Ю
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о m ф VO >s
о *
о ф
у s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я <
s
I H
о ф
со
нент, отражающий неэффективность работы банка. Закон распределения случайного компонента неэффективности выбирается исследователем и задается при спецификации модели, а среднее множество случайных значений, составляющее ошибку, принимается равным - нулю. Предположим, что «подходящий» тренд для значений эффективности нашего банка — логарифмическая функция. Тогда общая модель эффективности (Ef) будет состоять из тренда (Т), специфических факторов (А), задающих отклонения от (Т), и ошибки - «белого шума» (м), случайные значения которой нельзя предугадать.
Получаем уравнение, описывающее эффективность нашего банка: = Т+А+м, где А и м — случайные компоненты (А-компонент, отражающий уровень неэффективности, а м-случайный).
Метод $ЕА сначала разрабатывался как абстрактная эконометрическая модель, носящая универсальный характер, но на сегодняшний день SFA — базовый метод, применяемый за рубежом, послуживший основой статистической методики оценки эффективности деятельности банков.
Какие из методов являются наиболее приоритетными ответить достаточно трудно. Непараметрические методы обладают двумя преимуществами: во-первых, для оценки эффективности не нужно знать функциональную форму границы эффективности. Она представляется в виде произвольной ломаной кривой. Во-вторых, непараметрические методы обходятся без предположений о распределении показателя неэффективности. С другой стороны, параметрические методы учитывают
такую характеристику, как стохастич-ность — все они дают оценку эффективности, а не ее строгое вычисление. В отличие от непараметрических, им не требуется применение дополнительных методик для тестирования гипотез о значимости полученных оценок и влиянии различных факторов. Во-вторых, в параметрических методах учтена возможность случайных ошибок, например, из-за ошибок построения границы или неверной отчетности, потому неправильное измерение эффективности работы одного банка не влечет за собой смещение оценок остальных банков.
На наш взгляд, для формирования оптимальной оценки эффективности банковской деятельности недостаточно применения отдельно коэффициентных, эмпирических или эконометрических методов. Системный анализ с использованием в совокупности взаимосвязанных инструментов позволит сформировать правильное суждение о результатах финансовой деятельности кредитной организации.
Стоит отметить, что изначально необходимо четко определить цели, в соответствии с которыми и будет проводиться анализ. Так, например, оперативная оценка, скорее всего, станет базироваться на коэффициентах и показателях-соотношениях; оценка положения кредитной организации на рынке, ее деловая репутация и инвестиционная привлекательность — на эмпирических инструментах и экспертном мнении, а разработка прогноза, глубокий текущий и/или последующий анализ факторов и отраслевых особенностей деятельности банка — на эконометрическом подходе.
Основные угрозы и вызовы экономической
безопасности кредитно-финансовой сферы России в условиях ВТО
Скляров Д.В.*
This article considers some threats of economic security of credit and financial sphere of Russia in conditions of WTO: undermining of competitive positions of the Russian banks and impossibility Bank of Russia of realization of effective bank supervision. The author mentions advantages and disadvantages of joining WTO.
Вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию1 (ВТО, «World Trade Organization»2) вследствие необходимости интеграции в мировую экономи-
ческую систему и привлечения в нашу страну зарубежных инвестиций, технологий вызывает оживленную дискуссию. Общие преимущества от членства в ВТО:
Соискатель АЭБ МВД России.
Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг, устранение дискриминации в торговле, а также возможность реализации своих интересов через участие в выработке правил международной торговли.
Одни ученые считают, что оно способствует получению нашими экспортерами режима наибольшего благоприятствования при торговле со странами -членами ВТО, другие — что вступление в ВТО может привести к увеличению импорта, отечественные предприятия не смогут конкурировать на равных с транснациональными компаниями, открывающими свои производства в России (наши производители уступают в себестоимости, в качестве продукции, в производительности труда). Возможно, появится угроза краха отечественных отраслей производства. Соответственно, одна из угроз в кредитно-финансовой сфере — подрыв конкурентных позиций российских банков. Также существует мнение, что ВТО позволяет ведущим странам мировой экономики подчинить национальные рынки, устанавливая контроль над ресурсами. Поэтому возможно, что фактическое содержание деятельности ВТО расходится с формальными целями и на практике крупнейшими развитыми странами контролируется деятельность самой организации, что видно при принятии решений, также ряд общих обязательств ВТО не выполняется ведущими странами мира.
Вероятность скорого вступления в ВТО должна «подстегнуть» отечественные финансовые структуры активизировать работу по переходу на более совершенные способы управления, внедрение современных технологий, что позволит конкурировать с иностранными банками. За время подготовки к вступлению страна должна стать конкурентоспособной по целому ряду финансовых услуг и направлений.
При обсуждении вступления поднимаются вопросы субсидий, тарифов, ограничения деятельности иностранных компаний (однако, нужно отметить, что в рамках ВТО существуют антидемпинговые процедуры). Процессу вхождения мешают следующие препятствия: необходимость приведения законодательства, торговой политики в соответствие с нормами ВТО (повышение открытости экономики).
Российская банковская система открыта для иностранных банков, которые могут создавать дочерние компании, покупать доли в российских банках с после-
дующей покупкой последним банком долей в третьих банках (проще покупать существующую компанию, чем создавать новую, так как менее рискованно). Статус дочерней компании делает подразделение иностранного банка объектом государственного регулирования и надзора, поэтому для государства важно, чтобы российское подразделение иностранного банка имело не филиальный статус. Нужно отметить, что клиентов (физических лиц, небольшие компании) привлекает бренд и они, как правило, не обращают внимание на различие в юридическом статусе (филиал или дочерняя компания). В то же время при возникновении проблем у головной компании (банкротство) дочерняя компания может уцелеть (т.к. не отвечает по обязательствам), тогда как филиал, вследствии того, что несет общую ответственность по обязательствам банка — нет.
Россия интересна для иностранных организаций своим ёмким рынком, который дает ряду финансовых организаций возможность стать крупными глобальными компаниями (так, для ряда компаний наша страна является самым большим рынком за их пределами, например, банковская группа «Райфайзен»).
Сегодня страновой риск сдерживает «глобальный» приход иностранных банков, которые, работая на нашем рынке, могут предлагать кредиты по более низкий процентной ставке, что выгодно потребителю кредита. Существует опасность того, что иностранные банки «глобально» придут в Россию со спекулятивными целями, ведь вступление в ВТО приводит, как правило, к увеличению иностранного финансирования капитала во вступившей стране. Так, например, ряд стран Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия) утратили контроль над национальной банковской системой вследствия доминирования иностранных банков (это произошло из-за приватизации банковского сектора в пользу крупных зарубежных банков).
Как правило, к вступившим в ВТО странам растет интерес инвесторов, ведь вступление в ВТО показывает, что страна придерживается общих и понятных всем правил торговли. Однако важно, что членство в ВТО не гарантирует приток инвестиций, для которых важна понятная налоговая и прозрачная экономическая система, судебная система, гарантирующая права инвесторов и ряд других факторов.
ю
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
Как продвигается процесс принятия в ВТО. В течение 2001-2008 гг. состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004—2008 гг. Министерство провело обучение госслу-
жащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО3.
При верном учете всех аспектов вхождения в ВТО с целью защиты страны по уязвимым направлениям в долгосрочной перспективе, участие России в ВТО окажет безусловное положительное воздействие на экономический рост в России. При этом основной угрозой, возникающей вследствие активной деятельности иностранных банков в условиях ВТО является невозможность эффективного банковского надзора Банка России в интересах государства и граждан.
Литература и примечания
1. Краткие сведения о ВТО: место расположения: Женева, Швейцария; основана: 1 января 1995 г.; создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94); членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.); бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн долл США); штат Секретариата: 500 сотрудников; глава: генеральный директор. ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), призвана регулировать торго-во-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции [Электронный ресурс]: //Материалы сайта Россия и ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.
2. Официальный сайт ВТО http://www.wto.org.
3. Сайт Россия и ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.
Взаимодействие органов местного
самоуправления и органов внутренних дел по охране общественного порядка
(на примере Северо-Западного Федерального округа)
Сулейманов А.М.
The author considers interaction of institutions of local government and the divi-sions of Ministry of Internal Affairs on protection of a public order (on an example of Northwest federal district).
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя в Российской Федерации. В настоящее время оно организационно оформлено и действует во всех субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление — это власть, «до которой каждый может дотянуться рукой», другими словами, она является наиболее близкой и доступной народу. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и призваны решать вопросы местного значения, но на них также возложен и ряд государственно-
важных задач, таких, как: обеспечение общественного порядка, охрана здоровья населения, организация, регулирование и контроль над деятельностью образовательных и культурных учреждений, социальная защита населения.
Однако есть и множество пробелов в организации его деятельности. Одним из них является практическая реализация органами местного самоуправления охраны общественного порядка. Нет сомнения в том, что полноценное местное самоуправление немыслимо без возможности удовлетворения потребности насе-
Адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.