Научная статья на тему 'Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи в условиях Логопедического центра'

Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи в условиях Логопедического центра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1158
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смелова Анастасия Владимировна

В данной статье говорится о проблеме организации совместной работы логопеда и родителей, трудностях возникающих в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением речи, необходимости своевременной и систематической коррекционно-логопедической работы. Особое внимание авторов было обращено на разработку практических направлений работы логопеда с родителями, их участие в процессе коррекции речи и налаживание внутрисемейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смелова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи в условиях Логопедического центра»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Смелова А.В.

Смелова Анастасия Владимировна - учитель-логопед, Логопедический пункт № 1, г. Волгоград

Аннотация: в данной статье говорится о проблеме организации совместной работы логопеда и родителей, трудностях возникающих в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением речи, необходимости своевременной и систематической коррекционно-логопедической работы. Особое внимание авторов было обращено на разработку практических направлений работы логопеда с родителями, их участие в процессе коррекции речи и налаживание внутрисемейных отношений. Ключевые слова: логопедическая работа, профилактика речевых нарушений, взаимодействие в семье, совместная работа логопеда и родителей.

В настоящее время постоянно растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Это, несомненно, влияет на их общее развитие и коммуникацию с окружающими. Дефекты речи характеризуются нарушением звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя, связной речи, темпо-ритмической стороны речи. Родителям таких детей, тяжело осознавать, что их ребенок имеет нарушения развития, это и определяет сложности общения, воспитания и взаимодействия в семье. В свою очередь семья является тем социальным институтом, где закладываются основные знания, появляется первый опыт общения и скалывается впечатление об окружающем мире. Внутрисемейные отношения играют одну из ведущих ролей в организации эффективной коррекционно-образовательной работы. Этим обусловлена актуальность и необходимость его изучения.

Работа по выявлению детей с речевыми нарушениями и профилактике возможных вторичных нарушений проводилась нами на базе Логопедического пункта №1 города Волгограда с марта 2018 года по май 2019 года. Было проведено диагностическое обследование детей зачисленных на логопедический пункт и произведена выборка детей, речевое развитие которых соответствует III уровню общего недоразвития речи. Для эксперимента нами была выделена группа детей из общего числа обследуемых детей. Экспериментальная группа насчитывает 20 старших дошкольников в возрасте 6 лет, речевое развитие которых соответствует общему недоразвитию речи III уровня.

На основании полученных результатов исследования был разработан план коррекционной работы, определена важность предупреждения возможных нарушений письменной речи, выявлена необходимость организации совместной работы логопеда и родителей по организации здоровой воспитательной среды.

При первичной встрече с родителями и детьми проводились диагностические обследования речи ребенка и моторной сферы, сбор анамнеза со слов взрослых.

По итогам диагностического исследования отношений в семьях с детьми с нарушением речи была выявлена необходимость организации совместной работы логопеда и родителей по преодолению трудностей воспитания, налаживанию контактов между детьми и родителями. Включение родителей в коррекционно-образовательную среду должно носить систематический характер. Их участие должно прослеживаться на всех этапах процесса обучения и воспитания ребенка.

В соответствии с особенностями ребенка и обстановкой в семье специалистом определяется форма работы: показ родителям приемов работы с ребенком, посещение родителями занятий, проводимых логопедом, выполнение родителями вместе со своими детьми домашних заданий, которые определяются логопедом, рекомендации логопеда родителям по воспитанию и развитию их детей, чтение

родителями специальной литературы, рекомендованной логопедом, реализация родителями творческих замыслов в совместной работе с ребенком, психокоррекция [Левченко, Ткачева, 2008].

С учетом речевых особенностей детей экспериментальной группы и выявленных воспитательных трудностей данных семей нами были определены следующие направления работы по коррекции и профилактики речевых нарушений и организации совместной работы логопеда и родителей:

1. Проведение своевременной диагностики речевых нарушений и семейных взаимоотношений;

2. Организация систематической коррекционной работы по преодолению речевых нарушений;

3. Организация рекомендательной беседы с родителями по вопросам речевого, общего развития их детей и построению внутрисемейного общения;

4. Включение родителей в коррекционный процесс по средствам их активного участия в обучении и воспитании ребенка;

5. Организация взаимодействия родителей и детей с использованием приемов творчества.

Одним из направлений нашей работы по организации взаимодействия родителей и логопеда была рекомендательная работа. Рекомендации носили общий характер и затрагивали не только особенности речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи, но и обращали внимание на важность общего развития и выбора правильных принципов воспитания. Рекомендательная беседа проводилась на начальном этапе работы на вступительных занятиях, основывалась на результатах диагностического исследования и информации от родителей о семейных взаимоотношениях, полученной при первой встрече [Мастюкова, Московкина, 2003].

На основном этапе работы по коррекции речи совместная работа логопеда и родителей проявлялось:

1. В выполнении совместных домашних заданий, выдаваемых ребенку, и последующей его проверке специалистом, беседе специалиста и родителей о возникших трудностях при его выполнении, определялся перспективный план работы на дальнейшие занятия;

2. В беседе с родителями по итогам каждого проведенного занятия, где обсуждались проявлявшиеся успехи и трудности, ситуации воспитательного характера, сложившиеся на занятии, давались воспитательные рекомендации;

3. В подборе дополнительной литературы для родителей в соответствии с особенностями семейной обстановки и индивидуальных возможностей ребенка, литературы о принципах семейного воспитания;

4. В посещении родителями открытых занятий логопеда с их ребенком, где создавалась возможность родителям познакомиться со спецификой коррекционно-логопедической работы и отметить те особенности поведения при обучении, которые они могут использовать при выполнении домашнего задания;

5. В ознакомлении родителей со спецификой работы других специалистов центра, объяснении значимости комплексной коррекции речи, а также при необходимости, рекомендации дополнительного посещения занятий специалистов смежных профессий.

В ходе коррекционной работы логопед применял следующие формы организации совместной работы с родителями:

1. Организация семейных творческих конкурсов рисунков;

2. Разработка информационных стоек по профилактическим вопросам;

3. Групповые консультативно-образовательные семинары;

4. Привлечение педагогов смежных специальностей для осуществления комплексной помощи нуждающимся детям;

5. Контрольное диагностическое обследование речевых возможностей детей экспериментальной группы.

На базе Логопедического пункта №1 проводился творческие конкурсы детских рисунков на тему «Мир на ладони», посвященные зимним забавам и Дню Космонавтики. Партнером данного конкурса выступило книготорговое предприятие «»Кассандра». Работы, занявшие 1,2 и 3 места, а также лучшие работы, по мнению голосовавших зрителей, были отмечены ценными призами. О конкурсах сообщалось всем детям и их родителям, зачисленным на занятия в речевой центр, в том числе и семьям экспериментальной группы. Творческие работы не ограничивались методическими требованиями. Данный творческий проект проводился с целью организации совместной деятельности родителей и детей, нахождении их общих интересов, налаживании процессов общения и совместного препровождения времени.

В данной работе приняли участие 14 семей из экспериментальной группы: 9 детей участвовало в первом этапе конкурса, 7 - во втором этапе (4 семьи приняли участие в обоих конкурсных направлениях). Это позволяет нам сделать вывод, что большинство родителей благоприятно расположены к совместной деятельности со своими детьми.

С целью информированности родителей по вопросам последствий несвоевременной или неэффективной коррекционно-логопедической коррекции ОНР и профилактики нарушений речи у детей младшего школьного возраста в Логопедическом пункте №1 была организована информационная стойка. Со стойки каждый заинтересованный родитель мог взять брошюру или визитку речевого центра. При возникновении у родителей дополнительных вопросов у них была возможность задать вопрос администратору, методисту или их специалисту. А также информационные брошюры раздавались родителям, при первичном обращении с интересующим их вопросом и семьям, прошедшим диагностическое обследование в Логопедическом пункте №1.

Следующей формой взаимодействие специалистов и родителей выступали групповые консультативно-образовательные семинары. На базе Логопедического пункта №1 24 февраля 2018 проводился семинар для родителей и студентов профильных направлений «Недоразвитие речи: логопедические аспекты коррекции» На данном семинаре рассматривались проблемы развития коммуникативной сферы ребенка, возрастные аспекты развития речи и технологии запуска и развития речи. На семинаре присутствовало 11 участников, 5 из которых являлись родителями детей зачисленных на занятия в речевой центр. Из экспериментальной группы участие в данном формате работы приняло 2 родителей.

Комплексность и преемственность в коррекционно-образовательной работе осуществлялось, при необходимости, в направлении детей на консультацию к другим специалистам центра: дефектологу, коррекционному педагогу и психологу. Формат работы организовывался в виде экспресс-диагностики, когда родитель мог получить быструю и эффективную консультацию и помощь, получить ответы на возникшие вопросы у педагога данных профессиональных компетенций.

По заверении коррекционно-образовательной работы логопедом было проведено повторное диагностическое исследование по результатам которого были выявлены улучшения в процессах формирования и развития речи детей, определены положительные тенденции в развитии моторных навыков, отмечены успехи в становлении высших психических функций и поведении детей. Родители со своей стороны отметили налаживание коммуникативного взаимодействия в семье, положительную динамику во взаимоотношениях с детьми по вопросам коррекции, появление в их семьях новых форматов общения и времяпрепровождения, увидели результаты работы по коррекции речи в неформальных ситуациях общения детей.

Данное направление деятельности логопеда носит пролонгированный характер, что подразумевает продолжение работы разработанного формата уже на этапе школьного обучения. В свою очередь данные о положительной динамике речевого,

66

общего развития и взаимодействия детей и родителей в условиях семьи подтверждают результативность применяемых технологий работы логопеда.

Действительно, коммуникативное взаимодействие в семье выступает как фактор преодоления речевого дефекта ребенка при условии организации взаимодействия логопеда с семьей и своевременной логопедической помощи, двусторонней деятельности, с одной стороны, логопеда, педагогов, специалистов социально-психологического профиля, а с другой - родителей, других членов семьи, ребенка с целью его полноценного личностного развития.

Список литературы

1. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. Москва: Просвещение, 2008. 239 с.

2. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Москва: Владос, 2004. 408 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/ notices/index/IdNotice:40988/Source:default/ (дата обращения: 19.01.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.