24
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ется разновидностью калькуляции. Объектом данного метода может выступать лишь само предприятие.
Таким образом, функционально-стоимостный анализ и ABC-костинг являются принципиально различными подходами к повышению эффективности предприятий.
Литература
1. Кротова А. Б. Функционально-стоимостный анализ организационной структуры подрядной организации на основе ABC-метода // Управленческий учет № 1, 2013. С. 47. 2. Николаева С. А., Шебек С. В. Управленческий учет. Легенды и мифы. М. : Аудиторско консалтинговая фирма «ЦБА», 2004, 2008 с.
3. Функционально-стоимостной анализ деятельности предприятия как методическая основа оценки результативности и эффективности менеджмента качества / Курьян А. Г., Серенков П. С., Ярошевич Д. С., Ленкевич О. А.// Режим доступа: URL: http://bntu.org/articles/management/45-projects.html 4. Miles
L. D. Techniques of Value Analysis and Engineering. N. Y., 1972. P. 203.
References
1. Krotova A. B. The functional and cost analysis of organizational structure of contract organization on the basis of the ABC-method // Management accounting. # 1, 2013. P. 47. 2. Nikolaeva S. A., Shebek S. V.
Management accounting. Legends and myths. M. : TsBA auditor consulting firm, 2004. 2008 p.
3. Functional and cost analysis of activity of the enterprise as the methodical basis of an assessment of productivity and efficiency of the quality management / Kuryan A. G., Serenkov P. S., Yaroshevich D. S., Lenkevich O.A.// The access mode: URL: http://bntu.org/articles/management/45-projects.html 4. Miles L. D. Techniques of Value Analysis and Engineering. N. Y., 1972. P. 203.
Literatura
1. Krotova A. B. Funkcional'no-stoimostnyj analiz organizacionnoj struktury podrjadnoj organizacii na osnove ABC-metoda // Upravlencheskij uchet № 1, 2013. S. 47. 2. Nikolaeva S. A., Shebek S. V. Upravlencheskij uchet. Legendy i mify. M. : Auditorsko konsaltingovaja firma «CBA», 2004, 2008 s. 3. Funkcional'no-stoimostnoj analiz dejatel'nosti predprijatija kak metodicheskaja osnova ocenki rezul'tativnosti i jeffektiv-nosti menedzhmenta kachestva / Kur'jan A. G., Serenkov P. S., Jaroshevich D. S., Lenkevich O. A. // Rezhim dostupa: URL: http://bntu.org/articles/management/45-projects.html 4. Miles L. D. Techniques of Value Analysis and Engineering. N. Y., 1972. P. 203.
Статья поступила в редакцию 18.12.2014 г.
УДК 33
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ образования, науки И ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
THE INTERACTION BETWEEN THE EDUCATION, THE SCIENCE AND THE PRODUCTION AS A FACTOR OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
© 2015 Алиев М. А., Магомедова К. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Aliev М. А., Magomedova K. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Резюме. В статье определяются основные направления активизации взаимодействия «образование -наука - производство», от уровня реализации которых зависит эффективность социальноэкономического развития региона и успешность выполнения приоритетных проектов в Республике Дагестан на основе мобилизации и эффективного использования человеческого капитала.
Общественные и гуманитарные науки
• ••
25
Abstract. The article identifies the major areas of enhanced collaboration education - science - production, the level of which depends on the efficiency of socio-economic development of the region and the success of the implementation of the priority projects in the Republic of Dagestan on the basis of the mobilization and effective use of human capital.
Rezjume. V stat’e opredeljajutsja osnovnye napravlenija aktivizacii vzaimodejstvija «obrazovanie - nauka -proizvodstvo», ot urovnja realizacii kotoryh zavisit jeffektivnost' social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona i uspeshnost' vypolnenija prioritetnyh proektov v Respublike Dagestan na osnove mobilizacii i jeffektivnogo ispol'zo-vanija chelovecheskogo kapitala.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, приоритетные проекты, взаимодействие «образование-наука-производство», человеческий капитал, центр инновационного образования, научные творческие группы, управление реализацией проектов.
Key words: socio-economic development of the region, priority projects, interaction education-science-production, human capital, center for innovative education, scientific creative team, managing the implementation ofprojects.
Kljuchevye slova: social'no-jekonomicheskoe razvitie, region, prioritetnye proekty, vzaimodejstvie «obrazova-nie-nauka-proizvodstvo», chelovecheskij kapital, centr innovacionnogo obrazovanija, nauchnye tvorcheskie grup-py, upravlenie realizaciej proektov.
Значимость реализации приоритетных проектов Республики Дагестан очевидна. Эта новая система проектного управления социальноэкономическим развитием региона по итогам 2013 г. характеризуется позитивными тенденциями: прирост темпов составил по промышленному производству - 37,5 %, по продукции сельского хозяйства - 6,4 %, по инвестициям в основной капитал - 9,2 %, по строительству - 8,6 %, по обороту розничной торговли - 7,3 %, по объему платных услуг населению - 3,2 %, а объем валового регионального продукта вырос на 10,9 % по сравнению с 2012 годом [5]. Это свидетельствует о том, что выявлены новые ориентиры развития экономики республики: рациональное использование финансовых, производственных, материально-технических ресурсов - в частности, и человеческого капитала - в особенности.
В настоящее время в республике сложилась сильная вертикаль управления реализацией приоритетных проектов: Глава Республики Дагестан - Правительство РД - Стратегический совет при Главе РД - Экономический совет при Главе и Правительстве РД - Управление Администрации Главы и Правительства РД по вопросам экспертизы и проектного управления, которая определяет политику и стратегию инновационного развития Дагестана, а также объекты, источники и направления его финансирования.
В современных условиях наиболее актуальным направлением совершенствования управления развитием экономики Дагестана является инновационно-инвестиционные механизмы стимулирования регионального развития [4. C. 23]. А разработка и внедрение инновационноинвестиционных механизмов, в свою очередь, предполагает вложения средств в экономику знаний.
Важным элементом механизма рационального использования финансовых и материальнотехнических ресурсов в развитии человеческого капитала в республике является Корпорация развития Дагестана с уставным капиталом 5 млрд.
рублей. Инвестиции корпорации предназначены для создания инфраструктуры инвестиционных площадок по трем направлениям деятельности: агропарки, индустриальные парки, развитие девелоперских проектов.
Эффективность функционирования этой системы во многом определяется успешностью организации взаимодействия образование - наука -производство. Необходимы содержательная и функциональная «стыковка» целей и задач образования, науки и производства, значительные улучшения их организационно-экономического, информационно-методического и ресурсного обеспечения. Это является условием и фактором согласованности всех действий в области развития взаимодействия образования и науки с процессами повышения качества образования, формирования профессионально-квалификационной структуры кадров, увеличения вклада науки и образования в решение задач роста эффективности производства.
Учитывая это обстоятельство и значительное отставание нашей республики от других субъектов федерации в социально-экономической, научно-технической, образовательной и других направлениях развития экономики, руководству необходимо особое внимание уделить углублению взаимодействия образования, науки и производства как фактора социально-экономического развития республики. Экономическая сущность такого взаимодействия заключается в том, что появляется необходимость в инновационном образовании как целенаправленном процессе развития работников и коллектива, направленного на преобразование идей, открытий, изобретений в экономические новшества. Это образование в общем виде определяется как комплекс взаимосвязанных последовательных стадий получения новых знаний и создания на их основе нового продукта (услуги) [2. C. 34].
С другой стороны, так как любой целенаправленный процесс реализуется в виде определенной деятельности человека (коллектива), то иннова-
26
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ционное образование - это вид деятельности, направленный на аккумулирование новых знаний в образовательной, служебной, профессиональной областях индивидуума (работника) с целью разработки, создания и реализации инновационного продукта на основе приоритетных образовательных, организационных, экономических, информационно-технических технологий и управления знаниями. Такой вид деятельности предполагает сбор, анализ, обработку и использование целого комплекса знаний в области организации научнотехнических, проектно-технологических, экономических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, способствующих целенаправленному развитию региональной экономики.
В организационно-экономическом аспекте инновационное образование - это средства, формы, методы, технологии взаимодействия образования, науки и производства, результатом использования которого является повышение эффективности экономического развития республики.
Основополагающим принципом эффективности такого развития является системная интеграция профессионального образования, науки и производства. Вместо традиционной тактики в этих подсистемах выгодной должна стать динамическая интеграция всех ресурсов образования, науки и производства. Эффект от объединения этих подсистем оказывается существенно выше суммы эффектов при их разрозненном действии. Выработка организационно-экономического механизма интеграции образования, науки и производства должна основываться на экономических (контрактных) отношениях, на развитии и совершенствовании общей научно-технической, информационной, инвестиционной, финансовой политики [3. C. 127].
Конечной целью формирования организационно-экономического механизма взаимодействия образование - наука - производство должно стать не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления совокупной деятельности образовательных, научных, инновационных организаций с производственными предприятиями в интересах преодоления кризиса экономики, спада производства, его структурной перестройки, усиления конкурентоспособности экономики региона.
Поэтому в региональной экономике предприятиям, организациям, связанным с процессами инновационной деятельности и инновационным образованием, нужна не просто рассеянная по многочисленным источникам информация, а такая информация, которая содержала бы упорядоченные соответствующим образом материалы о научно-технических достижениях и инновациях в той или иной области науки и техники, техникоэкономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию о нововведениях,
сведения о характеристиках промышленной продукции, материалов, веществ и т. п. Только при наличии такого интегрированного, ресурса возможно эффективное информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе, что и является основой углубления взаимодействия образования, науки и производства.
С целью создания и эффективного использования такого интегрированного информационного ресурса приведенную в начале структуру управления реализацией приоритетных проектов социально-экономического развития республики предлагаем дополнить новым элементом - создание Центра инновационного образования Республики Дагестан. Основной задачей такого центра является поиск, отбор, систематизация и рекомендация к применению в экономике республики инноваций, новых технологий, техники, оборудования, материалов. Такая работа должна вестись по всем десяти приоритетным проектам, в результате чего республиканские органы управления и хозяйствующие субъекты получат новую информацию по формам, методам, средствам, направлениям развития и повышения эффективности соответствующих производств, а руководители республиканских министерств, ведомств и предприятий, отдельные предприниматели, бизнесмены получат информацию не только о том, что нужно сделать, но и о том, как этого достичь. Тем самым открываются новые формы и методы развития взаимодействия «образование - наука - производство».
Центр инновационного образования призван содействовать и успешности предпринимательской деятельности в регионе в соответствующих сферах производства на основе повышения образовательного потенциала работников по таким направлениям, как система стратегического управления; современные подходы к управлению предприятием (фирмой), ориентированные на маркетинг; определение и достижение целей предпринимательской деятельности по формированию конкурентного преимущества предприятия; организация производства и повышение эффективности региональной экономики на основе концепции управления по результатам и по целям [1. C. 27].
В структуре взаимодействия «образование -наука - производство» еще следует выделить такие образовательные компоненты, необходимые для осуществления в регионе предпринимательской деятельности при реализации приоритетных проектов, как совокупность профессиональных и специальных знаний: о целях, задачах, перспективах развития предприятий; инновационные формы, методы, средства, технологии управления предприятием (фирмой); о передовом зарубежном и отечественном опыте организации и регулирования производственной, экономической, финансовой, налоговой деятельности предприятий. Это позволит определить взаимосвязь повышения эффективности производства на предприятиях (отраслях) с развитием и использованием человече-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
27
ского капитала в регионе. При этом повышение эффективности производства может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений в капитал, в том числе и человеческого.
Для определенности и конкретности проводимой работы в структуре Центра инновационного образования следует выделить по каждому из десяти приоритетных проектов научные творческие группы по 2-3 специалиста, которые и являются организаторами взаимодействия «образование -наука - производство» по соответствующему направлению. Они должны быть профессионалами в области экономики, стратегического менеджмента, информационно-коммуникационных технологий, исследователя-аналитика.
Такие группы следует формировать на конкурсной основе при профильных республиканских министерствах и ведомствах с привлечением ученых Дагестанского научного центра, высших учебных заведений, преуспевающих предпринимателей и бизнесменов. Что очень важно, эти творческие группы могут служить основой для создания инфраструктуры инвестиционных площадок по трем направлениям деятельности Корпорации развития Дагестана - индустриальные парки, агропарки и развитие девелоперских проектов.
Кроме того, сегодня высшие и средние учебные заведения, научные учреждения и организации слабо вовлечены в научно-техническое, информационное, инновационное, образовательное обеспечение реализации приоритетных проектов. Особенно ярко и ощутимо это несоответствие проявляется на начальном этапе реализации проектов, где непосредственно следует осуществить взаимодействие образования, науки и производства. При реализации дорожной карты проектов необходимо обеспечить эти мероприятия вариативностью выбора наилучших проектов, технологий, материалов, методов, средств и эффективной мобилизации и использования человеческого капитала. Этому и будет способствовать деятельность научных творческих групп Центра инновационного образования РД.
Знания, технологии, проекты, механизмы, направления активизации производственной деятельности предприятий по приоритетным проектам, систематизированные в творческих группах с целью их рекомендации для использования, также представляют собой составляющими взаимодействия образования, науки, производства и являются специфическим ресурсом развития человече-
ского капитала, который, в свою очередь, позитивно влияет на развитие экономики региона. Таким образом, творческие группы являются и новым элементом структуры управления реализацией приоритетных проектов социальноэкономического развития республики, деятельность которых ориентирована на рациональное использование человеческого капитала региона.
Другим важнейшим аспектом успешности взаимодействия «образование - наука - производство», да и развития всей экономики республики является кадровое обеспечение производства. Сегодня заказчиком подготовки кадров в республике, наряду с Министерством образования, науки и молодежной политики РД, должна выступать и Корпорация развития Дагестана. Высшие учебные заведения, колледжи, профессиональные училища в срочном порядке необходимо перевести на подготовку соответствующих профессионалов. В особенности это касается системы профессионального образования. Однако в Минобрнауке РД вместо кардинальной перестройки и обновления этой системы в соответствии с потребностями экономики республики ограничиваются реорганизацией в форме присоединения, создавая новые дополнительные проблемы.
В современных условиях хозяйствования критически и острее следует оценивать и результаты деятельности руководителей муниципальных образований по изысканию новых инновационных методов реализации экономического потенциала и резервов развития соответствующих территорий. Здесь представляется целесообразным создание базы знаний и банка данных для выявления и обоснования точек роста в хозяйственном комплексе района (города). Для этого следует провести глубокий анализ социально-экономической ситуации на муниципальном уровне, который позволил бы привести экономику муниципалитета к более эффективной модели развития. При этом важным составляющим деятельности руководителей и специалистов муниципального образования должно стать обязательное изучение и использование зарубежного и отечественного опыта по проблеме регионального развития, занятости населения и обустройства поселений.
Все это будет способствовать рациональному использованию важнейшего экономического ресурса, каким является человек - профессионал, его творческий потенциал, умения, навыки, способность к разработке новых идей и их эффективной реализации в процессе социальноэкономического развития региона.
Литература
1. Алиев М. А., Сабанчиева Л. Н. Организационно - экономический механизм управления взаимодействием образования и науки в вузе. Махачкала: Аleph. 2014. 127 с. 2. Алиев М. А., Манатлова Ф. И. Инновационное образование как фактор развития человеческих ресурсов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. № 2, 2013.
С. 33-39. 3. Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г. С.,
Колосов В. Г. , Османов Н. О. СПб. : Политехника, 2000. 302 с. 4. Петросянц В. З., Дохолян С. В. и др
28
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В. З. Пет-росянц, С. В. Дохолян, Д. В. Петросянц, А. А. Баширова. М. : Экономика, 2011. 302 с.
5. URL: http://www.dagstat.gks.ru, раздел «Публикации».
References
1. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizational economic mechanism of managing the interaction between the education and science in high school. Makhachkala, Aleph, 2014. 127 p. 2. Aliev M. A., Manatilova
F. I. Innovative education as a factor of human resource development // Proceedings of Dagestan State
Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. # 2, 2013. P. 33-39. 3. Gamidov G. S. et al.
Fundamentals of the innovation and innovative activity / Gamidov G. S., Kolosov V. G, Osmanov N. O. SPb: Polytechnics, 2000. 302 p. 4. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V. et al.The regional development strategy in the conditions of the innovative transformation of the economy / V. Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, D. V. Petrosyants, A. A. Bashirova. M. : Economics, 2011. 302 p. 5. URL: http://www.dagstat.gks.ru section "Publications".
Literatura
1. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizacionno - jekonomicheskij mehanizm upravlenija vzaimodej-stviem obrazovanija i nauki v vuze. Mahachkala: Aleph. 2014. 127 s. 2. Aliev M. A., Manatlova F. I. Innovacionnoe obrazovanie kak faktor razvitija chelovecheskih resursov // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. № 2, 2013. S. 33-39. 3. Gamidov
G. S. i dr. Osnovy innovatiki i innovacionnoj dejatel'nosti / Gamidov G. S., Kolosov V. G. , Osmanov N. O. SPb. : Politehnika, 2000. 302 s. 4. Petrosjanc V. Z., Doholjan S. V. i dr Strategija regional'nogo razvitija v uslovijah innovacionnyh preobrazovanij jekonomiki / V. Z. Petrosjanc, S. V. Doholjan, D. V. Petrosjanc, A. A. Bashirova. M. : Jekonomika, 2011. 302 s. 5. URL: http://www.dagstat.gks.ru, razdel «Publikacii».
Статья поступила в редакцию 24.11.2014 г.
УДК 338
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
THE FUNCTIONAL AND COST ANALYSIS OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM AS A MEANS OF INCREASING THE ENTERPRISE COMPETITIVENESS
© 2015 Гаджиев Г. О.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
© 2015 Gadzhiev G. О.
Saint-Petersburg State Marine Technical University
Резюме. В статье обосновано применение функционально-стоимостного анализа системы управления предприятием в качестве средства повышения его конкурентоспособности.
Abstract. The aim of the article is the development of the functional and state analysis of the management system as a means of increasing of its competitiveness.
Rezjume. Vstat’e obosnovano primenenie funkcional'no-stoimostnogo analiza sistemy upravlenija predprija-tiem v kachestve sredstva povyshenija ego konkurentosposobnosti.