Научная статья на тему 'Роль социального партнерства и движения WorldSkills в совершенствовании учебно-производственного процесса колледжа'

Роль социального партнерства и движения WorldSkills в совершенствовании учебно-производственного процесса колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / WORLDSKILLS / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлючков Геннадий Антонович, Решетка Сергей Анатольевич, Кучерявенко Сергей Владимирович

В статье представлен опыт подготовки и участия колледжа в конкурсном движении по рабочим профессиям. Анализируется роль социального партнерства и эффективной практики как ключевых элементов профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social partnership and of the WorldSkills movement in improving educational process at the College

The article deals with the preparation and experience of successful participation College in competitive movement by working trades, substantiates the importance of this aspect of the innovation activity in the educational process, ts components such as social partnership and the role of effective practices as key element of professional education.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства и движения WorldSkills в совершенствовании учебно-производственного процесса колледжа»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

WORLDSKILLS

Роль социального партнерства и движения WorldSkiUs в совершенствовании учебно-производственного процесса колледжа

ПАВЛЮЧКОВ Геннадий Антонович,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Юргинского технологического колледжа, г. Юрга (Кемеровская область)

РЕШЕТКА

Сергей Анатольевич,

заместитель директора по УПР Юргинского технологического колледжа,

г. Юрга (Кемеровская область)

КУЧЕРЯВЕНКО Сергей Владимирович,

кандидат философских наук, доцент, преподаватель Юргинского технологического колледжа,

г. Юрга (Кемеровская область)

Одной из актуальных проблем, стоящих перед отечественным профессиональным образованием, является подготовка высококвалифицированных специалистов на базе интеграции образовательных и производственных процессов. Учреждениями СПО страны накоплен богатый опыт работы в данном направлении.

В сжатом виде практико-ориентирован-ный подход в профессиональном образовании предполагает решение следующих задач:

- мотивация молодежи к получению рабочей профессии;

- формирование компетентностной модели специалиста для работы в инновационной среде;

- обеспечение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда через социально-партнерские связи с работодателями на основе реально востребованных профессиональных компетенций.

Все это возможно лишь при условии опережающего развития профессионального образования в соответствии с динамикой быстро меняющихся потребностей личности, социума и рынка труда.

Аннотация

В статье представлен опыт подготовки и участия колледжа в конкурсном движении по рабочим профессиям. Анализируется роль социального партнерства и эффективной практики как ключевых элементов профессионального образования

Ключевые слова:

практико-ориенти-рованный подход, социальное партнерство, WorldSkШs, практическая направленность обучения

Социальное партнерство

С учетом потребности рынка труда Юргин-ский технологический колледж (ЮТК) определил состав социальных партнеров из числа ведущих промышленных предприятий города и региона, организаций сферы услуг и заключил

с ними договоры. На протяжении последних лет прием в учебное заведение на все профессии и специальности осуществляется преимущественно по предварительному согласованию с работодателями. С учетом современного состояния рынка труда Западно-Сибирского региона подготовка кадров нового поколения осуществляется по таким направлениям, как сфера услуг, электронная техника, автоматизация, информатика, общественное питание. Предприятия и организации перечисленных отраслей все чаще приобретают высокотехнологичное оборудование, расходные материалы, что многократно усиливает значимость интеграции образовательных программ с реальными требованиями производства, что, в свою очередь, также требует вовлечения в учебно-производственный процесс социальных партнеров [3; 8].

Участие в движении WorldSkills

Еще одним направлением, где удалось достичь значимых успехов в подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы услуг, стало участие в движении молодых профессионалов WorldSkills [6].

Юргинский технологический колледж один из первых на Кузбассе принял участие в движении WorldSkills. Во II открытом чемпионате г. Москвы в рамках WorldSkills Russia (2013) студентка колледжа заняла 6-е место по компетенции «Поварское дело». В феврале 2014-го колледж стал победителем регионального конкурса WorldSkills Russia по компетенциям «Поварское дело» и «Кондитерское дело»; в апреле того же года принял участие в открытом конкурсе Сибирского федерального округа (Новосибирск) по компетенциям «Поварское дело» и «Кондитерское дело», «Парикмахер», «Косметология». Успешным стало и участие учебного заведения во II Национальном чемпионате по рабочим профессиям WorldSkills Russia (Казань, 2014): из 46 субъектов РФ Кемеровская область заняла 15-е место.

Во II региональном этапе WorldSkills Russia (Кемерово, 2015) колледж принял участие уже в пяти компетенциях: «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахер», «Косметология», «Сетевое и системное администрирование». В двух компетенциях студенты ЮТК заняли 1-е места, в трех — 2-е места. В том же году на III региональном этапе WorldSkills Russia студенты колледжа получили призовые места в компетенциях: «Прикладная эстетика», «Веб-дизайн», «Сетевое и системное администрирование» «Кондитерское дело» и «Поварское дело».

WORLDSKILLS

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В полуфинале чемпионата WorldSkills Russia (Новосибирск, 2015) в составе участников от Кузбасса Юргинский технологический колледж выступал в трех компетенциях: «Косметология», «Кондитерское дело» и «Графический дизайн». Все три участницы — студентки ЮТК заняли 2-е места.

На открытом международном чемпионате по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике «Невские берега» (Санкт-Петербург, 2016) 3-е место в двух номинациях и гран-при завоевала студентка ЮТК [10].

Составляющие успеха

Успешное участие колледжа на чемпионатах WorldSkills Russia обусловлено практической направленностью обучения [7], эффективным социальным партнерством. И конечно, важнейшим условием подготовки конкурентоспособного специалиста является комплексное учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение образовательного процесса. Так, в колледже ведется активная работа по обеспечению соответствия профессионального содержания требованиям новых ФГОС и инновационным технологиям в области производства. За последние четыре года на улучшение материально-технической базы колледж затратил более 14 млн руб. внебюджетных средств. Были приобретены проекционная аппаратура, стенды и оборудование, компьютеры, множительная техника, лицензионное программное обеспечение, мебель для кабинетов и мастерских. Все учебные кабинеты оснащены автоматизированным рабочим местом преподавателя, созданы и функционируют семь компьютерных классов, все обучающиеся имеют свободный доступ к Интернету. Преподаватели проводят занятия с использованием интерактивной доски.

Для обеспечения учебного процесса по специальностям созданы специализированные кабинеты «Рисунка с основами перспективы», «Живописи с основами цветоведения», «Дизайна», лаборатории «Техники и технологии живописи», «Художественно-конструкторского проектирования», «Типовых элементов, устройств систем автоматического управления и средств измерений», «Материаловедения, электрорадиомате-риалов и радиокомпонентов», «Измерительной техники», «Монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации систем автоматического управления». Создан и функционирует полигон технического контроля и диагностики сетевой инфраструктуры и мастерская монтажа и настройки объектов сетевой инфраструктуры, не имеющие аналогов на территории Сибирского региона.

Все вышеперечисленное и послужило базой для первенства Юргинского технологического колледжа среди учреждений СПО региона по многим направлениям, в том числе и в международном конкурсном движении WorldSkills, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом для дальнейшего совершенствования практической составляющей образовательного процесса.

Литература

1. Берглезова Т.В. Понятие кадрового потенциала и его влияние на эффективность деятельности промышленного предприятия / Корпоративный менеджмент // Проблемы предпринимательства в экономике России: Межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 8. — 2005.

2. Гарейшина А. М. Формирование и управление кадровым потенциалом региона [Электронный ресурс] // URL: http://konesh. ru/formirovanie-i-upravlenie-kadrovim-potencialom-regiona.html.

3. Данилова Н.В. Интегрированное пространство социальных партнеров в условиях реформирования СПО [Электронный ресурс] // URL: http://lib.convdocs. org/docs/index-47578.html.

4. Павлючков Г. А., Решетка С. А., Кучеря-венко С. В. Теоретические аспекты становления социального партнерства на примере г. Юрга Кемеровской области (раздел в коллективной монографии) // Государственно-частное партнерство: теоретические основы, базовые принципы и практика реализации / Под ред. В.В. Глухова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — С. 108-126.

5. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучеря-венко С.В. Государственно-частное партнерство — качественный ресурс в подготовке компетентного специалиста // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 1. — С. 61-64.

6. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявен-ко С.В. Конкурсы как инновационный фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // Молодые профессионалы Сибири: Сб. аналитических, информационных материалов по итогам полуфинала чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Сибирском федеральном округе-2016. — Красноярск: ООО РПБ «Амальгама»,

2016. — С. 157-160.

7. Павлючков Г. А., Решетка С. А., Кучерявенко С. В. Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 3. — С. 14-16.

8. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность / Новый город: образование для изменения качества жизни. — М.; СПб.: Югорск, 2003.

9. Саховский Д. А. Интеграция образования и производства как инновационный механизм подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных отраслей региона [Электронный ресурс] // URL: http://edu. rosuprava.ru.

10. Чернова Ж. С. Первый блин не комом... [Электронный ресурс] // URL: http://ytk.edu.ru/ articles.php?artid=305.

Юргинский технологический колледж одним из первых учреждений СПО Кузбасса принял участие в движении молодых профессионалов WorldSkills

Успешное участие колледжа на чемпионатах WSR обусловлено практической направленностью обучения, эффективным социальным партнерством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.