТО. В течение 2001-2008 гг. состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004—2008 гг. Министерство провело обучение госслу-

жащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО3.

При верном учете всех аспектов вхождения в ВТО с целью защиты страны по уязвимым направлениям в долгосрочной перспективе, участие России в ВТО окажет безусловное положительное воздействие на экономический рост в России. При этом основной угрозой, возникающей вследствие активной деятельности иностранных банков в условиях ВТО является невозможность эффективного банковского надзора Банка России в интересах государства и граждан.

Литература и примечания

1. Краткие сведения о ВТО: место расположения: Женева, Швейцария; основана: 1 января 1995 г.; создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94); членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.); бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн долл США); штат Секретариата: 500 сотрудников; глава: генеральный директор. ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), призвана регулировать торго-во-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции [Электронный ресурс]: //Материалы сайта Россия и ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.

2. Официальный сайт ВТО http://www.wto.org.

3. Сайт Россия и ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.

Взаимодействие органов местного

самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка

(на примере Северо-Западного Федерального округа)

Сулейманов А.М.

The author considers interaction of institutions of local government and the divi-sions of Ministry of Internal Affairs on protection of a public order (on an example of Northwest federal district).

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя в Российской Федерации. В настоящее время оно организационно оформлено и действует во всех субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление — это власть, «до которой каждый может дотянуться рукой», другими словами, она является наиболее близкой и доступной народу. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и призваны решать вопросы местного значения, но на них также возложен и ряд государственно-

важных задач, таких, как: обеспечение общественного порядка, охрана здоровья населения, организация, регулирование и контроль над деятельностью образовательных и культурных учреждений, социальная защита населения.

Однако есть и множество пробелов в организации его деятельности. Одним из них является практическая реализация органами местного самоуправления охраны общественного порядка. Нет сомнения в том, что полноценное местное самоуправление немыслимо без возможности удовлетворения потребности насе-

Адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

ления в должном общественном порядке. Однако механизм реализации конституционного права органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка в настоящее время не выработан.

Более десяти лет назад в Конституции Российской Федерации было закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, однако до сих пор это положение реально не действует.

В то же время в Конституции Российской Федерации говорится, что охрана общественного порядка относится к компетенции Правительства Российской Федерации и осуществляется в настоящее время органами внутренних дел. Поэтому эффективное осуществление организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления немыслимо без тесного взаимодействия с органами внутренних дел.

Попытаемся проанализировать исторический и зарубежный опыт охраны общественного порядка органами местной власти, а также опыт их взаимодействия с органами полиции. Некоторые модели такого взаимодействия могут быть взяты на вооружение нашим законодателем, конечно, с учётом некоторых особенностей нашего государства.

С давних времён в России существовали органы местного самоуправления, осуществляющие охрану общественного порядка и подчинённые органам местного самоуправления. Кроме этого, наблюдается тесная связь исторических и региональных особенности, социально-экономических и политических условий с развитием местного самоуправления и организацией территориального управления, а также разграничением предметов ведения между уровнями власти.

Можно выделить пять основных этапов развития взаимоотношений органов местной власти и полицейских органов. Первый — до начала XVIII в. — характерен отсутствием регулярных полицейских органов: их функции исполняются органами управления общей компетенции. В этот период соответствующая деятельность по охране общественного порядка именовалась «благочинием». Второй этап — с первой четверти XVIII в. до февраля 1917 г. — связан с формированием и развитием регулярной полиции, специализированного органа, одной из основных задач которого является охрана обществен-

ного порядка. Третий этап — февраль-октябрь 1917 г. — период деятельности Временного правительства. Четвёртый период — октябрь 1917 г. — 1991 г. — период создания и деятельности советской милиции. Пятый период — 1991 г. — и до наших дней.

Опыт демократического развития стран, механизм социального управления которых в достаточной степени децентрализован, свидетельствует, что их полицейские системы имеют, как правило, многоуровневое построение. Муниципальная полиция в зарубежных странах создается властями автономных территориальных образований, им подчиняется, содержится за счет местного бюджета, функционирует в пределах четко определенной юрисдикции и выполняет задачи по обслуживанию «своего» населения. Представляя собой один из элементов в организационной структуре национальных полиций, муниципальная полиция в полном объеме решает задачи охраны общественного порядка в муниципалитетах. При этом дублирование полицейских функций различных уровней, как правило, не допускается.

Нужны принципиально новые решения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, соответствующие нашим историческим традициям и передовому зарубежному опыту, способные возродить обстановку всеобщего неприятия противоправного поведения в его любых видах, мобилизовать граждан на непосредственное участие в охране общественного порядка.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципального района и городского округа организацию охраны общественного порядка органами муниципальной милиции.

Указом Президента от 3 июня 1996 г. № 802 предписывается сформировать муниципальные органы охраны общественного порядка вне системы МВД России.

Реализация конституционного права и обязанности органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка изначально связана с некоторой реорганизацией в системе милиции общественной безопасности. А если быть точнее, той ее части, которая обеспечивает охрану общественного порядка на муниципальном уровне.

Речь здесь не может идти о механической передаче, поскольку для этого, прежде всего, должен быть прописан пра-

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

вовой статус формируемых муниципальных органов охраны общественного порядка и их служащих.

Кроме этого необходимо разграничить компетенцию, определить условия и порядок взаимодействия рассматриваемых муниципальных органов с органами внутренних дел, а также решить вопрос их кадрового, материально-технического, финансового и иного обеспечения.

Органы внутренних дел в настоящее время являются частью государственных органов власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, следовательно, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения (согласно ч. 1. ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка относится к вопросам местного значения) действуют самостоятельно и под свою ответственность за счёт средств местного бюджета.

Одно из условий эффективности децентрализации милиции — является стабильность и благополучие в государстве. Что на сегодняшний момент можно наблюдать не во всех регионах Российской Федерации.

Более половины регионов страны-доноры, а, следовательно, отнюдь не у всех муниципальных образований имеется достаточно средств для содержания дееспособных подразделений милиции.

Целесообразно заметить, что муниципальная милиция может стать инструментом решения каких-либо споров в руках местных элит или «личной гвардией» главы муниципального образования. Это вызвано зависимостью данных органов как финансово, так и административно от главы муниципального образования.

Таким образом, взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка, представляет собой осуществляемую в определённых правовых и организационных формах совместную, согласованную по цели, времени и месту деятельность по поддержанию состояния общественного и личного спокойствия

граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности, преимущественно в общественных местах.

Кроме этого, необходимо проанализировать современное состояние участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка, его правовые основы. Передача полномочий в этой области должна быть как можно безболезненней для органов местного самоуправления, населения и уж точно не должна отрицательно сказаться на самом общественном порядке. Результаты эксперимента, проводимого в ряде регионов у нас в стране по передаче функции охраны общественного порядка органам местного самоуправления, показали их неготовность в полной мере отвечать за эту функцию. Поэтому, на наш взгляд, полная муниципализация милиции общественной безопасности на современном этапе неприемлема.

Муниципальная милиция, прописанная в Федеральном законе от 6 октября

2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря

2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля 2005 г.) должна не заменять полностью милицию общественной безопасности, а дополнять её, действовать наряду с ней, в тесном взаимодействии, при чётком разграничении компетенции.

Данные подразделения должны выполнять функции, связанные с охраной общественного порядка, исходя из особенностей муниципального образования, криминогенной обстановки и потребностей населения. Органы внутренних дел должны осуществлять методическое и координационное обеспечение органов муниципальной милиции.

Таким образом, следует рассмотреть перспективы организации и деятельности муниципальной милиции в виде примерного проекта Федерального закона «О муниципальной милиции (полиции) в Российской Федерации», с аргументацией его положений.

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.