Управление инновациями
УДК 330 АЛИЕВ МАГОМЕД АБДУЛЛАЕВИЧ
д.э.н., профессор кафедры «Социогуманитарные дисциплины» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РЕГИОНА КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЕ - НАУКА - ПРОИЗВОДСТВО
Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается взаимодействие образования, науки и производства как основа развития инновационной экономики. Метод или методология проведения работы. Проведен анализ влияния взаимодействия образования, науки и производства на формирование и развитие инновационной экономики на уровне региона. Результаты. Обоснованы области существования взаимодействия образования и науки, образования и производства, науки и производства и на их основе взаимодействие образование — наука — производство; выявлены направления, определяющие формирование и развитие такого взаимодействия; разработана оригинальная схема, которая подтверждает, что инновационная экономика является системой взаимодействия образование — наука — производство. Показано, что, во-первых, информация, представленная на схеме является основой разработки и выполнения программы взаимодействия образование — наука — производство; во-вторых, при организации и управлении взаимодействием образования, науки и производства и выполнении соответствующей программы целесообразно использовать теорию и практику инновационного, информационного, финансового менеджмента и маркетинга взаимодействия. При формировании и развитии взаимодействия образование — наука — производство предлагается рационально использовать образовательный, производственный, научно-инновационный, инфраструктурно-социальный, финансово-бюджетный, инвестиционный, экспортно-импортный потенциал региона. Практика управления и проведенный анализ показывает, что необходимо оценить эффективность такой программы. С этой целью приведены критерии оценки (экономичность, оперативность, исполнительность), на основе которых предложена методика определения динамики эффективности программы взаимодействия образование — наука — производство на уровне регионе. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке и реализации социально-экономической политики региона. Выводы. Делается вывод, что целенаправленное формирование и управление взаимодействием образования, науки и производства определяет успешность развития инновационной экономики региона. Ключевые слова: регион, инновационная экономика, взаимодействие, образование, наука, производство.
ALIEVMAGOMED ABDULLAEVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Faculty of "Socio-Humanistic Subjects" of FSBEI of
HPE "Dagestan State Pedagogical University", e-mail: [email protected]
INNOVATIVE ECONOMICS OF THE REGION AS A SYSTEM OF INTERACTION EDUCATION - SCIENCE - PRODUCTION
Abstract. The goal of the paper. The manuscript discusses the interaction of education, science and production as the basis of development of the innovative economics. The method or methodology of performing work. We have analyzed the impact of interaction of education, science and production on the formation and development of the innovative economics at the level of the region. The results. We have substantiated the areas of existence of the interaction of education and science, education and production, science and production and based on their foundation the
interaction of education — science — production; we have discovered the areas of focus determining the formation and development of this interaction; we have developed an original diagram that confirms that the innovative economics is a system of an interaction of education — science — production. It has been shown that, first of all, the information that is presented in the diagram is the foundation of development and execution of the program of interaction of education — science — production; secondly, when organizing and managing the interaction of education, science and production, and execution of the corresponding program, it is desirable to use the theory and practice of innovative, informational, financial management and marketing of the interaction. When forming and developing the interaction of education — science — production it is suggested rationally using the educational, production, scientific-innovative, infrastructural-social, financial-budgetary, investment, export-import potential of the region. The practice of management and the analysis performed show that it is necessary to evaluate the effectiveness of this program. In order to achieve that, we have listed the criteria of the evaluation (cost-effectiveness, operational efficiency, promptness) based on which we have suggested a method of determining the dynamics of effectiveness of the program of interaction of education — science — production at the regional level. The area of application of the results. The results of the study performed may be used when developing and implementing the social-economic policy of the region. Conclusions. We have made a conclusion that a goal-oriented formation and management of interaction of education, science and production determine the success of development of the innovative economics of the region.
Keywords: a region, innovative economics, interaction, education, science, production.
Введение. Стратегическое управление развитием экономики на региональном уровне сталкивается с проблемой неоднородности развития объектов управления, недостаточностью опыта применения инструментария инновационной экономики, нехваткой научно обоснованных механизмов взаимодействия образования и науки с опережающим развитием производства. В этой связи необходима разработка и реализация такого механизма, который позволил бы достичь долгосрочного роста инновационной экономики преимущественно за счет внутренних резервов и с максимальным эффектом использованием имеющихся средств и ресурсов. В статье рассматривается модель развития инновационной экономики на основе разработки и выполнения программы взаимодействия образования, науки и производства.
Методы исследования. В современных условиях наилучшее развитие человеческого капитала и наибольшую отдачу от такого развития имеет место при инновационной экономике. В то же время инновационная экономика эффективно функционирует в условиях всестороннего развития взаимодействия образования, науки и производства.
Взаимодействие образование - наука - производство становится жизненно необходимым и является основой функционирования национальной инновационной системы, которая включает в себя три взаимосвязанных звена: 1) университеты, стремящиеся занять лидирующие позиции во всевозможных рейтингах; 2) национальные институты - лаборатории, занятые определенным направлением фундаментальной и (или) прикладной науки; 3) инновационные кластеры, имеющие тесные связи не только с предприятиями (фирмами), их поставщиками и клиентами, но и взаимодействуют с научно-исследовательскими центрами, университетами, которые генерируют инновационные знания и формируют высокий образовательный уровень региона [8, с. 11]. Эти структуры являются и основой организации взаимодействия образования, науки и производства в регионе.
С точки зрения экономики мы разделяем понятие взаимодействия, приводимое в специальной литературе, где взаимодействие в системе управления рассматривается как форма трудовой деятельности, которая проявляется через отношения между людьми по поводу управления. В процессе управления системой образования, науки и производства взаимодействие между ними характеризуется формой трудовой деятельности, реализуемой через направления, способы, формы, средства взаимного влияния элементов этих систем в процессе их целенаправленного функционирования и развития [5, с. 8].
Наличие такого взаимодействия подтверждается теорией множеств (рис. 1), где выделяются следующие подмножества: 1 - область взаимодействия образование - наука - производ-
ство; 2 - область взаимодействия образование - наука; 3 - область взаимодействия образование - производство; 4 - область взаимодействия наука - производство.
Рис. 1. Области существования взаимодействия образование - наука - производство
в регионе (разработан автором)
Все это в динамике характеризует инновационную экономику как систему взаимодействия образование - наука - производство (рис. 2).
Внешняя среда взаимодействия в регионе характеризуется действующим законодательством, потенциалом рынка, региональной инфраструктурой, демографической средой, информационной средой, материально-ресурсным потенциалом и др.
Внутренняя среда взаимодействия в регионе определяется следующими особенностями: информационный потенциал, создание благоприятных условий для образования населения, режимов труда и отдыха; реализация социальных потребностей; материальное стимулирование; увеличение заработной платы; повышение социального и профессионального статуса работников на предприятиях; повышение конкурентоспособности на рынке товаров и услуг и т.д.
Другими словами, инновационная экономика - это экономика, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности; она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных [8, с. 52].
В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказываются нежизнеспособными.
Важнейшим фактором и стимулом обеспечения жизнеспособности таких предприятий на региональном уровне является организация и управление взаимодействием образования, науки и производства.
При рассмотрении вопросов управления взаимодействием образование - наука - производство следует уделять внимание оценке качества отдельных элементов образовательного, научного и производственного процессов. Наличие таких объективных оценок (в совокупности с другими показателями) безусловно позволяет оценить данное взаимодействие более объективно.
В этой связи следует отметить, что можно рассмотреть управление взаимодействием образование - наука - производство, ориентированное на результат и управление, ориентированное на процесс. Однако очевидна невозможность отрыва целей (результатов) от средств (процесса) их достижения, ибо они диалектически взаимосвязаны [11, с. 80].
Фундаментальная и прикладная наука
> к > 1
Структура взаимодействия науки и производства
> к > <
Инновационные структуры вузов, технопарки, информационные центры
Региональные и отраслевые информационные центры
Инновационные структуры РАН и других академий
Частные инновационные структуры (фирмы, банки)
Федеральные и региональные финансовые структуры (банки, фонды)
I
Инновационный менеджмент Информационный менеджмент Финансовый менеджмент
уа н и
а в о
з
а р
б о
й
О
1
Маркетинг взаимодействия
1
Инновационная
производство:
инновационный
продукт (проект)
экономика
Рис. 2. Инновационная экономика региона как система взаимодействия образование - наука - производство (разработан автором)
Поэтому мы полагаем, что управление взаимодействием образование - наука - производство необходимо рассматривать в широком смысле и дифференцированно - с позиции процесса, содержания и результата. Так что управление взаимодействием образование - наука - производство должно быть связано с его процессуальными, результативными и содержательными характеристиками. В то же время все производственные процессы, процессы жизнеобеспечения населения, бюджетно-финансовый и экономический механизмы развития взаимосвязаны и обусловлены особенностями той или иной территории. Отсюда следует, что взаимодействие образование - наука - производство необходимо рассматривать (осуществлять) на уровне региона (субъекта федерации).
Задача формирования концепции управления развитием взаимодействия образование -наука - производство в регионе, в том числе его стратегического выбора, во многом сводится к выявлению и анализу внутренних закономерностей и внешних факторов.
При анализе внутренних закономерностей управления развитием взаимодействия важным является установление отношения между специализацией и комплексностью региона, так как уровень социально-экономического развития региона в значительной мере определяется эффективностью функционирования комплекса отраслей специализации, выступающего в роли специфического «локомотива», и успешностью реализации взаимодействия образование -наука - производство.
К числу внешних факторов, определяющих развитие взаимодействия образование - наука -производство в регионе, следует отнести такие, как геополитическое и геоэкономическое положение территории; роль и место образования, науки, производства в общегосударственной и международной системе территориального разделения труда; степень развития и эффективность сложившихся образовательных, научно-исследовательских, производственных связей на межрегиональном и межународном уровнях.
Анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие производства, науки, образования в регионе, служит информационной основой для выявления и систематизации предпосылок и ограничений при разработке социально-экономического механизма управления развитием взаимодействия образование - наука - производство на уровне региона.
При разработке и обосновании механизма управления развитием взаимодействия образование - наука - производство должны исходить, прежде всего, из того, чем располагает регион для решения этой задачи. На наш взгляд, здесь необходимо выделить такие потенциалы развития региона, которые одновременно призваны обеспечить и развитие данного взаимодействия [5, с. 10].
К таковым мы относим следующие:
- образовательный потенциал, характеризующий возможности развития взаимодействия в регионе за счет подготовки, переподготовки кадров в бакалавриате, магистратуре, специалите-те, аспирантуре и рационального их использования (определяется квалификационным, профессиональным, образовательным составом работников, занятостью населения в разрезе отраслей, специальностей, форм собственности и др.);
- производственный потенциал, который характеризует возможности развития взаимодействия в регионе на основе комплексного и эффективного использования всех структурных элементов регионального производственно-хозяйственного комплекса (определяется объемом, качеством и структурой производства, эффективностью и величиной использования основных и оборотных фондов, развитостью инфраструктуры и др.);
- научно-инновационный потенциал, который характеризует состояние развития взаимодействия в регионе в аспекте достижения высокой конкурентоспособности предприятий (работ, услуг) на базе эффективного использования достижений НТП, организационных, информационно-инновационных технологий (определяется уровнем развития фундаментальной и прикладной науки, информатизацией, наличием научного задела, научных школ и т.п.);
- инфраструктурно-социальный потенциал, который характеризует резервы региона для улучшения культурного, бытового, медицинского, жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения на основе повышения качества и расширения номенклатуры услуг с целью содействия углублению и развитию взаимодействия образования, науки и производ-
ства;
- финансово-бюджетный потенциал, который характеризует возможности региона в наращивании доходной части бюджета (определяется величиной и собираемостью местных сборов и налогов, отчислений от региональных и федеральных налогов, от местных лотерей и займов, внешнеэкономической деятельности, дотаций, субвенций и т.п.) с целью достаточного финансового обеспечения развития взаимодействия образования, науки и производства;
- инвестиционный потенциал, который характеризует возможности региона в привлечении и использовании финансовых, материально-технических средств и новых технологий отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей, населения для стимулирования развития взаимодействия образования, науки и производства;
- экспортно-импортный потенциал, который характеризует возможности региона для повышения эффективности его внешнеэкономической деятельности путем проникновения на новые и закрепления на «освоенных» рыночных нишах; использовании преимуществ сравнительной дешевизны трудовых и материальных ресурсов, сырья, производственных фондов, технологических знаний, что выступают в качестве основного мотива в привлечении отечественных и зарубежных инвестиций; применении уникальных высоких технологий предприятий оборонного комплекса и решения на этой основе проблем всестороннего развития и углубления взаимодействия образование - наука - производство в регионе.
Рисунок 2 содержит информацию о субъектах и объектах взаимодействия; связях и направлениях их взаимодействия; в каких формах и для чего взаимодействуют; что имеем в результате взаимодействия; виды менеджмента и маркетинга при организации взаимодействия; структуры взаимодействия образования - наука - производство и другие.
Эта информация является и основой разработки и выполнения программы взаимодействия образование - наука - производство. Так что вполне реально говорить об эффективности программы развития этого взаимодействия.
Для определения динамики эффективности выполнения программы развития взаимодействия образование - наука - производство в регионе следует оценить величину такой эффективности.
В основу оценки эффективности выполнения программы такого взаимодействия нами положены критерии [5, с.109]:
1) экономичность - выполнение программы взаимодействия образование - наука - производство в регионе позволяет оптимизировать расходы финансовых, трудовых и материальных ресурсов;
2) оперативность - выполнение программы взаимодействия образование - наука - производство в регионе обеспечивает рациональное управление процессом, сокращает время на исполнение управленческих решений;
3) исполнительность - выполнение программы взаимодействия образование - наука - производство в регионе обеспечивает уменьшение в ходе управления помех, исключается ненужное, нерезультативное взаимодействие, повышаются своевременность и качество исполнения решений.
Для оценки эффективности выполнения программы развития взаимодействия образование - наука - производство в регионе введем обозначения:
к - индекс региона;
Пэк - показатель экономичности выполнения программы взаимодействия образование -наука - производство в к-ом регионе;
Пок - показатель оперативности выполнения программы взаимодействия образование -наука - производство в к-ом регионе;
Пик - показатель исполнительности выполнения программы взаимодействия образование -наука - производство в к-ом регионе;
Эпк - коэффициент эффективности выполнения программы взаимодействия образование -наука - производство в к-ом регионе;
Очк - общее число решений по выполнению программы взаимодействия образование -наука - производство в к-ом регионе, полно и своевременно реализованных за год;
Оик - общее число решений по выполнению программы взаимодействия образование -
наука - производство в к-ом регионе, подлежащих исполнению за год;
Фк - финансовые ресурсы, необходимые для выполнения программы взаимодействия образование - наука - производство в к-ом регионе за год (млн. руб.);
Тк - время, за которое оценивается выполнение программы взаимодействия образование -наука - производство в к-ом регионе (год);
ПНК =
ои
о.
п ___^-'
ок Гк + Тк(1-Пик)'
фк
I Эщ Г1пк nt
Динамика изменения эффективности выполнения программы взаимодействия образование - наука - производство в к-ом регионе определяется по следующей формуле:
С (г) = Э1 - Э°
'-ЯхА^ гш "г
ПК
у
где - коэффициент эффективности выполнения программы взаимодействия образова-
Эа
ПК
ние - наука - производство в k-ом регионе за отчетный (плановый) год; - коэффициент эффективности выполнения программы взаимодействия образование - наука - производство в k-ом регионе в базовом году.
Расчеты по этим формулам и последующий анализ позволяют выявить направления совершенствования управления взаимодействием образование - наука - производство и тем самым определить новые ориентиры развития инновационной экономики в регионе.
Результаты. На основе системного подхода и теории множеств показано, что существует область взаимодействия образование - наука - производство, которое на практике реализуется образовательными, научными учреждениями и промышленными предприятиями посредством различных направлений, способов, форм, средств трудовой деятельности соответствующих коллективов и является основой формирования и развития инновационной экономики региона. Обосновано, что при организации и управлении взаимодействием образования, науки и производства, разработке и выполнении соответствующей программы необходимо использовать теорию и практику инновационного, информационного, финансового менеджмента и маркетинга взаимодействия, а также образовательный, производственный, научно-инновационный, инфраструктурно-социальный, финансово-бюджетный, инвестиционный, экспортно-импортный потенциал региона. Приведена методика оценки эффективности выполнения программы взаимодействия образование - наука - производство, что является необходимым для управления развитием инновационной экономики региона (макрорегиона).
Выводы. Целенаправленное формирование и управление взаимодействием образование -наука - производство определяет успешность развития инновационной экономики региона (макрорегиона).
Литература
1. Абдулаев Ш-С.О., Деневизюк Д.А., Садыкова А.М. Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 69-73.
2. Алиев М.А. Организационно-экономические основы развития сельских муниципальных образований Республики Дагестан // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). С. 97101.
3. Арсланов Ш.Д. Современный инвестиционный имидж Республики Дагестан: национально -культурные особенности //Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 21. № 4. С. 3-6.
4. Алиев М.А., Арсалиев Э.Ш. Образование как фактор повышения эффективности предприятий сферы услуг. - Махачкала: АЛЕФ, 2015. - 140 с.
5. Алиев М.А., Сабанчиева Л.Н. Организационно-экономический механизм управления взаимодействием образования и науки в вузе. - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 128 с.
6. Алиев М.А., Юсуфова Ф.Х. Совершенствование управления развитием образовательных услуг. - Махачкала: АЛЕФ, 2008. - 127 с.
7. Баширова А.А. Условия и особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемного региона в аспекте его устойчивого развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 20l6. № 8. С. 62-67.
8. Гамидов Г.С., Исмаилов Т.А., Туккель И.Л. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения. - СПб.: Политехника, 2007. - 356 с.
9. Гимбатов Ш.М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 114-117.
10. Денисова И.П., БеловМ.Т. Алгоритм формирования комплексной программы социальной поддержки на уровне региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 8. С. 68-73.
11. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. №3. С. 78-84.
12. Дохолян С.В., Садыкова А.М., Дохолян А.С. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона, как социоэкономико-экологической системы //Апробация. 2015. №5 (32). С. 49-51.
13. Кутаев Ш.К. К вопросу о неформальной занятости //Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 22 (115). С. 47-50.
14. Кутаев Ш.К. Направления развития экономики и инновационного потенциала региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 1. С. 61-67.
15. Митрофанов А.С., Митрофанова И.П. Оценка эффективности инновационной инфраструктуры вузов // Качество, инновации, образование. 2014. № 1. С. 11-17.
16. Сагидов Ю.Н. Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 29. С. 2-9.
17. Симонов К.В., Петросянц Д.В. Социально-политические проблемы общественного согласия при формировании регионального инновационного кластера // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 4. С. 6-12.
18. Словарь современного русского литературного языка. Т. 2. М.: «Наука», 2010. - 870 с.
19. Хаджалова Х.М. Влияние современного качества жизни населения на формирование человеческого капитала //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. №2. С. 109-115.
20. Чернышов М.М. Макрорегион как новый объект государственной политики социально-экономического развития территорий России: интеграционный аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 8. С. 87-97.
21. Health at a Glance Europe (EU), 2014. OCED Publishing. 2014.
22. Penning J.M. Human capital, social capital and firm dissolution // Academy of Management Journal. P. 998. Vol. 41. P. 425-440.
23. Wren D.A. The foundations of Anri Fayol's administrative thory. [Electronic sourse]. - URL: http// www. bus./management.
References:
1. Abdulaev sh-S. O., Denisuk D. A., Sadykov A. M. Modernization and innovation in the industry to achieve strategic goals // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 7. P. 69-73.
2. Aliev M. A. Organizational-economic bases of development of rural municipal entities of the Republic of Dagestan //proceedings of DSPU. Social Sciences and Humanities. 2015. No. 3 (32). S. 97-101.
3. Arslanov sh. d. Modern investment image of the Republic of Dagestan: the national-cultural characteristics //Problems of regional economy. 2014. T. 21. No. 4. S. 3-6.
4. Aliev M. A., Arsaliev E. S. education as a factor of increasing the efficiency of service industries. - Makhachkala: ALEF, 2015. - 140 p.
5. Aliev M. A., Sabanchieva L. N. Organizational-economic mechanism of management of education and science at the University. - Makhachkala: ALEPH, 2014. - 128 p.
6. Aliev M. A., Yusufov F. H. improving the management of development of educational services. - Makhachkala: ALEF, 2008. - 127p
7. Bashirova A. A. the peculiarities of the modernization and innovation processes in the economy of the problematic region in terms of its sustainable development // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 8. P. 62-67.
8. Gamidov G. S., Ismailov T. A., I. L. Tukkel ' Innovation economy: strategy, policy, solutions. - SPb.: Polytechnic, 2007. - 356p.
9. Gimbatov S. M. Problems of socio-economic development of republics of the North Caucasus // Questions of economy structuring. 2012. No. 3. P. 114-117.
10. Denisova I. P., Belov M. T. the Algorithm offormation of the integrated programme of social support at the level of the region // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 8. Pp. 68-73.
11. The dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. Methodological aspects of forming the regional social-economic policy // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 3. S. 78-84.
12. The dokholyan S. V., Sadykov A. M., Dokholyan A. S. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socioeconomic-environmental system Testing. 2015. No. 5 (32). S. 49-51.
13. Kutaev S. K. To the question on informal employment // Regional economy: theory and practice. 2009. No. 22 (115). S. 47-50.
14. Kutaev S. K. directions of development of economy and innovative potential of the region // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 1. S. 61-67.
15. Mitrofanov A. S., Mitrofanov I. P. Estimation of efficiency of innovative infrastructure of universities // Quality, innovation, education. 2014. No. 1. S. 11-17.
16. Sagidov Yu. N. Approaches to the development of the region's economy is peripheral in nature (on the example of Republic Dagestan) // Regional Economics: theory and practice. 2012. No. 29. Pp. 2-9.
17. Simonov K. V., Petrosyants D. V. Socio-political issues ofpublic consent in the formation of regional innovation cluster // Humanities. The Bulletin of the Financial University. 2015. No. 4. S. 6-12.
18. Dictionary of contemporary Russian literary language. Vol. 2. M.: Nauka,"2010. - 870 p.
19. Hadzhalova H. M. the Influence of modern quality of life for the formation of human capital // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 2. P. 109-115.
20. Chernyshov M. M. Macroregion as a new object of the state policy of socio -economic development of territories of Russia: integration aspects // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 8. S. 87 -97.
21. Health at a Glance Europe (EU), 2014. OCED Publishing. 2014.
22. Penning J. M. Human capital, social capital and firm dissolution // Academy of Management Journal. P. 998. Vol. 41. P. 425-440.
23. Wren D. A. The foundations of Anri Fayol's administrative thory. [Electronic sourse]. URL: http// www. bus./management.