Научная статья на тему 'Взаимодействие личностных и субъектно-деятельностных характеристик менеджеров сестринского дела в процессе профессионализации: типологические варианты'

Взаимодействие личностных и субъектно-деятельностных характеристик менеджеров сестринского дела в процессе профессионализации: типологические варианты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ / PERSONALITY / SUBJECT OF ACTIVITY / PROFESSIONALIZATION / MANAGEMENT OF NURSE BUSINESS / TYPOLOGICAL ALTERNATIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Борисовна

В работе обсуждаются результаты эмпирического исследования закономерностей и механизмов взаимодействия личностных и субъектно-деятельностных характеристик менеджеров сестринского дела в процессе профессионализации. На основании анализа интериндивидуальной вариативности констелляций вышеназванных характеристик в психологической организации менеджеров выделены три типологических варианта структурной организации личностных и субъектно-деятельностных оснований успешности в данном специфическом виде управленческого труда. Представлены психологические профили этих типов менеджеров: «самоорганизованный менеджер», «профессионально компетентный, ориентированный на служение социальный тип» и «профессионально компетентный предпринимательский тип».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of personal and activity-based characteristics of nurse business managers in the course of professionalizing: TYPOLOGICAL ALTERNATIVES

The article discusses the empirical research results concerned with the regularities and mechanisms of interaction of personal and activity-based characteristics of nurse business managers in the process of professionalization. Basing upon the analysis of inter-individual variability of constellations of the abovenamed characteristics in managers' psychological organization, the author distinguishes three typological alternatives of the structural organizations of the personal and activity-based foundations of the successful managerial work in this sector. The paper considers psychological profiles of the manager types: “self-organized manager", “professionally competent and service-focused social type" and “professionally competent business type".

Текст научной работы на тему «Взаимодействие личностных и субъектно-деятельностных характеристик менеджеров сестринского дела в процессе профессионализации: типологические варианты»

УДК 37

Дадова Залина Исмеловна

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры общеправовых

дисциплин

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

О ЗАДАЧАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Dadova Zalina Ismelovna

PhD in Philology, Senior Lecturer, General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CONCERNING THE TASKS OF THE IMPROVEMENT OF THE YOUTH'S MORAL EDUCATION

Аннотация:

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Автором предпринята попытка осмыслить методологические основы воспитания молодежи в условиях современности, проанализированы способы улучшения духовно-нравственного воспитания молодежи. В работе определены оптимальные способы социализации личности подростка. Предложен комплекс мер по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, глобальная проблема, радикальные взгляды, российская молодежь, нравственные ценности, социализация молодежи.

Summary:

The article discusses the problem of moral education by studying the methodological foundations of the current upbringing of youth. The author analyzes the ways to improve the spiritual and moral education of youth. The article considers the best ways of adolescents' socialization and suggests a package of measures aimed at the improvement of the spiritual and moral education of youth.

Keywords:

teenagers' moral upbringing, global problem, radical views, Russian youth, moral values, youth socialization.

Одной из ключевых задач современной государственной молодежной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Сложные социальные и экономические процессы, происходившие в стране в последние годы, оказали разрушительное воздействие на сферу духовно-нравственных отношений. Воспитательные функции таких важных институтов, как семья, школа, культура, средства массовой коммуникации и т. п., стали намного слабее.

Культура молодежи, как и всего общества, опирается на систему ценностей, ее интерпретацию и моральные, правовые, религиозные, экономические, политические и другие нормативные регуляторы общения и поведения.

Разрушение традиционного механизма и форм политической социализации молодежи, а также манипуляции средствами массовой информации ведут к деформации и извращению самих ценностей и их проявлений в массовом и индивидуальном сознании в форме отклоняющегося поведения (от правовых, нравственных или целевой направленности норм поведения).

В условиях мощных интеграционных процессов, динамизма развития новой эпохи, широкого спектра противоречий современной цивилизации информационный фактор играет немаловажную роль. Это связующий элемент различных культур и ценностных систем, формирующий компонент ценностных ориентаций и поведения молодежи. Такая взаимосвязь культуры и ценностей посредством информационного обмена между народами является элементом повседневной жизни россиян и выступает формой духовного общения граждан России, в том числе молодежи (на формальном и неформальном уровнях) с народами других стран. Эти процессы требуют новых подходов в духовной области, формировании системы общероссийских ценностей, систем ценностей различных групп населения, особенно молодежи, с целью регуляции типов их поведения.

Тревожная тенденция роста межнациональных конфликтов, в которые оказываются вовлечены преимущественно представители молодежи, также приводит к отклонениям в поведении и меняет структуру ценностей личности, соотношение целей и средств [1, с. 237].

Вероятность внешних и внутренних угроз национально-государственным интересам России и отсутствие противодействия им искажает ценности молодежи: исторические и национальные, культурные и религиозные, политико-правовые и нравственные, профессиональные и семейные.

Конкретно общероссийские ценности представляют собой: высочайшую духовность на благо народа, самобытность и национальное самосознание; любовь к отечеству и патриотизм,

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 9)

слитый с российской государственностью; совестливое и терпимое отношение к другим народам и религиям; уважительное отношение к личному человеческому достоинству, к старшим и своим предкам, их традициям и ритуалам во всех сферах деятельности. Неприятие этого ведет к инфантилизму и вырождению нации. Таким образом, ценности как элемент механизма контроля и регуляции поведения молодежи могут формировать через интересы и мотивы, ценностные ориентации психологическую устойчивость, повышать ответственность, интеллектуальную значимость личности, укреплять дружбу с другими народами и этносами и т. д.

На формирование, становление и развитие личности современного подростка оказывают влияние множество факторов: психологических, социальных, культурных, экономических. «У каждого подростка присутствует нечто индивидуальное. ...родителям, психологам и педагогам надо помнить, что ... необходимо каждого <подростка> поставить на путь жизни, сочетающий в себе как физическое, так и духовное развитие» [2, с. 49]. Духовно развитый человек - это человек, способный самореализоваться и самосовершенствоваться, познавать себя, свои способности, правильно оценивать свои поступки с точки зрения норм духовно-нравственного воспитания и поведения.

В процессе воспитания формируется волевой характер человека, умение преодолевать трудности (противостоять им), идти к поставленной цели. Строится отношение к миру, основанное на любви.

Все начинается с семьи, с семейной культуры, ее почитания, а также с выработки и воспитания заботливого отношения к членам своей семьи. «Родители не могут прожить за детей их жизнь, но в трудные минуты они должны им помогать, не занимать позицию "над" или "под", а быть рядом, что труднее всего» [3, с. 53].

Школа и семья должны всесторонне развивать личность. У молодого человека следует формировать потребность в продолжении процесса самообразования, самовоспитания морально-волевых качеств.

Духовно-нравственное обогащение образовательного процесса и воспитания в школе и социальной среде принесет свои плоды.

Воспитание уважительного отношения к своему народу, а также его культуре, к другим народам и их культурам, установление положительных контактов с ними, а также умение плодотворно взаимодействовать с представителями других культур говорят о высоком духовно-нравственном воспитании личности.

Однако недостаточно просто представить перечень задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Надо обозначить конкретные шаги, которые по силам выполнить не только родителям, но и их детям.

Ученик становится субъектом полноценного воспитания в том случае, когда он знает цель своего воспитания. У него должен быть стимул, идеал, на который он будет ориентироваться в процессе воспитания. Нельзя прийти к поставленной цели лишь на уровне школы (с участием учеников и учителя). Необходимо также участие родителей в общем образовании и воспитании.

На основе истории, ценностей народа у подрастающего поколения необходимо развивать и формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну. В целях налаживания связей, сохранения и преемственности поколений следует часто организовывать встречи молодежи с воинами-интернационалистами, ветеранами и участниками Великой Отечественной войны (в преддверии семидесятилетия Победы в ВОВ эти встречи стали проходить чаще). В школах рекомендуется проводить традиционные мероприятия военно-патриотического воспитания, тематические выставки, круглые столы, читательские конференции, вечера памяти, книжные выставки, конкурсы патриотической песни. Необходимо всячески способствовать созданию условий для повышения духовно-нравственных качеств юношей и девушек. В духовно-нравственном воспитании детей и подростков весомую роль играют детские общественные организации, которые объединяют большое количество детей.

Все проводимые спортивно-массовые мероприятия, а также участие спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях можно освещать на соответствующих сайтах, а также в СМИ. Наряду с этим представляется возможным использовать рекламные баннеры с изображением спортсменов-победителей.

Необходимо постоянно принимать меры по снижению уровня размещения информации, негативно влияющей на духовно-нравственное развитие людей, особенно на детей и молодежь.

Воспитание уважительного отношения к национальным обычаям и традициям, несомненно, также приблизит достижение поставленной цели.

Органы местного самоуправления должны уделять больше внимания восстановлению духовности, нравственности, гражданства и патриотизма населения, особенно детей и молодежи, в городских округах и муниципальных районах краёв, областей, республик страны через органи-

зацию творческих мероприятий. В целях передачи духовно-нравственного опыта, способствующего восстановлению связей между поколениями, этносами и конфессиями, широко используются различные формы искусства (фестивали, смотры-конкурсы, выставки картин и изделий народного творчества и т. д.).

Развить всесторонне человека - одна из целей духовно-нравственного воспитания. «Воспитание - совокупность равноценных и взаимосвязанных структурных образований, формирующих единое гражданское пространство взаимодействия участников воспитательного процесса с выходом в социум» [4, с. 122].

Культурно-досуговая сфера играет немаловажную роль в становлении личности подростка, формировании его ценностей. Но тем не менее необходимо вовлечение в процесс воспитания подрастающего поколения участников всех сфер жизнедеятельности, а также практическая реализация социально-культурных технологий на уровне социальной политики государства.

Ссылки:

1. Бозиев А.Т. Социализация молодежи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов (на примере КБР) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. Вып. 4. С. 236-239.

2. Дадова З.И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2013. № 11. С. 49-52.

3. Дадова З.И. Агрессивное поведение подростков и его профилактика // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2013. № 11. С. 52-55.

4. Шхагапсоева М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.