Научная статья на тему 'Взаимодействие образования и бизнеса: опыт, проблемы, перспективы'

Взаимодействие образования и бизнеса: опыт, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образования и бизнеса: опыт, проблемы, перспективы»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИя И БИЗНЕСА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. В. Габьева, заведующая отделением ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В. А. Н. Л. Захарова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-производственной работе

В настоящее время в рамках экономической глобализации усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Повышение значимости государственно-частного партнерства для обеспечения соответствия качества подготовки квалифицированных рабочих требованиям современного рынка труда является сегодня одной из характерных особенностей реализации образовательных программ среднего профессионального образования [1]. Поэтому политика государства, направленная на развитие образования, предполагает конструктивное взаимодействие бизнеса, государственных и общественных институтов в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных организаций с различными институтами рынка труда, то есть с предприятиями-работодателями, департаментом федеральной службы труда и занятости населения, региональными органами исполнительной власти, общественными и образовательными организациями. Г. Г. Попова в качестве целевых ориентиров социального партнерства определяет: удовлетворение образовательных потребностей личности в соответствии с ее жизненными ценностями; удовлетворение потребностей производства, других организаций в росте кадрового потенциала; удовлетворение потребностей общества в обеспечении занятости и развитии рынка труда; удовлетворение потребностей самого образовательного учреждения в развитии и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [2].

Организуя образовательный процесс, администрация Кузнецкого техникума сервиса и дизайна определяет социальное партнерство одним из самых значимых направлений деятельности техникума. Социальное партнерство позволяет привлечь недостающие средства для модернизации материально-технической базы образования, ликвидировать дефицит ресурсов, необходимых для внедрения современных методов управления, а также передовых технологий оказания ус-

О />*& Я

Н. В. Габьева Н. Л. Захарова

луг и обслуживания. Проблема в том, что бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому без прямого привлечения инвестиций частного сектора не обойтись [3]. Таким образом, сегодня для системы профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики.

Социальное партнерство, направленное на повышение качества подготовки выпускников, предполагает различные формы взаимодействия с областными и городскими структурами: производственная практика студентов, экспертиза в ходе государственной итоговой аттестации выпускников, экскурсии на предприятия, строительные отряды, участие в разработке и корректировке учебных программ, совместное участие в конкурсном движении и в реализации грантовых программ, фестивалях, научно-практических конференциях, стажировка педагогов на крупных предприятиях, в ресурсных центрах, ведущих вузах и научных организациях и др.

В то же время активность и степень участия предприятий из различных отраслей производства в реализации государственно-частного партнерства не может быть одинаковой. Так, при подготовке рабочих кадров сферы услуг, специалистов для предприятий малого бизнеса (которые в основном и представляют наших работодателей) имеется ряд трудностей, связанных с неготовностью ра-

ботодателей к финансовым вложениям в развитие соответствующих образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что бремя обеспечения социальных услуг (сферы транспорта, здравоохранения, коммунального хозяйства, образования, службы быта и др.) традиционно лежит на государстве, несмотря на постоянно растущую в мире потребность в такого рода услугах и росте их качества. Как следствие, возрастают обязательства государства перед населением по качественному предоставлению этих услуг. А. Н. Головнин и М. А. Петрова считают, что государственно-частное партнерство — это способ привлечения бизнеса для решения социальных задач на условиях единства целей, задач и паритетности ответственности за конечный результат [4]. Этому препятствует сложившаяся российская практика взаимодействия бизнеса и государства в системе образования в основном на принципах благотворительности со стороны бизнеса. При этом современные принципы управления, разделения ответственности, формирования стратегий развития и инноваций, механизмы их распространения не внедряются в социальную сферу. Отсутствует однозначно сформулированный понятийный аппарат государственно-частного партнерства. Бизнес выступает в роли «деньгодателя», а учреждения социальной сферы — неконтролируемого со стороны бизнеса «деньгополучателя».

В КузТСиД им. Волкова В. А. накоплен положительный опыт сотрудничества в деле подготовки конкурентоспособных выпускников с предприятиями сферы услуг: ООО «Центр моды», салоном-ателье «Оксана Вишнякова», ООО Фабрика «Березка», ЧП Вержбицкая «Бюро красивых решений», ИП Грибова, салоном-парикмахерской «Лидия», ООО «Голливуд», салоном-парикмахерской «Мерлин» и др.

Мы отмечаем заметное оживление интереса работодателя к процессу подготовки профессионально грамотного специалиста, к формированию у рабочих кадров новых профессиональных компетенций в области компьютерной грамотности, правовой культуры в профессиональной сфере, в наращивании профессионального потенциала с опорой на имеющийся профиль.

Жизнь продиктовала задачу — подготовить специалиста, не ремесленника-исполнителя, а творческую личность, профессионала. Огромные возможности для решения образовательных задач появляются благодаря участию в конкурсном движении, которое рассматриваем как эффективную форму обучения студентов, формирующую у них творческо-деятельностную позицию, развивающую общие и профессиональ-

ные компетенции. В нашей копилке конкурсного опыта особое место занимают конкурс «Лучший по профессии», Чемпионат России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, Международный чемпионат по парикмахерскому искусству и декоративной косметике на Кубок Дружбы «Невские берега» и, конечно, чемпионат молодых профессионалов WorldSkills, который набирает в нашей стране все большую силу. То, что Россия выиграла право на проведение мирового первенства WorldSkills Competition в 2019 году в Казани, только подогревает интерес образовательного сообщества к этому конкурсу.

Конкурсом WorldSkills мы заинтересовали и наших работодателей. Они откликнулись и предоставили материальную базу своих предприятий для отработки студентами — участниками WSR — современных профессиональных навыков, а также охотно делились своим профессиональным опытом. За помощь в подготовке к конкурсу по компетенции «парикмахерское искусство» мы благодарны работодателям:

• парикмахеру-модельеру, неоднократному победителю международных конкурсов по парикмахерскому искусству Татьяне Ивановой, которая поделилась своим опытом с конкурсантами;

• директору фирмы «Эверест» Анне Денде-бера, которая полностью обеспечила конкурсанта парикмахерскими материалами и предоставила скидки на парфюмерию.

По компетенции «флористика» нам содействуют:

• директор салона цветов Flower Дмитрий Лу-невский. Подготовка проходила на его площадке, он предоставил весь необходимый материал для отработки заданий (цветы, аксессуары, упаковочный материал и т. д.);

• директор фирмы «Бюро красивых решений», руководитель школы флористики и ландшафтного дизайна Олеся Вербжицкая, которая на своем предприятии обучает конкурсанток плетению каркасов, работе с горшечными растениями и т. д.

Оба предпринимателя-флориста молоды, талантливы, инициативны, имеют опыт участия в конкурсах профессионального мастерства и в совершенстве владеют современными техниками флористических работ.

По компетенции «дизайн костюма» главным консультантом выступила директор арт-лаборатории «Стиль. Форма. Дизайн» Ольга Бондарь. Она поделилась опытом построения современных конструкций одежды, научила методу наколки изделий, современным приемам дизайна.

Профессиональные конкурсы создают условия для совершенствования выпускников в профессии и для взаимодействия с представителя-

ми профессии в неформальной обстановке. Это укрепляет партнерство образовательного учреждения с предприятиями и формирует деловые контакты выпускников, что поможет им при трудоустройстве.

Еще одно направление деятельности техникума не обходится без участия работодателей — это реализация дополнительных образовательных услуг. В ответ на запросы рынка труда и заявки обучающихся составляются дополнительные образовательные программы «парикмахер», «визажист», «маникюрша», «портной», «закройщик», «оформитель витрин» и др., которые осваивают ежегодно более 50 % студентов по направлениям.

Организуя учебный процесс по дополнительным образовательным программам, мы придерживаемся следующих принципов:

- учет интересов местного рынка труда и снижение напряженности на нем;

- формирование у рабочих и специалистов профессиональных компетенций, способствующих овладению новыми видами профессиональной деятельности;

- повышение качества рабочих мест, мобильности и конкурентоспособности обучаемых, способности осваивать новые технологии.

Ориентируясь на наш опыт, можно заключить, что деятельность образовательной организации в рамках государственно-частного партнерства

дает возможность улучшить качество образовательного процесса, использовать всевозможные ресурсы для его совершенствования, организации и проведения научных исследований и разработки всевозможных проектов, а также помогает активному развитию социальных инвестиций.

Таким образом, более тесное сотрудничество учебных заведений и предприятий позволяет скорректировать подготовку кадров в соответствии с потребностями экономики региона, сократить прием обучающихся по маловостребо-ванным профессиям, организовать подготовку по новым специальностям.

1. Лабунская Н. Л. Подготовка квалифицированных рабочих для современного рынка труда в учреждениях среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2014.

2. Попова Г. Г. Социально-образовательная составляющая социального партнерства в системе начального профессионального образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 7. — 2011. — С. 128-132.

3. Барановская Н. Капитал за партой. Образованию необходимы частные инвестиции. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/05/24/seleznev.html.

4. Головнин А. Н. Государственно-частное партнерство и социальная ответственность / А. Н. Головнин, М. А. Петрова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2010. — 1 (2). — С. 18-27.

О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИя

в деятельности профессиональной

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С. В. Филипьева, заведующая кафедрой менеджмента и экономики ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Н. Г. Пастор, методист лаборатории социального партнерства

В современных условиях перед средним профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи по формированию у обучающихся системного мышления, правовой, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. У выпускников должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции, необходимые для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда, для развития самостоятельности в реализации и обновлении своих знаний в соответствии с высокой динамичностью сферы труда.

С. В. Филипьева Н. Г. Пастор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.