Научная статья на тему 'Функционально-стоимостный анализ системы управления предприятием как средство повышения конкурентоспособности предприятия'

Функционально-стоимостный анализ системы управления предприятием как средство повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ (ФСА) / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Омарович

В статье обосновано применение функционально-стоимостного анализа системы управления предприятием в качестве средства повышения его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-стоимостный анализ системы управления предприятием как средство повышения конкурентоспособности предприятия»

28

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В. З. Пет-росянц, С. В. Дохолян, Д. В. Петросянц, А. А. Баширова. М. : Экономика, 2011. 302 с.

5. URL: http://www.dagstat.gks.ru, раздел «Публикации».

References

1. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizational economic mechanism of managing the interaction between the education and science in high school. Makhachkala, Aleph, 2014. 127 p. 2. Aliev M. A., Manatilova

F. I. Innovative education as a factor of human resource development // Proceedings of Dagestan State

Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. # 2, 2013. P. 33-39. 3. Gamidov G. S. et al.

Fundamentals of the innovation and innovative activity / Gamidov G. S., Kolosov V. G, Osmanov N. O. SPb: Polytechnics, 2000. 302 p. 4. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V. et al.The regional development strategy in the conditions of the innovative transformation of the economy / V. Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, D. V. Petrosyants, A. A. Bashirova. M. : Economics, 2011. 302 p. 5. URL: http://www.dagstat.gks.ru section "Publications".

Literatura

1. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizacionno - jekonomicheskij mehanizm upravlenija vzaimodej-stviem obrazovanija i nauki v vuze. Mahachkala: Aleph. 2014. 127 s. 2. Aliev M. A., Manatlova F. I. Innovacionnoe obrazovanie kak faktor razvitija chelovecheskih resursov // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. № 2, 2013. S. 33-39. 3. Gamidov

G. S. i dr. Osnovy innovatiki i innovacionnoj dejatel'nosti / Gamidov G. S., Kolosov V. G. , Osmanov N. O. SPb. : Politehnika, 2000. 302 s. 4. Petrosjanc V. Z., Doholjan S. V. i dr Strategija regional'nogo razvitija v uslovijah innovacionnyh preobrazovanij jekonomiki / V. Z. Petrosjanc, S. V. Doholjan, D. V. Petrosjanc, A. A. Bashirova. M. : Jekonomika, 2011. 302 s. 5. URL: http://www.dagstat.gks.ru, razdel «Publikacii».

Статья поступила в редакцию 24.11.2014 г.

УДК 338

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

THE FUNCTIONAL AND COST ANALYSIS OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM AS A MEANS OF INCREASING THE ENTERPRISE COMPETITIVENESS

© 2015 Гаджиев Г. О.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

© 2015 Gadzhiev G. О.

Saint-Petersburg State Marine Technical University

Резюме. В статье обосновано применение функционально-стоимостного анализа системы управления предприятием в качестве средства повышения его конкурентоспособности.

Abstract. The aim of the article is the development of the functional and state analysis of the management system as a means of increasing of its competitiveness.

Rezjume. Vstat’e obosnovano primenenie funkcional'no-stoimostnogo analiza sistemy upravlenija predprija-tiem v kachestve sredstva povyshenija ego konkurentosposobnosti.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

29

Ключевые слова: функционально-стоимостный анализ (ФСА), конкурентоспособность, конкурентная стратегия, конкурентное преимущество, эффективность, оптимизация.

Keywords: functional and state analysis, competitiveness, competitive strategy, competitive position, efficiency, optimization.

Kljuchevye slova: funkcional'no-stoimostnyj analiz (FSA), konkurentosposobnost', konkurentnaja strategija, konkurentnoe preimushhestvo, jeffektivnost’, optimizacija.

Конкурентоспособность отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции -одна из важнейших проблем российской экономики, до сих пор не только не решенная, но и пока не получившая сколь-нибудь заметных и существенных путей для своего разрешения. При этом одним из таких путей является снижение общих расходов предприятия, которые, в свою очередь, можно уменьшить и за счет ликвидации неоправданных управленческих издержек.

С другой стороны, оптимизация системы управления на предприятии позволит не только снизить соответствующие административные издержки, но и повысить эффективность самой системы управления. Как снижение издержек, так и повышение качества менеджмента - призваны повысить устойчивость предприятия в конкурентной борьбе.

Одним из главных явлений в условиях рынка является дух соперничества, который в большой степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Рыночная конкуренция [4] - борьба фирмы за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Всякое предприятие, действующее в рыночных условиях хозяйствования, постоянно участвует в конкурентной борьбе. По мере развития производственных, маркетинговых и информационных технологий степень конкуренции возрастает. Это обстоятельство приводит к необходимости отыскивать новые механизмы для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Конкурентоспособность организации [1] есть возможность осуществления эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной ее реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность как явление представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности.

Относительно конкурентоспособности предприятий в целом, одним из направлений её повышения может выступать снижение совокупных издержек, в состав которых входят и издержки управления.

С другой стороны, каждый хозяйствующий субъект в своей деятельности стремится повысить соотношение «эффективность/затраты». Иными словами, увеличить эффективность своей работы при ограниченных ресурсах. Говоря в общем, именно эта проблема и составляет одну из основ-

ных задач экономики как теоретической, так и прикладной.

Вопрос повышения значения для соотношения «эффективность/затраты» касается не только деятельности предприятия в целом и работы основных производственных подразделений, но и системы управления организацией.

С относительной эффективностью (т. е. с удельной эффективностью, измеренной тем или иным способом, приходящейся на единицу затрат) также тесным образом связано понятие конкурентоспособности предприятия.

Административная система предприятия отличается от производственных подразделений в частности и тем, что не производит материального продукта - ни товарного, ни вспомогательного. Поэтому эффективность менеджмента - в определенном смысле косвенная (как не создающая материальных изделий, а также не создающая услуг на продажу), в то время как затраты на управление носят вполне явный, непосредственный характер.

Под конкурентным преимуществом понимается [2] система, обладающая какой-либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности.

Функционально-стоимостный анализ дает возможность исследовать различные объекты на предмет их эффективности с позиций соотношения «цена/качество».

В настоящее время функциональностоимостный анализ применяется, как правило, для сложных технических объектов (изделий), частей и деталей таких объектов (изделий), оборудования, а также для технологических процессов производства. Однако универсальность данного метода, его гибкость и адаптивность позволяют его использовать по отношению и к объектам иного рода - например, к бизнес-процессам, процессам управления, и к услугам.

Существует следующая (по мнению авторов настоящей статьи - достаточно полная) дефиниция [4]: функционально-стоимостный анализ -«это метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию».

Таким образом, функционально-стоимостный анализ, оптимизируя соотношение «затра-ты/эффект» (в том числе - в аспекте системы ме-

30

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

неджмента организации), может рассматриваться как способ повышения конкурентоспособности предприятия.

ФСА как способ усиления конкурентных преимуществ

К типовым стратегиям конкуренции относят лидерство по издержкам и стратегию дифференциации.

В то же время к основным задачам ФСА относится [3], в частности, уменьшение затрат ресурсов разных видов на разных стадиях жизненного цикла объекта путем ликвидации или уменьшения вспомогательных и вредных (равно как и бесполезных) функций объекта. Соответственно, здесь применима политика создания конкурентного преимущества по издержкам.

Далее, к основным задачам ФСА также относится [3]: разыскание принципиально новых технических решений основываясь на функциональном подходе. Изменение технических решений дает возможность (однако прямо не гарантирует) расширить или изменить полезные функции объекта ФСА (изделия, управленческой структуры и т. д.). Данный подход позволяет повысить качество объекта ФСА, в данном случае - системы менеджмента предприятия.

Следовательно, применение ФСА позволяет комплексно анализировать и целенаправленно изменять оба аспекта конкурентоспособности как стоимостный, так и функциональный - одновременно.

Кроме того, как отмечено в [3], основные особенности проведения функциональностоимостного анализа таковы:

• в качестве объектов анализа можно выбирать любую систему (с любым количеством элементов и связей), её любую подсистему или элемент, которым можно количественно сопоставить полезный эффект их функционирования по назначению;

• конечная цель функциональностоимостного анализа состоит в максимизации полезного эффекта исследуемого объекта на единицу суммарных затрачиваемых ресурсов за жизненный цикл этого объекта;

• одновременно и в одинаковой степени детализации исследуются как полезный эффект элементов объекта, так и затраты на реализацию этого эффекта;

• в ходе функционально-стоимостного анализа, прежде всего, устанавливается целесообразность функций, которые должен реализовывать проектируемый объект в заданных условиях, либо целесообразность, дефицит, достаточность и избыточность функций

существующего реконструируемого объекта. Не функции должны создаваться или уточняться для объекта, а, напротив, создается (новый) или перепроектируется (существующий) объект для реализации необходимых функций с наименьшими затратами на время жизненного цикла.

Оптимизация издержек

Информационный этап проведения ФСА предусматривает, кроме прочего, и такие мероприятия, как анализ информации о стоимости, оценка издержек по изготовлению и функционированию объекта и его составных частей, о затратах по ремонту и обслуживанию объекта за весь жизненный цикл изделия. Для еще не созданных объектов — исследование и сопоставление запросов потребителей и возможностей предприятия. Кроме того, этим же этапом функциональностоимостного анализа предусмотрено определение центров наибольшей концентрации затрат в анализируемом объекте. Следовательно, ФСА позволяет детально изучить формирование издержек по «зонам затрат», каковыми являются не только само по себе объекты ФСА (это возможно и в рамках управленческого учета), но и конкретные функции таких объектов.

Оптимизация функций

Наряду с оптимизацией стоимости создания и эксплуатации объекта, функциональностоимостный анализ предусматривает, как отмечалось выше, оптимизацию функциональности этого объекта.

В данном аспекте (оптимизация функциональности объекта) ключевым представляется аналитический этап функциональностоимостного анализа.

Это объясняется тем, что на аналитическом этапе ФСА рассматриваются главным образом функциональные аспекты объекта, а именно (согласно [3]) осуществляется:

• формулирование всех возможных функций как объекта в целом, так и его элементов в частности;

• классификация функций;

• построение функциональной модели объекта;

• оценка значимости функций (применяется экспертный метод);

• определение материальных носителей соответствующих функций;

• оценка затрат, связанных с реализацией функций, в увязке с соответствующими материальными носителями.

Следует отметить, что все возможные функции объекта и его составных частей

31

Вывод: каждый хозяйствующий субъект в условиях свободного рынка участвует в конкурентной борьбе. Потенциал к победе в таком соперничестве определяется интегральной характеристикой, называемой конкурентоспособностью. Существует два кардинальных пути к повышению конкурентоспособности предприятия - уменьшить издержки и повысить внутреннюю эффективность (производить востребованный товар, наладить бизнес-процессы и т. д.). Особую роль в данном процессе играет менеджмент предприятия.

Улучшить систему менеджмента можно, соответственно, двумя путями - повысив её функциональность (эффективность) и снизив издержки на её содержание. В конечном итоге критерием служит повышение значения, принимаемого отношением «эффективность/затраты».

Задача по повышению значения для такого отношения является центральной задачей функционально-стоимостного анализа (ФСА). Данный метод применим для систем любой природы, в том числе - и для административных систем.

Поэтому функционально-стоимостный анализ систем управления организациями может быть применен в качестве инструмента повышения конкурентоспособности предприятия.

Литература

1. Лапыгин Ю. Н. Лапыгин Д. Ю. Стратегический менеджмент. М. : ЭКСМО, 2010. С. 118. 2. Мазилкина Е. И. Конкурентная разведка М. : АЙ ПИ ЭР МЕДИА. 2008. 94 с. 3. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. М. : ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. 640 с. 4. Шевчук Д. А. Управление качеством: [учебник] / Д. А. Шевчук. М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 216 с. 5. Юданов А. Ю. Конкуренция теория и практика М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. 304 с.

References

1. Lapygin Yu. N. Lapygin D. Yu. Strategic management. M. : EKSMO, 2010. P. 118. 2. Mazilkina E. I. Competitive investigation. M. : IPR MEDIA. 2008. 94 p. 3. Fatkhutdinov R. A. Strategic marketing: Textbook.

M. : JSC Intel-Sintez Business School, 2000. 640 p. 4. Shevchuk D. A. Quality management: [textbook] /

D. A. Shevchuk. M. : Grossmedia, ROSBUKH, 2008. 216 p. 5. Yudanov A. Yu. The competition: the theory and the practice. M. : GNOME and D publishing house, 2001. 304 p.

Literatura

1. Lapygin Ju. N. Lapygin D. Ju. Strategicheskij menedzhment. M. : JeKSMO, 2010. S. 118. 2. Mazilkina

E. I. Konkurentnaja razvedka M. : AJ PI JeR MEDIA. 2008. 94 s. 3. Fathutdinov R. A. Strategicheskij marketing: Uchebnik. M. : ZAO "Biznes-shkola "Intel-Sintez", 2000. 640 s. 4. Shevchuk D. A. Upravlenie kachestvom: [uchebnik] / D. A. Shevchuk. M. : GrossMedia, ROSBUH, 2008. 216 s. 5. Judanov A. Ju. Konku-rencija teorija i praktika M. : Izdatel'stvo GNOM i D, 2001. 304 s.

Статья поступила в редакцию 22.12.2014 г.

Общественные и гуманитарные науки •••

формулируются в целях поиска избыточных функций, в которых заложены излишние ресурсы.

Идентификацию и определение функций должны сопровождать определение состава всех функций, выделение отдельных функций низших порядков (т. е. подфункций), а также их классификация по следующим свойствам: сфера проявления, значение в удовлетворении потребностей, значение в поддержании работоспособности объекта, уровень полезности.

Формулирование функций должно сопровождаться соблюдением ряда правил. Функции должны описываться точно, абстрактно, лаконично, в количественном измерении и должны выявляться наиболее полно.

Кроме того, изменение функций объекта может служить задачам наделения этого объекта либо (одной или несколькими) отдельными уникальными функциями, либо уникальным сочетанием функций. Таким способом также можно дифференцировать потребительские свойства объекта (в том числе - и системы менеджмента предприятия) ФСА в целях увеличения его конкурентоспособности.

УДК 330.322.214

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.