Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТНЫМИ РЕШЕНИЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТНЫМИ РЕШЕНИЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕШЕНИЕ / СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гачаев А.М., Исаев Х.А.

Стремительные изменения экономических, социальных и культурных условий, что происходят в современном обществе, обусловливают необходимость воспитания молодого поколения, которое способно отвечать требованиям общества ХХІ века. Неопределенность и изменчивость будущего требует специалистов, способных быстро адаптироваться, приспосабливаться, самостоятельно и ответственно принимать решения, ориентированных на успех и самосовершенствование. В связи с этим в процессе модернизации государственной системы образования возрастает необходимость формирования человекоцентрической образовательной среды. В концепции высшей школы подчеркивается, что выпускник новой школы - это личность, патриот, инноватор, способный менять окружающий мир, конкурировать на рынке труда, учиться на протяжении жизни. Реализация целей и задач, очерченных в основных нормативных документах, требует в воспитательной практике учебных заведений поиска оптимизации путей развития как интеллектуальных, так и социально-психологических и эмоционально мотивационных особенностей учащихся. То есть, задача современного образования - не только обучение, но и развитие личности, формирование навыков самоанализа, самооценки и рефлексии. В этом контексте значительные потенциальные возможности заложены в переживании успеха студентами как естественной основы их положительных эмоций в разносторонней деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гачаев А.М., Исаев Х.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN TECHNOLOGICAL DESIGN SOLUTIONS IN ECONOMIC EDUCATION

The rapid changes in economic, social and cultural conditions that occur in modern society make it necessary to educate the younger generation, which is able to meet the requirements of the society of the XXI century. The uncertainty and variability of the future requires specialists who are able to adapt quickly, adapt, make decisions independently and responsibly, focused on success and self-improvement. In this regard, in the process of modernization of the state education system, the need for the formation of a human-centered educational environment is increasing. The concept of the higher school emphasizes that a graduate of a new school is a person, a patriot, an innovator who is able to change the world around him, compete in the labor market, and study throughout his life. The realization of the goals and objectives outlined in the main normative documents requires in the educational practice of educational institutions the search for optimization of ways to develop both intellectual and socio-psychological and emotionally motivational characteristics of students. That is, the task of modern education is not only training, but also personal development, the formation of skills of introspection, self-assessment and reflection. In this context, significant potential opportunities are laid in the students' experience of success as a natural basis for their positive emotions in diverse activities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТНЫМИ РЕШЕНИЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Взаимодействие между технологическими проектными решениями в экономическом

образовании

Ахмед Магомедович Гачаев

Кандидат экономических наук, доцент

ведущий научный сотрудник отдела физико-математических и химических наук, Академия наук Чеченской республики, Грозный, Россия

Заведующий кафедрой «Высшая и прикладная математика»

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова Грозный, Россия Gachaev-chr@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Хампаш Абдурахманович Исаев

Кандидат экономических наук, и.о. доцента кафедры «Теплотехника и гидравлика» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова Грозный, Россия 15аеу|1атра5111965@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 05.04.2022 Принята 07.05.2022 Опубликована 15.06.2022

СЧ0.25726/г4802-2161-2116-а

Аннотация

Стремительные изменения экономических, социальных и культурных условий, что происходят в современном обществе, обусловливают необходимость воспитания молодого поколения, которое способно отвечать требованиям общества XXI века. Неопределенность и изменчивость будущего требует специалистов, способных быстро адаптироваться, приспосабливаться, самостоятельно и ответственно принимать решения, ориентированных на успех и самосовершенствование. В связи с этим в процессе модернизации государственной системы образования возрастает необходимость формирования человекоцентрической образовательной среды. В концепции высшей школы подчеркивается, что выпускник новой школы - это личность, патриот, инноватор, способный менять окружающий мир, конкурировать на рынке труда, учиться на протяжении жизни. Реализация целей и задач, очерченных в основных нормативных документах, требует в воспитательной практике учебных заведений поиска оптимизации путей развития как интеллектуальных, так и социально-психологических и эмоционально мотивационных особенностей учащихся. То есть, задача современного образования -не только обучение, но и развитие личности, формирование навыков самоанализа, самооценки и рефлексии. В этом контексте значительные потенциальные возможности заложены в переживании успеха студентами как естественной основы их положительных эмоций в разносторонней деятельности.

Ключевые слова

взаимодействие, решение, система, развитие, проекты.

Введение

Гуманизация системы образования, переход от авторитарно-директивной педагогики к личностно ориентированному обучению и воспитанию, персонификация образовательного процесса

декларирует центром образования ребенка с его индивидуальными потребностями, способностями и возможностями. Достижение успеха в современном учебном заведении предполагает создание благоприятных условий, которые бы формировали необходимые личностные качества, развивали внутренний, духовный мир студента способствовали становлению его самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения (С^и, 2020). В связи с чем большой интерес вызывает технология создания ситуации успеха и пути ее реализации.

Основными категориями педагогики успеха и технологии создания ситуации успеха, в частности, являются понятия «успех», «ситуация успеха», «достижение успеха».

Определение успеха давно интересовало человечество, еще в древние времена поднимались вопросы его природы и измерения. Так, для гуманистической этики Аристотеля характерно понимание успеха как разновидности счастья. А само счастье представлено как многовариативное явление: наслаждение, удача, богатство, почести. Со временем мыслители прошлого пытались дифференцировать успех и нрав и трактовали понятие успеха как проявление усилий человека, результат человеческой деятельности, а не награду высших сил (^г, 2001).

Материалы и методы исследования

К проблеме успеха, его решающему значению в воспитательном процессе неоднократно обращались выдающиеся педагоги и философы эпохи Возрождения и просвещения. Обдумывая принципы гуманизма, природосообразности, самодеятельности и свободного воспитания, педагоги заложили мощное основание педагогики успеха и признания воспитательного потенциала успеха в образовательной деятельности (Кггёоуа, 2002).

На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе не существует единого подхода к пониманию феномена успеха его содержания, природы и алгоритма достижения успешности.

В психологии под успехом понимается положительный результат деятельности, достижение, реализация цели, максимальная самореализация индивида. Основными признаками понятия «успех», определенные педагогами, являются достижения, которые сделала личность в сравнении со своим вчерашним днем, познания и совершенствования своих возможностей, развитие задатков, творческих сил. При этом учитывается не только результат, но и пути и методы его достижения. Недопустимым является успех, достигнутый посредством аморальных и антиобщественных действий. Свобода, самостоятельность, активность, создание оптимистического настроения будет способствовать достижению успехов человеком в деятельности (Макагепко, 2021).

Результаты и обсуждение

В исследовании проанализированы и уточнены представления об успехе в различных психологических моделях.

1. Модель конфликта (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн и др.). Личность постоянно находится между кардинально противоположными влияниями на нее, которые так или иначе приводят к конфликтности. К этому противостоянию относят как внутренние движущие механизмы, так и механизмы, которые преимущественно влияют извне. Итак, успех - компромисс, баланс между дихотомической энергией (Магкоуа, 2020). На поведенческом уровне это проявляется как постоянная борьба мотивов и потребностей человека. На более глубинном уровне-извечный «фрейдовский конфликт» биологического и культурологического компонентов.

2. Модель самореализации (А. Адлер, А. Маслоу, Ф. Перлз и др.). Предполагает наличие определенного самоактуализирующего процесса, который либо генетически заложен (врожденные способности), либо является определенной установкой (способности, которые можно развивать или приобретать). Отсюда, успех подается как реализация жизненных потенций; вопрос жизненного акме-периода как в бытовом понимании, так и в более глубинном.

3. Модель согласования (Дж. Келли, Б. Скиннер и др.). Согласование личностью своих ожиданий и их обратной связи, идущей извне. Именно поэтому успех понимается как эффективное соотнесение компонентов Я-концепции, как баланс между самооценкой и самоценностью.

Таким образом, в рамках нашего исследования мы разделяем мнение, что успех необходимо рассматривать как совокупность действия факторов, порожденных в микро- (внутренние мотивационно-поведенческие компоненты), меза- (социальная среда) и макросистемах (этническая принадлежность, коллективные ценностные структуры) развития личности.

В педагогическом значении успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи (Катапки!оу, 2015). Ожидание успеха заключается в стремлении студента заслужить одобрение, стремление укрепить свое Я, свою позицию, убеждения и ценности. Успех всегда связан с действиями, он не является самоцелью. Это результат достижения желаемой цели, принятой, признанной и значимой для индивида, переживания чувства радости после преодоления трудностей. Достижение предполагает получение конкретного результата, а признание может быть общественным, локальным или индивидуальным. Успех способствует достижению человеком состояния удовлетворенности жизнью, которое, в свою очередь, является питательной средой для дальнейших действий, способствующих цели самореализации. Это состояние стимулирует рост, который необязательно должен быть связан с традиционной деятельностью, а может касаться эмоциональной, моральной, духовной зрелости человека или развития других сторон его потенциала, что также является жизненным успехом (Ве!огегоуа, 2017).

Необходимость создания ситуации успеха для каждого ребенка давно осознана педагогической общественностью. В педагогической практике одной из первых технологий успеха принято считать технологию С. Френе. Его школа известна под названием «Школой успеха и радости». С. Френе утверждал, что человек не может существовать без успехов, именно успехи способствуют его жизненному самоутверждению: «любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма». Критикуя традиционную школу, педагог отмечал: «...Одни ученики хорошо учатся не только благодаря своим способностям, но еще и потому, что они получают хорошие оценки и успешно сдают экзамены (Ве!огегоуа, 2020). Других школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов...Смущена, потрясена своими неудачами ребенок ищет другие пути - как правило некрасивые, - чтобы хоть в чем-то достичь успеха». Отмечая необходимость изменения всей школьной модели, С. Френе особое внимание обращал на роль учителя, «основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям». По убеждению педагога, «нужно всегда способствовать успехам детей. От этого напрямую зависит эффективность обучения».

По убеждению В. Глассера, если ребенку удается стать успешным в школе, у нее есть хорошие шансы на успех во взрослой жизни. Задача школы заключается в обеспечении системы, в которой успех был бы реальным, ученики могли бы реализовывать свои способности. В противном случае ребенок вполне может стать неудачником, что является причиной не только его личной беды, но и социальных проблем. Рост социальной нестабильности, увеличение числа заключенных в тюрьмах, а также пациентов психиатрических больниц происходит потому, что потеряна всякая надежда на успех. В воспитательной системе В. Глассера прослеживается взаимосвязь между жизненным успехом отдельного индивида и благополучием государства.

Весомый вклад в разработку и популяризацию идей педагогики успеха49 сделал В. Сухомлинский. Исследовательница Л. Ткачук, по результатам анализа творческого наследия В. А. Сухомлинского утверждает, что успех в учебе не был для педагога самоцелью. Он рассматривал этот феномен как интегративный компонент общей системы образования (формирование личности), видя его смысл прежде всего в максимально полной самореализации каждого ребенка, отчетливо выявляя в понимании этой проблемы признаки личностно ориентированной системы обучения. Обосновывая значение школы в воспитании успешного человека, педагог считал значимой задачей создание такой воспитательной среды, в котором максимально раскрывались бы способности и стремление каждого человека к успешной деятельности (Ко!от1е1Б, 2020). Успех учащихся выдающийся педагог рассматривал как «глубоко своеобразную сферу их жизни, самовыражения и самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка».

Педагогическую ситуацию успеха В. Сухомлинский рассматривал как совокупность обстоятельств, обеспечивающих учителю и ученику достижение поставленной цели. Развивающую силу

обучения успехом он усматривал в том, что ощущение радости, удовлетворения от своих достижений в учебе служит механизмом формирования устойчивого чувства удовольствия, положительных мотивов деятельности, изменения уровня самосознания, самооценки и самовыражения личности. Устойчивый успех стимулирует силы личности, освобождает большие скрытые ее возможности, несет заряд интеллектуально-эмоциональной энергии.

В практической педагогической деятельности ситуация успеха используется в контексте определенной организационной формы как внешней стороны воспитательной работы. По этому поводу В. Демченко указывает, что «...важной задачей педагога является поиск такой формы, которая имеет организационный потенциал для создания ситуаций успеха, органично вплетаются в ее контекст в сочетании с другими методами воспитания». Проведенный педагогом анализ форм воспитания, которые описаны в научно-методической литературе и используются в школьной практике, дал основание сделать вывод, что «не любая форма воспитательной работы содержит организационно-методические условия для создания ситуации успеха. Для того, чтобы выбрать форму воспитания, в рамках которой можно было бы создать ситуации успеха, учитель должен учитывать ряд положений».

Прежде всего ученый советует рассматривать такие формы воспитания, которые обеспечат возможность переживания радости успеха для как можно большего количества детей. Оптимальными в контексте этого требования являются микрогрупповые и групповые формы воспитательной работы, которые выделяются по количеству участников (КикМук, 2021).

Они предусматривают максимально количественный состав воспитанников (20-25 человек), что может создать условия для эффективного общения, взаимодействия детей, сравнения своей деятельности и ее результатов с деятельностью других учеников.

Как такие, что имеют наибольший потенциал для создания ситуации успеха, А. Демченко называет формы воспитательной работы, которые предполагают организацию разносторонней деятельности учащихся, то есть те, которые отнесены к деятельностно-практическим: праздники, кружки, конкурсы, творческие часы, экскурсии и тому подобное. Включая детей в деятельность, которая соответствует их возрастным возможностям, способностям и актуальным потребностям, создаются условия для успешного включения в нее осуществления, получение положительного результата, осознание его значимости.

Для того, чтобы ученики стали субъектами воспитательного процесса, сами прикладывали усилия в достижении успехов, форма воспитания должна иметь стимулирующий потенциал. Например, такой формой может быть конкурс, специфическими признаками которого являются состязательность, соперничество, в нем заложены резервы для стимулирования и активизации разносторонней деятельности детей. Участие школьников в конкурсах направляет их на достижение успехов, учит побеждать и достойно переживать поражение; удовлетворяет потребность стать успешным, признанным, замеченным и отмеченным; позволяет испытать свои возможности, сравнить себя с другими, проявить себя по-новому, изменить свой статус в коллективе и тому подобное. Конкурс стимулирует тех, кто отстает, подтягиваться до уровня передовых, а передовых вдохновляет на новые успехи (Магкоуа, 2021).

Форма воспитания должна нести в себе эмоциональный потенциал, чтобы создать условия для переживания ребенком ощущения удовольствия от самой деятельности в целом и полученного положительного результата в частности. Эмоционально насыщенными формами воспитания, которые создают положительный фон для переживания ребенком радости успеха, удовлетворение от победы, есть конкурсы, викторины, праздники, трудовые дела и др.

Чрезвычайно важное значение в эффективной реализации технологии создания ситуации успеха имеет учет и соблюдении комплекса определенных педагогических условий.

Так, А. Максимова в своем исследовании «Формирование успешности личности шестилетнего первоклассника» основными педагогическими условиями формирования успеха определила:

1. Обеспечение субъект-субъектного взаимодействия в системе «учитель- ученик», «ученик - ученик». Указанное условие основывается на гуманистической концепции и предполагает отношение к ученику как к субъекту в педагогическом процессе, что предполагает демократический стиль

взаимоотношений между учителем и учеником. Ученики признаются и принимаются как равноправные партнеры, имеющие собственное мнение, способные сделать осознанный выбор, свободные в своем волеизъявлении и действиях (в разумных пределах).

2. Расширение сферы производительной деятельности, обогащения предметной среды. Это условие автор толкует в контексте включения ребенка в разнообразные виды деятельности по овладению различными сторонами общественного опыта и умелого стимулирования детской активности, что обеспечит простор для проявления и развития интеллектуальных, художественных, спортивных и тому подобное способностей детей, формирования у них навыков творческого саморазвития.

3. Развитие мотивации успеха, адекватной самооценки, волевых качеств, способностей. Весомым является сочетание развития подструктур личности в отношении достижения успеха с морально-этическим воспитанием.

4. Создание ситуаций успеха для учащихся благодаря обеспечению индивидуального подхода. Тщательное изучение личности каждого ребенка, выявление ее позитивных индивидуальных качеств, на которые можно опереться в работе, поможет продумать стратегию и тактику деятельности педагога, родителей, результатом которой будут оправданы надежды, ожидания, уверенность в своих силах, желание начинать новое дело.

5. Организация микросреды, направленного на успех ребенка. При этом важное значение приобретает осуществление психологической поддержки ребенка (понимается как процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах учащегося с целью укрепления его самооценки, помогает поверить в себя, избежать ошибок, поддерживает при неудачах) путем опоры на сильные стороны, демонстрации оптимизма, удовольствия, любви и уважения к ней, избегания подчеркивания его промахов, принятие индивидуальности ребенка, выявление веры в нее.

К значимым педагогическим условиям создания ситуаций успеха относят общую благоприятную морально-психологическую атмосферу на каждом занятии, при выполнении тех или иных заданий, поскольку это в значительной степени, по мнению автора, снимает чувство неуверенности, опасения приступить к внешне сложным заданиям. С психологической точки зрения успех является положительным эмоциональным переживанием радости, собственного достоинства от достигнутого учебного результата, из-за этого крайне важное значение имеет создание благоприятного психологического климата, или другими словами - положительного эмоционального фона, основой которого в учебной деятельности является атмосфера каждого отдельного занятия с ее положительным эмоциональным зарядом (Окито1о, 2007).

Положительные эмоции, связанные с достижением успеха, имеют укрепляющее влияние на поведение личности, переживание радости от успеха может стать устойчивой потребностью. Реализация этого условия требует от педагога учета не только внешних эмоций студента в определенной педагогической ситуации, но и его глубинных переживаний личностной способности и учебной компетентности в ситуации успеха, которая создается.

Заключение

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что технология создания ситуации успеха на современном этапе приобретает широкое распространение в образовательных кругах, что обусловлено особенностями гуманизации образовательного пространства и стратегической необходимостью внедрения современных технологий в воспитательный процесс учреждений образования, которые обеспечивают развитие индивидуальности и самобытности каждого студента.

Выяснено, что технология создания ситуации успеха соответствует личностно ориентированному подходу в воспитании, базируется на психологических механизмах формирования личности, непосредственно связана с ее естественной активностью. Охарактеризован этапы и стратегии создания ситуации успеха и определены условия, обеспечивающие эффективность ее практической реализации. Доказано, что создание ситуации успеха побуждает к познавательной самостоятельности и

творчества, способствует развитию личности, формированию навыков самоанализа, самооценки и рефлексии, имеет положительное влияние на самооценку и установки личности, помогает в ее самоопределении и самоутверждении.

Список литературы

1. Belozerova, T. В., & Agronina, N. I. (2017). The development of the social service system in Russia. Prensa Medica Argentina, 103(4). https://doi.org/10.4172/lpma.1000257

2. Gutsu, E. G., Demeneva, N. N., Mayasova, T. V, Kolesova, O. V, Kochetova, E. V, & Tivikova, S. K. (2020). Current problem of education management: Subjective attitude of university teachers to changes in higher education. Universal Journal of Educational Research, 8(11B), 6036-6041. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082239

3. Kamerilova, G. S., Kartavykh, M. A., Ageeva, E. L., Gordeeva, I. A., & Veryaskina, M. A. (2020). Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, 446-451. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_50

4. Katz, M.-L. (2001). Engineering a Hotel Family Language Ideology, Discourse, and Workplace Culture. Linguistics and Education, 12(3), 309-343. https://doi.org/10.1016/S0898-5898(01)00058-4

5. Kolomiets, O., & Litvinova, T. (2020). Analysis of the situation in higher education during the COVID-19 pandemic in the world: Opportunities and threats of online training [Анализ ситуации в высшем образовании в период пандемии COVID-19 в мире: возможности и угрозы он-лайн обучения Аннотация]. Economic Annals-XXI, 185(9-10), 167-177. https://doi.org/10.21003/EA.V185-16

6. Krízova, E. (2002). Un-conventional medicine from the aspect of the general practitioners [Nekonvencní medicina z pohledu praktickych lékaru]. Prakticky Lekar, 82(7), 425-429.

7. Kukhtyk, T., Honcharuk, V., Blahun, N., Skrobaka, Y., Vertii, Z., & Popova, A. (2021). Modeling The Application Of Educational Technologies In The Conditions Of Postgraduate Education In Ukraine. Journal of Management Information and Decision Sciences, 24(SpecialIssue1), 1-4.

8. Makarenko, L., Popovych, N., Pylypiv, V., Hrushchynska, N., Kotliar, L., & Sinenko, O. (2021). Selected Implementation of Educational Technologies of Management in the Conditions of Continuous Education in Ukraine. Journal of Management Information and Decision Sciences, 24(SpecialIssue1), 1-5.

9. Markova, S. M., Kutepova, L. I., Vaganova, O. I., Smirnova, Z. V, & Kutepov, M. M. (2021). EXPERIENCE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL CULTURE AND SPORT IMPLEMENTATION. Advances in Research on Russian Business and Management, 2021, 327-333.

10. Markova, S. M., Tsyplakova, S. A., Sedykh, C. P., Khizhnaya, A. V, & Filatova, O. N. (2020). Forecasting the Development of Professional Education. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, 452-459. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_51

11. Okumoto, Y. (2007). Skill transmission of welding work - Application of simulation technology of optimization -. Yosetsu Gakkai Ronbunshu/Quarterly Journal of the Japan Welding Society, 25(2), 309-315. https://doi.org/10.2207/qjjws.25.309

12. Ramankulov, S. Z., Sultanbek, M. Z., Berkimbaev, K. M., Meirbekova, G. P., Ussenov, S. S., Zhasuzakova, M. Z., & Shektibayev, N. A. (2015). Didactic conditions of implementation of ICT in the formation of creativity of future teachers of physics. Asian Social Science, 11(28), 51-57. https://doi.org/10.5539/ass.v11 n28p51

Interaction between technological design solutions in economic education Ahmed M. Gachaev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Leading Researcher of the Department of Physical, Mathematical and Chemical Sciences, Academy of Sciences of the Chechen Republic Grozny, Russia

Head of the Department "Higher and Applied Mathematics"

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikova Grozny, Russia Gachaev-chr@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Hampash A. Isaev

Candidate of Economic Sciences, Acting Associate Professor of the Department of «Heat Engineering and Hydraulics»

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikov Grozny, Russia Isaevhampashl 965@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 05.04.2022 Accepted 07.05.2022 Published 15.06.2022

€>10.25726/r4802-2161-2116-a

Abstract

The rapid changes in economic, social and cultural conditions that occur in modern society make it necessary to educate the younger generation, which is able to meet the requirements of the society of the XXI century. The uncertainty and variability of the future requires specialists who are able to adapt quickly, adapt, make decisions independently and responsibly, focused on success and self-improvement. In this regard, in the process of modernization of the state education system, the need for the formation of a human-centered educational environment is increasing. The concept of the higher school emphasizes that a graduate of a new school is a person, a patriot, an innovator who is able to change the world around him, compete in the labor market, and study throughout his life. The realization of the goals and objectives outlined in the main normative documents requires in the educational practice of educational institutions the search for optimization of ways to develop both intellectual and socio-psychological and emotionally motivational characteristics of students. That is, the task of modern education is not only training, but also personal development, the formation of skills of introspection, self-assessment and reflection. In this context, significant potential opportunities are laid in the students' experience of success as a natural basis for their positive emotions in diverse activities.

Keywords

interaction, solution, system, development, projects. References

1. Belozerova, T. B., & Agronina, N. I. (2017). The development of the social service system in Russia. Prensa Medica Argentina, 103(4). https://doi.org/10.4172/lpma.1000257

2. Gutsu, E. G., Demeneva, N. N., Mayasova, T. V, Kolesova, O. V, Kochetova, E. V, & Tivikova, S. K. (2020). Current problem of education management: Subjective attitude of university teachers to changes

in higher education. Universal Journal of Educational Research, 8(11B), 6036-6041. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082239

3. Kamerilova, G. S., Kartavykh, M. A., Ageeva, E. L., Gordeeva, I. A., & Veryaskina, M. A. (2020). Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, 446-451. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_50

4. Katz, M.-L. (2001). Engineering a Hotel Family Language Ideology, Discourse, and Workplace Culture. Linguistics and Education, 12(3), 309-343. https://doi.org/10.1016/S0898-5898(01)00058-4

5. Kolomiets, O., & Litvinova, T. (2020). Analysis of the situation in higher education during the COVID-19 pandemic in the world: Opportunities and threats of online training [Анализ ситуации в высшем образовании в период пандемии COVID-19 в мире: возможности и угрозы он-лайн обучения Аннотация]. Economic Annals-XXI, 185(9-10), 167-177. https://doi.org/10.21003/EA.V185-16

6. Krízova, E. (2002). Un-conventional medicine from the aspect of the general practitioners [Nekonvencní medicina z pohledu praktickych lékaru]. Prakticky Lekar, 82(7), 425-429.

7. Kukhtyk, T., Honcharuk, V., Blahun, N., Skrobaka, Y., Vertii, Z., & Popova, A. (2021). Modeling The Application Of Educational Technologies In The Conditions Of Postgraduate Education In Ukraine. Journal of Management Information and Decision Sciences, 24(SpecialIssue1), 1-4.

8. Makarenko, L., Popovych, N., Pylypiv, V., Hrushchynska, N., Kotliar, L., & Sinenko, O. (2021). Selected Implementation of Educational Technologies of Management in the Conditions of Continuous Education in Ukraine. Journal of Management Information and Decision Sciences, 24(SpecialIssue1), 1-5.

9. Markova, S. M., Kutepova, L. I., Vaganova, O. I., Smirnova, Z. V, & Kutepov, M. M. (2021). EXPERIENCE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL CULTURE AND SPORT IMPLEMENTATION. Advances in Research on Russian Business and Management, 2021, 327-333.

10. Markova, S. M., Tsyplakova, S. A., Sedykh, C. P., Khizhnaya, A. V, & Filatova, O. N. (2020). Forecasting the Development of Professional Education. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, 452-459. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_51

11. Okumoto, Y. (2007). Skill transmission of welding work - Application of simulation technology of optimization -. Yosetsu Gakkai Ronbunshu/Quarterly Journal of the Japan Welding Society, 25(2), 309-315. https://doi.org/10.2207/qjjws.25.309

12. Ramankulov, S. Z., Sultanbek, M. Z., Berkimbaev, K. M., Meirbekova, G. P., Ussenov, S. S., Zhasuzakova, M. Z., & Shektibayev, N. A. (2015). Didactic conditions of implementation of ICT in the formation of creativity of future teachers of physics. Asian Social Science, 11(28), 51-57. https://doi.org/10.5539/ass.v11 n28p51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.